РОЛЬ ПСИХОЛОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ

Драчева Ольга Владиславовна

Проблема социализации детей дошкольного возраста, является одной из главных в возрастной психологии, так как от ее успешности зависит гармоничное развитие личности и возможность ребенка полноценно функционировать в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья29.48 КБ

Предварительный просмотр:

Драчева Ольга Владиславовна

Педагог – психолог

МДОУ детский сад № 4

Сретенский район, пгт Кокуй

РОЛЬ ПСИХОЛОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ

Введение психолога в образовательные учреждения в нашей стране началось в 1988 г. [4] Основной целью работы  психолога детского сада, является обеспечение психологического здоровья детей. От психолога требуется создать благоприятный для развития ребенка климат в детском саду, оказывать своевременную психологическую помощь детям, их родителям и воспитателям.

Дошкольное детство - время начала становления личности. По мнению многих ученых (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн и др.), первые годы жизни - это важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание, закладываются первые представления о самом себе, образуются моральные и социальные нормы. Проблема социализации детей дошкольного возраста, является одной из главных в возрастной психологии, так как от ее успешности зависит гармоничное развитие личности и возможность ребенка полноценно функционировать в обществе.

Социализация - (англ. socialization; от лат. socialis — общественный) — процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, которые необходимы ему для нормальной жизни в обществе.[1]

В детском возрасте  на процесс социализации оказывают влияние лица, с которыми у ребенка происходит  взаимодействие, а именно: семья, детский сад и общество. В нашем детском саду педагоги активно работают над тем, что бы социализация детей была успешной. В ДОУ ведется кружковая работа: «Хореография», «Рисование»,  «Театральная гостиная».

Детский сад использует разносторонние внешние связи с учреждениями нашего поселка (школа искусств, библиотека и др.), а также краевого и районного центров. Ежегодно наши воспитанники принимают участие в замечательном конкурсе «Музыкальный дождик».

Работая психологом в детском саду, хочу отметить, что в последнее время, родители все чаще, обращаются ко мне, как к психологу  с проблемой социализации их детей, считая виноватыми в данной проблеме воспитателей и родителей других детей.

Однако,  проведённая мною диагностика представлений детей о семье и диагностика родительского отношения у родителей, позволила увидеть скрытые проблемы социализации.

 В диагностике приняло участие 40 и 40 родителей. В своей работе я воспользовалась беседой с детьми «Я и моя семья», тестом-опросником родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин. Методика ОРО. [5]

Полученные данные, по методике ОРО,  представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Данные по шкалам теста-опросника родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин. Методика ОРО (кол – во чел., в %)

Шкала

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Отвержение

20

60

20

Кооперация

20

60

20

Симбиоз

20

50

30

Контроль

20

50

30

Отношение к неудачам ребенка  

30

40

30

Низкие баллы по шкале отвержение, говорят о том, что ребенка в семье считают неудачником, и низко оценивают его способности. Низкие балы по шкале кооперация, говорят о том, что взрослый не проявляет искреннего интереса к ребенку. Низкие балы по шкале симбиоз, указывают на то, что родитель устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало о нем заботится. Низкие баллы по шкале контроль, указывают на то, что, контроль, за действиями ребенка,  со стороны взрослого человека практически отсутствует. Высокие баллы по шкале отношение к неудачам ребенка признак того, что взрослый считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся такому взрослому несерьёзными, и он игнорирует их.

Проанализировав данные диагностик, можно сделать вывод, что гармоничные отношения развиты не во всех семьях. Прослеживается отсутствие эмоциональной теплоты, и практически полное отсутствие контроля со стороны родителей у 30% семей.

Беседа с детьми состояла из  пяти вопросов:

  1. Что ты любишь делать дома?
  2. Зачем нужны родители?
  3. Что вы делаете вместе с родителями?
  4. Как вы отдыхаете всей семьей?
  5. Чем чаще всего заняты родители?

Из беседы с детьми, было выявлено, что в семьях недостаточно живого общения, минимум совместного времяпрепровождения. Родители уделяют мало времени своим детям, отдавая предпочтение интернету, работе и своим интересам.

Таким образом, исходя из наблюдений, беседы и проведенной диагностики, можно сделать вывод: большое число родителей много требуют от своих детей, возлагают надежды на педагогов, а сами при этом, прикладывают минимум усилий для  развития собственных детей. Развитие личности ребенка, зависит от родителей и педагогов. Ребенок будет гармонично развиваться, если будут счастливы родители, если педагог на свою работу будет приходить с хорошим настроением, с желанием давать детям не только знания, но тепло и заботу.

Учитывая то, какие проблемы стоят перед успешной социализацией детей, психолог должен уделять внимание в детском саду, не только детям, но и родителям и педагогам. 

Специфика профессиональной деятельности  воспитателя, характеризуется высокой эмоциональной загруженностью, которая воздействует на труд воспитателя и может вызывать сильное напряжение и стресс, что в свою очередь влияет на развитие синдрома эмоционального выгорания. [3] Исходя из специфики педагогической деятельности, психолог должен вести работу с педагогами. Проводить специальные семинары, практикумы и тренинги, цель, которых,  снять эмоциональное напряжение.

 Проводить совместные занятия для детей и их родителей, различные мастер классы, которые помогут напомнить многим родителям о том, что дети – это цветы жизни, что ребенок – это не взрослый человек, и он нуждается в тепле, заботе, ласке. Детям сегодня, необходимо живое общение. Дать понять и прочувствовать родителям то, что воспитание нужно начинать «вчера, а не завтра».

Список литературы
1. Большой психологический словарь:  Под редакцией Б. Г. Мещерякова,

В. П. Зинченко. - Изательство АСТ 2010

2. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. - СПб Речь 2004

3. Звездина Г. П. Эмоциональное выгорание у воспитателей ДОУ // Управление ДОУ. — 2004. — № 4.

4.  Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста/

Под  науч. ред. проф. Л.М. Шипицыной. – СПб.: «Речь», 2003

5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога:

Учеб. пособие— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.