Адаптация пятиклассников в рамках ФГОС
В 2015 году мне доверили классное руководство в 5 классе, и мне пришлось не только подружиться с детьми, но и вести психологичекую работу - безболезненно перевести их из начальных классов в среднее звено. На очередном педсовете я выступила с программой адаптации моих пятиклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.45 МБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация пятиклассников.
Переход в пятый класс – это своеобразное испытание не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником. Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями и навыками как учебными, так и общеучебными. Не следует также забывать, что пятиклассники – это уже младшие подростки, и подходы к их обучению следует строить в соответствии с этим возрастным периодом.
В начале первой триместра, на мой взгляд, нужно немного завысить оценку учащимся, чтобы стимулировать творческую активность ребенка, чтобы «тройки» не убивали интереса к учению, чаще похвалой поощрять ученика, то есть создавать ситуацию успеха.
Практика показывает, что доступность и целесообразность введения игр и использование их в среднем звене вызывает интерес к изучению нового материала и повышает качество знаний учащихся.
Пятиклассники еще очень нуждаются в позитивных отзывах педагога. Ситуация успеха и эмоциональные переживания, связанные с ней, продолжают оставаться действенными мотивами для успешного обучения.
На мой взгляд, очень важно сохранять традиции, которые учащиеся вместе с учителем начальной школы создавали и хранили на протяжении четырех лет. Это организация и проведение дней именинника, выпуск тематических классных газет, консультаций для слабоуспевающих, совместные поездки и т.д.
Большинство школьников быстро адаптируются и легко преодолевают все сложности. Уже в 4 классе выявить школьников, обучавшихся в начальной школе, в основном на «4», «5», имеющих одну тройку; а также школьников, развивающихся медленно, однако имеющих неплохие потенциальные возможности; учащихся со слабым здоровьем; выявлять детей с элементами социальной и педагогической запущенности, активно вести работу с родителями, постоянный контроль за детьми, склонными к пропуску учебных занятий по неуважительной причине.
Однако, стоит отметить и отрицательную сторону такой «ранней» адаптации: учащимся очень сложно привыкнуть к разным учителям, их требованиям.
Возникающие проблемы:
- очень много разных учителей;
- непривычное расписание;
- много новых кабинетов;
- новые дети в классе;
- новый классный руководитель;
- проблемы со старшеклассниками;
- возросший темп работы;
- возросший объем работ в классе и д/з;
- рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов;
- ослабление или отсутствие контроля;
- необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей;
- несамостоятельность в работе с текстами;
- низкий уровень развития речи;
- слабое развитие навыков самостоятельной работы;
- своеобразие данного возраста.
Признаки успешной адаптации:
- удовлетворенность ребенка процессом обучения;
- ребенок легко справляется с программой;
- степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
- удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Признаки дезадаптации:
- Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
- Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
- Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
- Нежелания выполнять домашние задания.
- Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
- Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
- Беспокойный сон.
- Трудности утреннего пробуждения, вялость.
- Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Возможные реакции:
Интеллектуальная — нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.
Поведенческая — несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
Коммуникативная — затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
Соматическая — отклонения в здоровье ребёнка.
Эмоциональная — эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ, РАБОТАЮЩЕМУ С ПЯТИКЛАССНИКАМИ
1. Необходимо согласовать требования всех учителей-предметников.
2. Уделять особое влияние организации учебного процесса школьника:
- готовность к уроку (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте);
- Правильность оформления тетради, различных видов работ;
- требования к ведению дневника.
3. Урок заканчивается со звонком, не задерживаем детей.
4. Домашнее задание не оставляем на самый конец урока – его надо прокомментировать, дать инструкции по оформлению.
Помните правило: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику, стимулировать успех. Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их.
5. Учитель-предметник должен помнить, что урок в 5-м классе должен быть с частой сменой видов деятельности, включая физминутку.
6. Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться чёткими инструкциями.
7. Учащиеся должны стать свои права и обязанности, правила поведения в кабинетах, правила по технике безопасности.
8. Задача учителя – знать затруднения учащихся в усвоении учебного материала, своевременно прийти на помощь.
9. Не забывайте: «Ученик и учитель – союзники. Обучение должно быть бесконфликтным».
Р. Эмерсон: «Учитель - человек, который может делать трудные вещи легкими».