Памятка для учителей младших классов «Организация эффективной работы по социализации личности учащихся»

Михайлова Ирина Юрьевна

Социализация - это процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и учебной деятельности.

Младший школьный возраст связан с обучением детей в начальных классах - это возраст 6-11-летних детей, обучающихся в 1 - 4 классах начальной школы. Границы возраста и его психологические характеристики определяются принятой на данный временной отрезок системой образования, теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией.

Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов:

1) ощущений и восприятий. Наиболее характерная черта восприятия - дифференцированность, где совершают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов. В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно.

Следующая особенность восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста - тесная связь его с действиями школьника. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребёнка. Характерная особенность учащихся - ярко выраженная эмоциональность восприятия.

2) внимание. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Слабость произвольного внимания младшего школьника требует так называемой близкой мотивации.

3) память. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.

4) воображение. В младшем школьном возрасте - это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д.

5) мышление. Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие.

6) самосознание.  У ребенка появляется осознание своего социального Я, то есть себя в обществе. Ему важно, как он общается с окружающими и как они общаются с ним. Формирующаяся личность 7-летнего ребенка приобретает так называемую внутреннюю позицию, которая сохраняется на всю жизнь и определяет поведение человека, его деятельность, а также его отношение к окружению и самому себе.

Специфика взаимоотношений младших школьников (от 6 до 10 лет), характеризующих девочек и мальчиков новым социальным статусом – школьник/школьница, проявляется в ведущем виде общения – взаимоотношениях в процессе учебной деятельности, в ходе которых дети стремятся понять организацию взаимоотношений между людьми посредством понимания окружающего мира:

1) со взрослыми (оценки, учителей и воспитателей более значимы, чем оценки родителей, т.к. достижения и неудачи приобретают официальный характер; взаимоотношения со взрослыми, основанными на уважении, заботе и любви способствуют воспитанию гармоничных взаимоотношений полов);

2) со сверстниками своего пола (однополые компании являются наиболее предпочтительными для взаимоотношений девочек и мальчиков младшего школьного возраста);

3) со сверстниками другого пола;

4) с самим/самой собой (развитие внутреннего мира, становление женского/мужского образа «Я»). Специфика взаимоотношений младших школьников является педагогическим потенциалом, учет и реализация которого способствует эффективности процесса воспитания культуры взаимоотношений детей младшего школьного возраста.

Учитывая рассмотренные выше особенности развития младших школьников, педагогу следует выстраивать процесс своей работы следующим образом:

1.                      учитель должен внушать ребёнку мысль, что учение - не праздник, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, однако очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного. Важно, чтобы и сама организация учебной работы подкрепляла слова учителя.

2.                      формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд. Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда учитель хвалит их.

3.                      большое воспитательное воздействие учителя на младших связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя - самая важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах.

4.                      к концу переходного этапа у учителя должны сложиться отношения  доверия, как с детьми, так и с их родителями;

5.                      у детей в классе должны сложиться отношения  учебного сотрудничества. Они должны пытаться решать возникшие проблемы не агрессивно, проявляя самокритичность и дружелюбие;

6.                      уже к концу первого класса дети могут пытаться строить свое действие с учетом действий партнеров; обнаруживать различие эмоциональных состояний участников совместного действия;

7.                      ученики  могут стать инициативными: в поиске  недостающей  информации с помощью «умных» вопросов; в предложении партнеру плана совместного действия; в организации совместного действия;

8.                      в области контроля и оценки своих действий ученики могут: оценивать свою работу по заданным учителем критериям с помощью принятых в классе способов; соотносить свою оценку с оценкой учителя; обнаруживать совпадение, сходство и различие результата своих действий с образцом; пользоваться «доской достижений»;

9.                      дети должны выработать и овладеть средствами (знаки, жесты) для обеспечения поведения и взаимодействия в рамках принятых норм.

Младшим школьникам предстоит очень важный момент в их жизни - переход в среднее звено школы. Этот переход заслуживает самого серьёзного внимания. Это связано с тем, что коренным образом изменяет условия учения. Новые условия предъявляют более высокие требования к развитию мышления, восприятия, памяти и внимания детей, к их личностному развитию, а также степени сформированности у учащихся учебных знаний, учебных действий, к уровню развития произвольности.

 

                                                                                                                                                                                                     Кульпина М.С., педагог-психолог

Михайлова И.Ю., педагог-психолог

МБОУ «СОШ №9» г. Абакан, 2015г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

«Организация эффективной работы по социализации личности учащихся»

Социализация - это процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и учебной деятельности.

Младший школьный возраст связан с обучением детей в начальных классах - это возраст 6-11-летних детей, обучающихся в 1 - 4 классах начальной школы. Границы возраста и его психологические характеристики определяются принятой на данный временной отрезок системой образования, теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией.

Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов:

1) ощущений и восприятий. Наиболее характерная черта восприятия - дифференцированность, где совершают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов. В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно.

Следующая особенность восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста - тесная связь его с действиями школьника. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребёнка. Характерная особенность учащихся - ярко выраженная эмоциональность восприятия.

2) внимание. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Слабость произвольного внимания младшего школьника требует так называемой близкой мотивации.

3) память. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.

4) воображение. В младшем школьном возрасте - это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д.

5) мышление. Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие.

6) самосознание.  У ребенка появляется осознание своего социального Я, то есть себя в обществе. Ему важно, как он общается с окружающими и как они общаются с ним. Формирующаяся личность 7-летнего ребенка приобретает так называемую внутреннюю позицию, которая сохраняется на всю жизнь и определяет поведение человека, его деятельность, а также его отношение к окружению и самому себе.

Специфика взаимоотношений младших школьников (от 6 до 10 лет), характеризующих девочек и мальчиков новым социальным статусом – школьник/школьница, проявляется в ведущем виде общения – взаимоотношениях в процессе учебной деятельности, в ходе которых дети стремятся понять организацию взаимоотношений между людьми посредством понимания окружающего мира:

1) со взрослыми (оценки, учителей и воспитателей более значимы, чем оценки родителей, т.к. достижения и неудачи приобретают официальный характер; взаимоотношения со взрослыми, основанными на уважении, заботе и любви способствуют воспитанию гармоничных взаимоотношений полов);

2) со сверстниками своего пола (однополые компании являются наиболее предпочтительными для взаимоотношений девочек и мальчиков младшего школьного возраста);

3) со сверстниками другого пола;

4) с самим/самой собой (развитие внутреннего мира, становление женского/мужского образа «Я»). Специфика взаимоотношений младших школьников является педагогическим потенциалом, учет и реализация которого способствует эффективности процесса воспитания культуры взаимоотношений детей младшего школьного возраста.

Учитывая рассмотренные выше особенности развития младших школьников, педагогу следует выстраивать процесс своей работы следующим образом:

  1. учитель должен внушать ребёнку мысль, что учение - не праздник, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, однако очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного. Важно, чтобы и сама организация учебной работы подкрепляла слова учителя.
  2. формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд. Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда учитель хвалит их.
  3. большое воспитательное воздействие учителя на младших связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя - самая важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах.
  4. к концу переходного этапа у учителя должны сложиться отношения  доверия, как с детьми, так и с их родителями;
  5. у детей в классе должны сложиться отношения  учебного сотрудничества. Они должны пытаться решать возникшие проблемы не агрессивно, проявляя самокритичность и дружелюбие;
  6. уже к концу первого класса дети могут пытаться строить свое действие с учетом действий партнеров; обнаруживать различие эмоциональных состояний участников совместного действия;
  7. ученики  могут стать инициативными: в поиске  недостающей  информации с помощью «умных» вопросов; в предложении партнеру плана совместного действия; в организации совместного действия;
  8. в области контроля и оценки своих действий ученики могут: оценивать свою работу по заданным учителем критериям с помощью принятых в классе способов; соотносить свою оценку с оценкой учителя; обнаруживать совпадение, сходство и различие результата своих действий с образцом; пользоваться «доской достижений»;
  9. дети должны выработать и овладеть средствами (знаки, жесты) для обеспечения поведения и взаимодействия в рамках принятых норм.

Младшим школьникам предстоит очень важный момент в их жизни - переход в среднее звено школы. Этот переход заслуживает самого серьёзного внимания. Это связано с тем, что коренным образом изменяет условия учения. Новые условия предъявляют более высокие требования к развитию мышления, восприятия, памяти и внимания детей, к их личностному развитию, а также степени сформированности у учащихся учебных знаний, учебных действий, к уровню развития произвольности.

Кульпина М.С., педагог-психолог

Михайлова И.Ю., педагог-психолог

МБОУ «СОШ №9» г. Абакан, 2015г.