Проблема исследования эмоционального интеллекта

Цветкова Маргарита Александровна

Статья посвещена становлению понятия "эмоциональный интеллект" и его значению в современной психологической науке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ei.docx12.45 КБ

Предварительный просмотр:

Открытие феномена «эмоциональный интеллект» явилось результатом развития представлений о природе когнитивных и аффективных процессов, об особенностях их взаимосвязи. К важнейшим достижениям в изучении данного феномена относится обогащение представлений об эмоциях (представления об эмоциях как об одной из подсистем сознания; как о факторе мотивации), расширение представлений об интеллекте (в том числе идея множественности интеллектуальных проявлений, открытие социального интеллекта), а также встречное движение в исследованиях эмоций и интеллекта (идея единства и продуктивного взаимодействия аффективных и когнитивных процессов).

Проблема эмоционального интеллекта весьма активно рассматривается зарубежными учеными: Дж.Мейер, П.Сэловей, Д.Карузо, Д.Гоулман, Г.Орме, Д.Слайтер, X.Вейсингер, Р.Стернберг, Дж.Блок.
В российской психологической науке понятие "эмоциональный интеллект" было впервые использовано Г.Г.Горсковой. В настоящее время изучением эмоционального интеллекта занимаются Д.В.Люсин, Э.Л.Носенко, Н.В.Коврига, О.И.Власова, Г.В.Юсупова, М.А.Манойлова, Т.П.Березовская, А.П.Лобанов, А.С.Петровская и другие.

Актуальность выбранной проблематики обусловлена тем, что эмоциональный интеллект как предмет социально-психологического исследования является относительно новым, малоизученным феноменом. В настоящий момент существуют различные подходы к пониманию сути и структуры эмоционального интеллекта (R.Bar-On; D.Goleman; J.Mayer, P.Salovey, D.R.Caruso; И.Н.Андреева; Д.В.Люсин; Е.А.Сергиенко, И.И.Ветрова и др.). Однако единая согласованная теория эмоционального интеллекта не разработана. Отсутствуют данные, отражающие возрастной аспект становления эмоционального интеллекта и его специфика у детей с интеллектуальной недостаточностью. В свою очередь, необходимость изучения эмоционального интеллекта диктуется запросами практики, заключающимися в определении факторов, влияющих на эффективность обучения и воспитания детей с задержкой психического развития.