Применение арттерапии в работе с дезадаптированными подростками

Ключевые слова: подростковый кризис, социальная дезадаптация, депривация, арт-терапия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение арттерапии в работе с дезадаптированными подростками

Ключевые слова: подростковый кризис, социальная дезадаптация, арт-терапия.

В период подросткового кризиса адаптироваться в обществе, понять себя детям очень сложно. Они еще плохо умеют анализировать причины происходящего с ними. На то, как будет, проходить подростковый кризис сказывается множество факторов: личностные, биологические (включающие отклонения от возрастных норм в развитии, психофизиологические особенности, проблемы со здоровьем), психолого-педагогические, социально-экономические условия функционирования общества. Такое множество факторов, их комбинация часто приводит к социальной дезадаптации (нарушение процесса социального развития, социализации индивида) подростков.

Большую роль в формировании социальной дезадаптации играют:

  • педагогическая запущенность как последствие внешне неблагополучных условий жизни и воспитания, недостаточность любви и внимания к ребенку;
  • депривация как полное отсутствие необходимых для полноценного развития теплых, близких, непосредственных отношений с ребенком близких ему людей;
  • жестокое обращение;
  • пережитые экстремальные ситуации — травматические ситуации, в которых человек участвовал непосредственно как свидетель, если они были связаны с восприятием смерти или реальной ее угрозы, тяжелых травм и страданий других людей (или своей собственной), испытывая при этом интенсивный страх, ужас, чувство беспомощности (подобные ситуации вызывают особое состояние — посттравматическое стрессовое расстройство);
  • фрустрация, при которой ребенок очень часто ставится в ситуацию блокирования или непреодолимых препятствий на пути к удовлетворению жизненно важных потребностей;
  • внутренний конфликт (столкновение противоположных ценностных ориентации личности, ее потребностей, интересов, стремлений).

Последствиями социальной дезадаптации могут быть:

  • ухудшение взаимодействия с семьей и школой,
  • резкое ухудшение нервно-психического здоровья,
  • саморазрушающее поведение (увеличение ранней подростковой алкоголизации, наркомании, сексуализации, курение склонность к суициду).

Переключение от дезадаптации в русло адаптации требует в основном длительной психокоррекции. На начальном этапе происходит установление контакта и формирование доверия. Формирование доверия может происходить за одну встречу, а может занять более длительный период. Сформированное доверие необходимое условие и самое главное в механизме психокоррекционной работы. Оно позволяет снизить напряжение. Позволяет высвободить энергию, которая ранее была направлена на борьбу с напряжением. Полученная энергия будет использоваться членами семьи, в которой проживает подросток, для выработки стратегий на пути к изменениям и реализацию их. Первичное доверие подкрепляется полученными изменениями в жизни семьи и жизни подростка. Поэтому в процессе психокоррекционной работы, при прохождении очередного шага, этапа, делается акцент на положительных изменениях. А это будет являться мотивирующей составляющей психокоррекционной работы.

Одновременно с этим на основании беседы с родителями и детьми специалисты изучают семью, ее особенности. Оценивают условия жизни членов семьи, выявляют существующие в семье проблемы, изучают личностные взаимоотношения в семье.

Следующим этапом является психологическое обследование с целью выявления индивидуально-личностных особенностей подростка, родителей и исследование внутрисемейных взаимоотношений.

Так как это уже занимает не одну консультацию, параллельно при выявлении текущих проблем происходит их обсуждение и выработка совместных стратегий, путей к их решению.

После проведенного психологического обследования обсуждаются полученные результаты. На основании проведенного психологического обследования даются рекомендации, как родителям, так и подростку.

Далее ведется непосредственная работа с членами семьи, которым необходима психологическая помощь.

Коррекционно-развивающая работа с подростками направлена на развитие уверенности в себе, формированию адекватной самооценки, развитие навыков самоконтроля и самоанализа, коррекция эмоционально-волевой сферы формирование мотивации к изменениям, снижению уровня тревожности, коррекции детско-родительских отношений, развитие коммуникативных навыков.

Как уже говорилось выше формирование доверия с детьми подросткового возраста, чаще всего, занимает продолжительное время. Подросткам свойственно недоверие к взрослому, что приводит к проявлению ими нежелания раскрываться во время общения с психологом. Они испытывают напряжение, однозначно отвечают на вопросы, отказываются выполнять предлагаемые варианты работы и пр.

В каждом отдельном случае психолог пытается найти подходящий для данного подростка способ взаимодействия. Для укрепления и сохранения психического здоровья подростков в работе с ними мы используем гибкие формы психотерапии.

Например, - арт-терапия. Она отвечает данному требованию в полной мере. Арт-терапия (от англ. art, искусство) — направление в психологической коррекции, основанное на искусстве и творчестве. Арт-терапия позволяет мягко и экологично подойти к проблемам, имеющимся у клиента. Назначение арт-терапии, утверждает В. Беккер-Глош, не в том, чтобы выявлять психические недостатки или нарушения. Напротив, она обращена к сильным сторонам личности, а также обладает удивительным свойством внутренней поддержки и восстановления целостности человека. Главная цель арт-терапии состоит в гармонизации психического состояния через развитие способности самовыражения и самопознания. Этот метод не имеет ограничений и противопоказаний. В арт-терапии мы предлагаем дезадаптированным подросткам разнообразные занятия изобразительного и художественно-прикладного характера (рисунок, графика, живопись, сочинение сказок, фотографии, мелкая пластика, всевозможные инсталляции, поделки и др.), которые направлены на активизацию общения с психологом или в группе для более ясного, тонкого выражения своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а также творческого самовыражения — с другой. Ценность применения арт-терапии состоит в том, что с ее помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства и эмоции: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д. С помощью нее можно помочь человеку понять, в чем заключается проблема, и рассмотреть возможные варианты выхода из нее.

Причем, чем меньше психолог вмешивается в творческую деятельность клиентов, тем выше полученный терапевтический эффект, тем быстрее устанавливаются отношения эмпатии, взаимного доверия и принятия. В арт-терапевтическом процессе неприемлемы команды, указания, требования, принуждение. В арт-терапии принят запрет на сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания. Клиент вправе выбирать содержание творческой деятельности, изобразительные материалы, а также работать в собственном темпе.

В процессе коррекционной работы с подростками нами были выделены наиболее эффективные арт-методики:

  • Из изотерапии (рисуночной терапия): «Чувства и состояние в данный момент», «Маски», «Я в прошлом и я в настоящем, и я в будущем», «Остров» (содержащий «Безопасный мир» и «опасный мир»), «Мое тотемное животное», «Место моей силы» «Мои обиды», «Мой гнев», «Мой герб», «Герб моей семьи». Нередко некоторые эмоции и мысли остаются подавленными в сознании индивида. Одни рисунки позволяет раскрыть эти переживания без какой-либо травмы для самого индивида или окружающих. Другие рисунки позволяют провести работу с границами, выработать коммуникативные навыки, обрести ресурсы, выявить ценностные ориентации. Рисование с партнером «Совместный рисунок на свободную тему» помогает исследовать межличностные взаимоотношения и конфликты.
  • Из песочной арт-терапии: «Создай свой мир на песке». При взаимодействии с песком и маленькими фигурками из него, человек любого возраста приближает к себе свой внутренний мир – начинает понимать свои желания, разбираться в воспоминаниях и находить решения тех или иных ситуаций.
  • Из сказкотерапии - прочтение сказок, сочинение сказок помогает найти связь между героями в литературном произведении и человеком в реальной жизни – в поведении, характере и т.п.; помогает найти ресурсы; выработать умение обращаться за помощью и принимать ее; делать выбор и анализировать последствия выбора. Метафора, в сказках, по мнению О.В. Хухлаевой, позволяет работать с большим диапазоном подростковых проблем и позволяет достаточно быстро донести до подростка смысл тех сложностей, которые он испытывает. Метафора позволяет подростку самому найти способы выхода из сложившихся ситуаций.
  • При использовании лепки из пластилина: «Моя проблема», «Моя болезнь». Позволяет прикоснуться к проблеме осознать ее, уменьшить, сделать ее менее страшной и решаемой.
  • Из мандалотерапии.  Мандала (Mandala) - в переводе с санскрита «круг» или «центр». Плетение мандалы из ниток позволяет понять, что для изменений требуются усилия и при приложении их можно достичь жалеемого результата. В зависимости от того что клиент с психологом хотят вплести в мандалу изменяется ее узор. Благодаря своей уникальной форме мандала является идеальной моделью для медитации, которая помогает расслабиться и подходит для тех людей, кто страдает от стресса, напряжений и неспособности концентрироваться. Плетение помогает получить удовольствие от однотипных движений и соответственно пробудить вкус жизни. Юнг пришел к выводу, что метод мандалы - это путь к нашему центру, к открытию уникальной индивидуальности. Он считал мандалу чрезвычайно мощным символом, являющегося зримой проекцией психического мира и выражающей Самость человека. Творческая работа с мандалами может помочь человеку укрепить связь между сознательным и бессознательным «Я». Она, благодаря своей круглой форме, привносит нужную энергию во внутренний мир человека для восстановления равновесия и спокойствия, чтобы человек чувствовал себя таким же «круглым» и цельным, как мандала. 
  • Из куклотерапии. Сам процесс изготовления кукол уже своего рода медитация и несет целительный эффект. Увлекаясь процессом изготовления, подростки становятся более спокойными, уравновешенными. Развиваются произвольность психических процессов, мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации, усидчивость. В работе с подростками на занятиях мы создаем куклу «Защитницу», «Ангела-защитника», куклу «Утешницу». Данные куклы создают чувство защищенности.

Очень интересной и результативной является методика Ирины Тараненко. Она предложила использовать метафорические карты в системе арт-терапии. Для этой цели она разработала и создала метафорические карты ИТАР «Яйцо жизни», «Дерево жизни». Делая изменения, самостоятельно дополняя выбранные рисунки входе коррекционно-развивающего занятия, возможно нахождение своего пути от проблемной ситуации к ее решению. С помощью красок и планшета в процессе рисования выстраивается путь из негатива в позитив. Из настоящего состояния в желаемое. Можно вернуться в образах в прошлое и изменить его на планшете карты в желаемую ситуацию. При этом рисующий может узнать ограничивающие его убеждения, взглянуть на себя и окружающий нас мир как бы со стороны, наполниться ресурсом, выработать пошаговость выхода из проблемной ситуации и перенести найденный выход в реальную жизнь.

Итак, арт-терапия позволяет подростку выразить все, что ему сложно объяснить словами, обратиться к собственной душе и увидеть то, что в обыденном мышлении ускользает. Она позволяет подростку оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными, на его взгляд, детьми, продвигаться в развитии сообразно своей природе. С позиции адаптации арт-терапию можно рассматривать как интегрирующий адаптационный механизм, предоставляющий человеку активную позицию в отношении возможностей приспособления к среде, способствующей общей гармонизации личности.