Мы такие разные (Как преодолеть агрессию)

Котлова Анастасия Андреевна

Агрессия - это необходимое и естественное свойственное чувство для каждого  человека, т.е. модель поведения, которая закладывается еще в раннем детстве. Абсолютное отсутствие агрессивности и становление характера и чрезмерная агрессивность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon my_takie_raznye.ppt185.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Мы такие разные» «Добро должно быть с кулаками". Подготовила педагог-психолог Котлова А.А. 2015 г.

Слайд 2

Под агрессивностью понимают действия ребенка, направленные на нанесение физического или психического вреда (ущерба) другому человеку или самому себе, а также животным или материальным объектам. Агрессия - это необходимое и естественное свойственное чувство для каждого человека, т.е. модель поведения, которая закладывается еще в раннем детстве. Абсолютное отсутствие агрессивности и становление характера и чрезмерная агрессивность

Слайд 3

Виды агрессии Гетероагрессия - направленность на окружающих: убийства, изнасилования, нанесение побоев, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика и т.д. Аутоагрессия - направленность на себя: самоуничижение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания. Реактивная агрессия - представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт и пр.). Спонтанная агрессия - появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях).

Слайд 4

Прямая агрессия - направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение: открытое хамство, применение физической силы или угрозы расправы и пр. Косвенная агрессия - обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждение и раздражение, но более удобные для проявления агрессии Вербальная - выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику. Экспрессивная - проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса. Физическая - прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику.

Слайд 5

Формы проявления агрессии: 1. недеструктивная агрессивность - механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя. 2. враждебная деструктивность - желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка. Деструктивность агрессии дети начинают чувствовать уже в раннем возрасте и стараются управлять ею.

Слайд 6

Агрессия бывает: Возрастная агрессия от 1 года 8 месяцев до 3 лет (желание ребенка делать все самостоятельно: ходить, одеваться, кушать, выбирать одежду и блюда по своему вкусу); от 3 до 4 лет (период осознания своей обособленности, непохожести и неповторимости, когда ребенок стремится защитить и отстоять свое собственное «Я»); от 12 до 16 лет (защита неприкосновенности и целостности своего "я", или ответная реакция на разрушительные воздействия, направленные на него (как внешние, так и внутренние). Ситуативная агрессия ответное действие в момент опасности, как защита от внешней агрессии, как средство самозащиты Агрессивность как следствие разочарования, свойственна детям от 2 до 8 лет невнимание родителей к чувствам и переживаниям ребенка воспринимается им еще и как отрицание его собственной значимости.

Слайд 7

Причины влияющие на формирование базового отношения к миру, безопасность, либо недоверие, страх и тревога 1 . Душевное состояние матери в период беременности и после родов; проявление родителями безусловной любви к своему ребенку, либо отсутствие таковой; ссоры взрослых между собой; 2. Взрослые вынуждены в некоторых ситуациях запрещать ребенку вести себя определенным образом или не всегда родители могут или хотят удовлетворять бесконечные желания своих детей. родители должны научиться грамотно устанавливать запреты и, в случае необходимости, применять наказания. главной потребностью любого ребенка является необходимость чувствовать, что его любят и ценят. 3. Установление личных границ. ребенок рождается полностью зависимым от своих родителей, и его основная задача на протяжении всей жизни - это обретение независимости (в первую очередь, от родителей) и самостоятельности.

Слайд 8

Как нужно вести себя родителям в случае проявления детьми агрессивного поведения и чтобы предотвратить нежелательно поведение. 1. Проявление со стороны родителей безусловной любви к ребенку в любой ситуации; 2. Родители, должны контролировать собственные агрессивные импульсы. Помните! Дети учатся приемам социального взаимодействия, путем наблюдения за поведением окружающих людей (в первую очередь, родителей). 3. Нельзя подавлять проявление агрессии ребенком, иначе подавленные агрессивные импульсы наносят вред его здоровью. Научите ребенка выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом: словом или в рисунке, лепке или при помощи игрушек, или действий, безобидных для окружающих, в спорте. 4. Если ребенок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками - обнимите его, прижмите к себе. Постепенно он успокоится, придет в себя. 5. Покажите ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения.

Слайд 9

6. Установите социальные правила поведения в доступной для ребенка форме. Например, "мы никого не бьем, и нас никто не бьет". Не забывайте хвалить ребенка за старательность. Беседовать с ребенком о его поступке надо без свидетелей (класса, родственников, других детей и др.), старайтесь использовать меньше эмоциональных слов (стыдно и др.). Надо исключить ситуации, провоцирующие негативное поведение ребенка. В борьбе с агрессией можно прибегнуть к помощи сказкотерапии. При проявлении признаки агрессивности, сочините вместе с ним рассказ, в котором этот ребенок будет главным героем. 11. Предоставьте ребенку возможность получить эмоциональную разрядку в игре, спорте или сделайте специальную "сердитую подушку" для снятия стресса. Если ребенок чувствует раздражение, он может поколотить эту подушку.

Слайд 10

Причины детской агрессивности? 1. «Семейные» «Личные» «Ситуативные» Социально-биологические Биологические Половые, психологические Социальные

Слайд 11

«Семейные» причины Неприятие детей родителями Безразличие или враждебность со стороны родителей Разрушение эмоциональных связей в семье Неуважение к личности ребенка Чрезмерный контроль или полное отсутствие его Избыток или недостаток внимания со стороны родителей Запрет на физическую активность

Слайд 12

«Личные» причины Подсознательное ожидание опасности Неуверенность в собственной безопасности Личный отрицательный опыт Эмоциональная нестабильность Недовольство собой Повышенная раздражительность Чувство вины

Слайд 13

Ситуативные причины Плохое самочувствие, переутомление Влияние продуктов питания Влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха Тип темперамента и особенности характера

Слайд 14

Социально-биологические, биологические, половые, психологические, социальные причины агрессивные реакции детей бывают обусловлены установками, предрассудками и системой ценностей значимых для них взрослых.

Слайд 15

Основными причинами проявлений детской агрессивности являются: - стремление привлечь к себе внимание сверстников; - стремление получить желанный результат; - стремление быть главным; - защита и месть; - желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

Слайд 16

Формы агрессивного поведение детей по И. А. Фурманову А. Социализированная. Дети обычно не имеют психических нарушений, у них низкий моральный и волевой уровень регуляции поведения, нравственная нестабильность, игнорирование социальных норм, слабый самоконтроль. Они обычно используют агрессию для привлечения внимания, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи). Б. Несоциализированная Дети обычно страдают какими-нибудь психическими расстройствами (эпилепсия, шизофрения, органическое поражение головного мозга) с негативными эмоциональными состояниями (тревога, страх, дисфория). Отрицательные эмоции и сопровождающая их враждебность могут возникать спонтанно, а могут быть реакцией на психотравмирующую или стрессовую ситуацию. Личностными чертами таких детей являются высокая тревожность, эмоциональное напряжение, склонность к возбуждению и импульсивному поведению. Внешне это проявляется чаще всего прямой вербальной и физической агрессией.

Слайд 17

Типы агрессии у детей и способы построения отношений 1. Гиперактивно-агрессивный ребенок. Двигательно расторможенным детям труднее быть дисциплинированными и послушными. Такие дети, воспитываясь в семье по типу "кумира" или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников, могут становиться агрессивными. 2. Агрессивно-обидчивый и истощаемый ребенок. Обидчивость ребенка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обучения, но и с болезнью роста, особенностями созревания нервной системы и организма. Повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивное поведение. 3. Агрессивно-бесчувственный ребенок. Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Причины могут быть в неблагоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллектуального развития ребенка, а также в чертах эмоциональной холодности, черствости, уплощенности, повышенной аффективной (эмоциональной) возбудимости, которые передаются от родителей или близких ребенка.

Слайд 18

4. Агрессивный ребенок с оппозиционно-вызывающим поведением. Если ребенок часто грубит, но не всем, а только родителям, знакомым ему людям, то, наверное, в ваших взаимоотношениях что-то не так: вы редко занимаетесь и общаетесь с ребенком; вы уже не образец для подражания, как раньше; ребенку скучно, нечем заняться, и он переносит на вас собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение. 5. Агрессивно-боязливый ребенок. Враждебность, подозрительность могут быть средством защиты ребенка от мнимой угрозы, "нападения".

Слайд 19

Психологические особенности провоцирующие агрессивное поведение - недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков; - сниженный уровень саморегуляции; - неразвитость игровой деятельности; - сниженную самооценку; - нарушения в отношениях со сверстниками.

Слайд 20

Агрессия - фрустрация - торможение - замещение

Слайд 21

Методы исследования стандартизированные наблюдения за эмоциональными проявлениями дошкольника; тест тревожности Р. Теммла; Рисуночные тесты: а) “Несуществующее животное”; б) “Дом, дерево, человек”; в) “ Кинетический рисунок семьи”, г) Тест руки; д) Методика Басса - Дарки; интервьюирование педагогов и родителей.

Слайд 22

Источники деструктивного поведения: 1. чувства страха, недоверия к окружающему миру, угрожающие безопасности ребенка; 2. столкновение ребенка с невыполнением его желаний, запретами на удовлетворение определенных потребностей; 3. отстаивание своей личности, территории, обретение независимости и самостоятельности.

Слайд 23

Какие же дети вырастают агрессивными наиболее часто? Мальчики: "Кумиры семьи", выросшие без отцов в сплошном женском окружении (мамы, бабушки, тетушки, кузины и пр.). Примером может служить М. Ю. Лермонтов, который воспитывался бабушкой и ее окружением, большая часть которого была представлена женским полом. Мальчик вырос великим поэтом, но при этом довольно возбудимым, упрямым и неуступчивым человеком, склонным к конфликтам. Во время одного из них он в запальчивости оскорбительно высказался о сестре Мартынова, что и спровоцировало роковую дуэль. Выросшие в семьях с жестким авторитарным отцом и мягкой, уступчивой, непоследовательной матерью. Используя механизм идентификации с отцом, подросток будет противостоять всем, в том числе и самому отцу. И если тот мальчишку не сломает, то он вырастет таким же жестким и авторитарным.

Слайд 24

Девочки: А. В семье с жесткой авторитарной матерью при мягком, уступчивом отце. Срабатывает механизм идентификации с матерью. Такой тип формирования хорошо отражен в целом ряде сказок "Золушке" и "Морозко". Матери девочек - женщины властные, самолюбивые, напористые до грубости. Мамаши находились в повторном браке за слабыми, вялыми, спокойными и уступчивыми мужчинами. Наблюдая за поведением матерей, девочки тоже приобрели черты агрессивности, грубости, конфликтности, правда, к этому еще выросли лентяйками, неряхами и неумехами. Б. Предоставленные сами себе и самостоятельно пробивающиеся в жизни, в этих случаях агрессивность служит механизмом выживания и обычно носит инструментальный характер. Например, Пеппи-Длиный Чулок Матери у нее не было, примером мог служить лишь шебутной, безбашенный и напористый папа Эфраим, который ею интересовался мало и девочке пришлось приспосабливаться к окружающему миру самой, используя отцовский пример и вырабатывая в себе активность и агрессивность.

Слайд 25

Направления коррекционной работы - работа с гневом , обучать ребенка общепринятым и неопасным для окружающих способам выражения своего гнева; - обучение самоконтролю , вырабатывать у ребенка навыки владения собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева или тревожность; - работа с чувствами , учить осознавать собственные эмоции и эмоции других людей, формировать способность к сопереживанию, сочувствию, доверию окружающим; - конструктивные навыки общения, обучать адекватным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, способам выхода из конфликта.

Слайд 26

Работа с гневом Игровые приемы: «Недружеский шарж» «Мешочек криков» "Листок гнева» Подушка для пинаний «Рубка дров» Игры с песком

Слайд 27

Обучение самоконтролю Игровые приемы: «Сигналы гнева» «Гнев на сцене» «Посчитал до десяти я и решил...»

Слайд 28

Работа с чувствами Игровые приемы : «Знатоки чувств» «Отгадай, что я почувствовал?» «Страна чувств» «Чувства на сцене» или «Гнев на сцене» Рассказы по фотографиям

Слайд 29

Конструктивные навыки общения Игровые приемы: «Словарик добрых слов» «Слепой и поводырь» «Пилот и диспетчер» «Портрет агрессивного человека» «Пойми без слов» «Попросись на ночлег» «Критикуй, не обижая»

Слайд 30

Агрессия - это не только деструктивное поведение, причиняющее вред окружающим, приводя к разрушительным и негативным последствиям, это огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей, если уметь ей управлять. Задача родителей - научить ребенка контролировать свою агрессию и использовать ее в мирных целях. Помните!