ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДЕТСКОГО САДА
Выступление на педагогических чтениях г. Сретенск, "Учитель - благородный сеятель добра...", посвященных памяти талантливого руководителя и прекрасного педагога Людмилы Михайловны Веселовой
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Драчева Ольга Владиславовна
Педагог – психолог
МДОУ детский сад № 5 п. Кокуй
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДЕТСКОГО САДА
В последние годы в России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят о синдроме профессионального выгорания, работников. Профессиональное выгорание работников образовательной сферы зависит от такой характеристики педагога, как стрессоустойчивость, которая представляет собой совокупность личностных качеств, позволяющих переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для окружающих и своего здоровья. [3]
Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. [1]
Синдром профессионального выгорания проходит три стадии развития:
Первая стадия:
• приглушение эмоций, сглаживанием остроты чувств;
• исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
• возникает состояние тревожности, неудовлетворенности;
Вторая стадия:
• возникают недоразумения с воспитанниками, и их родителями. Профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
• неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии воспитанников — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения.
Третья стадия:
• притупляются представления о ценностях жизни, человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни.
Выделяют три аспекта профессионального выгорания:
- Снижение самооценки.
- Одиночество.
- Эмоциональное истощение.
Выделяют следующие симптомы:
- Психофизические симптомы:
• Чувство постоянной усталости;
• ощущение эмоционального и физического истощения;
• снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды;
• общая астенизация;
• частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства ЖКТ
• резкая потеря или резкое увеличение веса;
• полная или частичная бессонница;
• постоянное заторможенное, сонливое состояние;
• заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности.
- Социально-психологические симптомы:
• Безразличие, скука, пассивность и депрессия;
• повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
• частые нервные срывы;
• постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет;
• чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности;
• негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы.
- Поведенческие симптомы:
• Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее;
• сотрудник заметно меняет свой рабочий режим;
• постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
• чувство бесполезности. [53]
Таким образом, на развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние многие факторы. К ним можно отнести и специфику профессиональной педагогической деятельности, характеризующейся высокой эмоциональной загруженностью, которая воздействует на труд воспитателя и может вызывать сильное напряжение и стресс. [4]
Воспитатель детского сада заботится о детях от 2 до 7 лет. Детей делят на группы, численность которых, в среднем, составляет от 15 до 25 детей одного возраста. Работа воспитателя очень ответственна, так как он отвечает не только за здоровье, но и за жизнь каждого ребенка пока он находится в дошкольном учреждении. Педагог формирует в ребенке личность и будущего гражданина нашего государства. Профессия воспитателя является одной из самых сложных на сегодняшний день. Ведь характер, принципы, привычки и жизненные взгляды человека закладываются именно в детстве.
Греческому философу Протагору принадлежат слова: ″Человек — мера всех вещей. А мерой самого человека являются дела и поступки. Именно по делам и поступкам судят о ценности человека. Если же сдвинуть акцент с дел и поступков на самого человека и задать вопрос: за счет чего способен человек совершать действия? Ответы будут не однозначны. Кто-то скажет - это талант, а кто-то объяснит успехи в жизни, благоприятно сложившимися обстоятельствами. Психологи считают, что ценность человека заключается не только в его делах и поступках, но и в его умении постоянно работать над собой, самосовершенствоваться, все более глубоко познавать свои личностные ресурсы и максимально использовать их в своей жизни.
Наличие определенных ресурсов, потенциалов, возможностей расширяет поле деятельности личности. Под ресурсом (от франц. ressource – вспомогательное средство) понимают совокупность ценностей и запасов, которые при необходимости могут быть использованы. [2]
По мнению психолога К. Муздыбаева, ″Личностные ресурсы″ включают в себя навыки и способности индивида″. [6]
Абрахам Маслоу — известный американский психолог, считал, что в каждом человеке заложены потенциальные возможности для роста и совершенствования. [5]
Таким образом, профессиональное выгорание зависит от такой интегральной характеристики, как стрессоустойчивость и приводит к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. В нашем обществе сегодня, происходят глобальные перемены. Эти изменения затронули и систему образования. Современному обществу требуется педагог-исследователь, новатор, творческая, широко образованная личность, способная смело мыслить и действовать. Учитывая такой ритм сегодняшней жизни, многие педагоги подвергаются синдрому профессионального выгорания, что приводит к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов. Самоактуализация – чрезвычайно редкое явление. Ее достигают, по мнению Маслоу, менее одного процента людей, так как, большинство просто не знают о собственном потенциале, сомневаются в себе, боятся своих способностей. А если человек не может самостоятельно актуализировать ресурсы, то помочь ему может психолог, с помощью, эффективных методов своей работы (арт-терапия, телесно-ориентированная терапия и др.).
Список используемой литературы
- Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса.[Текст]/ Н.Е.Водопьянова // - СПб., « Питер» 2009. – 336 с.
- Дружилов С.А. Индивидуальный ресурс профессионального развития // Актуальные проблемы современной науки. 2002. № 4 (7). С. 269-272.
- Журавлева Г. «Эмоциональное выгорание» в педагогической деятельности и способы его [Текст] / Г. Журавлева // Народное образование. – 2005. - № 5. – с. 114–120.
- Звездина Г. П. Эмоциональное выгорание у воспитателей ДОУ // Управление ДОУ. — 2004. — № 4.
- Маслоу А. Мотивация и личность. [Текст] / А. Маслоу // 3 –е изд.,пер. с англ. – Спб., « Питер», 2008. – 352 с.
- Муздыбаев К. Стратегии совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ. [Текст] /Муздыбаев К. // - Журнал социологии и социальной антропологии 1998. Т.1. № 2, с. 37-47.
