Коррекционная программа для подростков с умственной отсталостью

Антонова Ольга Михайловна

Важнейшим периодом формирования интеллектуального ресурса ребенка, освоением общественных отношений, социализации и развития личностных качеств. Для детей с умственной отсталостью, которые отличаются от нормально развивающихся сверстников, этот период школьного развития необычайно важен. 

Данная программа коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы младших подростков с умственной отсталостью. 

Теоретической основой программы явились концептуальные положения теории Л.С. Выготского: об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; применении системного подхода к изучению аномального ребенка, учёте зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной психолого-педагогической программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dlya_podrostkov_s_umstvennoy_otstalostyu.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы подростков с умственной отсталостью

на 2016 – 2017 учебный год

     

                                            Педагог-психолог Антонова О.М.

Москва, 2016

Пояснительная записка

              Важнейшим периодом формирования интеллектуального ресурса ребенка, освоением общественных отношений, социализации и развития личностных качеств. Для детей с умственной отсталостью, которые отличаются от нормально развивающихся сверстников, этот период школьного развития необычайно важен. Эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем. Их опыт крайне беден. Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормальными детьми. Умственно отсталым требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т. п.). Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п. Для умственно отсталых характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Они ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года и т. п. Значительно позже своих сверстников с нормальным интеллектом умственно отсталые начинают различать цвета.

Основной недостаток мышления умственно отсталых детей - слабость обобщений. Они плохо усваивают правила и общие понятия. Они нередко заучивают правила наизусть. Но не понимающих смысла и не знают, к каким явлениям эти правила можно применить.

Основные процессы памяти — запоминание, сохранение и воспроизведение — у умственно отсталых имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи, позже формируется произвольное запоминание. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Опосредствованная смысловая память слабо развита.

Наряду с указанными особенностями психических процессов у умственно отсталых отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которой является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами. По данным специалистов (М. Ф. Гнездилов, В. Г. Петрова и др.) у умственно отсталых страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Отмечаются трудности звукобуквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. В результате наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении. У умственно отсталых детей более, чем у их нормальных сверстников, выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость. Слабость произвольного внимания проявляется и в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте или одном виде деятельности. Произвольное внимание не целенаправленно, оно нестойкое, легко истощается, характеризуется повышенной отвлекаемостью.

Умственная отсталость проявляется и в нарушении эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд особенностей. Отмечаются недоразвитие и неустойчивость эмоций, нет оттенков переживаний. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех — слезами и т. п. Переживания их неглубокие, поверхностные. У некоторых детей эмоциональные реакции не адекватны источнику. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада (патологические эмоциональные состояния — эйфория, дисфория, апатия).

           Данная программа коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы младших подростков с умственной отсталостью. Состоит из специально организованных коррекционно-развивающих занятий различных авторов, указанных  в используемой литературе.

Методологические и теоретические обоснования программы:

Теоретической основой программы явились концептуальные положения теории Л.С. Выготского: об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; применении системного подхода к изучению аномального ребенка, учёте зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной психолого-педагогической программы. Задачи гуманизации и индивидуализации воспитания и обучения умственно отсталых детей в свою очередь требуют создания необходимых условий для их развития, становления как субъектов учебной деятельности. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.Н. Анохина, И.М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

Принципы отбора содержания и его организации:

Принцип единство диагностики и коррекции развития, который заключается в целостности процесса оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи в развитии ребёнка.

Деятельностный принцип коррекции. Основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития, что на каждом этапе существует так называемая ведущая деятельность, в наибольшей степени способствующая развитию ребенка в данном периоде онтогенеза, что развитие любой человеческой деятельности требует специального формирования.

Принцип индивидуально-дифференцированного подхода – изменения содержания, форм, способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Принцип комплексности организации коррекционной работы. С одной стороны, этот принцип показывает необходимость создания единого комплекса клинико-психолого-педагогических воздействий, которые предусматривают включение максимально возможного и необходимого количества различных специалистов (медиков, педагогов, психологов, социальных работников) с целью создания единой (командной) междисциплинарной работы в коррекционных мероприятиях. С другой стороны, понятие комплексности заключается в особенностях использования методических средств и подходов самими специалистами, творческое освоение арсенала коррекционных приёмов, возможностей использования различных теоретических и методологических подходов, конкретных техник.

Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в реализации программы. Принцип определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии ребёнка. Система отношения ребёнка с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы её осуществления составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребёнка, определяют зону его ближайшего развития.

Учёт эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.

Цель программы: коррекция познавательной, эмоционально-волевой сферы младших подростков с умственной отсталостью, развитие положительной «Я-концепции», снятие эмоционального и психического напряжения.  

Задачи программы:

- развитие внимания, памяти, мышления, пространственных представлений;

сплочение группы, освоение навыков работы в коллективе;

- создание благоприятного психологического климата;

- оснащение коммуникативными навыками и обучение способам выражения эмоций (тревога, агрессия, положительные эмоции и др.);

- формирование образа «Я», навыков самопознания;

- формирование положительных межличностных взаимоотношений между детьми, но основе которых каждый ребенок смог быть успешно социализироваться;

- мотивация подростков на обращение к своему внутреннему миру, на анализ собственных поступков;

- развитие способности к эмпатии, уважительному отношению к другим людям.

Форма реализации программы: смешенная.

Вид программы по времени реализации: долгосрочная.

Временные рамки продолжительности занятий: продолжительность занятий 30-45 минут. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Ожидаемые результаты: в результате целенаправленной деятельности на занятиях обучающиеся должны приобретут:

Повышение продуктивности внимания; 

 - Развитие памяти;

- Развитие навыков совместной деятельности;

- Гармонизация эмоционального состояния ребенка;

- Развитие адекватной самооценки;

- Развитие коммуникативных умений и навыков;

- Развитие эмпатии, построение доверительных отношений между участниками занятий;

- Гармонизация психоэмоционального состояния;

- Овладение методам саморегуляции;

- Социализация и адаптация в современном обществе.

Программа реализуется педагогом-психологом на базе _________________________________.

 Предварительно прошедшим диагностику по Методике «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л. А. Ясюковой и заключения ЦПМПК г. Москвы.

Тематика развивающих занятий для детей с умственной отсталостью включает 3 основных блока:

1. Развитие и коррекция познавательной сферы:

- развитие внимания, памяти, мышления;

- приобретение знаний об окружающей действительности, способствующих улучшению социальных навыков;

- становление понятийного аппарата и основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения и обобщения;

- расширение словарного запаса.

2. Самопознание. Что я знаю о себе. Мир эмоций:

- формирование способности к самопознанию; зачем нужно знать себя, свой внутренний мир;

- умение определять личностные качества свои и других людей;

- формирование адекватной самооценки;

- достоинства и недостатки;

- навыки осуществления контроля за своей деятельностью, овладение контрольно-оценочными действиями;

- расширение знаний об эмоциях, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека

3. Развитие коммуникативных навыков. Учусь владеть собой и сотрудничать с людьми:

- формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение к одноклассникам;

- формирование коллективного обсуждения заданий;

- установление позитивных взаимоотношений с окружающими: выслушивать товарищей, корректно выражать свое отношение к собеседнику;

- способности выражения собственного мнения, формирование позитивного образа «Я».

Тематический план программы

Шестой год обучения (32 часов)

Темы занятий

К-во часов

Дата

  1. Коррекция и развитие познавательной сферы

Восприятие. Развитие предметного, зрительный, слухового гнозиса (упр. «Узнавание контурных изображений; «Дорисовывание отличительных признаков предметов»; «Подбор частей целого» и др.).

Внимание. Развитие устойчивости, распределения и объема внимания, произвольности психических процессов» (упр. «Узнавание «полувербализуемых графических изображений», «Рассматривание группы фигур и сложных изображений», «Зрительная идентификация при кратковременной экспозиции» и др.).

Память. Развитие процессов произвольного запоминания (упр. «Запоминание зрительных образов», «запоминание ритмических структур», «Запоминание рассказов», «Запоминание фраз» и др.).

Мышление. Развитие процессов мыслительной деятельности (упр. «Понимание сюжетных картинок), «установление противоположностей», «Понимание сюжетных картинок с конфликтным смыслом», «Подбор наглядных аналогий» и др.).

Речь. Развитие речевых навыков, понимания смысла речевых высказываний (упр. «Повторение простых и сложных слов», «Узнавание слов-паронимов», «Понимание инструкций», «Заполнение пропущенных слов», «Понимание синонимов» и др.).

20

4

4

4

4

4

  1. Самопознание. Что я знаю о себе. Мир эмоций:

Эмоции в картинках и рассказах. Расширение знаний об эмоциях, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека (упр. «Узнай эмоцию», «Рисование радостного и печального», «Запоминание «эмоциональных» слов», «Операции с изображениями лиц», «Восприятие эмоционального топа сюжетных картинок», «Нахождение различия и сходства в мимике по эмоциональному состоянию людей», «Объяснение причин изменения эмоционального состояния человека (персонажа сказки)».

Мой внутренний мир. Создание условий для исследования внутреннего мира обучающегося, выражения своих переживаний, проработка страхов и тревоги, преодоления эмоционального напряжения (методики арт-терапии, песочной терапии).

6

2

2

2

  1. Развитие коммуникативных навыков. Учусь владеть собой и сотрудничать с людьми:

Радуга эмоций и чувств (продолжение развития представлений у подростков о роли эмоций и чувств в жизни человека).

Как научиться понимать друг друга (расширение представления о роли общения в жизни человека).

Секреты сотрудничества (формирование готовности к сотрудничеству взаимодействию с людьми).

Как избежать конфликтов (расширение представления о способах эффективного общения, освоения поведенческих схем, позволяющих избежать перерастания конфликтной ситуации в конфликт).

Твоя будущая профессия (формирование о роли профессии в жизни человека).

6

1

1

1

1

1

1

Используемая литература:

  1. М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова, «Все цвета, кроме черного: 5-6 классы: пособие для педагогов и родителей», Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2015.
  2. М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова, «Все цвета, кроме черного: 5-6 классы рабочие тетради, «Познаю свои способности» и «Учусь владеть собой и сотрудничать с людьми», Москва, Издательский центр «Вентана-Граф» 2015.
  3. «Гимнастика мозга»; Пол И. Деннисон и Гейл Деннисон.Карабанова
  4. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред.М.И. Буянова. – М.Просвещение, 1990. – 128с.: ил. – ISBN 5-09-002823-0
  5. О.А. Холодова, Е.А. Моренко, «Юным умникам и умницам», Курс по развитию познавательных способностей (10-11 лет), Методическое пособие для 5 класса, Москва. РОСТ-книга 2013 г    
  6. Е.А. Чернышова Организация работы с учащимися 5-6 классов, испытывающих трудности в усвоении школьной программы (уроки комплексной коррекции), учебное пособие, Москва, Владос, 2015.