Выступление на педагогических чтениях. Тревожность детей

Презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon trevozhnost.ppt2.8 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профилактика и коррекция школьной тревожности учащихся Выступление педагога- психолога ГБОУ НАО «НСШ им. А. П. Пырерки» Каневой Екатерины Брониславовны

Слайд 2

Проблема тревожности Тревога – это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, Тревожность является устойчивым состоянием. Это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по незначительным поводам. Тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван: Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой. Учебными перегрузками Неадекватными требованиями, чаще всего завышенными. Экзаменационным стрессом или стрессом получения оценки. Сменой школьного коллектива и/ или непринятием детским коллективом

Слайд 3

Признаки, определяющие тревожность ребёнка. Психологи П.Бейкер и М. Алворд определили критерии тревожности у детей: Постоянное беспокойство. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи). Раздражительность. Нарушения сна. Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

Слайд 4

Формы проявления школьной тревожности Классы 1 2-4 5 6-8 9 10 11 Ухудшение соматического здоровья * * * * * * * Нежелание ходить в школу (вплоть до систематических прогулов) * * * * * * * Излишняя старательность при выполнении заданий * * * * * * Отказ от выполнения субъективно невыполнимых заданий * * * * * * * Раздражительность и агрессивные проявления (вербальная и невербальная агрессия) * * * * * * * Невнимательность, снижение концентрации внимания на уроках * * * * * * * Утрата контроля над физиологическими функциями в стрессогенных ситуациях * * * * * * * Страх потерять или испортить школьные принадлежности * Страх опоздать в школу * Ночные кошмары, связанные со школьной жизнью * * * Отказ отвечать на уроке или ответ тихим, приглушенным голосом * * * * Отказ от контактов с учителями или одноклассниками (либо сведение их к минимуму) * * * * * «Сверхценность» школьной отметки * * Резкое снижение эффективности учебной деятельности в ситуации контроля знаний * * * * * Проявление негативизма и демонстративных реакций (прежде всего в адрес учителей как попытка произвести впечатление на одноклассников) * * * * * Отход в аддиктивное поведение * * * Избегание вопросов, связанных с собственным будущим, либо проявление притворного равнодушия * * * Излишняя старательность при подготовке к экзаменам либо, наоборот, полный отказ от подготовки * *

Слайд 5

Рисунки тревожных детей

Слайд 11

Алгоритм работы педагога-психолога ГБОУ НАО «НСШ им. А. П. Пырерки в направлении профилактики и коррекции школьной тревожности: В начале каждого учебного года проводится групповая и индивидуальная диагностика вновь поступивших в школу учащихся. Это учащиеся 1-х, 5-х, 10 классов, а также учащихся выпускных классов. При необходимости, может быть проведена повторная диагностика с обучающимися, которые вызывают беспокойство педагогов или родителей. Таким образом определяется группа обучающихся повышенного риска. На основе полученных диагностических данных, выстраивается цикл групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с учащимися, консультационная и профилактическая работа с педагогами и родителями. Для педагогов психологи нашей школы проводят консультации и занятия, направленные на формирование индивидуального подхода к учащимся, необходимость соблюдения щадящего режима, проявления от педагога особого педагогического такта по отношению к учащимся с высоким риском нервно-психических срывов, повышенным уровнем невротизации, тревожности.

Слайд 12

Краткий анализ. Опросник С.В. Левченко «Чувства в школе» Из 16 перечисленных чувств выбери только 8, которые ты наиболее часто испытываешь в школе. № Я испытываю в школе Да 1 Спокойствие 9 2 Усталость 8 3 Скуку 7 4 Радость 11 5 Уверенность в себе 6 6 Беспокойство 6 7 Неудовлетворённость собой 4 8 Раздражение 6 9 Сомнение 4 10 Обиду 2 11 Чувство унижения 0 12 Страх 2 13 Тревогу за будущее 4 14 Благодарность 7 15 Симпатию к учителям 7 16 Желание приходить сюда 7

Слайд 13

Результаты диагностики уровня тревожности среди учащихся 9-х, 11-х классов (2015-2016 уч. год) уровень класс высокий средний низкий 9а – 16 чел 6 % (1 чел) 88 % (14 чел) 6% (1 чел) 9б – 5 чел --- 60 % (3 чел) 40% (2 чел) уровень класс высокий средний низкий 11 (17чел) 24 % (4 чел) 76% (13 чел) ---

Слайд 14

Коррекционно-развивающие занятия

Слайд 15

Коррекционно-развивающие занятия с элементами арт-терапии

Слайд 16

Спасибо за внимание