Программа коррекции нарушений эмоционально-личностной сферы детей 4-6 лет "Чудеса на песке"

       Проблема развития эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста актуальна на современном этапе развития общества. Воспитатели обращают внимание на то, что дошкольники во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками проявляют вспыльчивость, вербальную и физическую агрессию, не сопереживают друг другу и тяжело адаптируются к новым условиям. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности детей. Поэтому, взрослые могут использовать песочницу в развивающих играх и обучающих занятиях. Игры с песком помогают дошкольникам не бояться совершения ошибок, от которых, не застрахован никто. В работе с песком все проще: если сделал что-то не так, проведи ладошкой по песку и начни сначала. Создавая сам свой мир на песке, ребенок чувствует себя волшебником: он не боится что-то менять, ломать старое или строить новое, если в «песочном царстве» все спокойно, то на душе у ребенка покой и гармония.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №11 «Колобок»

города Новочебоксарска Чувашской Республики

«ЧУДЕСА НА ПЕСКЕ»

( программа  коррекции

нарушений  эмоционально-личностной сферы

 для детей 4-6 лет)

Автор:

педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад № 11

«Колобок»

Никифорова Надежда Валерьевна

2016г

        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Проблема развития эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста актуальна на современном этапе развития общества. Воспитатели обращают внимание на то, что дошкольники во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками проявляют вспыльчивость, вербальную и физическую агрессию, не сопереживают друг другу и тяжело адаптируются к новым условиям.

      Детям  с подобными трудностями необходима квалифицированная психологическая помощь. Ведь недостаточное развитие эмоционально-личностной сферы в дошкольном возрасте может стать причиной таких проблем, как агрессивность, тревожность, вспыльчивость, эмоциональная холодность, застенчивость, замкнутость, которые могут повлечь за собой серьёзные нарушения в развитии интеллектуальной сферы, в социальной адаптации ребёнка и вызовет трудности в приобретении знаний в школе.

       Игры на песке – одна из форм естественной деятельности детей. Поэтому, взрослые могут использовать песочницу в развивающих играх и обучающих занятиях. Игры с песком помогают дошкольникам не бояться совершения ошибок, от которых, не застрахован никто. В работе с песком все проще: если сделал что-то не так, проведи ладошкой по песку и начни сначала.

       Создавая сам свой мир на песке, ребенок чувствует себя волшебником: он не боится что-то менять, ломать старое или строить новое, если в «песочном царстве» все спокойно, то на душе у ребенка покой и гармония.

     «Песочная терапия» – один из методов психиатрии, возникший в рамках аналитической психологии. Это игровой способ рассказать о своих проблемах. Возможности самовыражения не ограничены словами и действиями. Создание песочных композиций не требует особых умений (позволяет делать исправления бесконечно). Позволяет ребенку создавать картины мира в 3-х мерном пространстве. Позволяет построить свой личный мир, ощущая себя творцом. Применим в случаях отказа ребенка от классических форм обучения.

Предлагаемая программа рекомендована детям среднего  и старшего дошкольного возраста.

Цель– профилактика и коррекция эмоционального неблагополучия и обеспечение условий для развития эмоционально-личностной сферы дошкольника.

 В ходе реализации программы решаются следующие задачи:

-коррекция и развитие коммуникативных навыков ребёнка, эмоционально-личностной и интеллектуальной сфер, сенсорики;

-воспитание познавательного интереса;

-развитие творческих способностей детей.

Данная программа включает в себя три этапа: первичная диагностика, коррекционно-развивающая работа, итоговая диагностика (контрольный этап).

Цель первого этапа программы (первичной диагностики): определение актуального уровня развития эмоционально-волевой сферы каждого участника группы.

Цель второго этапа программы (коррекционно-развивающая работа): коррекция проблем эмоционально-личностной сферы с использованием  песочной арттерапии

Цель третьего этапа программы (итоговая диагностика): отслеживание эффективности программы.

    Программа реализуется психологом ДОУ, состоит из 18 занятий и  предполагает проведение диагностического исследования до и после проведения коррекционных занятий.

    Занятия подобраны так, чтобы на протяжении всего занятия и всего курса сохранялся интерес и у малышей и у детей постарше. Идеальный вариант – одновозрастные группы, но группы могут быть разновозрастные.

     Режим проведения занятий – 2 раза в неделю, индивидуально или малыми подгруппами по 3 детей. Продолжительность одного занятия в среднем дошкольном возрасте – 15-20 минут, в старшем дошкольном возрасте – 25-30 минут.

     Используются следующие виды работы в песочнице:
– конструирование из песка;
– рисование песком и на песке;
– составление узоров на песке;
– создание картин на песке и “песочного мира”;
– создание песочных композиций и “секретов”.

Пять шагов организации игрового процесса

1)демонстрация песочницы

2)ритуал вхождения,  правила работы с песком

3)выбор коллекции фигурок

 4)формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия

5)завершение занятия, ритуал выхода. Завершая работу в песочнице, дети разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки стеллажа; разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности, ритуал выхода

            СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ:

              Тема

Перечень игр и упражнений

Занятие №1

Тема: «Чувствительные ладошки»

1.Приветствие, ритуал входа в занятие, знакомство с песочницей

2.Игра «Отпечатки рук»

3.Игра «Волшебные узоры»

4.Рефлексия

5.Ритуал выхода из занятия

Занятие №2

Тема: «Знакомство с Песочным человечком»

1.Приветствие

2.Игра «Добрые дела»

3.Ритуал входа в занятие, знакомство с правилами

4.Игра «Песочный круг»

5.Рефлексия

5.Ритуал   6.Ритуал выхода из занятия

Занятие №3

Тема: «В гостях у Песочного  человечка»

1.Приветствие, рассказ о Сказочной стране

2.Ритуал входа в занятие,  повторение правил

3.Упражнение «Здравствуй, песок!»

4.Игра-упражнение «Песочные прятки»

5.Упражнение «Песочный дождик»

6.Упражнение «Победитель злости»

7.Упражнение «Узоры на песке»

8.Рефлексия

9.Ритуал выхода из занятия

Занятие №4

Тема: «Путешествие золотой рыбки»

1.Приветствие

2.Ритуал входа в занятие,  повторение правил

3.История о золотой рыбке

4.Игра-упражнение «Поможем рыбке»

5.Упражнение «Рыбки»

6.Рефлексия

7.Ритуал выхода из занятия

Занятие №5

Тема: «Солнечный мальчик»

1.Приветствие

2.Ритуал входа в занятие,  повторение правил

3.История о Солнечном мальчике

4.Игра-упражнение «Мир счастья»

5.Упражнение «Вверх по радуге»

6.Рефлексия

7.Ритуал выхода из занятия

Занятие №6

Тема: «Колобок»

1.Приветствие

2.Ритуал входа в занятие,  повторение правил

3.Рассказ Колобка

4.Игра-упражнение «Друзья для Колобка»

5.Упражнение «Воздушный шарик»

6.Рефлексия

7.Ритуал выхода из занятия

Занятие №7

Тема: «Осень в Песочной стране»

1.Приветствие

2.Ритуал входа в занятие,  повторение правил

3.Рассказ Песочного принца

4.Игра-упражнение «Вернем осень»

5.Рефлексия

6.Ритуал выхода из занятия

Занятие №8

Тема: «Волшебный цветок»

1.Приветствие

2.Ритуал входа в занятие,  повторение правил

3.Рассказ Аленушки

4.Работа с песком «Поможем Аленушке»

5.Игра-упражнение «Цветок желаний»

6.Рефлексия

7.Ритуал выхода из занятия

Занятие №9

Тема: «Сказочная страна»

1.Приветствие

2.Ритуал входа в занятие,  повторение правил «Здесь нельзя…»

3.Рассказ Песочного Принца

4.Работа с песком «Мы волшебники»

5.Игра-упражнение «Сказочная страна»

6.Рефлексия

7.Ритуал выхода из занятия

Занятие №10

Тема: «Городок игрушек»

1.Приветствие, игра «Карусели»

2.Ритуал входа в занятие,  повторение правил «Здесь нельзя…»

3.Рассказ Матрешки

4.Работа с песком «Строители»

5.Игра-упражнение «Мое настроение»

6.Рефлексия

7.Ритуал выхода из занятия

Занятие №11

Тема: «Пироги пекла лиса»

1.Приветствие

2.Ритуал входа в занятие,  повторение правил «Здесь нельзя…»

3.Рассказ грустного ежика

4.Игра «Каравай»

5.Работа с песком «Пекари»

6.Рефлексия

7.Ритуал выхода из занятия

Занятие №12

Тема: «В гостях у Солнышка»

1.Приветствие

2.Упражнение «Расколдуем Солнышко»

3.Игра «На прогулке»

4.Игра «Солнышко и  дождик»

5.Ритуал входа в занятие,  повторение правил «Здесь нельзя…»

6.Работа с песком «Ласковое солнышко»

7.Рефлексия

8.Ритуал выхода из занятия

Занятие №13

Тема: «Город веселых музыкантов»

1.Приветствие

2.Ритуал входа в занятие,  повторение правил «Здесь нельзя…»

3.Письмо от жителей заколдованного города

4.Игра «Веселые музыканты»

5.Работа с песком (лепка музыкальных инструментов)

6.Игра «По клавишам стучим»

6.Рефлексия

7.Ритуал выхода из занятия

Занятие №14

Тема: «Путешествие в горы»

1.Приветствие

2.Ритуал входа в занятие,  повторение правил «Здесь нельзя…»

3.Рассказ Гнома о горах

4.Игра «Гора и камешки»

5.Работа с песком  «Горы и пещеры»

6.Рефлексия

7.Ритуал выхода из занятия

Занятие №15

Тема: «В гостях у Квака»

1.Приветствие

2.Ритуал входа в занятие,  повторение правил «Здесь нельзя…»

3.Рассказ лягушонка Квака

4.Работа с песком  «Поможем Кваку»

5.Рефлексия

6.Ритуал выхода из занятия

Занятие №16

Тема: «Сказка об умном мышонке»

1.Приветствие

2.Ритуал входа в занятие,  повторение правил «Здесь нельзя…»

3.Рассказ мамы-мышки

4.Игра «Жмурки с колокольчиком»

5.Работа с песком  «Домики для мышей»

6.Упражнение «Мамин голос»

6.Рефлексия

7.Ритуал выхода из занятия

Занятие №17

Тема: «Я расту»

1.Приветствие

2.Ритуал входа в занятие,  повторение правил «Здесь нельзя…»

3.Упражнение «Злые и добрые кошки»

4.Игра «На что похоже мое настроение»

5.Упражнение «Ласковый мелок»

6.Упражнение»Песочные секретики»

6.Упражнение «Разноцветные песчинки»

6.Рефлексия

7.Ритуал выхода из занятия

Занятие №18

Тема: «Итоговое»

Детям предлагается полная свобода выбора. Занятие диагностическое

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

В результате реализации программы предполагается:

1. стабилизация эмоционального состояния детей;

2.развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения);

3.развитие познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников;

4. личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей;

5. формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками,

6. формирование самосознания и адекватной самооценки;

7. совершенствование предметно – игровой деятельности.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ:

1.Тест тревожности (Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки)

2.Рисуночная методика «Кактус» (М.А.Панфилова)

3.Методика по выявлению страхов (А.И. Захаров)

СПИСОК СРЕДСТВ  ОБУЧЕНИЯ:

1. Водонепроницаемый деревянный ящик

2. Чистый, просеянный песок

3. Цветной песок

5. «Коллекция» миниатюрных фигурок (высота их – не более 8 см)

6.В набор игрушек могут войти:

§ Человеческие персонажи

§ Животные (домашние, дикие, доисторические, морские и др.)

§ Транспорт (наземный, водный, космический, и др.)

§ Растения (деревья, кусты, цветы, овощи и пр.)

§ Естественные предметы (ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.)

§ Сказочные герои (злые и добрые)

§ Бросовый материал (флаконы из – под духов, пробки)

§ Пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.)

7.Магнитофон (ноутбук)

8.Музыкальное сопровождение

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Большебратская Э.Э. Песочная Терапия. - Петропавловск, 2010 – 74с.

2.Грабенко,  Т. А.  Коррекционные, развивающие и адаптационные игры: методическое пособие/ Т. А. Грабенко.– Санкт – Петербург , 2002.

3.Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет: Пособие для практических работников детских садов/Автор – составитель И.А. Пазухина – Спб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2008.

4.Зинкевич-Евстигнеева,  Т. Д.  Чудеса на песке: методическое пособие/ Т. Д. Зинкевич- Евстигнеева. – Москва, 2006.

5.Крюкова С.В., Слободяник Н.П.Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис. 2002. — 208 с. 

6.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми М.: 2000

7.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., Речь, 2007.-190с.

8.Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет: диагностика, занятия, рекомендации/ Автор-составитель Н.Ф.Иванова -Волгоград: Учитель, 2009.-191с.

Интернет-ресурсы:

http://doshkolnik.ru/psihologiya.html

http://psichologvsadu.ru

http://nsportal.ru

http://chuvpsy.ru