Главные вкладки

    Факторы, влияющие на успешность обучения

    Коротких Светлана Николаевна

       В последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению мотивации существенно усилился в связи с резкими изменениями жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего. Одним из критериев обеспечивающим качество обучения является учебная мотивация учащихся.

       Мы  знаем, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности.

    Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием?

    Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon faktory_vliyayushchie_na_motivatsiyu_k_obucheniyu.doc55.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Факторы, влияющие на мотивацию к обучению

     Слайд

       В последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению мотивации существенно усилился в связи с резкими изменениями жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего. Одним из критериев обеспечивающим качество обучения является учебная мотивация учащихся.

    Слайд

      Мы  знаем, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности.

    Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием?

    Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

    Одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. А в основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом.

     Для того, чтобы определить  на сколько учебный процесс интересен для учащихся нашей школы,  мы провели анкетирование. Объективность ответов учащихся была разной, кто- то отвечал честно, возможно были неправдивые  ответы. В любом случае мы получили  следующие результаты.

    Слайд

    На вопрос «Зачем я хожу в школу?» 92 % учащиеся среднего уровня ответили, чтобы учиться, а  18% из этих же учеников еще отметили одну причину как общение, 2% учащихся не смогли  выбрать мотив к обучению, они ответили, что не знают, зачем ходят в школу. Для этих учащихся совершенно утерян интерес к обучению.

    Учащиеся старшего уровня 100% отметили смысл пребывания в школе – для того, чтобы учиться.

    Слайд

    Ученики начального уровня так же приняли участие в опросе.

    Высокий уровень

    46,00%

    В итоге мы получаем 66% мотивированных к обучению учеников

    Хороший уровень

    20,00%

    Положительное отношение

    22,00%

    Школа этих детей привлекает внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем.

    Низкий уровень

    9,00%

    12% Подобные школьники посещают школу неохотно, На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности, в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем.

    Негативное отношение

    3,00%

    Вот так, выглядит мотивация к обучению с точки зрения учащихся.   Мы видим положительные результаты, но снижение качества успеваемости наблюдается почти  во всех  классах. Здесь встает вопрос «А могут ли дети учиться лучше?»

    Слайд

    94% учащихся среднего  и 88% старшего уровней ответили, что могли бы учиться лучше.  Это же огромный не реализованный потенциал. И лишь 6% и 12% учеников  осознают, что учеба дается им с трудом и все старания, которые прикладывают ученики, не приносят положительных результатов.

    Затем перед нами встал вопрос: « А хотят ли ученики быть успешными?» при достаточно хорошей мотивации к обучению и осознании того, что могли бы учиться лучше.

    Слайд

    На слайде вы видите ответы учеников: 88% старшеклассников и  90% средние классы хотят быть успешными.

    Следующим этапом в изучении вопросов формирования у школьника желания учиться является психологический аспект, который приоткроет завесу таинственности в вопросах выстраивания мотивационной линии у детей.

     Итогом формирования мотивации к обучению является школьная успеваемость. Но для многих школьников и их родителей время, отведенное для выполнения домашних заданий, становится ежедневным испытанием терпения. Бывают такие случаи, когда родителям приходится много раз призывать ребенка сесть за уроки. Вместо того чтобы делать уроки, ученик играет на компьютере, смотрит в окно, рисует маленьких человечков в тетрадке или грызет карандаш. Родители теряют терпение, и – слово за слово – разгорается скандал. Ребенок не получает удовольствия от учебы, находясь под постоянным давлением взрослых и, как следствие, полностью теряет интерес и желание учиться.

      Ежегодно у большинства учащихся стремление к достижениям в учебе и мотивация к обучению снижается. Причем если раньше в такую категорию детей попадали, в основном, подростки – в связи с переходным периодом – то теперь неуклонно снижается мотивация к обучению даже у малышей в начальной школе.

    Слайд

    Ведущей деятельностью для всех школьных возрастов является учение, 

    Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться.

    В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, ведущими являются мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно». Имея знания, ученик получает высокие отметки, которые, в свою очередь – источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости.

    В среднем школьном возрасте ученик осваивает социальную действительность межчеловеческих отношений, оценивает себя через мнения и оценки других людей. На эмоциональное самочувствие ребенка в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами. Роль учения и учебной деятельности уходит на второй план.

     У старшеклассников, по сравнению с подростками, интерес к учению повышается. Это связано с тем, что складывается новая мотивационная структура учения. Ведущее место занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни.

       Каковы же причины снижения успеваемости  у школьников? На снижение успеваемости влияют самые различные факторы, идущие как от самого ребенка, так и от содержания, методов и форм обучения и семейных взаимоотношений.

    Чтобы сохранить у ребенка желание учиться, стремление к знаниям, необходимо научить его хорошо учиться.
    Все родители мечтают, чтобы их дети хорошо учились. Но некоторые родители считают, что, отдав ребенка в школу, можно облегченно вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Конечно же, школа не отказывается от своих обязанностей. Но это дело не только школы, но и родителей. Мы, учителя, объясняем детям приемы работы, а как усвоил ребенок эти приемы, как они их использует и использует ли вообще, остается вне поля зрения учителя. А у родителей есть полная возможность проконтролировать своего ребенка. Они могут оказать ту помощь, которую не может оказать учитель.
    Особенное значение в этом случае приобретает сотрудничество родителей и учителя, согласование их действий. Усилия семьи и школы в решении этой проблемы – едины. Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях: 

    • Помощь родителей в выполнении домашнего задания;
      • контроль за выполнением домашних заданий;

    • организация режима дня;

      На вопрос о   «Сколько же времени тратят учащиеся на подготовку домашнего задания?»мы получили следующие результаты:

    Слайд

     39% учащихся старшего и 53% среднего уровней  достаточное время тратят на подготовку домашнего задания. Тогда почему низкая успеваемость? 61% учащихся  старшего и 47% среднего  уровней  мало времени уделяют домашней подготовке. Но ведь они говорят, что могут учиться лучше, тогда почему не учатся?

    Может учащиеся  нуждаются в помощи родителей? На этот вопрос мы получили следующий ответ:

    Слайд

    29,60%

    50%

     Не получают помощи  родителей. Если старшеклассники более самостоятельны, то ученики 5 – 9 классов нуждаются в помощи и контроле со стороны взрослых.

    36,30%

    66,60%

     Контроль как мы видим на слайде по результатам опроса  36% и еще в старших классах  66% родителей не осуществляют.

    Некоторые родители не контролируют детей вообще, объясняя это нехваткой времени, занятостью. В результате дети не усваивают материал, работы выполняются небрежно, грязно, пробелы начинают накапливаться, что может привести к интеллектуальной пассивности ребенка. Он не понимает вопросов учителя, ответов товарищей. Ему становится неинтересно на уроке, он не пытается умственно работать, а не желание напрягаться мысленно, перерастает в привычку, т.е. развивается интеллектуальная пассивность. Что приводит ребенка к нежеланию учиться. 

    Поэтому помощь детям должна оказываться своевременно. В противном случае пробелы в знаниях будут накапливаться, а ликвидировать их потом будет просто невозможно.

    Контроль должен быть систематическим, а не от случая к случаю и не ограничиваться вопросами:
    - какие отметки?
    - выполнил ли уроки?

     И немного о режиме дня. Организация режима дня позволяет ребенку:
    - легче справляться с учебной нагрузкой;
    - защищает нервную систему от переутомления, т.е. укрепляет здоровье. Точный распорядок занятий – это основа любого труда.

    Слайд

    Но  у 54% учащихся среднего звена и у 33% старшего звена режим дня отсутствует. А среди учеников, имеющих режим, есть те кто не соблюдаютего. И в итоге 67%учащихся средних классов  и 44% старшеклассников не имеют организованной каждодневной деятельности.

    Возможно недостаточное количество времени затраченное на подготовку домашнего задания, отсутствие режима дня и дефицит внимания со стороны взрослых это те компоненты, которых не достает ученику для  успешности в обучении.

     Мотивация к обучению – не постоянная величина, она изменяется в зависимости от ситуации, настроения, предмета изучения, но нет ни одного ребенка, которого нельзя было бы «заинтересовать» школьными дисциплинами. У каждого человека есть силы, благодаря которым он способен учиться. Но все можно изменить – в том числе, и сформировать у школьника желание  к учебе.  Необходимо лишь вовремя  направить ребенка в нужное русло, побеседовать по душам, ответить на наболевшие вопросы, помочь разрешить возникшую проблему, предоставить ему самостоятельность и развить в нем понимание мотивационного взаимодействия.