Адаптированная рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации

Колесникова Наталья Викторовна

При поступлении в дошкольное образовательное учреж­дение все дети переживают адаптационный стресс.

Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребы­вание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональ­ным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

Психологу необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном уч­реждении.

Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положи­тельными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий.

Данная программа разработана на основе программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой и М.А. Васильевой, программы занятий психолога с детьми 2 – 4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению под редакцией  А.С. Роньжиной и интегрированных занятий с детьми в период адаптации к детскому саду Л.В. Томашевская, Е.Ю. Герц, Е.В. Андрющенкова.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_adaptatsii.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 36 СТАНИЦЫ НОВОПОКРОВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОПОКРОВСКИЙ РАЙОН

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий муниципального

бюджетного дошкольного

образовательного учреждения

детский сад

общеразвивающего вида № 36

____________О.А. Крапивина

«____»_______________2016г.

(приказ от «__»________года №__)

Адаптированная рабочая программа

психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации

Программа предназначена

для детей 2 – 4 летнего возраста

Срок реализации программы – 1 год

Составитель:

Педагог-психолог

Колесникова Наталья Викторовна

ст. Новопокровская

2016 г.

Пояснительная записка

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс.

Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

Психологу необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.

Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий.

Данная программа разработана на основе программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой и М.А. Васильевой, программы занятий психолога с детьми 2 – 4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению под редакцией  А.С. Роньжиной и интегрированных занятий с детьми в период адаптации к детскому саду Л.В. Томашевская, Е.Ю. Герц, Е.В. Андрющенкова.

Новизна программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение детей 2-х – 4-х лет в адаптационный период на протяжении всего учебного года.

Цель занятий - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения и развитие эмоциональной сферы детей. Этим определяются основные задачи занятий:

>  преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

>  обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;

>  формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:

>  снятие эмоционального и мышечного напряжения;

>  снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

>  развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

>  развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

>  развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;

>  развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Так как малыши нередко болеют и после болезни нуждаются в повторной адаптации (да и пополнение группы вновь поступающими детьми может продолжаться на протяжении всего года обучения), рекомендуется проводить занятия не только в первые два месяца, но и на протяжении всего учебного года.

Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.

Структура и форма занятий

Как правило, занятие начинается с упражнений, требующих согласованности действий всей группы: дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками по мячу, выполняют другие задания в соответствии с ритмом и словами стихотворения. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую работу.                                                                                    

В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками.

Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями.

В ходе практической работы было замечено, что от быстрой смены сюжетов, ролей, образов малыши переутомляются и теряют интерес к занятию. Поэтому все игры и упражнения, входящие в одно занятие, объединены сказочно-игровым сюжетом.

Каждое занятие проводится в 2-3 этапа. Комплектование и количество модулей (игр и упражнений), из которых состоит занятие, варьируются педагогом. Он может сократить занятие, чтобы избежать переутомления детей, изменить последовательность частей в соответствии с настроением детей и т.п.

Занятия длительностью 10-20 минут проводятся 1-2 раза в неделю. Каждое из занятий повторяется по 3-4 раза, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр. Кроме того, дети раннего возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения воспринимаются ими легче. Они выполняют их с большим интересом и радостью. Предполагается, что на первых занятиях психолог разучивает с детьми отдельные части сценария, а последнее занятие проводит совместно с родителями.

Родители приглашаются на занятия из следующих соображений:

>  совместные занятия являются своеобразным «мастер-классом» для родителей, так как на них психолог показывает новые средства и способы общения с детьми;

>  неформальная атмосфера занятий способствует более активному и открытому общению психолога с родителями.

Активное участие в занятиях принимает воспитатель. Он перенимает методы и приемы, применяемые психологом в различных ситуациях, отмечает наиболее понравившиеся детям игры и использует их в своей работе.

Тематическое планирование психологических занятий

Сентябрь

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

1

Божья коровка

А.С. Роньжина

Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению.

стр. 4

>  создание положительного эмоционального настроя в группе;                              

>  развитие умения действовать соответственно правилам игры;

>  развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле;

>  развитие зрительного восприятия

>  развитие внимания, речи и воображения.

Игрушечная божья коровка (желательно круглой формы); большие и маленькие машинки, матрешки, куклы, кубики и т.п.;

черная краска для рисования пальцами или гуашь, смешанная с зубной пастой;

лист с изображением божьей коровки  (для каждого ребенка).

2

Листопад

А.С. Роньжина

Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. стр.5

>  создание атмосферы эмоциональной безопасности;

>  снятие эмоционального и мышечного напряжения;

>  снижение импульсивности, повышенной двигательной активности;

>  развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп;

>  развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакций;

>  развитие речи, воображения, творческих способностей.

Большой зонт, магнитофон, кассета с записью шума дождя, кассета с записью медленной спокойной музыки; два кленовых листа (для каждого ребенка); желтая, красная, зеленая гуашь, лист с изображением осеннего пейзажа И я кисточка (для каждого ребенка).

Октябрь

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

1

Мячик

А.С. Роньжина

Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. стр.7

>  сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками;        

>  повышение эмоционального тонуса;

>  развитие чувства ритма, координации движений;

>  развитие ориентации в пространстве;

>  обучение отражению в речи своего местонахождения, местонахождения других детей, предметов;

>  развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения.

Большой мяч;

матерчатый мешочек, маленький пластмассовый мяч и пластмассовый кубик (соразмерные по величине).

2

Прогулка в осеннем лесу

А.С. Роньжина

Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. стр.8

>  сплочение группы, развитие эмпатии;

> развитие слухового внимания, произвольности, способности быстро реагировать на инструкцию;        

>  снижение излишней двигательной активности;

>  обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету;                          

>  развитие пространственных представлений, умения отображать в речи с помощью предлогов местонахождение вещей;

>  развитие общей моторики;

>  развитие памяти, речи и воображения.

Картина или фотография «Осенний лес»;

игрушечный ежик;

игрушки (куклы бибабо): лиса, волк, медведь;

красный, желтый и зеленый кленовые листья (для каждого ребенка); красная, желтая и зеленая корзинки.

Ноябрь

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

1

Веселый петрушка

А.С. Роньжина

Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. стр.9

>  развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха;

>  закрепление знаний детей о принадлежности к полу (девочка - мальчик);

>  закрепление пространственных представлений («верх», «низ»);

>  развитие общей и мелкой моторики;

>  развитие восприятия, речи и воображения.

Игрушка «Петрушка»;

игрушечный паровозик, с привязанной к нему длинной лентой;

бельевая прищепка синего цвета (для каждого мальчика); бельевая прищепка желтого цвета (для каждой девочки);

обруч, с привязанными к нему лентами желтого и синего

цвета;

мягкая игрушка или кукла (для каждого ребенка).

2

Мячики

А.С. Роньжина

Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. стр.14

>  развитие коммуникативных навыков (учить устанавливать контакт; друг с другом, действовать согласованно, подстраиваться к темпу движений партнера);

>  снятие эмоционального и мышечного напряжения;

>  развитие умения согласовывать свои действия с ритмом и текстом стиха;

>  развитие ориентации в собственном теле;

>  развитие общей и мелкой моторики;

>  развитие зрительного восприятия, речи и воображения.

Большой красный мяч и маленький синий мячик; мячи среднего размера (для каждой пары детей); магнитофон, кассета с записью спокойной музыки и ритмичной плавной мелодии;

лист бумаги и цветные карандаши или большой красный круг и маленький синий кружок (для каждого ребенка).

Декабрь

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

1

Зайка

А.С. Роньжина

Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. стр.15

>  создание положительного эмоционального настроя в группе;

>  развитие умения подражать движениям взрослого;

>  развитие координации движений, общей и мелкой моторики;

>  развитие умений подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции;

>  снижение излишней двигательной активности, импульсивности;

> развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения.

Мягкие игрушки: заяц и лиса;

магнитофон, кассета с записью веселой плясовой музыки;

матерчатый мешочек с набором пластиковых овощей.

2

Новый год

А.С. Роньжина

Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. стр.12

>создание положительного эмоционального настроя в группе;

>  отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом и текстом песни;

>  отработка быстроты реакции;

>  развитие общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле;

>  развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения,  

Игрушечный Дед Мороз;        

новогодняя елка;

пластиковые бутылки с холодной, теплой и горячей водой;

краски для пальцеграфии или гуашь, смешанная с зубной пастой;

лист с изображением новогодней елочки  (для каждого ребенка);

матерчатый мешочек с одинаковыми подарками для детей («Чупа-чупсами», «Киндер-сюрпризами», маленькими игрушками и т.п.).

Январь

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

1

Мыльные пузыри

А.С. Роньжина

Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. стр.17

>  снятие эмоционального напряжения и агрессии;

>снижение излишней двигательной активности, импульсивности;

>обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы;

>  развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики;

>  развитие внимания, речи и воображения.

Набор для выдувания мыльных пузырей;

магнитофон, кассета с записью плавной мелодии;

мячи;

мячи для подскоков (хоппы).

2

Музыканты

А.С. Роньжина

Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. стр.19

>  создание положительной эмоциональной обстановки;

>  сплочение группы, отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом музыки и текста;

>  развитие образности слухового восприятия;

>  развитие слуховой и зрительной памяти;

>  развитие общей и мелкой моторики;

>  развитие внимания, речи и воображения.

Ширма;

игрушки: заяц, медведь (слон, кот и кукла); игрушечные музыкальные инструменты: барабан, гусли, труба, гармошка, пианино.

Февраль

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

1

Мишка

А.С. Роньжина

Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. стр.22

>  сплочение группы, развитие эмпатии;

>  снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности;

>  развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры;

>  развитие координации движений, общей и мелкой моторики;          

>  развитие внимания, речи и воображения.

Игрушечный медвежонок;

магнитофон, кассета с записью пения птиц;

гуашь желтого цвета, лист с изображением банки (для каждого ребенка, кисточка (поролоновый тампон).

2

Непослушные мышата

А.С. Роньжина

Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. стр.24

>преодоление упрямства, негативизма в период кризиса трех лет;

> формирование положительной самооценки;

> развитие умения подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью, преодолевать двигательный автоматизм;

> развитие слухового внимания, быстроты реакции;

> развитие общей и мелкой моторики;

> развитие чувства юмора, речи и воображения.

Игрушечная мышка;

розовый и черный косметические карандаши;

большие игрушечные часы;

магнитофон, кассета с записью плясовой музыки.

Март

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

1

Мамин день

А.С. Роньжина

Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. стр.21

>  оптимизация детско-родительских отношений;

>  воспитание доброго отношения к маме;

>  развитие двигательных навыков;

>  развитие восприятия, внимания и речи.

Кукла и игрушечный медвежонок (для каждого ребенка);

головные уборы (платки, косынки, шарфики) и украшения (заколки, ленты, браслеты, бусы и т.п.);

ширма; колокольчик.

2

Колобок

А.С. Роньжина

Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. стр.26

>сплочение группы, развитие эмпатии, обучение детей навыкам сотрудничества;

>  снятие страхов перед сказочными героями;

>  развитие общей и мелкой моторики, координации движений;

>развитие восприятия (вкусового, тактильного, зрительного, обонятельного);

>  развитие пространственных представлений;

>  развитие внимания, речи и воображения.

Куклы (персонажи сказки « Приключения Колобка»);

матерчатый мешочек;

фрукт и овощ;

пластилиновый шарик (для каждого ребенка);

дидактический набор «Мисочки»;

деревянные игрушки: грибок, шарик, кубик (соразмерные по величине);

спортивный инвентарь: дорожки с разнофактурной поверхностью, гимнастические бревна, гимнастическая .    скамейка, обруч.

Апрель

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

1

Котята

А.С. Роньжина

Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. стр.29

>  формирование положительной самооценки;

>  развитие стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга;                                      

>  снятие мышечного напряжения;

>  развитие умения выражать эмоции (страх, грусть и радость);

>  развитие слухового восприятия, умения воспроизводить услышанные звуки;

>  развитие моторики, координации движений, ориентации в собственном теле?

>  развитие пространственных представлений;

>  развитие внимания, речи и воображения.

Магнитофон, кассета «Голоса животных и птиц»;

желтые, красные, синие, зеленые бабочки размером с детскую ладошку (по количеству детей);

игрушки или предметные картинки желтого, красного, синего и зеленого цветов.

2

Сказка «Маша и медведь»

Л.В. Томашевская Интегрированные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду.

стр. 59

Развитие эмоциональной сферы ребенка, активизация внимания, преодоление страхов, формирование доверительных отношений.

Мяч, домовенок, сундук.

Май

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

1

Тематическое занятие «Зоопарк»

Л.В. Томашевская Интегрированные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду.

стр. 59

Развитие эмоциональной сферы ребенка, активизация внимания, преодоление страхов.

Мяч, лента, животные (илюстрации животных либо мягкие игрушки гля наглядности).

2

Диагностика

А.С. Роньжина

Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. стр.31

Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению

Индивидуальные карты