Психологическая помощь детям с церебральным параличом, ее направление и задачи.

В представленном материале раскрывается понятие детский церебральный паралич (ДЦП), причины возникновения, формы. Расмотрены основные стадии течения ДЦП, также рассмотрены направления психологической диагностики детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon spetsialnaya_psihologiya.ppt2.74 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологическая помощь детям с церебральным параличом, ее направление и задачи. Выполнила Хватова Елена Сергеевна

Слайд 2

Актуальность проблемы В настоящее время более часты случаи рождения детей с ДЦП. Наблюдения последних лет показали, что комплексное, систематическое лечение может значительно снизить степень инвалидизации ребенка или даже вовсе устранить ее.

Слайд 3

Цель нашей работы описать основные направления психологической помощи ДЦП

Слайд 4

Задачи: Раскрыть понятие ДЦП, причины возникновения, его формы. Основные стадии течения ДЦП Направления психологической диагностики детей, основные принципы.

Слайд 5

Детский церебральный паралич (ДЦП) это тяжелое заболевание, которое возникает у ребенка в результате поражения головного и спинного мозга на ранних этапах его формирования (внутриутробном, в период родов или в период новорожденности). Основным клиническим симптомом при ДЦП является нарушение двигательных функций, однако, кроме этого, у детей с ДЦП имеют место нарушения зрения, слуха, речи, интеллекта.

Слайд 6

Важным звеном в патогенезе психических нарушений у детей с церебральным параличом является недоразвитие или аномальное развитие фило и онтогенетически наиболее молодых мозговых структур, развивающихся уже в постнатальный период. У ребенка с ДЦП прежде всего в той или иной степени выключена из деятельности важнейшая функциональная система — двигательная.

Слайд 7

Основные причины развития ДЦП: Пренатальные Натальные Постнатальные вредные факторы

Слайд 8

В классификации К.А.Семеновой (1968) выделено пять форм ДЦП: Спастическая диплегия. Гемипаретическая форма ДЦП. Гиперкинетическая форма ДЦП. Двойная гемиплегия. Атоническиастатическая форма.

Слайд 9

Спастигеская диплегия — наиболее часто встречающаяся форма ДЦП, известная под названием болезни, или синдрома, Литтля. При данной форме в значительной степени поражены ноги, однако ребенок может научиться частично обслуживать себя. При этой форме часто наблюдается задержка психического развития; 30-35 % детей со спастической диплегией страдают умственной отсталостью в степени нерезко выраженной дебильности. У 70 % наблюдаются речевые расстройства в форме дизартрии.

Слайд 10

Гемипаретигеская форма ДЦП в 80 % случаев развивается у ребенка в ранний постнатальный период, когда вследствие травм, инфекций и т. п. поражаются формирующиеся пирамидные пути. При этой форме поражена одна сторона тела: левая при правостороннем поражении мозга и правая при поражении преимущественно левого полушария. При данной форме обычно тяжелее поражается верхняя конечность. У 25-30 % детей с гемипаретической формой ДЦП наблюдается дебильность, у 40-50 % — вторичная задержка умственного развития.

Слайд 11

Гиперкинетигеская форма ДЦП развивается у ребенка вследствие билирубиновой энцефалопатии, что является результатом гемолитической болезни новорожденных. В неврологическом статусе у этих больных наблюдаются гиперкинезы, мышечная ригидность шеи, туловища, ног. Несмотря на тяжелый двигательный дефект и ограниченную возможность самообслуживания, уровень интеллектуального развития при данной форме ДЦП выше, чем при предыдущих. В 10 % случаев наблюдается тугоухость.

Слайд 12

Двойная гемиплегия — самая тяжелая форма ДЦП. Кроме тяжелых двигательных нарушений (поражение нижних и верхних конечностей) при данной форме ДЦП, как правило, наблюдаются тяжелые речевые нарушения, выраженное снижение интеллекта.

Слайд 13

Атонигескиастатигеская форма встречается значительно реже других форм, характеризуется снижением мышечного тонуса, нарушением координации движений, равновесия. Наблюдается недоразвитие речи и интеллекта.

Слайд 14

Многолетний опыт отечественных и зарубежных специалистов, работающих с детьми с церебральным параличом, показал, что чем раньше начата медико-педагогическая реабилитация этих детей, тем она эффективнее и лучше ее результаты.

Слайд 15

В работах К. А. Семеновой с соавторами выделены три основные стадии течения ДЦП: ранняя стадия — первые месяцы жизни(острыми нарушениями гемои- ликвородинамики, возникающими в процессе родов ); ранняя резидуальная — первые годы жизни. Установочные рефлексы у ребенка не формируются или формируются их элементы. Произвольная моторика резко отстает в своем развитии, кроме того, нарастают патологические синергии, устанавливаются патологические двигательные стереотипы. 3. поздняя резидуальная — с 24 до 16 лет. окончательным развитием патологического двигательного стереотипа

Слайд 16

У детей с церебральными параличами нарушения в психическом развитии стоят в тесной взаимосвязи с двигательными расстройствами.

Слайд 17

Проблема ДЦП приобретает не сколько медицинскую, сколько социально-психологическую значимость, так как психомоторные нарушения, двигательная ограниченность, повышенная раздражительность мешают таким детям адаптироваться к жизни в обществе, усваивать школьную программу. При неблагоприятных обстоятельствах такие дети не могут реализовать свои способности, не имеют возможности стать полноправными членами общества. Поэтому очень важна коррекция негативных проявлений детского церебрального паралича.

Слайд 18

Правильно подобранные методики психологической помощи с учетом индивидуально психологических особенностей больных оказывают положительное влияние на динамику их умственного и личностного развития.

Слайд 19

Процесс психологической диагностики детей с ДЦП делят на направления: психологическая диагностика развития моторных функций, сенсорных функций, мнемических, интеллектуальных, особенности мотивационнопотребностной сферы и индивидуальноличностных характеристик.

Слайд 20

При исследовании особенностей сенсорного и интеллектуального развития дошкольников с ДЦП необходимы: детский стол и стул или же специальное кресло, если ребенок не сидит самостоятельно) материал (доска Сегена, четырехцветные блоки и доска к ним, кубики Косса, их детский двухцветный вариант, лото «цвет и форма», «цвет и количество», набор объемных и плоских фигур для осязания; предметные картинки, набор карточек для обобщений методом исключения, цветные карандаши, альбомы для рисования

Слайд 21

. Во время свободной игры ребенка психолог фиксирует следующие моменты: 1) проявляет ли ребенок интерес к игрушкам; 2) как долго ими занимается; 3) употребляет ли ребенок игрушку по назначению.

Слайд 22

Диагностические методики исследования: Восприятие формы на доске сегена Восприятие цвета предметов

Слайд 23

3. Восприятие величины предметов 4. Исследование особенностей осязательного восприятия предметов (игра Волшебный мешочек) 5. Исследование конструктивной деятельности

Слайд 24

6. Исследование особенностей рисования 7. Исследование мыслительных процессов(лишний предмет)

Слайд 25

8. Классификация предметных картинок 9. Обследование счетных навыков

Слайд 26

В процессе психологической диагностики детей и подростков с ДЦП необходимо соблюдать ряд основных принципов : 1. Деятельностный принцип, направленный на проведение психологического обследования в контексте деятельности доступной ребенку с ДЦП: предметнопрактической, игровой, учебной деятельности.

Слайд 27

2. Принцип качественного анализа полученных данных психологического обследования. Для психолога важен не только конечный результат выполнения тестового задания, а также способ работы ребенка, его умение переносить усвоенные навыки на новое задание, отношение ребенка к заданию, собственная оценка достигнутых результатов.

Слайд 28

3. Принцип личностного подхода. В процессе психологической диагностики психолога должен интересовать не отдельный симптом, а личность ребенка в целом. 4. Принцип сравнительного подхода. При изучении аномального развития психолог должен правильно ориентировать в особенностях психического развития здорового ребенка. 5. Принцип комплексного подхода к диагностике психического развития аномального ребенка. Он включает в себя учет множества факторов, лежащих в основе аномального развития ребенка с ДЦП: клинических, педагогических, психологических, социальнопсихологических .

Слайд 29

После окончания диагностических занятий рекомендуется переходить к коррекционным занятиям.

Слайд 30

Требования к работе с детьми с ДЦП: 1. Педагог-психолог должен хорошо отдавать себе отчет в своей деятельности. 2. Не испытывать жалости к детям и не фальшивить им. 3. Время занятия не более 20 минут для одного ребенка или группы детей. 4. Вариативность требований к ребенку. 5. Гуманность и естественность в отношении с детьми. 6. Самостоятельность детей во время занятий.

Слайд 31

В коррекционной работе психологом используются такие упражнения: Дыхательные упражнения. Коммуникативные упражнения. Они бывают трех типов: Индивидуальные упражнения Парные упражнения Упражнения для развития произвольности.

Слайд 32

Спасибо за внимание