Модель сопровождения ребёнка Яровским центром помощи детям, оставшимся без попечения родителей

Адиятулина Светлана Геннадьевна

                   На базе детских домов в данное время создаются центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Меняется модель сопровождения ребёнка в центре, цель которого: каждый ребёнок должен жить в семье.

 

«Бессмысленно продолжать делать тоже самое и ждать других результатов» 

                                Альберт Эйнштейн

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модель сопровождения ребёнка центром помощи детям, оставшимся без попечения родителей

        

        

Модель сопровождения ребёнка в центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей (содержание)

                

        

        

Модель сопровождения ребёнка в центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей (содержание для воспитателей)

        



Предварительный просмотр:

Адиятулина С. Г.

Модель социально-психолого-педагогического сопровождения ребёнка Яровским центром помощи детям, оставшимся без попечения родителей

г. Яровое

КГБУ «Яровской центр помощи детям,

оставшимся без попечения родителей», detdom.yaa@mail.ru

Работа по социализации и преодолению травматического опыта у детей, проживающих в центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предполагает наличие общего понимания у педагогов содержания этой работы, задач, которые решаются разными специалистами в ходе реабилитационного процесса, необходимости специальной организации социально-психолого-педагогического взаимодействия.

На основе содержания методических пособий под редакцией М.С. Мартыновой, М.О. Егоровой, Алексеевой И.А., Новосельского И.Г., адресованных специалистам, оказывающим практическую помощь детям: психологам, педагогам, социальным педагогам, мною была спроектирована модель – матрица, которая делает педагогическое сопровождение цельным и функционирование центра как слаженного единого механизма, знающего и понимающего что делать и куда двигаться. Предлагаемая модель включает в себя рекомендации национального фонда защиты детей от жестокого обращения.

В Яровском центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей три Службы:

  1. Служба содействия устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан Российской Федерации.
  2. Служба сопровождения замещающих семей.    
  3. Служба оказания помощи в социальной адаптации выпускников.

Ребёнок, поступая в центр, проходит этапы реабилитационного периода и сопровождается Службой содействия устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан РФ. Одновременно центром ведётся работа с кровной семьёй ребёнка и при благоприятном итоге данной работы воспитанник имеет возможность вернуться в родную семью. Чтобы помочь детям приобрести новых родителей (опекунов, попечителей) Служба подготавливает их к устройству в замещающую семью – объясняет ценность семейного уклада жизни (объясняет воспитанникам значимость проживания человека в семье, несмотря на их негативный опыт проживания в родной семье).

Центр обучает граждан Российской Федерации, изъявивших желание стать приёмными родителями, опекунами (попечителями), в школе замещающих родителей и когда они, с помощью органов опеки, определяются с выбором ребёнка, создают замещающую семью, в дальнейшем подключается Служба сопровождения замещающих семей.

Служба оказания помощи в социальной адаптации выпускников оказывает помощь детям, которые выпускаются центром. На ПМПк определяется уровень сформированности у воспитанника социальной адаптации и реинтеграции в социум,  устанавливается необходимость кураторского сопровождения выпускника до его 23-летия в тесном контакте с куратором учебного учреждения.

Содержание Модели социально-психолого-педагогического сопровождения ребёнка

Яровским центром помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

I блок – реабилитационная работа, состоит из 3 этапов: 1 этап –  Адаптация к новым жизненным условиям и подготовка к проработке травматического переживания у детей. 2 этап – Проработка психотравмирующих переживаний у детей. На этом этапе проводится коррекция эмоциональной сферы – задача психолога: «вскрыть капсулу» - психотравму; задача воспитателей: создать благоприятный эмоциональный фон, предотвращать конфликтные ситуации, сглаживать «острые углы». Окружение должно быть доброжелательное, чуткое. Темы бесед, семейных часов, игр не должны быть на травмирующую тему, а направлены на получение позитивных эмоций, создание ситуаций успеха – чтобы ребёнок уверовал, что у него всё будет хорошо.                                                                                                                                                   Одновременно ведётся работа с кровными родителями (если встречи с ними ребёнку наносят эмоциональный вред, педагоги вправе ограничить эти встречи). 3 этап – Развитие приёмов и способов поведения, способствующих социальной адаптации детей и преодолению психотравмирующих условий. Профилактика девиантного поведения (профилактической работой охватываются все дети, составляется общий план центра).  Формы работы: акции; газета; мероприятия, направленные на формирование ЗОЖ; праздники; групповые коррекционно-профилактические занятия).

II блок – развивающая работа. Задача специалистов центра - уделять внимание когнетивным искажениям взгляда ребёнка на жизнь, ситуацию, окружающих. Работа педагогов в данном направлении объединена в циклы. Например: «Цикл занятий, бесед или семейных часов по теме…».

Основная задача данного блока - социальная адаптация, поэтому организуется досуговая занятость ребёнка: посещение кружков, секций, проживание в социальной гостинице. Если в данный период сопровождения воспитанника происходят ситуативные нарушения, связанные с возрастными особенностями развития ребёнка, асоциальным поведением, то возвращаемся ко II или III этапу реабилитационной работы (в зависимости от сложности девиации) и прорабатываем опять по данной схеме, но используя другие программы. На этом этапе подключается Совет профилактики. Асоциальное поведение ребёнка  говорит о том, что психотравма не проработана, поэтому возвращаясь ко II этапу I блока – проработке психотравмы, важно «окутать» воспитанника эмоциональным комфортом - воспитывать любовью. Парадоксально, за «плохое поведение» возникает желание поругать ребёнка, а здесь надо наоборот, с большей силой любви и доброты отнестись к ребёнку и с пониманием того, почему он это сделал. Такой подход срабатывает и как профилактика самовольных уходов из центра помощи детьми, привыкшими к безнадзорному проживанию в родной семье.

Работа с психотравмой – это есть задача не только для психолога, но и для всех педагогов и администрации. На этом этапе с ребёнком проводятся индивидуальные психоконсультации, на которых психолог будет «вскрывать капсулу» - психотравму. Этот процесс сложный, поэтому необходимо, чтобы окружающие с пониманием относились к данному периоду жизни ребёнка, доброжелательно, опекаемо. Чтобы данный этап прошёл менее болезненно, рекомендуется использовать групповые формы работы, направленные на снятие эмоционального напряжения ребёнка. Психолог даёт рекомендации педагогам для создания благоприятной эмоциональной обстановки в «семье», доброжелательных взаимоотношений с воспитанником. Ориентироваться воспитателю нужно не на отдельные свойства личности, а на целую систему значимых для ребёнка отношений (со сверстниками, с родителями), учитывая возраст ребёнка.

Мы начинаем трудоёмкую, ответственную работу над реабилитацией детей, испытавших психическую травму. Чтобы не сложилась ситуация как в басне Крылова «Лебедь, рак и щука», для слаженности работы всего педагогического коллектива администрация приняла решение об участии всего педагогического коллектива в курсах повышения квалификации по теме «Что такое психотравма. Поведение ребёнка, получившего психотравму. Методы педагогической помощи ребёнку с психотравмой». Так же для педагогов  размещён  просветительский материал по данной теме на сайте нашего центра в разделе Академия замещающих семей – полезные материалы – психолог советует, рекомендует, рассказывает.

Реабилитационная работа не может осуществляться без наличия в учреждении безопасной эмоциональной обстановки для детей и без ориентации сотрудников не только на дисциплинированность и школьную успеваемость воспитанников, но, прежде всего,  на переживания детей и поддержание с ними эмоционального контакта.

Требуется командный подход в работе педагогов. Необходимость работы единой командой в организации, которая оказывает помощь в острых ситуациях, — один из самых важных выводов, сделанных специалистами за годы работы в кризисных службах. А работа в кризисных службах во многом схожа с работой в центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей, так как мы так же оказываем помощь замещающим семьям в кризисных ситуациях.  Работа даже очень квалифицированного специалиста вне тесного сотрудничества с коллегами приводит к уменьшению эффективности оказываемой помощи, быстрому профессиональному выгоранию и возникновению собственных эмоциональных проблем.

С учётом вышесказанного Задачи Психолога:                                                                                    1. Непосредственная психологическая работа (индивидуальная, групповая) с последствиями психотравмирующего опыта; 2. Проведение обучающих мероприятий для воспитателей по темам психотравмы; 3. Помощь воспитателям в преодолении сложностей, возникающих в контакте с детьми; 4. Эмоциональная поддержка воспитателей при необходимости.                                             Задачи Воспитателей:                                                                                                                            1. Создание для детей стабильной безопасной среды, включающей в себя доброжелательное позитивное принимающее отношение, эмоциональная поддержка детей в трудных для них ситуациях; 2. Содействие в оказании психологической помощи ребенку, в частности:                                 - организация посещения психологических занятий                                                                           - мотивирование ребенка на контакт с психологом                                                                                 - поддержка ребенка при актуализации неприятных переживаний; 3. Отслеживание состояния ребёнка и информирование психолога при возникновении выраженных негативных эмоциональных реакций у ребёнка (злость, страх, сильная тревога, подавленность), резких изменений в его поведении, появление обстоятельств, которые могут существенно сказаться на состоянии ребёнка (появление родителей, сообщение о смерти близких или людей, к которым привязан….); 4. Участие в регулярных обсуждениях динамики состояния ребёнка вместе с психологом.                                                                  Задачи Администрации: 1. Мотивировать специалистов на взаимодействие в рамках реабилитационной работы; 2. Организовывать совместные мероприятия специалистов; 3.Разрешать конфликты при необходимости.

        Цель социально-психолого-педагогического сопровождения воспитанников центра  заключается в том, чтобы ребёнок не стал «долгожителем» государственного учреждения. Наша задача помочь восстановить родную семью ребёнка либо подготовить воспитанника центра к проживанию в замещающей семье и передать его в данную семью, сопровождать во избежание повторных возвратов – это говорит об эффективности работы центра. Не должно быть такого, чтобы ребенок, поступив в центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в дошкольном возрасте, выпустился из центра, сопровождаемый Службой выпускников. Мы понимаем, что логически это допускается, так как практика показывает, что в данную категорию «долгожителей» в основном попадают дети с ограниченными возможностями здоровья и общая задача всех специалистов центра сделать всё возможное, чтобы каждый ребёнок жил в семье, где его любят и понимают.

Список литературы:

1. Услуга «Подбор и подготовка замещающих семей» : кн. 21 / под ред. М.С. Мартыновой. – М. : Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2013. – 118 с. – (Профилактические услуги по предупреждению социального сиротства : в 26 книгах).

2. Услуга «Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей» . Книга 22 / под ред. М.С. Мартыновой. – М. : Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2013. – 144 с. – (Профилактические услуги по предупреждению социального сиротства : в 26 книгах).

3. Услуга «Формирование поддерживающей среды для опекунов и попечителей (клуб опекунских семей)» : кн. 23 / под ред. М. О. Егоровой. – М. : Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения,  2013. – 120 с. – (Профилактические услуги по предупреждению социального сиротства : в 26 книгах).

3. Услуга «Подготовка детей к устройству в замещающие семьи» : кн. 24 / под ред. М. О. Егоровой. – М. : Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения,  2013. – 110 с. – (Профилактические услуги по предупреждению социального  сиротства : в 26 книгах).

4. Услуга «Социально-психолого-педагогическое сопровождение выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях самостоятельного проживания (подготовка к независимой жизни)» . Книга 26 / под ред. М. О. Егоровой. – М. : Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2013. – 146 с. – (Профилактические услуги по предупреждению социального о сиротства : в 26 книгах).

5. Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения; Генезис, 2005



Предварительный просмотр:

Приложение 1.