Конспект занятия для учащихся 4 класса по теме "Наши эмоции"

Харченко Елена Викторовна

Материал предназначен для психологической работы с учащимися 4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_emotsii_4_klass.docx48.03 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое занятие по теме "Наши эмоции"

Цель: коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы.

Задачи:

  • Образовательные:

познакомить детей с эмоциями;

учить определять эмоциональные состояния других людей;

  • Развивающие:

развивать умение владеть своими эмоциями, анализировать эмоции и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего меняются;

воспроизводить эмоции, уметь анализировать собственные эмоции.

  • Воспитательные:

Воспитание толерантного отношения к эмоциональным проявлениям других людей.

Материалы: Плакат со схематичным изображением эмоций, карточки с заданиями, бланки с названиями эмоций.

Ход занятия

I этап: Вводная часть

Эмоциональный настрой. Упражнение «Подари друг другу улыбку».

- Ребята, как вы считаете, можно ли грустить, когда улыбаешься? Предлагаю, подумав о грустном, улыбнуться. В результате дети должны сделать вывод: когда улыбаешься, настроение меняется само собой, поэтому улыбка может помочь справиться с плохим настроением.

 Все люди иногда бывают злыми и раздражительными, а иногда добрыми и веселыми, «внутри нас живут» наши друзья и наши враги — эмоции.

II этап: Основная часть
 
Обсуждение понятия эмоции.

Вниманию ребят предлагается плакат со схематичным изображением эмоций.

Ребята узнают и называют эмоции.

— Ребята, как вы считаете, что такое эмоции, как вы понимаете это слово?

Обобщая ответы детей, дается определение:

Эмоции — это выражение нашего отношения (чувства) к происходящему вокруг нас или внутри нас.

— Могут ли эмоции нанести человеку вред? Какой вред? (потеря друзей, любви близких, одиночество, болезнь)

Привлекать ребят к обсуждению и объяснению всех ответов.

  • Перечислите, какие эмоции можно назвать нашими врагами (злость, агрессия, насмешка, грубость, ярость, и т. д.).
  • Посмотрите, на плакате хорошо видно, что даже выражение лица становится неприятным, когда человек становится рабом своих внутренних врагов. Общаться с такими людьми неприятно.
  • Как еще можно побороть своих внутренних врагов? (Досчитать до 20, побыть одному, улыбнуться, подумать о чем-то хорошем, написать на бумаге и разорвать.)
  • Назовите положительные эмоции (радость, нежность, доброжелательность, спокойствие, уверенность и т. д.).
  • Положительные эмоции помогают бороться с нашими «врагами», поэтому положительные эмоции можно назвать нашими друзьями.

Упражнение «Придумки»

Предлагаю учащимся придумать небольшой рассказ, ориентируясь на картинки. «Я начну придумывать историю, а вы продолжите. Например, Таня вышла во двор гулять. Она взяла мяч. Настроение у неё было вот такое…(показывается 1 карточка < Рисунок 1>) Затем Таня…(показывается следующую карточку).

img1

Рис. 1 

Игра «Изобрази эмоцию».

Всем участникам раздаются карточки, на каждой написана эмоция, которую нужно изобразить без слов, - через мимику, жест, интонацию, позу и т.д., остальные угадывают, какая эмоция изображалась. На карточках написаны эмоции: радость, грусть, насмешка, обида, страх, удивление и др. Какие причины (события) могут вызывать эти чувства?

Упражнение «Угадай эмоцию».

Предлагаю детям ситуацию: «Друг взял у тебя книгу на один день, а не отдает уже давно. Книга тебе очень нужна. Ты звонишь и говоришь реплику, которая у тебя на карточке».

Примеры ответов детей.

  • Если ты не принесешь мне завтра же книгу, то тебе не поздоровится! Предупреждаю!
  • Извини, но мне очень нужна книга.
  • Немедленно верни книгу!
  • Послушай, что с тобой случилось? Ты здоров? Я волнуюсь, ты не принес мне книгу, может, я зайду к тебе?
  • Пожалуйста, принеси мне книгу, она мне нужна. Если захочешь, то я тебе потом дам её дочитать.

Обсуждение 

Ведущий предлагает детям обдумать, каким был их ответ:

  • «сдержанным» — сделай вид, что не сердишься;
  • «агрессивным» — мне плохо, тогда и тебе будет плохо;
  • «мирным» — скажи о своих чувствах так, чтобы это никому не причинило вреда.

Ведущий предлагается детям выбрать самый приемлемый ответ.

Игра «Назови эмоцию». 

Передавая мяч по кругу, участники называют эмоции, мешающие общению. Затем мяч передается в другую сторону и называются эмоции, помогающие общению. Эмоции можно выражать разными средствами: через движение, позу, мимику, жесты, интонацию.

Затем идет обсуждение:

  • Если эмоции могут быть нашими врагами, то нужно ли учиться управлять ими.
  • Как этому научиться?

После всех ответов ведущий делает вывод: владеть эмоциями — это:

  • Уважать права других.
  • Проявлять терпимость к чужому мнению.
  • Не причинять вреда и насилия.
  • Мириться с чужим мнением.
  • Не возвышать самого себя над другими.
  • Уметь слушать.

III этап: Заключительная часть:

Анализируя разные способы выражения эмоций, важно подвести детей к выводу: «Эмоции очень трудно подавлять, это необязательно, если человек умеет их выражать мирно, не разрушая дружеские отношения и не нанося вред своему здоровью. Этому нужно учиться.

До следующего занятия постарайтесь понаблюдать за своим поведением в разных ситуациях общения и отметить, как вы владеете своими эмоциям.