Консультации для родителей "Развитие внимания дошкольников"

Семeнова Светлана Власовна

Психолог знакомит родителей с понятием  "Внимание" . Карототека упражнений и  игр, которые можно использовать для развития внимания у дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №11 «Ручеек» общеразвивающего вида

 с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому развитию детей»

города Чебоксары Чувашской Республики

Консультация для родителей по теме:

«Внимание дошкольника.

 Упражнения и игры для развития внимания»

        

составила и провела

                                                                                         педагог- психолог

                                                                                                   Семенова С.В.

2016 год

Здравствуйте уважаемые родители! Я рада приветствовать вас в нашем дошкольном учреждении. Я педагог- психолог, Семенова Светлана Власовна.

Приветствие. Для начала мы с вами пройдемся по залу и поздороваемся со всеми, кто находится в музыкальном зале.

Игра «Ласковое слово» (родители поочередно называют ласковые слова или фразы, которые вы используете, поощряя ребенка) .Умничка, моя принцесса, красотуляит.д.

Сл. № 1.Не смотри по сторонам», «Будь внимательнее! » - подобные фразы часто сопровождает растущего ребенка дома, в детском саду, и во время прогулок на улице. Что же такое ВНИМАНИЕ, и как это процесс влияет на жизнь ребенка, его познавательные способности?

Сл. №2.ВНИМАНИЕ - психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Внимание детей дошкольного возраста непроизвольно, то есть привлекает внимание только то, что интересно, ярко и вызывает эмоциональный отклик. Ребенку трудно сосредоточиться, если объект не вызывает у него интереса, это важно помнить при занятиях с детьми.

Сл. №3. Виды внимания

Сл. №4 Непроизвольное внимание–внимание, при котором сосредоточенность ребенка и его направленность возникает в результате воздействия на ребенка какого-то сильного, яркого, необычного для него раздражителя. Такой неожиданный, даже внезапный и резкий раздражитель психо-физиологически заставляет ребенка отвлечься от всего и сконцентрироваться именно на нем без каких-либо дополнительных усилий с его стороны. Непроизвольное внимание как бы становится реакцией со стороны ребенка на вопрос: «Что? », «Где? », «Откуда? » в том случае, когда ребенок сталкивается с непривычным, необычным и новым для него в данной ситуации. Пример, во время занятия в детском саду из-за двери вдруг раздается мяукание котенка, а потом в приоткрывшуюся дверь «заглядывает» и сам котенок. Внимание детей от того, что говорил педагог, конечно же, будет отвлечено на игрушку, неожиданно появившуюся перед детьми.

Известно, что непроизвольное внимание–это стихийное явление, которое внезапно возникнув, может точно так же легко исчезнуть, потому что характерным для такого вида внимания в первую очередь является отсутствие любых усилий со стороны ребенка для его появления и дальнейшего его сохранения. Опытный родитель-воспитатель сможет справиться с возникшей ситуацией, которая вызвала появление непроизвольного внимания у ребенка, используя механизм этого непроизвольного внимания. Пример, взрослый может применить новый, необычный и непривычный для ребенка в данной ситуации элемент («в гости» к ребенку в момент непроизвольного переключения ребенка на новый объект, т. е. тогда, когда он отвлекся от происходящего действия или события на что-то постороннее, может «придти» какой-то сказочный герой, персонаж из мультфильма, а может быть вдруг залает собачка, прилетит комарик и т. д.) Включив механизм непроизвольного внимания, взрослый тем самым сконцентрирует ребенка на нужном ему моменте, используя этого нежданного персонажа, героя или любого «гостя».

Как доказывают исследования физиологов, психологов, педагогов, к пяти годам ребенок уже сам начинает пытаться управлять собственным вниманием, учится заставлять себя сосредотачиваться на чем-либо важном и нужном, на том, что просит от него взрослый, тем самым отодвигая на второй план занимательное, интересное и вообще всю информацию из мощного потока окружающей жизни. Сл. №5.Это вид внимания, при котором ребенок самостоятельно ставит перед собой осознанную цель сконцентрироваться, сосредоточиться, собраться на чем-либо, являетсяпроизвольным. При произвольном внимании психо-физиологически требуется от ребенка наличие затрат физической энергии на то, чтобы не просто сконцентрироваться на поставленной перед собой цели, но и удерживать необходимый объект в поле своего внимания для достижения итогового результата. Во время концентрации и проявления такого произвольного внимания у ребенка идут определенные затраты временного характера и энергетического. По этой причине необходимо не просто привлекать ребенка к процессу удержания внимания, но и активно его хвалить за то, что он пытается пользоваться произвольным вниманием.

Каким же образом развивается произвольное внимание ребенка? Все возможные способы и средства, необходимые ребенку для управления им собственным произвольным вниманием ребенок получает только в постоянном взаимодействии с окружающими взрослыми. Это и родители, и родственники, и, конечно же, воспитатели, которые постоянно привлекают ребенка к новым видам деятельности, например, к играм с правилами, конструированию по образцу или плану и т. п. Ознакамливая ребенка с этими видами деятельности, взрослые таким образом организуют его внимание при помощи определенных словесных инструкций. Т. о., взрослые направляют ребенка на необходимость выполнять заданные операции с учетом определенных обстоятельств. Пример, взрослый помогает ребенку строить замок (дом, город и т. п.) из деталей конструктора или кубиков, сопровождая действия ребенка инструкцией: «Для того, чтобы твой замок был прочным и стоял устойчиво, бери сначала большие детали, а потом уже выбирай те, что поменьше». Через некоторое время ребенок начинает сам озвучивать свои действия и называть используемые предметы, детали и явления, на которые ему важно обратить свое внимание, чтобы выполнить задание полностью. Так ребенок усваивает основное средство управления собственным вниманием–это умение в словесной форме озвучить то, на что он будет опираться в своей работе.

Сл. №6.Важно отметить, что нередко возникают ситуации, когда те действия, которые требовали усиленной концентрации и напряжения, вдруг перестают нуждаться в целенаправленном сосредоточении внимания, то есть они настолько становятся интересными для ребенка, что чрезвычайно сильно его увлекают. Этот процесс есть переход произвольного внимания в послепроизвольное, где происходит смешение характерных признаки произвольного и непроизвольного внимания. Схожесть послепроизвольного внимания с произвольным состоит в активности, целенаправленности, а схожесть послепроизвольного внимания с непроизвольным состоит в отсутствием усилий для его сохранения. Например, выполняя задание по постройке замка из конструктора, ребенок сначала концентрируется на указаниях взрослого, но в процессе построения замка так увлекается процессом, что перестает слушать взрослого и не реагирует даже на окружающие звуки. Внимание ребенка здесь полностью захвачено процессом построения.

В качестве вывода можно сказать, что в дошкольном возрасте главным видом внимания все же остается непроизвольное, но к 5-6 годам уже можно видеть и развитие произвольного внимания, и наличие послепроизвольного.

Сл. №7, 8.В старшем дошкольном возрасте развиваются и свойства внимания:

Объем внимания - зависит от количества объектов, которые одновременно ребенок может воспринять, "схватить" с одинаковой ясностью. Разложите на столе 10 небольших предметов и накройте их платком или салфеткой. Затем откройте предметы на 3 секунды и вновь закройте их. Сколько предметов ребенок сможет назвать?

Устойчивость внимания - показывает, как долго ребенок может поддерживать достаточный уровень сосредоточенности на объекте или деятельности. Установлено, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут, после чего необходимо сделать небольшой перерыв.

Концентрация внимания - определяет, насколько сильно, ребенок может сосредоточиться на объекте, не отвлекаясь на посторонние факторы. Сила сосредоточения у дошкольников невелика, ее важно развивать. Например, попробуйте вместе с ребенком разучить стихотворение при включенном радио или телевизоре.

Переключение внимания - определяется скоростью преднамеренного перехода ребенка с одного объекта или вида деятельности на другой. При этом перевод внимания всегда сопровождается нервным напряжением, которое реализуется волевым усилием.

Распределение внимания - его рассредоточение на несколько объектов. Именно это свойство дает возможность совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания (например, в школе, при списывании с доски ребенку одновременно придется распределять внимание между доской и тетрадью, указаниями учителя).

В дошкольном возрасте переключение и распределение внимания развиты слабо и требуют тренировки. Для тренировки переключения и распределения внимания можно использовать такое упражнение. Ребенку предлагается лист со строчками, состоящими из разных фигур, которые расположены вперемежку: круги, квадраты, прямоугольники, трапеции, овалы и т. п. Дается задание: одну фигуру (например, круг) зачеркивать вертикальной чертой, а другую фигуру (например, треугольник) подчеркивать горизонтальной чертой, все остальные фигуры пропускать.

Сл. №9.Плохая переключаемость внимания иногда может проявляться в таком широко распространенном явлении, как рассеянность, в детском возрасте проявляется в неумении ребенка надолго сосредоточиться на чем-то одном, в частом отвлечении. Некоторые причины рассеянности:

Во-первых, появление в носоглотке ребенка аденоидов. Эти образования мешают носовому дыханию, что ведет к обеднению кислородом системы кровоснабжения мозга и к нарушению его нормальной работы.

Во-вторых, причиной рассеянности может стать легкое и быстро проявляющееся утомление детей. Чтобы избежать этого, важно следить за тем, чтобы ребенок соблюдал режим дня, особенно в выходные дни. Не стоит перегружать его в выходные занятиями в различных кружках, посещением гостей, просмотром фильмов, компьютерными играми и т. п.

В-третьих, причиной рассеянности может быть неправильное воспитание ребенка в семье. Освобождение ребенка от всех его обязанностей и одновременно выполнение всех его прихотей, отсутствие нормирования времени занятий, отдыха, развлечений, разбросанность интересов также может вызывать быстрое утомление и отключение внимания у ребенка.

Свойства внимания, можно и нужно развивать. Растущему ребенку важно понимать, почему он должен быть внимательным, а для этого его необходимо научить быть внимательным.

Сл. №10.Внимание –  одно из уникальных свойств психики человека, без которого невозможна работа  памяти, мышления, воображения.

Сл. №11.Приемы развития внимания у детей:

1. Учите слышать и понимать с первого раза предъявляемые им требования и инструкции (применять прием «повторения, проговаривания» : выслушал задание (просьбу, повтори. Все понятно? (для активизации понимания и принятия задания)

2. Учить сознательно направлять внимание на определенные предметы и явления, управлять вниманием в соответствии с целью (при рассматривании иллюстраций: найди самый высокий дом, найди такого человека (и даем описание… ; на улице: среди стоящих машин найти машину определенного цвета; найди такое то дерево, обсуждать увиденное и услышанное

Сл. №12.1. Найди отличия (дается две картинки с похожим изображением одного и того же предмета, но на одной есть много отличий)

Сл. №13.2. Найди такой же (подобрать пару одинаковых предметов из множества других)

Сл. №14.3.  Найди рыбок.

Сл. №15,16,17.4. Лабиринты

Сл. №18,19.5. Что изменилось (на стол выкладывается несколько игрушек, после просмотра, ребенок закрывает глаза, одна игрушка убирается или меняется местоположение, ребенку предлагается узнать, что изменилось)

Сл. №14.6. Запрещенное движение (ребенок выполняет упражнения по команде, заранее договаривается, что одно движение запрещено, даже если оно называется, его выполнять нельзя). Пример: руки поднимаем вверх;  хлопать в ладоши; прыгать – это запрещенное движение; на месте шагать и т.д.

или еще игра «Будь внимателен»

Игра развивает внимание, учит быстро и точно реагировать на звуковые сигналы

дети встают в круг и начинают двигаться, выполняя при этом различные задания в соответствии с командами ведущего:

♦ зайчики —- прыгать

♦ лягушки — приседать и прыгать вприсядку

♦ цапли — стоять на одной ноге, другая нога поджата, как у цапли

♦ раки — пятиться

♦ коровы — мычать

♦ птицы — расставлять руки в стороны и бежать

Сл. №21.7.  Перерисуй узор, рисунок (ребенок должен перерисовать предложенный рисунок точно по клеткам)

Сл. №22.8.Найди всех пчелок.Найди и покажи всех птичек.

Сл. №23.Конечно, данные игры не будут для взрослого единственно верным способом решения проблемы по развитию внимания ребенка.

Не следует забывать о том, что все, что окружает ребенка может и должно способствовать развитию его внимания. Залог этого развития – желание и фантазия взрослых, окружающих ребенка. Здорово, если ребенок с помощью взрослого поймет это уже в детстве.

Сл. 24. Спасибо за внимание!


 

Комментарии

Семeнова Светлана Власовна

Данную консультацию могут использовать воспитатели, старшие воспитатели и педагоги - психологи.