Адаптация пятиклассников в рамках ФГОС

Сергеева Лариса Николаевна

В 2015 году мне доверили классное руководство в 5 классе, и мне пришлось не только подружиться с детьми, но и вести психологичекую работу - безболезненно перевести их из начальных классов в среднее звено. На очередном педсовете я выступила с программой адаптации моих пятиклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.rar2.45 МБ

Предварительный просмотр:

Адаптация пятиклассников.

 Переход в пятый класс – это своеобразное испытание не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником. Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями и навыками как учебными, так и общеучебными. Не следует также забывать, что пятиклассники – это уже младшие подростки, и подходы к их обучению следует строить в соответствии с этим возрастным периодом.

   В начале первой триместра, на мой взгляд, нужно немного завысить оценку учащимся, чтобы стимулировать творческую активность ребенка, чтобы «тройки» не убивали интереса к учению, чаще похвалой поощрять ученика, то есть создавать ситуацию успеха.

   Практика показывает, что доступность и целесообразность введения игр и использование их в среднем звене вызывает интерес к изучению нового материала и повышает качество знаний учащихся.

   Пятиклассники еще очень нуждаются в позитивных отзывах педагога. Ситуация успеха и эмоциональные переживания, связанные с ней, продолжают оставаться действенными мотивами для успешного обучения.

   На мой взгляд, очень важно сохранять традиции, которые учащиеся вместе с учителем начальной школы создавали и хранили на протяжении четырех лет. Это организация и проведение дней именинника, выпуск тематических классных газет,  консультаций для слабоуспевающих, совместные поездки и т.д.

   Большинство школьников быстро адаптируются и легко преодолевают все сложности. Уже в 4 классе выявить  школьников, обучавшихся в начальной школе, в основном на «4», «5», имеющих одну тройку; а также школьников, развивающихся медленно, однако имеющих неплохие потенциальные возможности; учащихся со слабым здоровьем; выявлять детей с элементами социальной и педагогической запущенности, активно вести работу с родителями, постоянный контроль за детьми, склонными к пропуску учебных занятий по неуважительной причине.

 Однако, стоит отметить и отрицательную сторону такой «ранней» адаптации: учащимся очень сложно привыкнуть к разным учителям, их требованиям.

Возникающие проблемы:

  • очень много разных учителей;
  • непривычное расписание;
  • много новых кабинетов;
  • новые дети в классе;
  • новый классный руководитель;
  • проблемы со старшеклассниками;
  • возросший темп работы;
  • возросший объем работ в классе и д/з;
  • рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов;
  • ослабление или отсутствие контроля;
  • необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей;
  • несамостоятельность в работе с текстами;
  • низкий уровень развития речи;
  • слабое развитие навыков самостоятельной работы;
  • своеобразие данного возраста.

Признаки успешной адаптации:

  • удовлетворенность ребенка процессом обучения;
  • ребенок легко справляется с программой;
  • степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
  • удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

 Признаки дезадаптации:

  • Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
  • Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
  • Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
  • Нежелания выполнять домашние задания.
  • Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
  • Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
  • Беспокойный сон.
  • Трудности утреннего пробуждения, вялость.
  • Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Возможные реакции:

Интеллектуальная — нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.

Поведенческая — несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).

Коммуникативная — затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.

Соматическая — отклонения в здоровье ребёнка.

Эмоциональная — эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ, РАБОТАЮЩЕМУ С ПЯТИКЛАССНИКАМИ

1. Необходимо согласовать требования всех учителей-предметников.

 2. Уделять особое влияние организации учебного процесса школьника:

- готовность к уроку (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте);

- Правильность оформления тетради, различных видов работ;

- требования к ведению дневника.

3. Урок заканчивается со звонком, не задерживаем детей.

4. Домашнее задание не оставляем на самый конец урока – его надо прокомментировать, дать инструкции по оформлению.

Помните правило: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику, стимулировать успех. Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их.

5. Учитель-предметник должен помнить, что урок в 5-м классе должен быть с частой сменой видов деятельности, включая физминутку.

6. Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться чёткими инструкциями.

7. Учащиеся должны стать свои права и обязанности, правила поведения в кабинетах, правила по технике безопасности.

 8. Задача учителя – знать затруднения учащихся в усвоении учебного материала, своевременно прийти на помощь.

9. Не забывайте: «Ученик и учитель – союзники. Обучение должно быть бесконфликтным».

Р. Эмерсон: «Учитель - человек, который может делать трудные вещи легкими».