Активная консультация для педагогов "Формирование сенсомоторных навыков у дошкольников через игровую деятельность"

Данный материал будет полезен психологам и воспитателям дошкольных учреждений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktivnaya_konsultatsiya.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Активная консультация для педагогов

«Формирование сенсомоторных навыков

у дошкольников через игровую деятельность»

Подготовил:

педагог – психолог

МДОУ ЦРР – д/с №15

Чекушкина О.В.

На современном этапе проблемы сенсомоторного развития дошкольников широко обсуждаются в педагогической практике.

  Сенсомоторика (от лат. sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель) — это  взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности: получение сенсорной информации, которое приводит к запуску тех или иных движений, а те, в свою очередь, служат для регуляции, контроля или коррекции сенсорной информации.

Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? Или наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?

Сенсомоторика взрослого человека  работает на уровне рефлексов. Например: мы идём по улице, глаза увидели препятствие: лужу, камень, … мы или останавливаемся или делаем движение в сторону. Сработало сенсомоторное восприятие.

Или мы услышали громкий звук, я не знаю, как именно отреагируете вы, но какие-то изменения в вашем движении будут, вы либо остановитесь, либо ускорите движения, либо посмотрите в сторону, откуда доносится звук.

Ещё пример: рисуем пейзаж – при помощи руки на лист переносим то, что видят глаза.(взаимодействия зрения и движения руки и пальцев)

 Сенсорное и моторное развитие ребенка нужно стимулировать, даже если  ребенок развивается по возрасту. 

Всем нам известно, что для того чтобы ребенку, познакомиться с каким – нибудь предметом, необходимо  его изучить:

 — потрогать руками, сжимать, гладить, то есть совершать какие – то действия, которые называются моторными.

Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, поэтому важно стимулировать умственное развитие детей, организуя различные игры на развитие сенсомоторных навыков. При этом необходимо позаботиться о том, чтобы эти игры были лишены монотонности, а наоборот, стали увлекательным занятием для дошкольников.

Сенсорные игры.  Эти игры дают опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима «пища».

Моторные игры (бег, прыжки, лазание). Задача педагогов в детских учреждениях заключается в организации игрового места для детей, насыщении его такими предметами, игрушками, играя с которыми ребенок развивает движения,  учится понимать их свойства – величину, форму, а затем цвет, так как правильно подобранный дидактический материал, игрушки привлекают внимание малыша к свойствам предметов. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.

Игры и приспособления для развития сенсомоторики можно купить в магазине или сделать самим из подручных материалов. Давайте рассмотрим некоторые варианты, которые можно сделать самостоятельно.

Шарик-паутинка

Возьмите любой старый поролоновый шарик, плотный и прочный жгут разных цветов, и продевая жгуты сквозь мяч, сделайте петли по всей поверхности мячика. Такой мяч очень яркий и цветной,  он привлекает внимание ребенка, и его легко поймать за любую петлю. Такие мячи используются для деток с нарушениями моторики, чтобы помочь им поверить в свои силы и отработать навыки бросания и ловли предметов. Но вы можете играть с таким мячом и просто так – маленькие дети с удовольствием будут ловить «паутинку».

Мяч-комета

Такой мяч можно сделать еще проще – всего лишь  прикрепив к обычному мячику хвост из разноцветных лент или пришив хвост, сделанный из ткани разных цветов. При подбрасывании ленты будут развиваться, как хвост кометы. Научите ребенка ловить сам мяч, сначала он будет ловить за ленточки, потому что это проще, постепенно учите делать более точные движения. Бросайте мяч так, чтобы он пролетал сбоку от ребенка, а малыш пусть ловит мяч, когда тот максимально приблизится.

Шифоновые платки

Возьмите несколько разноцветных легких платков и научите ребенка попеременно их подбрасывать и ловить. Платки медленно поднимаются и опускаются, поэтому отработать координацию будет гораздо проще. Начинать заниматься можно уже с одного года. Начните с одного платка: подбрасывайте его сами, а ребенок пусть ловит. Постепенно увеличивайте количество платков, переходите в разные части комнаты и вновь подбрасывайте платки – пусть ребенок ловит их последовательно, один за одним. Еще одно упражнение на развитие связей между полушариями: пусть ребенок одной рукой подбрасывает один платок, а второй ловит другой платок, постепенно добавляйте еще платки, тем самым переходя к жонглированию. Действия рук должны быть противоположными – одна ловит, другая подбрасывает.

Ловим мячик

Возьмите легкий поролоновый мячик и пластмассовый стаканчик. На дно стаканчика прикрепите веревочку - можно проткнуть донышко, продеть туда веревочку и завязать узел. Другой конец веревочки прикрепите к мячу. Длина веревки должна быть достаточной, чтобы, держа стаканчик в руке, можно было забросить мячик в него. Это упражнение позволяет проработать точность движения руки, укрепить мышцы и развить ловкость.

От 1 года до 3 лет 

Кубики и пирамидки способствуют формированию у ребенка причинно-следственной связи. Играя с ними, ребенок на собственном опыте открывает важные закономерности и отношения, существующие в предметном мире (размер, форма, их соотношение, динамические свойства) и их культурный смысл.  

Кубики — это традиционная детская игрушка начиная с самого раннего возраста. Игра с кубиками развивает ловкость рук, целенаправленные действия, мелкую моторику, воображение и мышления. Кубики могут иметь стандартную форму, а могут быть совершенно необычными как «Вальдорфские кубики», позволяя рукам малыша ощутить всю прелесть естественных природных форм.  Так же для сенсомоторного развития детей раннего возраста используются различные: пирамидки, вкладыши, сортеры, шнуровка и т.д.

Период от 3 до 6 лет является периодом детской активности, направленной на создание какого-нибудь продукта – конструкции, мозаики, рисунка, аппликации и т.д.

Конструктор – это не простая игрушка — это тренажер, который развивает в ребенке целый ряд полезных навыков и умений: моторику, координацию, пространственное воображение, усидчивость, терпение и целеустремленность. Различные способы соединения требуют различных действий, учат выстраивать последовательности. 

Например, конструктор «Катящийся шарик» - эта настольная игра для детей прекрасно развивает фантазию и пространственное мышление, занятия с конструктором способствуют развитию мелкой моторики и аккуратности.  

Мозайка - это способ создания изображения из мельчайших элементов: гвоздиков, кусочков пластика, стекла и т.д. Собирание мозаики очень важно для развития мелкой моторика рук, так же развивается образное мышление, воображение. 

Восковые мелки – это не просто инструмент для рисования, это отличный тренажер для формирования правильного захвата при подготовке руки к письму.

Вода и песок – это уникальные вещества, свойства которых делают игры с ними отличным способом сенсомоторного развития, да и просто дарят детям множество положительных эмоций.

 Игры на развитие координации движений, помогают ребенку лучше осознать границы своих физических способностей и существенно их расширить. Например, Настольная игра "Ловкие удочки" помогает развить глазомер и координацию движения рук. Это игра, требующая предельной скоординированности движений, однако, с совсем несложными правилами.   

Игрушка «Деревянные колодки» способствует выработке чувства равновесия. Колодки — это ближайшие родственники ходулей. У них полукруглое основание, ходить на котором довольно сложно, и очень весело. Они вырабатывают чувство равновесия, развивают координацию движений.

Очень важной частью развития сенсомоторных способностей являются «пальчиковые игры».

Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий.  Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.  

 Оптимальный вариант развития мелкой моторики – использование физкультминуток. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движением  обладают рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.

Для развития ручной умелости, а так же детского творчества, артистизма у детей используются различные виды инсценирования, в которых принимают участие все дети. Игры, напоминающие театральные представления, требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых:   пальчиковый театр, «Театр рукавичек», театр теней и т.д.  В этих инсценировках  (где действуют пальцы и руки) большие возможности для развития ручной ловкости, движений кисти и пальцев рук, умелости, точности, выразительности движений и развития речи.

Перекрестные движения

Левое полушарие контролирует правую сторону тела, а правое контролирует левую. Мы нуждаемся в равноценной работе обоих полушарий, необходимо формирование межполушарного взаимодействия.

Можно  включать в комплекс утренней зарядки упражнения на перекрестные движения рук и ног. Например, наклонитесь   и   достаньте   левой
рукой правый носок ноги и наоборот.

Как вы видите игр для сенсомоторного развития очень много.  

Но на начальном этапе в каждой игре необходимо руководство со стороны взрослого, который включает ребенка в деятельность и формирует действие и восприятие.