ВСТРЕЧА- ИГРА «Дети - родители»

Попова Антонина Олеговна

Игра ориенирована на учащихся 10-11 классов и их родителей. Основной целью игры является развитие творческого общения между родителями и детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВСТРЕЧА- ИГРА «Дети - родители»

Цель психологическая: осознание возможностей формирования творческого общения в отношениях родителей и детей.

Цель педагогическая: выявить, чему родители могут научить детей? Чему дети могут научить родителей?

Форма проведения: деловая игра.

Аудитория: учащиеся 10-11 классов и их родители.

Размещение: 4 стола по 4 человека на 3 раунда каждый. Стол— своя социальная роль: «мамы», «папы», «дочки», «сыновья».

Атрибуты: по 4 рисунка значков (в виде погремушек, в виде шарика на ручке, двух шариков на ручке кольца, колокольчика на ручке) прикрепляются к спинкам стульев.

Двусторонние плакаты

«Эмоциональный семейный фон». На обороте: «Будьте внимательны и овладевайте неречевыми средствами общения».

«Эмоциональный семейный фон». На обороте: «Действовать слаженно на основе чувствования друг друга».

«Эмоциональный семейный фон». На обороте: «Будьте внимательны к чувствам домочадцев и умейте культурно выразить свои».

«Эмоциональный семейный фон». На обороте: «Делать все возможное для поддержания чувства безопасности и доверия членов семьи».

СОДЕРЖАНИЕ

Продолжая тему социальной модели выпускника, обозначая и проговаривая различные положения с точки зрения социализации, мы вместе с учащимися определили ценности и ценностные ориентиры юношества, вместе со взрослыми - социальные формы и круг их обязанностей, уточнили значение вторичных институтов социализации и отметили большое, если не сказать глобальное отношение первичных институтов: семьи и образования, где главным образом и происходит постижение культуры, т. е. всего того, что накоплено в процессе социализации.

Итак, первое. Соединяя семью и образование и определяя их первичность, мы основываемся на их взаимопроникающих и взаимозависимых функциях.

Одна из важнейших функций семьи - образовательная, так как изначально ребенок в семье постигал теоретические знания основы ремесел, хорошие манеры и способы контроля за поведением, т. е. семья была одновременно и школой, и центром профессиональной подготовки, и производственным объединением, и еще многим другим.

С другой стороны, когда в ходе общественно-исторического развития семья стала терять свое значение и ореол святости, а разводы превратились в повседневное событие, обществу пришлось брать на себя эти функции. Возникли школы вне семьи, производственные коллективы вне семьи, обслуживание вне семьи. Таким образом, ребенок в период интенсивной первичной специализации оказывается в системе общественного развития: детские ясли, сады, школы стали выполнять семейные функции.

И все-таки дети остаются в семье, и ее влияние больше, чем любой общественной организации, даже школы. Но образовательно-социализирующие функции семьи нечетки, четче они прописаны в общественной организации, в той же школе. Значит, практическим накоплением жизненного опыта в семье занимается школа (это объяснение того, что встреча, названная «Дети + родители», проводится в школе!).

Второе. Родительство - это социальный институт, т. е. социально приобретенное качество, которое сформировалось на основе инстинктивного ухода за потомством по мере развития общества. В конечном счете уход за детьми, постепенно переросший в сложнейшую процедуру воспитания, необходим был взрослым в большей мере, чем самим детям. Он существенно повлиял на их интеллектуальное и социальное развитие. Потомство приходилось обучать тому, что передалось им от природы (мы живем в искусственно сконструированном мире отношений!).

Эволюционное обучение - простейший базовый элемент социализации - имело одно направление. Передавать «правила жизни» могут только старшие младшим. Но в современном обществе обучение превратилось в двунаправленный процесс. В самом деле, старшие сегодня многому учатся у молодых. Свободные от предрассудков, т. е. ставших инертной привычкой знаний, они быстрее приспосабливаются к новой жизни (это к тому, что сегодня мы будем серьезно прислушиваться к мнению наших детей).

Третье. Мы говорим сегодня не об обучении предмету как приобретению знаний через книги, лекции, экзамены, а об обучении жизни. Так вот, никакой учитель, никакая школа не могут раз и навсегда научить человека быть хорошими женой или домохозяйкой, семьянином, деловым партнером, писателем, настоящим профессионалом своего дела. Этому учатся всю свою жизнь, совершая ошибки и исправляя их, и не в лабораторных, а в реальных жизненных условиях. Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методом деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно (поэтому форма нашего сегодняшнего общения — деловая, и не только игра).

И, наконец, четвертое. У «своих» человек учится языку, правилам поведения, манерам, обычаям, профессиональным навыкам и многому другому. Они-то и составляют материал социализации. Общее имя такому материалу - человеческая культура. Но при всей ее многозначности есть нечто присущее всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства — это так называемые культурные универсалии. Насчитывается 70 общих для всех элементов культуры (календарь, соблюдение чистоты, образование, семья, игры, празднества, приветствия, гостеприимство, шутки и др.).

Выберем те из них, что интересны и значимы для нашей общей темы образа выпускника.

Итак, для деловой игры «Вариант» возьмем простейшие семейные роли: мама, папа, сын, дочь. Усилим позицию: по 4 человека. Это значит, за каждым столиком будут сидеть 4 представителя и столики соответственно будут называться: «мамы», «папы», «сыновья», «дочери» (статусный и возрастной ценз сохраняем). Участники определяются добровольно или по предварительной договоренности.

В деловой игре будет 3 раунда. Обсуждаемые вопросы являются перекрестом общечеловеческих ценностей, культурных универсалий и качеств, присущих молодому поколению, в нашем случае соответствующих образу выпускника.

Так как фоновым понятием все-таки является семья, между раундами будут предложены варианты совместных творческих дел— назовем их «семейные погремушки» (имея в виду поговорку: «В каждой избушке—свои погремушки»).

Вот с такой «погремушки» и начнем. Право на участие дает значок погремушки с шариком. Зрители, на чьем кресле такой значок, выходят на сцену (4 человека).

Погремушка 1. «Расскажи стихи руками» (на овладение неречевыми средствами)

Каждому участнику дается детское четверостишие. Например:

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший.

Зайку бросила хозяйка.

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу

«Ох! Доска кончается,

Сейчас я упаду». А. Барто

У лукоморья дуб зеленый.

Златая цепь на дубе том.

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом. А. Пушкин

Постарайтесь без слов, с помощью пантомимы рассказать известное всем стихотворение. Зрители должны его угадать.

По окончании задать вопрос: что вы сейчас чувствуете? Какой вывод можно сделать?...

Будьте внимательны и овладевайте неречевыми средствами общения (записать на листе с заголовком «Эмоциональный семейный фон»).

ИГРА «ВАРИАНТ»

Участники приглашаются за столы.

1-й раунд. «Критерий взрослости»

Задание участникам: определите 3 пунктами критерий взрослости (5 минут).

Пока они совещаются и записывают, поиграем.

Погремушка 2. «Сиамские близнецы»

Участвуют зрители, на чьем стуле прикреплен рисунок погремушки в виде кольца. 4 человека объединяются в 2 пары.

Пары принимают вид сиамских близнецов. Им необходимо выполнить задание. Вырезать круг из бумаги, вставить нитку в иголку, зашнуровать ботинок, завязать бант. По окончании: что вы сейчас чувствуете? Какой вывод можно сделать?...

Действие слаженности на основе чувствования друг друга (записать это на листе с заголовком «Эмоциональный семейный фон»).

К залу. Интервьюирование

Если человек в 17 лет идет работать, можно ли его считать взрослым? Или тут что-то другое?

Можно ли женитьбу или замужество считать критерием взрослости? А если она состоялась в 17 лет?

Прохождение армейской службы является критерием взрослости?

А теперь послушаем варианты участников. Пожалуйста, стол «мамы», «папы», «сыновья», «дочери».

Для справки

Социологическим критерием взрослости служит экономическая, политическая и социальная самостоятельность: обеспечение себя средствами существования; распоряжение деньгами независимо от других; самостоятельность в выборе образа жизни; независимое от родителей проживание. Спасибо участникам. Группы за столами меняются.

2-й раунд. «Закон»

В каждом, даже примитивном, обществе есть запреты. По мере социализации они становятся законами, границами дозволенного. Назовите 3 причины, почему необходимо соблюдать закон, т. е. критерии необходимости соблюдения закона (5 минут).

Погремушка 3. «Послание»

Участниками становятся те, на чьем стуле прикреплен рисунок погремушки с двумя шариками. Каждому дается лист бумаги и фломастер.

В каждой семье есть место (зеркало, стена, телефонный столик), где вы оставляете послание, когда не успеваете увидеть друг друга.

На вашем листе задано чувство, которое надо изобразить, нарисовать и дописать (закончить это предложение).

Например:

Я возмущаюсь, когда детская остается неубрана.

Я боюсь, когда на меня кричат.

Условие:

Я обижаюсь, когда...

Я радуюсь, когда...

Я разряжаюсь, когда...

Я беспокоюсь, когда...

По завершении представить рисунки, чтобы зрители догадались о зашифрованном послании. Вопросы к участникам: Что вы чувствуете сейчас? Можно ли таким приемом сообщать о своих чувствах? Какой вывод можно сделать? ...

Будьте внимательны к чувствам домочадцев и умейте культурно выразить свои (записать это на листе с заголовком «Эмоциональный семейный фон»).

К залу. Интервьюирование

Есть ли право на ошибку, на поиск правильного пути?

Есть ли право у ребенка и родителя протестовать против не
справедливого обращения или критики?

Обязан ли ребенок быть безупречным на 100 % или быть как все?

Обязан ли чувствовать себя виноватым за свои желания?

Жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было (быть покорным или выбиваться из сил ради другого)? Послушаем, что решили наши участники по критерию законопослушности...

Для справки

Социальными критериями являются:

защита физического здоровья и сохранение жизни («Не убий!»); -  защита личности человека от психологического разрушения («Не унижай достоинства!»); контроль за своим поведением («Свобода-это ответственность!»).

Спасибо участникам 2-го раунда. Приглашаются участники 3-го раунда.

3-й раунд. «Образование»

Культурные универсалии подразумевают образование. Оно ценится в любом обществе. Вопрос: что дает образование для жизни человека (т. е. критерий зависимости места человека в обществе от уровня образования)? (5минут)

Погремушка 3. «Слепец и поводырь» (на доверие) Приглашаются участники с рисунком погремушки — колокольчика. Объединить в 2 пары. Один — «слепой», ему завязывают глаза, другой — его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия (подняться на сцену, пройти по ней спуститься, обойти людей в цепи (т. е. держащихся за руки). Разговаривать между собой нельзя. Цель «поводыря»—провести так, чтобы «слепец» не споткнулся, не упал, не ушибся.

По окончании: Что чувствуете? Было ли уютно? Было ли чувство безопасности? Доверяли ли вы? Какой вывод можно сделать?...

Делать всевозможное для поддержания чувства безопасности и доверия членов семьи (записать это на листе с заголовком «Эмоциональный семейный фон»).

К залу. Интервьюирование

Дает ли образование материальную выгоду?

Справедливо ли высказывание: «Жажда знаний, как жажда богатства: чем больше имеешь, тем больше хочется»?

Какое значение имеет уровень образования для воспитания детей в семье?

Есть ли связь между уровнем образования и завистью (агрессией, злостью)?

Послушаем, что скажут участники 3-го раунда.

Для справки

Социальными критериями являются: высокий статус (положение) в обществе; высокая уверенность в себе, в завтрашнем дне (в XXI веке ведущими являются знания и информация);

более образованные люди становятся аккумуляторами и носителями культуры.

Спасибо участникам 3-го раунда.

Надеемся, что не только зрители услышали интересные ответы на «вечные» вопросы, но и родители услышали детей, а дети -родителей и по достоинству оценили даваемые ответы. Выход из проблемы «отцов и детей» прост — нужно лишь осознать свою роль и принять роль другого, понять, что она-то другая. И тогда уже можно достигать соглашения.

Общая семейная погремушка. «Аукцион» (игра с залом)

Предложите способ, как можно справиться с плохим настроением: послушать музыку, поплакать.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Китайская мудрость гласит: «Мудр понемногу у всего научающийся».

Хотелось бы верить, что сегодняшний вечер не прошел даром, что все мы стали немного мудрее. Ведь мы поговорили о вопросах мировой общественной важности — культурных универсалиях, уяснив их значимость. Мы улыбались, играя в «семейные погремушки», а это значит, мы знаем, как можно поддержать положительный эмоциональный фон семьи.

Наверное, все поняли, что Дети + Родители и есть общество — мы! Родители + Дети — это самые важные, самые первые роли. Родители стоят у колыбели ребенка. Они помогают ему становиться человеком. А он будет строить мир. Так пусть эти отношения будут незыблемо добрыми, чтобы мы и наши дети жили в Добром Мире!


Родительская конференция «День семьи»

Цель психологическая: осознание проблемы сегодняшней семьи в триаде дети - родители - общественность.

Цель педагогическая: ознакомление с существующими личностными ориентациями и ценностями различных семей.

Форма проведения: деловая игра.

Аудитория: семьи (родители и ребенок) различных возрастных категорий.

Размещение: на авансцене пять столов, стилизованных под домашние, со скатертью и домашней утварью.

Подготовка: несколько художественных номеров детского творчества.

Атрибуты: карточки для семей-участниц с символами квадрата, треугольника, ромба, круга, икса.

План

Вступительное слово.

Деловая игра: разговор на кухне, время потехи, время сюрприза.

Заключение.

Содержание

На праздники, особенно традиционные, принято приглашать гостей (или ходить в гости)-важный элемент открытого общения.

Гости-это ожидание, приподнятое настроение, взаимное приветствие и, конечно же, разговор, беседа, иногда откровение, а иногда и забавные истории. В хорошей компании не обойдется и без милых игр-шуток.

Вот мы и решили пригласить вас в гости. Да не в простые гости, а в гости «по-семейному», т. е. семьями. И как хозяева, мы постараемся, чтобы сегодняшний вечер вы провели в хорошей компании с хорошим настроением, хотя угодить на все вкусы не так-то просто. Наши гости разных возрастов и интересов. Давайте знакомиться: бабушки и дедушки, мамы и папы, дочери и сыновья (они же внучки и внуки). Поприветствуем друг друга (похлопать).

Мы друг другу рады!

Отгадайте загадку, составленную нашими учениками разных классов.

«В ней обычно бывают: дети, праздники, ссоры, болезни, радости, суматохи, крики, гости.

В ней обычно бывают: дети, любовь, смех, животные. Туда можно пригласить друзей.

Она может быть богатая или бедная, многодетная или бездетная, веселая или грустная, иногда распадается и соединяется.

В ней играют, если есть пианино, и поют. В ней любят детей.

В ней есть ссора, боль, дружба, радость, мама, папа, я и т. д.»

Это-        семьи, семья, моя семья, наша семья....

Разве можно назвать себя счастливым, если ты пришел в этот мир и не изведал благ семейной жизни? Такой вопрос часто задают себе седобородые философы. И сами же отвечают: «Конечно, нет!» «Истинное понимание людей и окружающей действительности приходит только после создания семьи»,-соглашаются с ними другие...

Семьи разные, их судьбы разные, а проблемы, с которыми они сталкиваются, практически одни и те же. Но решаются они по-разному, и относятся к ним по-разному, и рождается из этого многообразие мира, а он и интересен своим многообразием.

В основе мира лежит ЛЮБОВЬ. Значит, она присутствует во всех деяниях и помыслах человека: любовь к человеку, любовь к природе, любовь к животным, любовь к делу, любовь к деньгам, любовь к книгам, любовь к познанию, любовь к телевизору и др.

Семья - это клеточка Мира. В ней, как в капле, отражено все, чем живет человек, что любит и чего не любит.

Вопросов много, а ответов еще больше. Другое мнение - это любовь к познанию. Мы приглашаем к разговору несколько семей (со значком квадрата - за первый стол, треугольника -за второй, ромба - за третий, круга - за четвертый, икса - за пятый).

Располагайтесь в нашем Доме.

В хороших гостях с вами поговорят, развлекут, да еще чего-нибудь удивительное покажут.

Вот мы и сохраним эту традицию по координате времени: время кухонного разговора, время потехи (шуток), -  время сюрприза.

РАЗГОВОР НА КУХНЕ 1

Почему на кухне? Это место в силу своих размеров и уюта располагает к откровенному разговору, задушевной беседе. Там, где в западной культуре разговор кончается, в российской культуре— начинается. «Нет, ты мне как на духу скажи...» или «Душа измучилась, нет больше сил молчать, слушай...».

Вопросы, ответы, истины. У каждого свои...

Вот и у меня есть такие вопросы для семей на авансцене.

В центре внимания семья со значками квадрата. Вопрос из серии «Любовь к семье».

Вопрос: «Зачем человеку семья?» (Отвечать может представитель, а могут по очереди все члены семьи.)

Спасибо!

Вопросы к залу:

Может ли человек обойтись без семьи? (детеныш обезьянки, отделенный от матери с рождения, впоследствии не может создать семейную пару)

Как связаны между собой семья и благосостояние общества? (от чего зависит?)

Можно ли сказать: если все хорошо в семье, то будет все хорошо и в обществе? Может быть, войны и агрессия — это следствие плохих семейных отношений?

ВРЕМЯ ПОТЕХИ 1

Игра. Семье с квадратными значками: создайте шумовой оркестр. С помощью ложек, металлических тарелок, стаканов с водой (все это на подносе) исполните любимую детскую песенку («Кузнечик», «Жили у бабуси»...).

Курс обучения домашним играм:

Назовите предметы, находящиеся в данном помещении (круглые, деревянные, зеленые и т. п.).

ВРЕМЯ СЮРПРИЗА 1

Сюрприз — это детское творчество. Это диво, ибо, глядя на детей, всегда есть чему удивиться. (Выступление ребенка) Спасибо участникам с квадратными значками.

В центре внимания семья со значками треугольника.

РАЗГОВОР НА КУХНЕ 2

Семья - это общее проживание нескольких поколений, со своими вкусами, привычками, возрастными кризами, психологическими потребностями.

Отсюда и мой следующий вопрос семье с треугольным значком. Вопрос из серии «Родительская любовь».

Вопрос: «Кем в семье должна быть бабушка?» То, что большинство бабушек внуков любят, принято всеми. А вот должна ли бабушка мыть, кормить, печь, варить, стирать и убирать или бабушка должна сидеть себе в уголочке, никто ее не трогает, главное - покормить. (Отвечает либо представитель, либо по очереди все члены семьи).

Дополнительные вопросы (по усмотрению ведущего) Какова доля вмешательства бабушки в воспитание внуков? (помощь - все на бабушку, советы - «мы сами», невмешательство - «не вмешивайтесь, пусть ревет») Бабушка лучше знает, «как надо»? Бабушка-это роль или человек?

Чтобы не быть Иванами родства не помнящими, важно знать, что собой представляет бабушка как человек (имя и отчество), как личность, каковы ее интересы, увлечения, их реализация? (Разговор в детском саду: «За тобой кто придет?» - «Не знаю. Сестра зачет сдает, мама и папа в командировке». - «А бабушка?» - «Одна в ДК работает, у нее сегодня дискотека, а другая диссертацию пишет... Если допишет, может и придет».)

Спасибо!

Вопросы к залу

1.Должна ли бабушка баловать своих внуков? Как и чем?

2.О чем может рассказать бабушка? (о фотографии в домашнем
альбоме, о старинной вещи из сундука).

3.Знаете ли вы любимые стихи своей бабушки, когда она была маленькой? (например, «Вышел зайчик погулять...»

Бабушки, дети и внуки. В каждой семье этот союз складывается по-разному. Интересна сама природа отношений между старшими и младшими. Это доброе и почитаемое чувство жалости. Так, как пожалеет бабушка, никто больше не пожалеет. Да и малыши знают бабушку по-особому, за морщинки на лице, за «синенькие ниточки» на руках.

Наши дети, получив образец уважения и внимания с нашей стороны к бабушкам и дедушкам, так же потом будут относиться к нам. Чуткость—залог уважения и внимательности.

ВРЕМЯ ПОТЕХИ 2

Игра. Семье с треугольными значками: встать в круг спиной, первый поворачивается ко второму и так, чтобы больше никто не видел, изображает действие с каким-либо предметом, передает ему изображаемый предмет, тот повторяет действия и передает следующему. По окончании спросить: кто что получил. В итоге будет видно понимание друг друга.

Курс обучения домашним играм

Вытягиваются три бумажки с указанными на них качествами предмета (например, «толстый», «мягкий», «веселый» и др.). Зачитать три качества. Придумать, что бы это могло быть.

ВРЕМЯ СЮРПРИЗА 2

(Выступление ребенка)

Спасибо участникам с треугольными значками.

В центре внимания семья со значками ромба.

Дети усваивают стиль жизни родителей. Что ценят в жизни родители, то будут ценить и дети. Купить видеомагнитофон или поехать всем вместе в отпуск, купить книгу или сладко поесть?

Следующий вопрос из серии «Любовь к жизни» или «Семейные ценности».

РАЗГОВОР НА КУХНЕ 3

Вопрос: «Какое влияние оказывает на наших детей наше отношение к деньгам, вещам?» (Отвечает либо представитель, либо по очереди все члены семьи).

Дополнительные вопросы (по усмотрению ведущего):

Если бы у вас была волшебная палочка, что бы вы захотели получить?

Что значит, по-вашему, хорошо жить? Насколько важны материальные блага для семьи? Душевная близость может быть семейной ценностью? Как ей можно научить детей?

Разделяете ли вы точку зрения:«... да что там любовь, нежность, понимание. Все это мираж! А вот деньги - нечто реальное, их пощупать, пересчитать можно... и купить вещи»? Какие книги стоят на книжных полках ваших родителей (детей)? Спасибо!

Вопрос к залу

Большой заработок означает счастливую семейную жизнь? (когда материальные блага приносятся в жертву домашнему теплу, радости общения.

Может ли быть «с милым рай и в шалаше»?

Что такое духовные ценности? Можно ли их передать детям?

Мы слегка прикоснулись к дилемме жизненных ценностей. В жизни важно иногда остановится, задуматься и вспомнить, что есть другие, более ценные вещи, которыми жив человек: любовь, доверие, взаимопонимание, задушевная беседа и душевное тепло.

ВРЕМЯ ПОТЕХИ 3

Игра. Семье со значками ромба: накройте стол для гостя (или накройте стол для двоих).

Курс обучения домашним играм. Скажите по-другому: «муха села на варенье», «на столе стоит стакан», «бьют часы 12 раз»

ВРЕМЯ СЮРПРИЗА 3

(Выступление ребенка)

Спасибо участникам со значками ромба.

В центре внимания семья со значками круга.

Как относиться к людям? Дети учатся на отношениях между родителями. Говорят, счастливые дети могут быть только у счастливых родителей. А капризные дети - свидетели разладов. А чем счастливы родители? Следующий вопрос из серии «Любовь друг к другу» (а значит, и к людям).

Отвечает семья со значком круга.

РАЗГОВОР НА КУХНЕ 4

В счастливых семьях существует некая нравственная близость, которая способствует противостоянию любым бедам и злосчастиям. Правда, в каждой семье эта близость своя.

Вопрос: «У вас счастливая семья? Что помогает счастливой семье не огрубеть, не зациклиться на «жизненных мелочах»? (Отвечает либо представитель, либо по очереди все члены семьи.)

Дополнительные вопросы (по усмотрению ведущего)

Можете ли вы обходиться без слов и пресекать всякие поползновения на выяснение отношений?

Что подтверждает то, что к вам в семье относятся хорошо? Поздравляете ли вы друг друга с праздником письмами или открытками? Тон телефонных разговоров всегда официальный?

Делаются ли в вашей семье подарки вне праздников? (смысл подарка: О. Генри «Дары волхвов»-часы Джима и волосы Деллы) Можно ли выразить возмущение возгласом «О! Послушай, Анна!»? Подобным образом Пьер Кюри, физик с мировым именем, выразил свое возмущение: «О! Послушай, Мари!» Мужа удивило и возмутило то, что его жена позволила себе забраковать лабораторную деталь, плохо ее зная. Но как тактично он передал свое чувство и мягко выразил свое несогласие. Спасибо!

Вопросы к залу

Как можно среагировать на промах и недостатки супруги(-а)
(пролитый суп, чай)?

Американский писатель Т. Уайлдер в своем романе «Теофил Норт» говорит: «Каждой женщине нужен хоть один сюрприз в день». Вы согласны, что цветы, духи, конфеты, красивую безделушку, книгу нужно дарить не только невесте?

Если бы вам подарили сковородку, как бы вы отнеслись к такому подарку?

Допустима ли критика в семейных отношениях?

Пусть критикуют, воспитывают и наставляют друзья. Семья - это поле чистой дипломатии и отношения в ней принципиально исключают всякую критику. Каждый из супругов может, если это необходимо, повлиять на поведение другого члена семьи, но это делается обходными путями.

Как можно искать обходные пути, сейчас увидим в семейной игре.

ВРЕМЯ ПОТЕХИ 4

Игра. Семье со значками круга: на спину одного из членов семьи прикрепляется бумажка с написанным на ней словом. Другим членам семьи нужно молча объяснить, что там написано (снег, восход, любовь).

Курс обучения домашним играм

Назови 3 (можно 5) наименований автомобилей, животных, способов путешествия, дурных привычек, телеканалов.

ВРЕМЯ СЮРПРИЗА 4 (Выступление ребенка)

Спасибо участникам со значками круга.

В центре внимания семья со значками икса.

Однообразие и скука-ржавчина, медленно, но упорно разъедающая семейные супружеские отношения. А хочется жизни яркой и разнообразной. Поддерживать богатую впечатлениями и ощущениями семейную жизнь — дело непростое.

Жить в семье-это значит, быть неисчерпаемыми друг для друга, неустанно и изобретательно строить такие взаимоотношения, которые не приедаются и не надоедают.

Вопрос из серии «Любовь к миру» или «Разнообразие и досуг». Это совместное времяпрепровождение, традиционное и нетрадиционное, обычаи и ритуалы семьи.

РАЗГОВОР НА КУХНЕ 5

Вопрос: «Чем можно заполнить досуг семьи? Должен ли он объединять или пусть каждый занимается чем хочет?»

Дополнительные вопросы (по усмотрению ведущего)

Что значит традиционное проведение традиционного праздника? (а нетрадиционное?) (совместное чтение книги, домашнее музицирование, походы, ритуал воскресного обеда...) Телевидение способствует взаимопониманию, уважению и внимательности, столь необходимым в семье? Статистика: наиболее распространенным занятием в свободное время является просмотр телевизора - 70%, 6 % опрошенных никогда не занимались спортом, у 66% отсутствуют любительские увлечения. Активный отдых характерен для 20 % семей.

Можно ли считать ссылку на отсутствие театров и музеев (внешние проблемы) вялостью мышления, пассивностью?

Вопрос к залу

Отдыхать - это значит, «бить баклуши»?

Чем можно заняться в свободное время? А чем хочется?

Когда человек говорит: «У меня нет свободного времени», это может означать, что он не умеет отдыхать?

Для справки: отдых - это смена занятий. Например, И. Крылов увлекался математикой, А. Бутлеров разводил пчел, М. Лиспа был чемпионом Латвии по плаванию.

Совместное, семейное проведение досуга поддерживает дружеское расположение членов семьи друг к другу, предполагает доброжелательные связи внутри семьи. Организация свободного времени всей семьи — это серьезно, это мир и лад, это способ уберечь детей от разлагающего бездействия.

ВРЕМЯ ПОТЕХИ 5

Игра. Семье со значками икса: передать апельсин подбородком друг другу.

Курс обучения домашним играм

Алфавитный спектр. В порядке алфавита перечислить, например, профессии: А - архитектор, Б - бухгалтер, В - врач, Г-геодезист, Д - доктор и т. д.

ВРЕМЯ СЮРПРИЗА 5 (Выступление ребенка)

Спасибо участникам со значками икса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наверное, не совсем был прав Л. Толстой, когда писал, что «все счастливые семьи похожи друг на друга». Эта похожесть внешняя. Для того чтобы семья была счастливой, она должна как минимум строиться на глубоких душевных контактах, на тонком взаимопонимании, а уж они-то у каждой семьи свои, неповторимые.

Далеко не обо всех семейных проблемах и радостях мы поговорили, видение проблем многообразно, как и мир, да и «под каждой крышей свои мыши». Хочется надеяться, что после сегодняшнего вечера чьи-то мыши будут скрести потише, а то и умолкнут.

Да будет ваша семья дружной и счастливой, да будет ваш дом светлым и теплым!


Тренинговое занятие «Учимся взаимопониманию»

Возраст участников: ученики 9-11 классов

Задачи занятия: развитие социальной наблюдательности, вербального взаимодействия.

Приветствие. Знакомство участников.

Основная чать

Упражнение - разминка «Копирование движений»

Описание упражнения.

Вариант 1. Участники встают в круг. Выбирается водящий, который временно выходит за дверь. Без него группа определяет участника, чьи движения будут копироваться. Тот начинает делать какое-то несложное упражнение (наклоны, движения руками, вращения головой и т. п.), группа копирует это движение. Водящий возвращается и внимательно наблюдает за действиями группы. Каждые 10-15 секунд участник, упражнение которого копируется, меняет выполняемое движение, и вслед за ним новое движение начинают воспроизводить остальные участники. Задача водящего — понять, за кем группа повторяет упражнения.

Вариант 2. Участники стоят в кругу. По условному сигналу ведущего каждый из них начинает выполнять какое-нибудь несложное физическое упражнение по своему выбору. Через 5-10 секунд ведущий подает очередной условный сигнал, по которому каждый участник начинает выполнять то упражнение, которое до того выполнял сосед слева. Игра продолжается, пока каждое упражнение не пройдет полный круг и не вернется к своему автору (скорее всего, в сильно искаженном виде).

Психологический смысл упражнения. Эта игра вносит оживление и позволяет подключить к работе всех участников. Кроме того, развивается наблюдательность, возрастает степень группового сплочения.

Обсуждение. На какие признаки ориентировался водящий, выполняя задание (вариант 1)? Что приводило к искажениям при передаче движений от участника к участнику (вариант 2)?

Упражнение «Бип» («Чужие коленки»)

Описание упражнения. Участники садятся в плотный круг, чтобы между соседями не оставалось свободного места. Водящий встает в центр с завязанными глазами, несколько раз поворачивается вокруг своей оси (чтобы сбить ориентацию в пространстве), после чего приближается к сидящим в кругу участникам и «вслепую» садится кому-нибудь из них на колени. Обладатель коленок, на которые сел водящий, произносит измененным голосом короткое слово: «Бип». Задача водящего — угадать по голосу, на чьих коленях он сидит. Существуют два варианта организации игры: либо водящий после первого удачного угадывания садится в круг, а «разоблаченный» им игрок становится водящим, либо он поочередно присаживается на колени всех окружающих и пытается отгадать каждого. В последнем случае можно устроить небольшое соревнование между несколькими водящими. Это упражнение не следует затягивать. Целесообразно прекратить его в тот момент, когда интерес к нему: еще не успеет угаснуть, и — при желании участников — возобновить на следующем занятии.

Психологический смысл упражнения. Развиваются навыки социальной перцепции и тактильного контакта. Кроме того, упражнение служит хорошей разминкой и обычно оставляет яркий положительный эмоциональный след.

Обсуждение. Кого было легко узнать, кого — не очень? не что еще ориентировались водящие помимо голоса? Чувствовали ли они разницу между коленками разных людей, в чем она заключалась?

Упражнение «Вавилонская башня»

Описание упражнения. Упражнение выполняется в подгруппах по 4-6 человек. Каждой из подгрупп выдается примерно по 100-150 листов бумаги (возможно, предназначений в макулатуру) или пачка газет и дается задание: построить из этих листов максимально высокую башню, не используя каких-либо скрепляющих материалов. Для выполнения этого упражнения обычно достаточно 10-15 минут, хотя, если работа идет очень активно и запас бумаги у подгрупп не закончился, время целесообразно увеличить до 25-30 минут. Можно сделать акцент на эстетической стороне работы (украшение построенной башни) или на максимально возможной высоте постройки и организовать соревнование между подгруппами.

Психологический смысл упражнения. Упражнение приводит к повышению групповой сплоченности, позволяет развивать способности выдвигать и отстаивать свои идеи, вызывает у участников положительные эмоции.

Обсуждение. Как распределилась работа между участниками в подгруппах? Кому принадлежали идеи по конструкции различных частей башни, какие психологические качества потребовались, чтобы воплотить эти идеи в жизнь?

Упражнение «Снежки»

Описание упражнения. Участники делятся на две команды. На полу проводится линия, делящая помещение пополам, каждая команда располагается в своей половине помещения. Каждый участник делает себе из бумаги, оставшейся от предыдущих упражнений, 4 «снежка». По команде ведущего начинается игра, задача которой -перебросить как можно больше «снежков» на сторону противоположной команды. Продолжительность тура 1 минута, выигрывает та команда, на чьей территории по окончании этого времени оказалось меньше «снежков». Имеет смысл провести 2-3 тура игры. Дополнительное правило: одновременно держать в руках больше четырех «снежков» запрещается (иначе участники начнут прибегать к уловке: собирать много «снежков» в руках и перекидывать их на противоположную сторону в последнюю секунду игры).

Психологический смысл упражнения. Легкая подвижная разминка, позволяющая разрядить обстановку после предыдущих упражнений.

Обсуждение. Достаточно короткого обмена впечатлениями.

Упражнение «Глаза,  рты,  руки»

Описание упражнения. Для выполнения упражнения потребуется конструктор типа «лего» или какие-либо похожие по размеру предметы, из которых можно построить небольшие сооружения (кубики, спичечные коробки и т. п.). За неимением таких предметов можно воспользоваться и подручными средствами. Например, предложить использовать в качестве деталей «конструктора» фломастеры и карандаши или создавать сооружения из бумаги.

Участники делятся на мини-группы из трех человек каждая. Каждой тройке понадобится небольшое сооружение из деталей «конструктора», включающее порядка 10-15 деталей (домик, машинка и т. п.), и еще один комплект таких же деталей, чтобы его скопировать. Сооружения для копирования могут создаваться участниками из других троек или ведущим; той тройке, которой предстоит его копировать, оно не показывается. Внутри каждой мини-группы между участниками распределяются следующие роли:

 «глаза» — способны видеть как копируемый, так и создаваемый предмет, но не могут говорить и сами совершать какие-либо действия с «конструктором». Их возможности ограничиваются передачей информации о том предмете, который копируется, с помощью мимики, жестов и т. п.;

 «рты» — способны говорить и видеть то, что строится, но не видят, что копируется;

 «руки» — слышат и создают копию сооружения, но ничего не видят (их глаза закрыты или завязаны). Они не могут ощупывать оригинальное сооружение, а должны руководствоваться тем, что слышат от «рта».

Задача каждой из троек — работая при таком распределении ролей, создать копию того сооружения, которое было им предложено (10 минут).

Психологический смысл упражнения. Упражнение развивает умение действовать в ситуациях неполноты доступной информации, а также средств для ее передачи, учит реконструировать позицию партнеров по общению на основе этих неполных данных. Кроме того, совершенствуются навыки вербального и невербального общения.

Обсуждение. Первая стадия обсуждения проходит внутри троек: участники сравнивают оригинальное сооружение и его копию, делятся возникшими в ходе упражнения эмоциями и чувствами, анализируют, что способствовало адекватной передаче информации в таких условиях, а что ей препятствовало (5 минут). На второй стадии участники объединяются в три группы: «глаза», «рты» и «руки», и обсуждают, какие затруднения возникли у них и каким жизненным проблемам можно уподобить ситуацию, в которой они оказались в этой игре (5 минут). На третьей стадии представитель от каждой из этих подгрупп рассказывает аудитории, к каким выводам пришла их подгруппа (2-3 минуты на подгруппу).

Игра-загадка «МГТС»

Описание упражнения. Выбираются 2-3 водящих, которым дается такая инструкция: «Сейчас мы загадаем какого-то участника группы. Вам нужно будет угадать, кто имеется в виду, задавая присутствующим вопросы об этом человеке. На ваши вопросы будет всего три варианта ответов: «да», «нет», «не знаю». После этого водящие выходят за дверь и ведущий инструктирует группу: «МПС расшифровывается как Мой Правый Сосед. На все вопросы водящих вы будете отвечать от лица человека, который сидит справа от вас! Помните, что в вашем распоряжении всего три варианта ответов». Обычно подросткам довольно сложно сразу освоиться с таким правилом ответов, поэтому сначала имеет смысл попрактиковаться, задав каждому подростку вопрос и попросив его ответить, соблюдая установленное ограничение. Потом зовут первого водящего, он начинает задавать вопросы. Когда он поймет, что под загаданным членом группы имеется в виду находящийся справа сосед каждого участника, зовут и вводят в игру следующего водящего.

Если эта игра подросткам понравилась, ее можно применять неоднократно, но, естественно, при условии, что каждый раз меняются правила генерации ответов. Например, они могут быть такими: 4- юноши отвечают всегда правду, а девушки всегда врут (или наоборот); 4- если вопрос задан с улыбкой — на него, вне зависимости от содержания, дается ответ «да», если с хмурой мимикой — «нет», если выражение лица нейтральное — «не знаю». Это правило отгадать довольно сложно, лучше пригласить для этого сразу 3-4 водящих, которые будут работать командой.

Психологический смысл игры. Развитие социальной наблюдательности.

Обсуждение. Что помогало отгадать загадку, а что препятствовало?

Рефлексия