РОЛЬ ПСИХОЛОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ
Проблема социализации детей дошкольного возраста, является одной из главных в возрастной психологии, так как от ее успешности зависит гармоничное развитие личности и возможность ребенка полноценно функционировать в обществе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Драчева Ольга Владиславовна
Педагог – психолог
МДОУ детский сад № 4
Сретенский район, пгт Кокуй
РОЛЬ ПСИХОЛОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ
Введение психолога в образовательные учреждения в нашей стране началось в 1988 г. [4] Основной целью работы психолога детского сада, является обеспечение психологического здоровья детей. От психолога требуется создать благоприятный для развития ребенка климат в детском саду, оказывать своевременную психологическую помощь детям, их родителям и воспитателям.
Дошкольное детство - время начала становления личности. По мнению многих ученых (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн и др.), первые годы жизни - это важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание, закладываются первые представления о самом себе, образуются моральные и социальные нормы. Проблема социализации детей дошкольного возраста, является одной из главных в возрастной психологии, так как от ее успешности зависит гармоничное развитие личности и возможность ребенка полноценно функционировать в обществе.
Социализация - (англ. socialization; от лат. socialis — общественный) — процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, которые необходимы ему для нормальной жизни в обществе.[1]
В детском возрасте на процесс социализации оказывают влияние лица, с которыми у ребенка происходит взаимодействие, а именно: семья, детский сад и общество. В нашем детском саду педагоги активно работают над тем, что бы социализация детей была успешной. В ДОУ ведется кружковая работа: «Хореография», «Рисование», «Театральная гостиная».
Детский сад использует разносторонние внешние связи с учреждениями нашего поселка (школа искусств, библиотека и др.), а также краевого и районного центров. Ежегодно наши воспитанники принимают участие в замечательном конкурсе «Музыкальный дождик».
Работая психологом в детском саду, хочу отметить, что в последнее время, родители все чаще, обращаются ко мне, как к психологу с проблемой социализации их детей, считая виноватыми в данной проблеме воспитателей и родителей других детей.
Однако, проведённая мною диагностика представлений детей о семье и диагностика родительского отношения у родителей, позволила увидеть скрытые проблемы социализации.
В диагностике приняло участие 40 и 40 родителей. В своей работе я воспользовалась беседой с детьми «Я и моя семья», тестом-опросником родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин. Методика ОРО. [5]
Полученные данные, по методике ОРО, представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Данные по шкалам теста-опросника родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин. Методика ОРО (кол – во чел., в %)
Шкала | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Отвержение | 20 | 60 | 20 |
Кооперация | 20 | 60 | 20 |
Симбиоз | 20 | 50 | 30 |
Контроль | 20 | 50 | 30 |
Отношение к неудачам ребенка | 30 | 40 | 30 |
Низкие баллы по шкале отвержение, говорят о том, что ребенка в семье считают неудачником, и низко оценивают его способности. Низкие балы по шкале кооперация, говорят о том, что взрослый не проявляет искреннего интереса к ребенку. Низкие балы по шкале симбиоз, указывают на то, что родитель устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало о нем заботится. Низкие баллы по шкале контроль, указывают на то, что, контроль, за действиями ребенка, со стороны взрослого человека практически отсутствует. Высокие баллы по шкале отношение к неудачам ребенка признак того, что взрослый считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся такому взрослому несерьёзными, и он игнорирует их.
Проанализировав данные диагностик, можно сделать вывод, что гармоничные отношения развиты не во всех семьях. Прослеживается отсутствие эмоциональной теплоты, и практически полное отсутствие контроля со стороны родителей у 30% семей.
Беседа с детьми состояла из пяти вопросов:
- Что ты любишь делать дома?
- Зачем нужны родители?
- Что вы делаете вместе с родителями?
- Как вы отдыхаете всей семьей?
- Чем чаще всего заняты родители?
Из беседы с детьми, было выявлено, что в семьях недостаточно живого общения, минимум совместного времяпрепровождения. Родители уделяют мало времени своим детям, отдавая предпочтение интернету, работе и своим интересам.
Таким образом, исходя из наблюдений, беседы и проведенной диагностики, можно сделать вывод: большое число родителей много требуют от своих детей, возлагают надежды на педагогов, а сами при этом, прикладывают минимум усилий для развития собственных детей. Развитие личности ребенка, зависит от родителей и педагогов. Ребенок будет гармонично развиваться, если будут счастливы родители, если педагог на свою работу будет приходить с хорошим настроением, с желанием давать детям не только знания, но тепло и заботу.
Учитывая то, какие проблемы стоят перед успешной социализацией детей, психолог должен уделять внимание в детском саду, не только детям, но и родителям и педагогам.
Специфика профессиональной деятельности воспитателя, характеризуется высокой эмоциональной загруженностью, которая воздействует на труд воспитателя и может вызывать сильное напряжение и стресс, что в свою очередь влияет на развитие синдрома эмоционального выгорания. [3] Исходя из специфики педагогической деятельности, психолог должен вести работу с педагогами. Проводить специальные семинары, практикумы и тренинги, цель, которых, снять эмоциональное напряжение.
Проводить совместные занятия для детей и их родителей, различные мастер классы, которые помогут напомнить многим родителям о том, что дети – это цветы жизни, что ребенок – это не взрослый человек, и он нуждается в тепле, заботе, ласке. Детям сегодня, необходимо живое общение. Дать понять и прочувствовать родителям то, что воспитание нужно начинать «вчера, а не завтра».
Список литературы
1. Большой психологический словарь: Под редакцией Б. Г. Мещерякова,
В. П. Зинченко. - Изательство АСТ 2010
2. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. - СПб Речь 2004
3. Звездина Г. П. Эмоциональное выгорание у воспитателей ДОУ // Управление ДОУ. — 2004. — № 4.
4. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста/
Под науч. ред. проф. Л.М. Шипицыной. – СПб.: «Речь», 2003
5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога:
Учеб. пособие— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
