Методики для курсовой работы. Восприятие человека человеком детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития церебрально–органического генеза.

Сергеева (Юдина) Елена Алексеевна

Опираясь в своей работе на исследования А. А. Бодалева, Н. Л. Белопольской, М.Г. Агавелян, мы используем следующие методики:

1.       Структура и содержание вербальных эталонов эмоциональных состояний человека.

2.       Графические образы эмоциональных состояний человека.

3.       Описание эмоционального состояния с опорой на фотографию.

4.       Половозрастная идентификация.

5.        «Профессии»

6.        «Портрет»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Методики62.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Структура и содержание вербальных эталонов эмоциональных состояний человека.

Цель:  Выявит наличие вербальных эталонов эмоций, их структуру и содержание.

Способ выполнения: индивидуальный.

Инструкция:

1

Опиши словами человека, который радуется.

2

Опиши словами человека, который удивляется.

3

Опиши словами человека, который презирает.

4

Опиши словами человека, который страдает.

5

Опиши словами человека, который боится.

6

Опиши словами человека, который сердиться.


  1. Графические образы эмоциональных состояний человека.

Цель: выявить наличие графических эталонов эмоциональных состояний человека.

Способ выполнения: индивидуальный.

Материал: листы формата А4, фломастеры.

Инструкция:

1

Нарисуй человека, который радуется.

2

Нарисуй человека, который удивляется.

3

Нарисуй человека, который презирает.

4

Нарисуй человека, который страдает.

5

Нарисуй человека, который боится.

6

Нарисуй человека, который сердится.


  1. Описание эмоционального состояния с опорой на фотографию.

Цель: выявить уровень развития способности распознавать эмоции другого человека по фотографии.

Способ выполнения: индивидуальный.

Материал: набор фотографий следующих эмоциональных состояний: радость, гнев, страдание, презрение,  удивление, страх.

Инструкция:

1

Опиши девочку, которая радуется.

2

Опиши девочку, которая презирает.

3

Опиши девочку, которая боится.

4

Опиши девочку, которая сердится.

5

Опиши девочку, которая страдает.

6

Опиши девочку, которая удивляется.


  1. Опознание эмоциональных состояний по собственным рисункам экспрессии человека.

Цель: способности узнавать эмоциональные состояния человека по собственным графическим изображениям.

Способ выполнения: индивидуальный.

Материал: рисунки детей, выполненные до этого по методике №2

Инструкция:

1

Покажи среди своих рисунков то, на котором человек радуется.

2

Покажи среди своих рисунков то, на котором человек удивился.

3

Покажи среди своих рисунков то, на котором человек презирает.

4

Покажи среди своих рисунков то, на котором человек страдает.

5

Покажи среди своих рисунков то, на котором человек боится.

6

Покажи среди своих рисунков то, на котором человек сердиться.


  1. Соотнесение своих рисунков и фотографий эмоциональных состояний.

Цель: выявить способность ребенка соотнести свои графические изображения эмоций и фотографии тех же эмоциональных состояний по парам (радость к радости и т.д.)

Способ выполнения: индивидуальный.

Материал: рисунки детей, выполненные до этого по методике №2 и набор фотографий из методики № 3.

Инструкция: разложи рисунки и фотографии по парам, радость к радости, удивление к удивлению, и также все остальные.


  1. Отражение в вербальных эталонах экспрессии возраста, интеллекта, функциональных состояний человека.

Цель: выявить наличие у ребенка вербальных эталонов возраста, функциональных и интеллектуальных состояний человека.

Способ выполнения: индивидуальный.

Инструкция:

1

Опиши словами старого человека.

2

Опиши словами молодого человека.

3

Опиши словами усталого человека.

4

Опиши словами бодрого человека.

5

Опиши словами умного человека.

6

Опиши словами глупого человека.


  1. Отражение экспрессии возраста, интеллекта, функциональных состояний человека  в рисунке.

Цель: выявить способность ребенка графически изобразить возраст, функциональное состояние  и  интеллект воспринимаемого человека.

Способ выполнения: индивидуальный.

Материал: листы бумаги форматом А4, фломастеры, карандаши

Инструкция:

1

Нарисуй старого человека.

2

Нарисуй молодого человека.

3

Нарисуй усталого человека.

4

Нарисуй бодрого человека.

5

Нарисуй умного человека.

6

Нарисуй глупого человека.


  1. «Портрет»

Цель: выявить особенности восприятия портретного изображения людей.

Способ выполнения: индивидуальный.

Материал: набор классических  портретов людей разного возраста и разных эмоциональных состояний: Х.П. Платонов «Наймичка»;  Н. Жуков «С добрым утром»;  С.К. Зарянко «Девочка в голубом платье»;  В.А. Тропинин «Казначейша»;  Бартоломе Эстебан Мурильо «Девочка - продавщица фруктов»;  Рембрант Гарменс Ван Рейн «Портрет Саскин Ван Эйленбург»;  Жак-Луи Давид «Портрет художника Энгра в молодости»;  Х. Шерфбек «Смеющийся Коларосси»;  А.М. Герасимов «Лауреат Сталинской премии писатель Ф.В. Гладков»;  И.Н. Крамской «Крестьянин с уздечкой».

Инструкция: опиши людей, изображенных на портретах.  (См. Приложение)


  1. «Профессии»

Цель: выявить способность ребенка узнавать профессию человека с опорой на его графическое изображение, а также зону ближайшего развития (использование картинки-подсказки).

Способ выполнения: индивидуальный.

Материал: набор рисунков людей следующих профессий: повар, художник, охотник, военный, врач, милиционер, строитель, продавец, учительница.

Инструкция: Скажи, кто по профессии данные люди.

Ход выполнения: ребенок называет профессию человека, ориентируясь по внешнему оформлению. Если ребенок затрудняется в назывании профессии, ему предлагается карточка-подсказка, на которой изображен характерный для данной проффесии предмет или часть обстановки. (См. Приложение 2)


  1. Половозрастная идентификация.

Цель: выявить способность ребенка относить себя к определенному возрастному периоду, умение построить правильный половозрастной ряд.

Способ выполнения: индивидуальный.

Материал: 2 набора карточек, на которых изображены персонажи мужского и женского пола в  разные периоды жизни от младенчества до старости.

Инструкция:

  1. Посмотри на все эти картинки. Как ты думаешь какой (какая) ты сейчас?
  2. Еще раз посмотри на эти картинки и покажи, каким бы ты хотел быть?
  3. Еще раз посмотри на эти картинки и покажи, каким бы ты не  хотел быть?
  4. А каким ты был до этого периода? А каким ты станешь? (стимулирование ребенка к построению полного половозрастного ряда)