Рабочая программа педагога-психолога

Содержание

 

 

1.     Пояснительная записка…………………………………………………….3

2.     Цель программы…………………………………………………………....4

3.     Задачи программы………………………………………………………….5

4.     Структура программы……………………………………………………...6

5.     План работы на учебный год………………………………………………8

6.     Циклограмма деятельности ……………………………………………….20

7.     Методы работы……………………………………………………………..21

8.     Карта дошкольниками усвоения социальных норм и правил…………...23

9.     Тематический план программы 2-я младшая группа ……………………26

10.            Тематический план средней группы………………………………………30

11.            Тематическое планирование в старшей группе…………………………..33

12.            Тематический план подготовительная к школе группа…….....................34

13.            Приложение………………………………………………………………38-39

14.            Список литературы………………………………………………………...42

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx64.25 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Заведующий ДОУ «Солнышко»

___________А.С. Авершина

Приказ №__от___20___

Рабочая программа

педагога-психолога

Возраст детей: 3-7 лет

 Срок реализации: 1 год

педагог-психолог: Щадилова А.Ю.

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………………….3
  2. Цель программы…………………………………………………………....4
  3. Задачи программы………………………………………………………….5
  4. Структура программы……………………………………………………...6
  5. План работы на учебный год………………………………………………8
  6. Циклограмма деятельности ……………………………………………….20
  7. Методы работы……………………………………………………………..21
  8. Карта дошкольниками усвоения социальных норм и правил…………...23
  9. Тематический план программы 2-я младшая группа ……………………26
  10.  Тематический план средней группы………………………………………30
  11.  Тематическое планирование в старшей группе…………………………..33
  12.  Тематический план подготовительная к школе группа…….....................34
  13.  Приложение………………………………………………………………38-39
  14.  Список литературы………………………………………………………...42

Пояснительная записка

      Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть-семь лет. Но они имеют очень большое значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную личность. Получают определенное развитие все стороны психики, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Во все эти возрастные периоды у детей часто возникают определенные сложности, которые бывают связаны: с развитием интеллекта, состоянием психики, адаптацией к детскому саду, формированием произвольного поведения и самоконтроля и т.д. Так в 3 года при поступлении в дошкольное образовательное учреждение дети переживают адаптационный стресс.    Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. В 3-4 года ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность.    Усложняется эмоциональная жизнь малыша: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства. У детей 6-7лет, часто при поступлении в первый класс, остаются несформированными: произвольное поведение, самоконтроль, мотивация к учебе, и как правило, одной из причин не готовности ребенка к школе (психологической готовности) является излишняя двигательная активность, подвижность, импульсивность. Именно поэтому так важно оказывать психологическое сопровождение и психологическую поддержку детей в ДОУ на всех возрастных этапах. Проанализировав и изучив теоретическую и методическую литературу, касающуюся развития ребенка, мы пришли к выводу, что единой психологической программы для детей дошкольного возраста не существует. Во многих изданных тетрадях педагогический и психологический материал не структурирован, нет четкого разделения педагогических и психологических задач.

     Рабочая программа педагога-психолога разработана в соответствии с уставом НРМДОБУ «Детского сада комбинированного вида «Солнышко». Основной общеобразовательной программы дошкольного бюджетного образовательного учреждения НРМДОБУ «Детский сад комбинированного вида «Солнышко». Федеральными государственными требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, Федеральные государственные требования к условиям основной образовательной программы дошкольного образования, Сан Пин.

      Данная программа разработана на основе следующих психологических программ:

1.А.С. Роньжина «Занятия психолога с детьми 3-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению»

2.И.А. Пазухина «Давай поиграем» Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет.

3.С.В. Крюкова «Удивляюсь, злюсь боюсь, хватаюсь и радуюсь».

4. И.Л. Арцишевская «Психологический тренинг для будущих первоклассников».

      Направленность данной дополнительной образовательной программы - это комплексное развитие (познавательное и эмоциональное) психически здорового ребенка с интеграцией по всем образовательным областям.

Актуальность этой программы в интеграции и систематизации психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога.

                                                  Цель программы

         Раскрытие творческого, нравственного, интеллектуального потенциала детей, развитие у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Задачи программы:

  1. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.
  2. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
  3. Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
  4. Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
  5. Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
  6. Формирование позитивной мотивации к обучению.
  7. Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.

      Содержание программы строится на идеях развивающего обучения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития.

       Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту. Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности. Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий.

       Построение программы для каждого возраста ориентировано на удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному периоду детства, и основано на развитие ведущего психического процесса или сферы психики.

Программа направленная на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), а также на развитие волевой и психофизиологической сферы подобрано в соответствии с темами занятий прописанными в основной общеобразовательной программе ДОУ.

Структура программы:

     Предлагаемая программа опирается на возрастные особенности детей, особенности познавательного и эмоционального развития, при этом особенно важно в каждом возрасте идти от интересов и возможностей каждого ребенка.

Возраст 3-4 года, 4-5лет, 5-6 лет, 6-7 лет.

Формы работы с детьми в рамках программы

Групповая работа.

      Комплектация групп и продолжительность зависят от возрастной категории детей.

II младшая группа – 8-10 минут в день

Средняя группа – 20 минут в день

Старшая группа – 25 минут в день

Подготовительная группа –30 минут в день

      Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему может варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдения психолога.

Принципы проведения программы:

  1. Системность подачи материала.
  2. Наглядность обучения.
  3. Цикличность построения занятий.
  4. Доступность.
  5. Развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Каждая программа содержит в себе следующие этапы:

  1. Организационный этап.

Создание эмоционального настроя в группе.

Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.

  1. Мотивационный этап.

Сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;

Выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.

  1. Практический этап.

Подача новой информации на основе имеющихся данных;

Задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей.

Обработка полученных навыков на практике.

  1. Рефлексивный этап.

Обобщение полученных знаний.

Подведение итогов занятия.

Индивидуальная работа.

Этот вид работы включает различные виды диагностики познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении индивидуальной развивающей программы и в консультировании родителей и педагогов.

Работа с родителями.

      В рамках этой формы работы родителей ориентируют на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни. Кроме того, ведется просветительская работа с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов и круглых столов. 

                                                                                                                                                                                                                             

План работы на учебный год.

Цель: Сохранение и укрепление психологического здоровья детей, гармоничное развитие в условиях ДОУ.

Задачи детского сада:

1. Оптимизировать работу по здоровьесбережению через   дифференцированный подход к детям, направленный на укрепление и сохранение физического, интеллектуального и психического здоровья воспитанников, как в условиях детского сада, так и в семье.

2. Систематизировать   работу по формированию   познавательно-исследовательской активности дошкольников, через дальнейшее внедрение инновационных методов, способствующих интеллектуальному развитию дошкольников.

3. Совершенствовать качество коррекционной работы по развитию речи путем интегрированного сотрудничества педагогов, специалистов детского сада и семьи.

4. Активизировать работу педагогов по повышению качества воспитательно–образовательной работы по художественно-эстетическому развитию через интеграцию всех видов деятельности.

Задачи педагога – психолога на  год:

1. Содействовать личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности.

2. Создавать отношения в коллективе, максимально благоприятные для продуктивной работы в ДОУ.

3. Повышать уровень психологической культуры всех участников воспитательно-образовательного процесса ДОУ. 

Основные направления работы:

1. Диагностическое.

2. Коррекционно развивающее.

3. Консультативное.

4. Просветительское и профилактическое.

Формы работы:

  • наблюдение
  • беседа
  • анкетирование
  • развивающие занятия
  • тренинги
  • консультации.

Категории

Содержание работы

Цели и Задачи

Группы

Сроки выполнения

Психодиагностика

Работа с детьми

Наблюдение за вновь поступившими детьми.

 Диагностика психоэмоционального состояния вновь поступивших детей по методике

К. Печоры «Лист адаптации».

Первичное и повторное психодиагностическое обследование детей подготовительной группы

с использованием методического руководства Л.А Ясюковой  «Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе».

«Тест тревожности (Теммл, Дорки, Амен)».

Изучение познавательной сферы детей средней, старшей гр. (Комплексная диагностика Венгер Л.)

 Диагностика эмоциональной сферы (Методика Л.П.Стрелковой).

 

Психодиагностическое обследование

по запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям.

Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк).

Анализ адаптации детей младших групп к условиям детского сада.

- Получение и анализ данных об уровне психологической подготовленности к обучению в школе детей подготовительных групп.

 - Определение наиболее актуальных направлений работы по обучению и развитию детей в указанных группах.

- Анализ результатов развивающей, обучающей и коррекционной деятельности педагогического состава в свете психологического развития детей подготовительных групп.

- Итоговая оценка уровня психологической готовности детей указанных групп к обучению в школе при выпуске из детского сада.

Выявление и конкретизация проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

- Выявление детей с отставанием темпа психологического развития.

1-я младшая,

2-я младшая.

Подготовительная группа

Подготовительная группа

Старшая

 Группа.

Средняя и старшая

группа.

Старшая, подготовительная группа

Все группы

Сентябрь-Октябрь

Сентябрь-Октябрь

   Октябрь

Апрель- Май

Февраль

Октябрь- Ноябрь

Ноябрь-Апрель

В течение учебного года

По плану работы ПМПк

Работа с педагогами.

1. Анкета «Психологический климат в коллективе».

 

3. Психодиагностика личности педагога.

 

4. Психодиагностика педагогического коллектива.

Все сотрудники

 

По запросу

 

По запросу администрации

Январь

 

В течение года

 

В течение года

Работа с родителями

1. Анкетирование родителей, вновь прибывших детей.

 

2. Анкета «Ваш ребёнок скоро станет школьником».

 

3. Анкетирование «Удовлетворённость работой ДОУ».

 

4. Диагностика.

 

 

 

 

 

 

1-я младшая, 2-я младшая

Подготовительная

По запросу родителей, педагогов, администрации.

Сентябрь

Февраль

Май

В течение года

Коррекционно-развивающая работа

Работа с детьми

1. Психологическое сопровождение процесса адаптации. (А.С. Роньжина).

 

2. Психогимнастика (Е.А. Алябьева, М.И. Чистякова).

 

 

3. Коррекционно-развивающие занятия по эмоционально-волевой сфере. (Авторизованная программа «В стране эмоций).

 

4. Индивидуальные развивающие занятия с «трудными» детьми, в сфере общения и поведения (Р.Р.Калинина).

 

 

4. Сказко - и пескотерапия с детьми, имеющими проблемы в личностном развитии (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, О.Ю. Епанчинцева)

 

5. Индивидуальные развивающие занятия с детьми.

 

1-я младшая

 

2-я младшая, средняя

 

Старшая,

Подготовительная

 

 

 

Индивидуально

 

 

Индивидуально

 

По запросу родителей, педагогов.

В течение года

 

В течение года

 

1 раз в неделю

Ноябрь- Апрель

 

 

 

В течение года, согласно циклограммы

 

В течение года, согласно циклограммы

 

В течение года

Работа с педагогами

1. Занятия по развитию рефлексии.

2. Возрастные кризисы развития и условия, способствующие их благополучному разрешению.

3. Педагог и ребенок: барьеры в общении.

4.Работа педагога с семьями воспитанников»

- Семья как первичный институт социализации.

- Родители несут ответственность за воспитание детей.

5. Контроль за психофизиологическим состоянием детей в группах.

6. «Психологические особенности детей дошкольного возраста».

Все сотрудники

Консультация

Семинар-практикум

 

Консультация

Опрос

Семинар-практикум

В течение года

Октябрь

Ноябрь

Январь, Апрель

Февраль

Март

Работа с родителями

1.Психолого-педагогические встречи «В детский сад с мамой».

2.Родительское собрание «Социальная адаптация малышей в ДОУ, как результат тесного взаимодействия педагогов и родителей».

3. «Как прививать малышам навыки самообслуживания».

4. Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста.

5. Готовы ли вы отдать ребенка в школу?

6. «Выстраивание отношений с гиперактивным ребенком».

7. Рекомендации по развитию мыслительных процессов: памяти, внимания и мышления на лето.

Родительское собрание

Буклет

Письменная

Консультация

Открытое занятие

Анкета

Семинар-практикум

Групповое

Октябрь  

2 встречи

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Октябрь, апрель

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Консультирование педагогов и родителей воспитанников.

Оптимизации процесса адаптации дошкольников, организация успешных условий в семье и группе детского сада

1-я младшая,

2-я младшая

Сентябрь-ноябрь

Консультирование педагогов и родителей воспитанников подготовительных групп.

- Информирование участников воспитательно-образовательного процесса о результатах психодиагностического обследования.

- Рекомендации по подготовке ребенка к школьному обучению

В течение учебного года

Консультирование родителей и педагогов по проблемам развития детей.

Рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса и улучшению психологического комфорта детей в ДОУ и семье в интересах ребенка.

В течение года

Индивидуальное консультирование родителей, чьи дети представляются на ПМПк.

Причины направления на ПМПк, разъяснительная работа, рекомендации

Март – май

Консультирование родителей и педагогов по запросам.

Выявление психологических проблем, совместный поиск путей их решения.

В течение учебного года

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА

Работа по адаптации детей, поступивших в ДОУ в новом учебном году и детей переформированных групп, вернувшихся из отпусков (игровые техники, беседы и др.)

Анализ медицинских карт вновь поступающих детей.

Ускорение процесса адаптации детей к пребыванию в ДОУ, сохранение психологического здоровья детей

Получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания.

Сентябрь – ноябрь

Сентябрь – ноябрь

ПСИХОПРОСВЕЩЕНИЕ

Оформление информационных уголков для родителей в группах детского сада.

Освещение актуальных вопросов психического развития детей, особенностей детско-родительских отношений и др.

В течение учебного года

Изготовление и распространение памяток, буклетов, брошюр и т.п.

Повышение психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей

В течение учебного года

Выступления на родительских собраниях, круглых столах и др.

Освещение актуальных тем для родителей воспитанников.

В течение учебного года

Подготовка материала на сайт детского сада.

- Способствовать возникновению и развитию

у родителей интереса к особенностям воспитания детей в дошкольном учреждении.

- Информировать о прошедших мероприятиях в ДОУ и способствовать проявлению активности родителей в жизни своего ребенка и детского сада в целом.

- Освещение в специальных рубриках рекомендаций педагогов и специалистов дошкольного учреждения с целью повышения психолого-педагогической компетенции родителей.

В течение учебного года

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

1. Участие в конкурсах ДОУ и района.

 

2. Планирование деятельности, ведение отчётной документации.

 

3. Посещение и выступление на методических объединениях.

 

4. Выступление на педсоветах.

 

 

5. Выступление на родительских собраниях.

 

6. Подготовка материалов на информационные стенды.    

 

7. Разработка рекомендаций, памяток и буклетов.   

 

8. Обобщение результатов обследований, составление таблиц, бланков.

        

9. Подготовка   и размещение информационного материала на интернет-сайт дошкольного учреждения.      

 

10. Формирование и оптимизация банка методик и литературы по детской психологии.

 

11. Разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ.

В течение года

Ежедневно

Согласно   годового плана.

Согласно годового плана ДОУ

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

Циклограмма деятельности

Дни недели

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Методическая работа

ПН

8.00-16.30

обед

12.00-13.00

8.00-9.00 - наблюдения за адаптацией.  2-ая младшая гр.

9.00-9.25 – занятия на адаптацию

9.30-9.55 - коррекционно - развивающее занятие ст. гр. - 1

10.00-10.25 – коррекционно - развивающее  занятие ст гр. - 2

15.30-15.55 -

13.00 – 15.00– методическая работа

ВТ

8.00-17.00

обед

12.00-13..00

9.00 – 9.25-  наблюдения за адаптацией. (1-ая млад.)

10.00-10.30 - коррекционно - развивающее занятие сред. гр. - 1

15.30-15.55 – коррекционно - развивающее занятие сред. гр. - 2

13.00 – 15.00 –индивидуальное  и групповое консультирование

8.00 – 9.00 – подготовка к занятиям

14.00 – 15.00 – работа с

документацией

15.00 – 15.20 – подготовка к занятиям

СР

8.00-17.30

обед

12.00-13.00

8.00 – 8.45 – наблюдения за адаптацией.

9.10 – 9.45 –индив.занятия

9.55 – 10.20 индивид. занятия

15.30 – 16.00 – индивид. занятия

13.00 – 15.00 -психологическое просвещение

9.00 – 10.00 – подготовка к занятиям

10.40 – 14.00 – работа методическая

14.30 -15.00 - работа с

документацией

15.00 – 15.20 -  подготовка к занятиям

ЧТ

11.30-19.00

12.00-13.00 - обед

15.30 – 16.00 – индивид.занятия

16.00 – 17.00 - занятия по подготовке к школе.

17.00 – 17.30 – индивидуальные занятия.

17.30 – 18.00  – индивидуальное  и групповое консультирование по запросу родителей, педагогов

11.30 – 14.00 - работа с

документацией

15.00 – 15.30 -  подготовка к занятиям

ПТ

8.00-16.00

обед

12.00-13.00

9.00 – 9.25 - коррекционно - развивающее занятие ст. А  гр. –1

9.30 – 9.55 - коррекционно - развивающее занятие ст. А  гр. –2

10.00 – 10.30 - коррекционно -  развивающее  занятие – подг. гр. -1

 

15.30 – 16.00 - коррекционно -  развивающее занятие -под. гр.- 2

8.00 – 9.00 – подготовка к занятиям

13.30 – 14.30 -  методическая работа

14.30 – 15.00 - работа с

документацией

15.00 – 15.30 -  подготовка к занятиям

 

Примечание.  Методическая работа включает: подготовку к проведению психодиагностики, семинаров, практикумов, родительских собраний; изучение медицинских показаний воспитанников; подготовка стимульного материала для проведения диагностики, занятий; обработка результатов диагностики; заполнение таблиц, диаграмм; составление справок по результатам проведённых мероприятий; работа в ПМПк.

Методы работы.

- Психогимнастические игры.

- Игры и упражнения для развития познавательных процессов: памяти, мышления, восприятия, воображения.

 -Игры и задачи, направленные на развитие произвольности.

- Релаксационные методы (с использованием стихов, музыки, записи звуков природы, релаксационной музыки).

- Методы и приёмы развития эмоциональной сферы: открытое проявление социально-приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими).

-Методы и приёмы развития коммуникативных способностей: рассматривание иллюстраций с последующим диалогом между взрослым и детьми; работа в парах и мини командах; вопросы и ответы при разыгрывании ситуаций или обсуждение чего-либо во время тренинга; задания, требующие от ребёнка развёрнутого ответа, собственного мнения, суждения.

- Методы и приёмы развития культуры жеста, возможности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, пантомимики, движений, осанки, позы.

       Планируемые результаты:

      В самые ближайшие сроки следует ожидать:

Психотерапевтический эффект будет заключаться доверии ребенка к педагогу-психологу, стремлении к контакту с ним, открытости и интересе к занятиям, а также снижении эмоциональной напряженности, в психологическом комфорте и позитивных чувствах, в отреагировании и разрядке негативных эмоциональных переживаний, в снижении частоты конфликтов и со с детьми и пр.

      Развивающий эффект программы проявится в интересе и желании эти занятия продолжать, в стремлении поговорить с педагогом-психологом об услышанном вне программы, в том, что поведение детей станет улучшаться, эти улучшения они заметят сами. Дети смогут использовать полученные умения в других видах деятельности: в игре, учении, общении.

Карта дошкольниками усвоения социальных норм и правил

Возраст

Социальные нормы и правила

1

2

3-4

Ориентируется на требования взрослого, может (но не всегда) переносить эти требования в разные ситуации. Выделяет несоответствие поведения другого ребенка требованиям взрослого. Вежливо обращается к взрослым, здоровается и прощается, говорит «спасибо», «пожалуйста».

По указанию взрослого убирает игрушки, доводит не очень интересное дело до конца, выполняет простейшие трудовые действия. По требованию взрослого или по просьбе сверстника может помочь последнему, пожалеть его, поделиться игрушкой. По просьбе взрослого может сдерживать агрессивные реакции.

4-5

В поведении сверстников и своем выделяет несоответствие нормам и правилам. Эмоционально переживает, когда поступает не так, «как надо». Усиливается взаимный контроль над поведением друг друга. Без напоминания взрослого может убрать игрушки, выполнять трудовые обязанности, доводить дело до конца.

Однако в процессе самой деятельности может отвлекаться на более интересные занятия. Во взаимопонимании с другими может (но не всегда) проявлять социально одобряемые формы поведения.

Формируются представления об особенностях полового поведения.

5-6

Может регулировать поведение на основе усвоенных норм и правил и несоответствие своих этических представлений, а не в ответ на требования других людей.

Эмоционально переживает несоблюдение ими норм и правил и несоответствие поведения своим этический представлениям. Без контроля со стороны взрослого, не отвлекаясь, может выполнять трудовые обязанности, доводить до конца малопривлекательную работу, наводить порядок в комнате. Поведение становится более сдержанным. Дружно играет, сдерживает агрессивные реакции, делится, справедливо распределяет роли, помогает во взаимодействии с друзьями.

6-7

Повышаются возможности саморегуляции поведения. Без напоминания взрослых, самостоятельно выполняют усвоенные нормы и правила, в том числе этические. Однако только некоторые дети могут регулировать свое поведение независимо от их отношения к другим участникам взаимодействия и от своих желаний и интересов; отстаивать усвоенные нормы и правила, свои этические представления перед ровесниками и взрослыми.

Портрет будущего первоклассника:

1. Социальное развитие

  • ребёнок спокойно идёт на контакт со взрослыми и сверстниками;
  •  Общается со сверстниками, знает правила общения;
  • управляет своим поведением, знает, что можно, а что нельзя, неагрессивен, недрачлив. Умеет общаться с чужими взрослыми, тактичен. Хорошо адаптируется к новой обстановке;

2. Организация деятельности

  • может планировать свою деятельность;
  • выполняет задание до конца, умеет оценить качество своей работы;
  • самостоятельно находит и исправляет ошибки в работе, не ждёт конкретных указаний;
  • может сосредоточенно, не отвлекаясь выполнять задание 10-15 минут;
  • не торопится, не суетится, не требует постоянного внимания взрослых;
  • при неудаче не сердится, принимает помощь взрослых, с подсказкой выполняет задание;

3.  Речевое развитие

  • может выделить звук в начале слова, в середине и конце слова; обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него. Правильно использует предлоги, приставки, союзы, строит предложения;
  • может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картинке;
  • в речи нет незаконченных предложений, не связанных между собой;
  • передаёт интонацией различные чувства, в речи нет нарушений темпа (пауз, запинок).

4.Личностное развитие

  • ребёнок осознаёт как вести себя со сверстниками и со взрослыми;
  • стремится установить и сохранить позитивные отношения в ходе общения со взрослыми, и со сверстниками;
  • может заниматься, учиться, а не только играть. Может работать самостоятельно, не нужно присутствия взрослого;
  • стремиться к успеху в тех простых видах деятельности, которые выполняет, способен достаточно объективно оценить результат;
  • может дифференцировать «что такое хорошо и что такое плохо», оценивать свои поступки, но сама оценка во многом зависит от мнения взрослого.
  • стремиться к личным достижениям, самоутверждению, признанию (я уже знаю, умею...);
  1. Здоровье
  • ребёнок не подвержен частым простудным заболеваниям (3-4 раза в год);
  • хорошо засыпает и спокойно спит (не вскрикивает, нет ночного недержания мочи);
  • не подвержен страхам (не боится темноты, одиночества);
  • в поведении отсутствуют навязчивые движения (подёргивание, моргание);
  1. Развитие внимания и памяти
  • ребёнок удерживает внимание в течение 10-15 минут, не отвлекается, даже если деятельность ему не интересна (или трудна);
  • для концентрации внимания в течение 10-15 минут не требуется дополнительных инструкций, внешней организации;
  • для концентрации внимания в течение 10-15 минут не требуется дополнительных инструкций, внешней организации;
  • переключается с одного вида деятельности на другой, не отвлекается на внешние раздражители;
  • может запоминать 10 не связанных между собой слов при 3-4 кратном повторении;
  • правильно запоминает 10-12 слов при подкреплении наглядными образами;
  • может сгруппировать по замыслу слова и запомнить их;

Тематический план программы 2-я младшая группа

(А.С. Роньжина «Занятия психолога с детьми 3-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению»).

Месяц

Тема занятия

Цели и задачи

Кол-во

 

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

1. «Листопад»

2. «Прогулка в осенний лес»

3. «Мячик»

4. «Мыльные пузыри»

5. «Веселый Петрушка»

6. «Новый год»

7. «Мячики»

8. «Зайка»

9. «Мишка»

10. «Музыканты»

11. «Непослушные мышата»

12. «Мамин день»

13. «Колобок»

14. «Котята»

15. «Божья коровка»

  • создание положительного эмоционального настроя в группе;
  • снятие эмоционального и мышечного напряжения.

  • обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету;
  • развитие пространственных представлений, умения отображать в речи с помощью предлогов (на, под, в , за и др.) местонахождение вещей.

  • повышение эмоционального тонуса;
  • обучение отражению в речи своего местонахождения, местонахождения других людей.

  • обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы;
  • развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, внимания, речи и воображения.

  • закрепление знаний детей о принадлежности к полу (девочка-мальчик)

  • отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом и текстом песни;
  • развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения.

  • развитие коммуникативных навыков ( учить устанавливать контакт друг с другом, действовать согласованно, подстраиваться к темпу движений партнера);
  • развитие ориентации в собственном теле.

  • развитие умения подражать движениям взрослого;

  • развитие умения подчиняться правилам игры, отработка быстрой реакции.

  • снятие эмоционального напряжения;
  • развитие координации движений, общей и мелкой моторики.

  • сплочение группы, отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом музыки и текста;
  • развитие образности слухового восприятия.

  • преодоление упрямства, негативизма в период кризиса трех лет;
  • развитие умения подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью, преодолевать двигательный автоматизм.

  • оптимизация детско-родительских отношений;
  • воспитание доброго отношения к маме.

  • снятие страхов пред сказочными героями;
  • развитие восприятии (вкусового, тактильного, зрительного, обонятельного).

  • формирование положительной самооценки;
  • развивать стремление сопереживать, помогать, поддерживать друг друга.

  • развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле;

развитие зрительного восприятия.

1

1

1

1

1

     1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Тематический план средней группы.

Месяц

Тема занятия

Цели и задачи

 Кол-во

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

1. «Мое имя»

2. «Мои умные помощники»

3. «Мои игрушки»

4. «Мои любимые сказки»

5. «Я хочу»

6. «Я могу»

7. «Мое настроение»

8. «Плохо быть одному»

9. «Мы разные»

10. «Мы веселимся, смеемся, играем»

11. «Говорим руками и телом»

12. «Помогаем друг другу»

13. «Мальчики и девочки»

14. «Все начинается с мамы»

15. «Дружная семья»

16. «Маленький помощник»

  • способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени;
  • учить обращаться друг  другу по имени.

  • учить детей понимать и ценить роль наших «умных помощников»-органов чувств- в процессе познания окружающего мира, их значение для развития общения;
  • развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств.

  • учить детей определять свои предпочтения по отношению к игрушкам;

  • развивать познавательную активность и способность к целенаправленным

  • приучать детей к самостоятельности, к соблюдению правил;
  • учить детей управлять своим поведением и способствовать формированию волевых качеств

  • дать детям начальные знания о некоторых базовых эмоций ( радость, грусть, злость);
  • учить детей изображать эмоциональные состояния с помощью выразительных
  • средств ( мимика, пантомимика, жесты).

  • учить детей устанавливать и поддерживать социальные контакты;
  • способствовать плавному переходу от игры «рядом» к игре «вместе».

  • развитие умения узнавать отличительные черты друг от друга;
  • развитие эмпатии, тактильного восприятия.

  • развивать у детей умение взаимодействовать со сверстниками в процессе игрового общения;
  • расширять диапазон эмоций у детей через понимание и передвижение чувства радости.

  • дать детям начальные знания о культуре жеста;
  • учить ребят воспроизводить выразительные движения и позы.

  • воспитывать у детей навыки партнерского общения;
  • развивать у детей желание помогать друг другу в игровой, трудовой, учебной деятельности.

  • учить детей различать мальчиков и девочек по внешности и поведению;
  • учить детей находить характерные отличия во внешнем облике мальчиков и девочек.

  • способствовать углублению у детей чувства привязанности и любви к маме;
  • учить детей выражать внимание и сочувствие по отношению к маме.

  • учить детей радовать своих родных и близких добрыми делами и хорошими поступками;

  • воспитывать у детей желание оказывать окружающим людям посильную помощь.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Тематическое планирование в старшей группе

по программе С.В. Крюковой «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»

Цель программы: Ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование.

Возрастная группа: дети старшей

Продолжительность: занятия проводятся один раз в неделю в форме мини-тренингов продолжительностью 20-30 минут. Оптимальное количество детей в группе 10-15 человек.

Месяц

Тема занятия

Цель   занятия

Количество   часов

Робость

1. Повышение   у детей уверенности в себе.

2. Сплочение   группы

3. Знакомство   с чувством робости.

                 

                   1

 НОЯБРЬ

Радость-1

1. Первичное   знакомство с чувством радости.

2. Развитие   умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние.

3. Развитие   способности понимать эмоциональное состояние другого человека.

               

                     1

НОЯБРЬ

Радость-2

Продолжение   знакомства с чувством радости

1

НОЯБРЬ

Радость-3

1.   Продолжение знакомства с чувством радости.

2. Развитие   способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого.

1

Декабрь

Радость-4

Закрепление и   обобщение знаний о чувстве радости

1

Декабрь

Страх-1

1. Знакомство   с чувством страха.

2. Изучение   выражений эмоциональных состояний в мимике.

1

Декабрь

Страх-2

1.   Продолжение знакомства с чувством страха.

2. Поиск   путей преодоления страха.

3. Развитие   эмпатии, умения сопереживать другим.

1

Декабрь

Страх-3

1. Учить   детей узнавать чувство страха по его проявлениям.

2. Развивать   умение справляться с чувством страха.

3. Учить   детей выражать чувство страха в рисунке

1

Январь

Страх-4

Продолжение   знакомства с чувством страха

1

Январь

Удивление

1. Знакомство   с чувством удивления.

2.   Закрепление мимических навыков.

1

Январь

Самодовольство

Знакомство с   чувством самодовольства.

1

Январь

Закрепление   знаний о чувствах

Закрепление   умения различать чувства

1

Февраль

Злость

1. Знакомство   с чувством злости

2. Тренировка   различать эмоции.

1

Февраль

Стыд, вина

Знакомство с   чувством вины

1

Февраль

Отвращение, брезгливость

Знакомство с   чувством отвращения

1

Итого

15

 

Тематический план подготовительная к школе группа. 

И.Л. Арцишевская «Психологический тренинг для будущих первоклассников».

Месяц

Тема занятий

Цели и задачи

Кол-во

Ноябрь

Декабрь

Январь

февраль

1. «Занятие № 1»

2. «Занятие № 2»

3. «Занятие № 3»

4. «Занятие № 4»

5. «Занятие № 5»

6. «Занятие № 6»

7. «Занятие № 7»

8. «Занятие № 8»

9. «Занятие № 9»

10. «Занятие № 10»

11. «Занятие № 11»

12. «Занятие № 12»

13. «Занятие № 13»

14. «Занятие № 14»

15. «Занятие № 15

16. «Занятие № 16»

  • развитие групповой сплоченности и положительного эмоционального отношения участников друг к другу;
  • знакомство со школьными правилами.

  • повторение школьных правил;
  • развитие произвольного поведения.

  • тренировка тонкой моторики;

  • диагностика работоспособности, внимания и пространственного восприятия

  • развитие восприятия и мышления;

  • диагностика зрительно-моторной координации.

  • развитие слухо-моторной координации и внимания;
  • развитие кругозора, речи мышления.

  • обучение работе в тетрадях;
  • тренировка тонкой моторики

  • развитие воображения и выразительных движений;
  • развитие произвольного поведения.

  • закрепление порядковых числительных;
  • развитие пространственной ориентации на листе бумаги.

  • тренировка тонкой моторики и тактильной чувствительности;
  • развитие пространственной ориентации

  • снятие мышечных движений;
  • тренировка умения работать по образцу.

  • развитие самоконтроля;
  • закрепление понятий «больше», «меньше».

  • повторение букв и цифр;
  • развитие внимания и зрительной памяти.

  • знакомство с понятием «симметрия;
  • .развитие конструктивного мышление.

 

  • повторение букв и цифр;
  • тренировка умения работать по правилам.

  • тренировка моторики и координации;
  • развитие логического мышления.

  • развитие произвольных движений и ориентировки в пространстве;

развитие слухового   внимания.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

       1

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Перспективный план работы педагога-психолога

Цели и задачи педагога-психолога ДОУ

1. Создание условий для укрепления психологического здоровья и полноценного психического развития воспитанников детского сада:

а) содействие созданию обстановки психологического комфорта в группе;

б) выявить уровень психологического развития детей;

в) разработать системы коррекционных мероприятий в соответствии с возрастными особенностями и уровнями развития детей.

2.    Формирование психолого-педагогической культуры педагогического коллектива:

а) организация наглядно-словесной и практической разъяснительной работы в педагогическом коллективе;

б) способствовать развитию нравственно-эмоциональной сферы                 и навыков общения с детьми.

в) психологическая поддержка педагогов. Создание условий творческого роста, самопринятия, профессионального и личностного саморазвития, научить приемам релаксации.

3.    Формирование психолого-педагогической культуры родителей:

а) анализ психологического микроклимата и особенностей воспитания в семье;

б) осуществлять практическую помощь родителям по вопросам воспитания в семье;

в) создание у родителей представлений о педагогически целесообразном и психологически грамотном стиле общения с ребенком определенного возраста.

Приложение 2

Блок диагностической поддержки освоения образовательных областей

Диагностический минимум

Возрастная группа

Изучаемые параметры

Интегративные качества

Деятельностные характеристики

2-я мл группа

Половозрастная

идентификация

Притязание на признание

Игра

Моторика

Коммуникативные навыки

Средняя 4-5 лет

Самосознание

Игра

Моторика

Коммуникативные навыки

Старшая 5-6 лет

Самооценка

Статус в группе

Игра

Моторика

Коммуникативные навыки

Подготовительная

Мотивация

Самооценка

Произвольность

Игра

Моторика

Коммуникативные навыки

Используемый диагностический комплекс

Изучаемый параметр

Методика

Источник

1. Воображение, моторика

Дьяченко О.М «Дорисовывание фигур»

Психолог в ДОУ: методические рекомендации к практической деятельности / под ред. Т. В. Лаврентьевой. М ,1996

2. Самооценка

Хухлаева Л.  «Лесенка»

Клюева Н.В. Касаткина Ю.В Учим детей общению. Ярославль, 1997

3. Статус в группе

«Два дома»

Агаева Е.И. Задачи и функции психолога в ДОУ. М, 1998

4. Мотивация

Банков. С.А. Тестовая беседа

Посевина Г.П.., Король. Л.. Программа адаптации детей 6-7 лет  к школьной жизни «Радость познания». Ростов-на-Дону, 2001

5. Произвольность

Гуткина Н.И. «Домик»

Гуткина .Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. М. 1993

6. Игра

Эльконин Д.Б. «Критерии развития игровой деятельности»

Коломинский Я.Л. Панько Е.А. Психология детей шестилетнего возраста. Минск 1999

7. Коммуникативные навыки

Степанова Г.Б. Индивидуальный профиль социального развития

Юдина Е.В. Степанова Г.Б. Педагогическая диагностика в д/с. М. 2002

Используемые психодиагностические комплекты

Перечень программ, технологий, пособий

Психодиагностический комплект детского психолога (авторы М. М. Семаго, Н. Я. Семаго), в который входит не только необходимый стимульный материал, но и руководство с подробным описанием проведения методик.

Психодиагностический комплект психолога  ДОУ (автор Марцинковская Т. Д. «Диагностика психического развития детей»)

Психодиагностический комплект (авт. О. М. Дьяченко и др. «Психолог в детском дошкольном учреждении»)

Психодиагностический комплект (авт. Рогов Е. И. «Настольная книга практического психолога в образовании»)

        Психодиагностический комплект (авт. Р. С. Немов «Психология, т.3)

Используемые методики

 

№ п/п

Название методики

Цель

Группа

Графический диктант

Выявление уровня сформированности произвольности

Подготовительная к школе группа

Исследование восприятия

Определить уровень развития зрительного и слухового восприятия

Подготовительная к школе группа.

Старшая группа

Четвертый лишний

Исследование уровня развития мышления /классификация, обобщение/;

Подготовительная к школе группа.

Старшая группа

Последовательность событий

Исследование словесно-логического мышления

Подготовительная к школе группа.

Старшая группа

Десять слов

Определение объема рече-слуховой памяти

Подготовительная к школе группа.

Старшая группа

Зрительная память

Определение объема зрительной памяти

Подготовительная к школе группа.

Старшая группа

Кружки

Определение уровня развития внимания

Подготовительная к школе группа.

Старшая группа

Мелкая моторика

Исследование уровня развития мелкой моторики

Подготовительная к школе группа.

Старшая группа

Методика «Беседа о школе» (разработана Т. А. Нежновой)

Определение «внутренней» позиции школьника

Подготовительная к школе группа

Коммуникативная готовность:

  • со взрослыми
  • со сверстниками

Определение параметров развития общения

Подготовительная к школе группа

Методика «отношение ребенка к школе»

Выявление отношения ребенка к школе через анкетирование

Подготовительная к школе группа

Методики исследования уровня Л.А. Ясюковой

 Определениеготовности детей 
к обучению в школе  

Подготовительная к школе группа

Тест «Бендер»

Изучение зрительно-моторной координации, произвольности, умения работать по образцу

Подготовительная к школе группа

Диагностика адаптации ребенка к ДОУ

Определение уровня успешности адаптации ребенка к условиям детского сада.

Младшая группа

Список литературы

1. Арцишевская И.Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников: Конспекты занятий. .М.: ООО « Национальный книжный центр», 2013.- 72с.+ СD.

2. Девятова О.Е., Прохорова Л.Н. Система мониторинга в дошкольных образовательных учреждениях .Часть 1.

Достижение детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. М.: Национальный книжный центр, 2012.-256 с. + СО- диск.-(Управление образования).

3. Девятова О.Е., Прохорова Л.Н. Система мониторинга в дошкольных образовательных учреждениях .Часть 2.

Достижение детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования

М.: Национальный книжный центр, 2012.-256 с. + СО- диск.-(Управление образования).

4. Ларечина Е.В. Развивающие занятие для родителей и детей. Психолого-педагогическая программа «Счастливый малыш» для детей (2-3 года).- СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011-127с.

5. Пазухина И.А. Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет: Пособие-конспект

практических работников ДОУ. СПб.: «Детство –ПРЕСС»,2010.-96 с.,ил.

6. Печора К.Л. Развиваем детей раннего возраста: Современные проблема и их решение в ДОУ и семье. - М.: ТЦ Сфера, 2012.-112 с. (От рождения до трех ).

7. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. М.: ООО «Национальный книжный центр», 2012.-72 с.+ СD-диск (Психологическая служба)