ПАМЯТКА ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ «Организация эффективной работы по социализации личности учащихся»

Михайлова Ирина Юрьевна

Социализация - это процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и учебной деятельности.

Социализация подростков – это ряд испытаний, представляемых самой жизнью, и результат их прохождения формирует будущую личность человека, его основные вкусы, модели поведения, а главное самооценку. При этом совсем не значит, что тот, кого подавляли в подростковом возрасте останется на правах низшего во взрослой жизни. Даже напротив, научившись бороться со сложностями, в будущем индивид станет проявлять себя как более целеустремленная личность, в то время как доминирующий не сможет социализироваться и найти общий язык с обществом, которое не состоит из представителей соответствующих сложившимся его образу мышления стереотипам.

Подростковый возраст — это возраст от 10-11 до 17 лет. Подростковый возраст называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию, в этом смысле подросток — полуребенок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость еще не наступила.

В подростковом возрасте существенно перестраивается характер учебной деятельности:

1)                     развитие мышления. В процессе учения очень заметно совершенствуется мышление подростка. Содержание и логика изучаемых в школе предметов, изменение характера и форм учебной деятельности формируют и развивают у него способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать. Доверие учителя к умственным возможностям подростка как нельзя больше соответствует возрастным особенностям его личности.

2)                     развитие наблюдательности, памяти, внимания. В процессе учения подросток приобретает способность к сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. Восприятие становится плановым, последовательным и всесторонним. Подросток воспринимает уже не только то, что лежит на поверхности явлений, хотя здесь многое зависит от его отношения к воспринимаемому объекту.

Существенные изменения в подростковом возрасте претерпевают память и внимание. Развитие идет по пути усиления их произвольности. Нарастает умение организовывать и контролировать свое внимание, процессы памяти, управлять ими. Память и внимание постепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов.

Развитие внимания отличается известной противоречивостью: с одной стороны, в подростковом возрасте формируется устойчивое, произвольное внимание, с другой — обилие впечатлений, переживаний, бурная активность и импульсивность подростка часто приводят к неустойчивости внимания, его быстрой отвлекаемости.

3)     Самосознание и самооценка. Один из самых важных моментов в развитии личности подростка — формирование у него самосознания, потребности осознать себя как личность. У подростка возникает интерес к себе, своей внутренней жизни, качествам собственной личности, потребность в самооценке, сопоставлении себя с другими людьми. Он начинает всматриваться в самого себя, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. У подростка возникает потребность оценить свои возможности, для того чтобы наши свое место в коллективе.

На основе развития самовоспитания, роста требований к подростку, его нового положения в коллективе у подростка возникает стремление к самовоспитанию, к сознательному и целеустремленному развитию у себя положительных качеств и торможению отрицательных проявлений, преодолению отрицательных черт, устранению недостатков.

4)                     Общение и дружба. В подростковом возрасте очень ярко проявляется стремление к общению с товарищами, к жизни в коллективе сверстников, заметно развивается чувство личной дружбы, потребность в дружбе на почве общих интересов, увлечений, совместной деятельности. Дружеские отношения в подростковом возрасте более устойчивы, носят эмоционально-напряженный характер. Прекращение дружеских отношений часто воспринимается очень болезненно. Дружба подростков далеко не всегда носит положительный характер. Иногда она возникает на почве нездоровых интересов или увлечений, совместного пустого времяпрепровождения. Наблюдается и паразитическая форма дружбы по расчету.

Учитывая рассмотренные выше особенности развития подросткового возраста, педагогу следует выстраивать процесс своей работы следующим образом:

1.                      формируя личность подростка, учитель должен опираться на чрезвычайно характерное для подростка эмоционально окрашенное стремление активно участвовать в жизни коллектива. Приобретение опыта коллективных взаимоотношений прямым образом сказывается на развитии личности подростка. В коллективе развивается чувство долга и ответственности, стремление к взаимопомощи, солидарности, привычка подчинять личные интересы, когда это нужно, интересам коллектива. Мнение коллектива сверстников, оценка коллективом поступков и поведения подростка для него очень важны. Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей или родителей. Поэтому предъявление требований к подростку в коллективе и через коллектив — одни из путей формирования его личности.

2.                      поддерживать в ученике его достоинство и позитивный образ «Я».

3.                      говорить о ситуации, поступке и последствиях, а не о личности и характере самого ребёнка.

4.                      отмечать позитивные сдвиги в сравнении ребёнка с самим собой, а не с другими детьми.

5.                      не применять негативных оценочных суждений.

6.                      не навязывать школьнику способов деятельности и поведения.

7.                      принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ученика независимо от содержания, формы, качества.

8.                       создание в группе позитивного эмоционального климата важно для того, чтобы школьники чувствовали себя комфортно, относились друг к другу терпимо, не боялись рассказывать о себе, не стеснялись экспериментировать;

9.                      получение подростком опыта конструктивного взаимодействия с окружающими предполагает организацию общения с целью формирования готовности у воспитанников к осуществлению конструктивного диалога с представителями других субкультур, проявлению толерантности к культуре другого человека;

10.                 расширение знаний о способах и вариантах выражения, представления себя другим представляет собой консультирование учащихся с целью избежания воспитанником негативных реакций со стороны окружающих.

                                                                                                                           

                                                                                                                    

 

Кульпина М.С., педагог-психолог

Михайлова И.Ю., педагог-психолог

МБОУ «СОШ №9» г. Абакан, 2015г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

«Организация эффективной работы по социализации личности учащихся»

Социализация - это процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и учебной деятельности.

Социализация подростков – это ряд испытаний, представляемых самой жизнью, и результат их прохождения формирует будущую личность человека, его основные вкусы, модели поведения, а главное самооценку. При этом совсем не значит, что тот, кого подавляли в подростковом возрасте останется на правах низшего во взрослой жизни. Даже напротив, научившись бороться со сложностями, в будущем индивид станет проявлять себя как более целеустремленная личность, в то время как доминирующий не сможет социализироваться и найти общий язык с обществом, которое не состоит из представителей соответствующих сложившимся его образу мышления стереотипам.

Подростковый возраст — это возраст от 10-11 до 17 лет. Подростковый возраст называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию, в этом смысле подросток — полуребенок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость еще не наступила.

В подростковом возрасте существенно перестраивается характер учебной деятельности:

  1. развитие мышления. В процессе учения очень заметно совершенствуется мышление подростка. Содержание и логика изучаемых в школе предметов, изменение характера и форм учебной деятельности формируют и развивают у него способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать. Доверие учителя к умственным возможностям подростка как нельзя больше соответствует возрастным особенностям его личности.
  2. развитие наблюдательности, памяти, внимания. В процессе учения подросток приобретает способность к сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. Восприятие становится плановым, последовательным и всесторонним. Подросток воспринимает уже не только то, что лежит на поверхности явлений, хотя здесь многое зависит от его отношения к воспринимаемому объекту.

Существенные изменения в подростковом возрасте претерпевают память и внимание. Развитие идет по пути усиления их произвольности. Нарастает умение организовывать и контролировать свое внимание, процессы памяти, управлять ими. Память и внимание постепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов.

Развитие внимания отличается известной противоречивостью: с одной стороны, в подростковом возрасте формируется устойчивое, произвольное внимание, с другой — обилие впечатлений, переживаний, бурная активность и импульсивность подростка часто приводят к неустойчивости внимания, его быстрой отвлекаемости.

  1. Самосознание и самооценка. Один из самых важных моментов в развитии личности подростка — формирование у него самосознания, потребности осознать себя как личность. У подростка возникает интерес к себе, своей внутренней жизни, качествам собственной личности, потребность в самооценке, сопоставлении себя с другими людьми. Он начинает всматриваться в самого себя, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. У подростка возникает потребность оценить свои возможности, для того чтобы наши свое место в коллективе. 

На основе развития самовоспитания, роста требований к подростку, его нового положения в коллективе у подростка возникает стремление к самовоспитанию, к сознательному и целеустремленному развитию у себя положительных качеств и торможению отрицательных проявлений, преодолению отрицательных черт, устранению недостатков.

  1. Общение и дружба. В подростковом возрасте очень ярко проявляется стремление к общению с товарищами, к жизни в коллективе сверстников, заметно развивается чувство личной дружбы, потребность в дружбе на почве общих интересов, увлечений, совместной деятельности. Дружеские отношения в подростковом возрасте более устойчивы, носят эмоционально-напряженный характер. Прекращение дружеских отношений часто воспринимается очень болезненно. Дружба подростков далеко не всегда носит положительный характер. Иногда она возникает на почве нездоровых интересов или увлечений, совместного пустого времяпрепровождения. Наблюдается и паразитическая форма дружбы по расчету.

Учитывая рассмотренные выше особенности развития подросткового возраста, педагогу следует выстраивать процесс своей работы следующим образом:

  1. формируя личность подростка, учитель должен опираться на чрезвычайно характерное для подростка эмоционально окрашенное стремление активно участвовать в жизни коллектива. Приобретение опыта коллективных взаимоотношений прямым образом сказывается на развитии личности подростка. В коллективе развивается чувство долга и ответственности, стремление к взаимопомощи, солидарности, привычка подчинять личные интересы, когда это нужно, интересам коллектива. Мнение коллектива сверстников, оценка коллективом поступков и поведения подростка для него очень важны. Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей или родителей. Поэтому предъявление требований к подростку в коллективе и через коллектив — одни из путей формирования его личности.
  2. поддерживать в ученике его достоинство и позитивный образ «Я».
  3. говорить о ситуации, поступке и последствиях, а не о личности и характере самого ребёнка.
  4. отмечать позитивные сдвиги в сравнении ребёнка с самим собой, а не с другими детьми.
  5. не применять негативных оценочных суждений.
  6. не навязывать школьнику способов деятельности и поведения.
  7. принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ученика независимо от содержания, формы, качества.
  8.  создание в группе позитивного эмоционального климата важно для того, чтобы школьники чувствовали себя комфортно, относились друг к другу терпимо, не боялись рассказывать о себе, не стеснялись экспериментировать;
  9. получение подростком опыта конструктивного взаимодействия с окружающими предполагает организацию общения с целью формирования готовности у воспитанников к осуществлению конструктивного диалога с представителями других субкультур, проявлению толерантности к культуре другого человека;
  10. расширение знаний о способах и вариантах выражения, представления себя другим представляет собой консультирование учащихся с целью избежания воспитанником негативных реакций со стороны окружающих.

                                                                                                                           

                                                                                                                     

 

Кульпина М.С., педагог-психолог

Михайлова И.Ю., педагог-психолог

МБОУ «СОШ №9» г. Абакан, 2015г.