ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДЕТСКОГО САДА

Драчева Ольга Владиславовна

Выступление на педагогических чтениях г. Сретенск, "Учитель - благородный сеятель добра...", посвященных памяти талантливого руководителя и прекрасного педагога Людмилы Михайловны Веселовой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Драчева Ольга Владиславовна

Педагог – психолог

МДОУ детский сад № 5 п. Кокуй

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДЕТСКОГО САДА   

  В последние годы в России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят о синдроме профессионального выгорания, работников. Профессиональное выгорание работников образовательной сферы зависит от такой характеристики педагога, как стрессоустойчивость, которая представляет собой совокупность личностных качеств, позволяющих переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для окружающих и своего здоровья. [3]

   Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. [1]

Синдром профессионального выгорания проходит три стадии развития:

Первая стадия:

• приглушение эмоций, сглаживанием остроты чувств;

• исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;

• возникает состояние тревожности, неудовлетворенности;

Вторая стадия:

• возникают недоразумения с воспитанниками, и их родителями. Профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;

• неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии воспитанников  — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения.

Третья стадия:

• притупляются представления о ценностях жизни, человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни.

 Выделяют три аспекта профессионального выгорания:

  1. Снижение самооценки.
  2. Одиночество.
  3. Эмоциональное истощение.

Выделяют следующие симптомы:

  1. Психофизические симптомы:

• Чувство постоянной усталости;

• ощущение эмоционального и физического истощения;

• снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды;

• общая астенизация;

• частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства ЖКТ

• резкая потеря или резкое увеличение веса;

• полная или частичная бессонница;

• постоянное заторможенное, сонливое состояние;

• заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности.

  1. Социально-психологические симптомы:

• Безразличие, скука, пассивность и депрессия;

• повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

• частые нервные срывы;

• постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет;

• чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности;

• негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы.

  1. Поведенческие симптомы:

• Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее;

• сотрудник заметно меняет свой рабочий режим;

• постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;

• чувство бесполезности. [53]

  Таким образом, на развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние многие факторы. К ним можно отнести и специфику профессиональной педагогической деятельности, характеризующейся высокой эмоциональной загруженностью, которая воздействует на труд воспитателя и может вызывать сильное напряжение и стресс. [4] 

  Воспитатель детского сада заботится о детях от 2 до 7 лет. Детей делят на группы, численность которых, в среднем, составляет от 15 до 25 детей одного возраста. Работа воспитателя очень ответственна, так как он отвечает не только за здоровье, но и за жизнь каждого ребенка пока он находится в дошкольном учреждении. Педагог формирует в ребенке личность и будущего гражданина нашего государства. Профессия воспитателя является одной из самых сложных на сегодняшний день. Ведь характер, принципы, привычки и жизненные взгляды человека закладываются именно в детстве.

  Греческому философу Протагору принадлежат слова: ″Человек — мера всех вещей. А мерой самого человека являются дела и поступки. Именно по делам и поступкам судят о ценности человека. Если же сдвинуть акцент с дел и поступков на самого человека и задать вопрос: за счет чего способен человек совершать действия? Ответы  будут не однозначны. Кто-то скажет - это талант, а  кто-то объяснит успехи в жизни,  благоприятно сложившимися обстоятельствами. Психологи считают, что ценность человека заключается не только в его делах и поступках, но и в его умении постоянно работать над собой, самосовершенствоваться, все более глубоко познавать свои личностные ресурсы и максимально использовать их в своей жизни.

  Наличие определенных ресурсов, потенциалов, возможностей расширяет поле деятельности личности. Под ресурсом (от франц. ressource – вспомогательное средство) понимают совокупность ценностей и запасов, которые при необходимости могут быть использованы. [2]    

  По мнению психолога К. Муздыбаева, ″Личностные ресурсы″  включают в себя навыки и способности индивида″. [6]

   Абрахам Маслоу — известный американский психолог, считал, что в каждом человеке заложены потенциальные возможности для роста и совершенствования.  [5]

   Таким образом, профессиональное выгорание зависит от такой интегральной характеристики, как стрессоустойчивость и приводит к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. В нашем обществе сегодня, происходят глобальные перемены. Эти изменения затронули и систему образования. Современному обществу требуется педагог-исследователь, новатор, творческая, широко образованная личность, способная смело мыслить и действовать. Учитывая такой ритм сегодняшней жизни, многие педагоги подвергаются синдрому профессионального выгорания, что приводит к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов. Самоактуализация – чрезвычайно редкое явление. Ее достигают, по мнению Маслоу, менее одного процента людей, так как, большинство просто не знают о собственном потенциале, сомневаются в себе, боятся своих способностей. А если человек не может самостоятельно актуализировать ресурсы, то помочь ему может психолог, с помощью, эффективных  методов своей работы (арт-терапия, телесно-ориентированная терапия и др.).

Список используемой литературы

  1. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса.[Текст]/ Н.Е.Водопьянова // - СПб., « Питер»  2009. – 336 с.
  2. Дружилов С.А. Индивидуальный ресурс профессионального развития // Актуальные проблемы современной науки. 2002. №  4 (7). С. 269-272.
  3. Журавлева  Г. «Эмоциональное выгорание» в педагогической деятельности и способы его [Текст] / Г. Журавлева // Народное образование. – 2005. - № 5. – с. 114–120.
  1. Звездина Г. П. Эмоциональное выгорание у воспитателей ДОУ // Управление ДОУ. — 2004. — № 4.
  2. Маслоу А. Мотивация и личность. [Текст] / А. Маслоу // 3 –е изд.,пер. с англ. – Спб., « Питер», 2008. – 352 с.
  3. Муздыбаев К. Стратегии совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ.  [Текст]  /Муздыбаев К. // - Журнал социологии и социальной антропологии 1998. Т.1. № 2, с. 37-47.