Тренинг: "Стабилизация психоэмоционального состояния педагогов в рамках профилактики СЭВ"

Кравчук Анастасия Геннадиевна

В последнее время я часто слышу жалобы специалистов системы образования и социальной сферы о том, что в современных условиях работы им тяжело справляться с информационным стрессом, что не хватает времени для восстановления сил, что в течение рабочего дня чрезмерно превышается их «лимит» общения с партнерами, коллегами и, как следствие, появляется эмоциональная усталость и истощение. Поэтому данный тренинг посвящен стабилизации вашего психоэмоционального состояния. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_ped-sovet.docx175.94 КБ
Файл stabilizatsiya_psihoemotsionalnogo_sostoyaniya.pptx1.66 МБ

Предварительный просмотр:

(Слайд 1)

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Искусство жить – это искусство отпускать на волю все ненужное

 Коко Шанель

В последнее время я часто слышу жалобы специалистов системы образования и социальной сферы о том, что в современных условиях работы им тяжело справляться с информационным стрессом, что не хватает времени для восстановления сил, что в течение рабочего дня чрезмерно превышается их «лимит» общения с партнерами, коллегами и, как следствие, появляется эмоциональная усталость и истощение. Поэтому наш тренинг посвящен стабилизации вашего психоэмоционального состояния.

(Слайд 2) На прошлом тренинге весной мы говорили с вами о таком понятие как синдром эмоционального выгорания. Провели диагностику наличия у вас этапов и факторов ЭВ. Сегодня кратко остановимся на ситуациях, влияющих на возникновение СЭВ.

Начало своей деятельности после отпуска, каникул, курсов (функция – адаптационная);

Ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией и родителями (функция – защитная);

Проведение открытых уроков; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения;

Окончание учебного года.

(Слайд 3) То есть в каждом из этих случаев присутствует некая стрессовая ситуация. Вот на этом понятии мы сейчас и остановимся. По мнению основателя учения о стрессе Ганса Селье, стресс – это всего лишь наша реакция на раздражение. Во время стресса организм выделяет достаточно большое количество энергии,

запускается механизм, который должен нас приспособить к изменившимся

условиям внешней среды или пережить их, пока ситуация не нормализуется. При

этом не важно, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Эта

необходимость перестройки организма, его приспособление к внешнему

воздействию и является сущностью стресса. Фактически стрессовые реакции - это

проявление инстинкта самосохранения, которое обычно не осознаѐтся и не

контролируется.

В норме организм постепенно адаптируется, а если нет, если ему не хватает

собственных ресурсов, тогда уже речь идет о состоянии так называемого

«хронического стресса». И это уже проблема.

Когда возникает какая-нибудь опасность, мышцы организма напрягаются, и

учащается пульс, тело готовится реализовать одну из данных ему природой

оборонительных реакций организма на внешнюю угрозу: «бить», «бежать» или «замирать». И этот накопившийся «заряд» организму необходимо выплеснуть.

Однако, в ходе цивилизации и развития социальных норм человек научился

сдерживать архаические спонтанные реакции спасения от опасности.

Так, например, мы педагоги в ответ на «разнос» разгневанного родителя вряд ли будем «убегать» или «бить», но точно почувствуем напряжение в ногах или руках. И эта прихлынувшая и нереализованная энергия может стать для нас разрушительной.

(Слайд 4) Учитывая, что стресс является нормальной биологической реакцией

организма при любом взаимодействии с внешней средой, важно знать, что стресс

становится опасностью, лишь в том случае, когда обычная "доза" затрат

адаптационной энергии превышает некую "норму", определяющую наше

психическое и физическое здоровье. Именно эта «передозировка» расходует

резервы организма, снижает иммунитет и открывает двери для различных

заболеваний. Напряжение – это часть жизни, поэтому наша задача состоит в том, чтобы научиться управлять напряжением, осознавать «токсический» уровень стресса,

чтобы помочь восстановиться организму и не позволить длительному психическому напряжению вызывать у нас серьезные проблемы.

(Слайд 5) Прежде чем перейти к практической части нашего тренинга, хочу рассказать вам следующую притчу:

Наш тренинг будет отражать суть этой притчи: научиться не доводить себя и свой организм до стадии хронического стресса.

(слайд 6) Сегодня мы с вами попытаемся освоить простые экспресс-техники самопомощи в стрессовых ситуациях, которые направляют энергетический потенциал стресса в нужное русло. Это становится возможным через повышение собственной чувствительности и внимания к тому, что происходит «здесь и сейчас» в теле, в мыслях и чувствах.

(Слайд 7). Первый уровень – то уровень тела. Все мы знаем, что наше тело соматически реагирует на то эмоциональное напряжение, которое находится внутри нас и в большей степени в нашей голове (помните, что ваши мысли могут стать разрушительными для вас).

- Виктор Гюго-: Нужно поддерживать крепость тела, чтобы сохранить крепость духа.

Часто в течение дня фокус нашего внимания остается в голове, когда поток мыслей не дает покоя и блокирует телесную чувствительность. Эта неосознанность нарушает нашу целостность, единство мыслей, чувств, ощущений. И как следствие – чувство раздробленности, стресс, и крайнее проявление нечувствительности к себе – боль.

Сейчас я вам предлагаю сосредоточиться на вашем теле и сделать технику, которая называется «Мысленное сканирование тела» (Body-scan).

В этой медитации вы можете занять удобное для вас положение. Вы можете

сесть с прямой спиной на стул или облокотиться на стол, вы можете даже встать

Данная медитация направлена на то, чтобы вы оказались более чувствительным и более внимательным к тому, что происходит в вашем теле.

Напомните себе, что это время в большей степени для пробуждения, а не для

засыпания. Также напомните себе, что идея заключается в том, чтобы

осознавать все свои переживания по мере их появления, какими бы они ни были.

Дело тут не в том, чтобы изменить характер своих чувств или стать более

расслабленным или спокойным. Особенность этой практики в привнесении

осознанности во все без исключения ощущения (или отсутствие ощущений), которые

вы можете осознать, по мере того, как вы систематически концентрируете свое

внимание на каждой части тела по очереди.

Теперь, когда вы приняли удобное для вас положение, направьте свое

осознание на физические ощущения в теле. В первую очередь на ощущения касания

или давления там, где тело соприкасается со стулом, полом или со столом. Вы

можете оставаться с открытыми глазами или мягко прикрыть их.

Обратите внимание на ваше дыхание. Дышите, как обычно, привычным для

вас способом. Обратите внимание на то, каким образом вы дышите. Это грудное

дыхание или больше дыхание животом. Обратите внимание на то, как

расширяется ваше тело при вдохе и уменьшается тело на выдохе. Дыхание это то, что с вами постоянно. И теперь, когда вы знаете, что вы дышите, когда осознали как меняется ваше тело с каждым вдохом и выдохом, переключите свое внимание на другие части тела. Начнем сверху. Обратите внимание на вашу голову, волосы, лоб, скулы, глаза, нос и челюсти.

Насколько они напряжены или расслаблены. Попробуйте с каждым выдохом

отпустить напряжение из лица, из шеи.

Мысли неизбежно могут время от времени отвлекать вас от дыхания и тела.

Это абсолютно нормально. Такова природа мыслей. Когда вы это замечаете,

мягко признайте это, заметьте, на что отвлеклись, и затем мягко верните свое

внимание к той части тела, на которой вы собирались фокусироваться.

Обратите внимание на ваши плечи, на ваши руки, сначала на одну руку, затем

другую. Почувствуйте свои локти, запястья и кисти рук, каждый палец на руке.

Насколько свободно они лежат на ваших коленях или располагаются вдоль тела.

Есть ли в руках напряжение, дискомфорт. Попробуйте с выдохом вывести лишнее

напряжение в плечах, в руках.

Обратите внимание на вашу грудную клетку и ниже на диафрагму, и живот.

Есть ли там какие-то напряжения, боль или дискомфорт. С каждым выдохом

попробуйте отпустить, увести из тела лишнее напряжение.

Обратите внимание на вашу спину, поясницу. Насколько они напряжены или

расслаблены.

Продолжайте мысленное сканирование тела, уделяя внимание каждой части

тела по очереди. Обратите внимание на низ вашего живота, внутренние органы,

область таза. На выдохе попробуйте вывести дискомфорт, боль, если они там есть,

из этой части вашего тела.

Обратите внимание на ваши ноги, они создают вам крепкую, надежную опору.

Если вы сидите, почувствуйте, как плотно соприкасаются ваши ступни с

поверхностью пола. Если лежите, почувствуйте, насколько плотно прилагают ваши

ноги к той поверхности, на которой вы лежите.

Возможно, вы ощутите соприкосновение пальцев ног друг с другом, чувство

покалывания, тепла или, быть может, онемения, даже отсутствие ощущений. Это

приемлемо. На самом деле, что бы вы ни испытывали, нормально - все, что

присутствует в осознаваемой области в данный момент.

Теперь внутренним взором охватите ваше тело целиком. От пяток до

макушки, от макушки до пяток.

Вновь ощутите ваше дыхание и сделайте два-три более глубоких вдоха и

выдоха. Поблагодарите ваше тело за то, что оно несет для вас ежедневную работу,

за то, что носит, движет, мыслит, чувствует. И когда будете готовы, можете

открыть глаза, если они у вас были прикрыты, и осознать себя в том

пространстве, в котором вы находитесь прямо сейчас.

(слайд 8). Выполняя предыдущую технику, мы с вами обращали внимание на наше дыхание. Когда вы совершенствуете дыхание, вы совершенствуете свою судьбу. При стрессовых ситуациях одним из реальных способов переключить своё внимание и успокоится – является сосредоточение на своём дыханием и правильное глубокое дыхание.

Следующим нашим упражнением будет дыхание на 7 и 11счетов. В стрессовых ситуациях эта короткая и незаметная для окружающих

дыхательная медитация позволит вам ненадолго переключиться от напряжения дня

и подарит немного расслабления и благотворной отстраненности.

Упражнение помогает снять сильное физическое напряжение, находясь в

стрессовой ситуации.

Дышите очень медленно и глубоко, причем так, чтобы весь цикл дыхания

занимал около 20 секунд. Возможно, вначале вы почувствуете затруднение, но не

надо напрягаться. Сосчитайте при вдохе до 7 и до 11 при выдохе.

Необходимость так долго затягивать дыхание требует полной концентрации

внимания. Глубокий вдох смягчает напряжение, растянутый во времени выдох

расслабляет. Если вы почувствовали легкое головокружение, сократите период

полного цикла и дышите менее глубоко.
(слайд 9). Теперь перейдём к нашим мыслям! Следующее упражнение направлено на осознанное отреагирование негативных эмоций. Уважаемые коллеги, я прошу вас развести руки в стороны и представить, что вы держите огромный ком, в котором собрана вся обида, злость, агрессия, обидные слова и жестокие поступки, которые с вами случались и вам сопутствовали. Теперь попробуйте медленно сводить руки вместе. Почувствуйте то напряжение, которое образовалось в руках от этого тяжелого «груза». Сжимаем, стараемся, ещё сильнее, всё плохое уменьшается, и раздавливаем, расплющиваем в ладошках. Если по ощущениям у вас осталось напряжение, то повторяем упражнение ещё раз.

(слайд 10). И в завершении поговорим о наших чувствах и эмоциях. Вы никогда не задумывались над тем, что именно дети умеют чувствовать, и очень открыто выражать свои чувства. А что происходит потом? Куда уходят наши эмоции? Почему с возрастом мы теряем свою искренность и открытость? Часто этому служат правила, которые нам диктуют в детстве, чтобы подавлять свои чувства. Взрослые обучают детей социально-приемлемым способам поведения. И часто вместе с запретом неправильных действий, запрещают детям чувствовать. Дети слышат: « Не злись! Будь взрослым, не смей бояться! Не плачь, мужчины не плачут! Не смейся, а то потом плакать будешь!». В результате в следующий раз ребенок не сможет так открыто проявлять свои чувства. Он не перестанет чувствовать, но он начнет подавлять и прятать эмоции. Причем, важно заметить, что невозможно избавиться, спрятать какое-то одно или два так называемых «плохих» чувства, например, гнев или обиду.

Мастерски игнорируя одни чувства, мы замораживаем и остальные. То есть,

например, подавили гнев – подавили и любовь.

А если долго подавлять эмоции, то они замораживаются и превращаются в

айсберг!

Последнее наше упражнение называется «Я ВЫБИРАЮ – ЖИТЬ СЧАСТЛИВО» и направлено оно будет на концентрацию ваших основных качеств личности, на том, что даёт вам внутренний ресурс.

Уважаемые коллеги, выберите, не задумываясь, одну из пяти геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг.

А теперь познакомьтесь с собой настоящим!!

ПРЯМОУГОЛЬНИК: изменчивость, непоследовательность, неопределенность, возбужденность. Любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость. Нервозность, быстрые, резкие колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи, непунктуальность. Новые друзья, имитация поведения других людей, тенденция к простудам, травмам, дорожно-транспортным происшествиям.

 ТРЕУГОЛЬНИК: лидер, стремление к власти, честолюбие, установка на победу. Прагматизм, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность. Импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску. Высокая работоспособность, буйные развлечения, нетерпеливость. Остроумие, широкий круг общения, узкий круг близких и друзей.

 ЗИГЗАГ: жажда изменений, креативность, жажда знаний, великолепная интуиция. Одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее. Позитивная установка ко всему новому, восторженность, энтузиазм, непосредственность. Непрактичность, импульсивность, непостоянство настроения, поведения. Стремление работать в одиночку, отвращение к бумажной работе, безалаберность в финансовых вопросах. Остроумие, душа компании.

 КВАДРАТ: организованность, пунктуальность, строгое соблюдение инструкций, правил. Аналитическое мышление, внимательность к деталям, ориентация на факты. Пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, сухость, холодность. Практичность, экономность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие. Профессиональная эрудиция, узкий круг друзей и знакомых.

 КРУГ: высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, забота о другом. Щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция. Спокойствие, склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность. Доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешительность. Болтливость, способность уговаривать, убеждать других, сентиментальность, тяга к прошлому. Склонность к общественной работе, гибкий распорядок дня, широкий круг друзей и знакомых.

Закончить свое выступление я хочу фразой учитель первого Далай ламы: «КОГДА С ТОБОЙ СЛУЧАЕТСЯ НЕПРИЯТНОСТЬ, ПЕРЕСТАНЬ ДЕЛАТЬ ЭТО ДРУГИМ»

Хорошего вам самочувствия и прекрасного настроения!


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

стабилизация психоэмоционального состояния педагогов в рамках профилактики сэв Подготовила: Педагог-психолог Кравчук Анастасия Геннадиевна

Слайд 2

Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ: Начало своей деятельности после отпуска, каникул, курсов (функция – адаптационная); Ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией и родителями ( функция – защитная); Проведение открытых уроков; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения; Окончание учебного года.

Слайд 3

Нас убивает не сам стресс, а наша реакция на него - Ганс Селье - Когда возникает какая-нибудь стрессовая ситуация, мышцы организма напрягаются, и учащается пульс, тело готовится реализовать одну из данных ему природой оборонительных реакций организма на внешнюю угрозу: «бить», «бежать» или «замирать». И этот накопившийся «заряд» организму необходимо выплеснуть. Однако, в ходе цивилизации и развития социальных норм человек научился сдерживать архаические спонтанные реакции спасения от опасности.

Слайд 4

Напряжение – это часть жизни, поэтому наша задача состоит в том, чтобы научиться управлять напряжением, осознавать «токсический» уровень стресса, чтобы помочь восстановиться организму и не позволить длительному психическому напряжению вызывать у нас серьезные проблемы. полностью свободной от стресса может быть только смерть. - Ганс Селье -

Слайд 5

П Р И Т Ч А

Слайд 6

Простые экспресс-техники самопомощи в стрессовых ситуациях, которые направляют энергетический потенциал стресса в нужное русло. Это становится возможным через повышение собственной чувствительности и внимания к тому, что происходит «здесь и сейчас» в теле, в мыслях и чувствах.

Слайд 7

МОЕ ТЕЛО – ЭТО МОЁ ДЕЛО! Медитация «Мысленное сканирование тела» ( Body-scan )

Слайд 8

ДЫШУ – ЗНАЧИТ, ЖИВУ! «Дыхание на счет 7-11» / автор - Кристиан Шрайнер /

Слайд 9

Есть только один путь к счастью – перестать переживать о том, что нам неподвластно - Эпиктет – Упражнение «Сожму и раздавлю»

Слайд 10

Люди, в сущности, живут только для того, чтобы переживать эмоции - Я. Вишневский - Упражнение « Я ВЫБИРАЮ – ЖИТЬ СЧАСТЛИВО»

Слайд 11

Уважаемые коллеги, выберите одну из пяти геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг

Слайд 12

изменчивость, непоследовательность, неопределенность, возбужденность. Любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость. Нервозность, быстрые, резкие колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи, непунктуальность. Новые друзья, имитация поведения других людей, тенденция к простудам, травмам, дорожно-транспортным происшествиям.

Слайд 13

лидер, стремление к власти, честолюбие, установка на победу. Прагматизм, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность. Импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску. Высокая работоспособность, буйные развлечения, нетерпеливость. Остроумие, широкий круг общения, узкий круг близких и друзей.

Слайд 14

организованность, пунктуальность, строгое соблюдение инструкций, правил. Аналитическое мышление, внимательность к деталям, ориентация на факты. Пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, сухость, холодность. Практичность, экономность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие. Профессиональная эрудиция, узкий круг друзей и знакомых.

Слайд 15

высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, забота о другом. Щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция. Спокойствие, склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность. Доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешительность. Болтливость, способность уговаривать, убеждать других, сентиментальность, тяга к прошлому. Склонность к общественной работе, гибкий распорядок дня, широкий круг друзей и знакомых.

Слайд 16

жажда изменений, креативность , жажда знаний, великолепная интуиция. Одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее. Позитивная установка ко всему новому, восторженность, энтузиазм, непосредственность. Непрактичность, импульсивность, непостоянство настроения, поведения. Стремление работать в одиночку, отвращение к бумажной работе, безалаберность в финансовых вопросах. Остроумие, душа компании.