Адаптированная рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс.
Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
Психологу необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.
Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий.
Данная программа разработана на основе программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой и М.А. Васильевой, программы занятий психолога с детьми 2 – 4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению под редакцией А.С. Роньжиной и интегрированных занятий с детьми в период адаптации к детскому саду Л.В. Томашевская, Е.Ю. Герц, Е.В. Андрющенкова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_adaptatsii.doc | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 36 СТАНИЦЫ НОВОПОКРОВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОПОКРОВСКИЙ РАЙОН
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий муниципального
бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
детский сад
общеразвивающего вида № 36
____________О.А. Крапивина
«____»_______________2016г.
(приказ от «__»________года №__)
Адаптированная рабочая программа
психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации
Программа предназначена
для детей 2 – 4 летнего возраста
Срок реализации программы – 1 год
Составитель:
Педагог-психолог
Колесникова Наталья Викторовна
ст. Новопокровская
2016 г.
Пояснительная записка
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс.
Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
Психологу необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.
Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий.
Данная программа разработана на основе программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой и М.А. Васильевой, программы занятий психолога с детьми 2 – 4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению под редакцией А.С. Роньжиной и интегрированных занятий с детьми в период адаптации к детскому саду Л.В. Томашевская, Е.Ю. Герц, Е.В. Андрющенкова.
Новизна программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение детей 2-х – 4-х лет в адаптационный период на протяжении всего учебного года.
Цель занятий - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения и развитие эмоциональной сферы детей. Этим определяются основные задачи занятий:
> преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
> обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;
> формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:
> снятие эмоционального и мышечного напряжения;
> снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
> развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
> развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
> развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
> развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Так как малыши нередко болеют и после болезни нуждаются в повторной адаптации (да и пополнение группы вновь поступающими детьми может продолжаться на протяжении всего года обучения), рекомендуется проводить занятия не только в первые два месяца, но и на протяжении всего учебного года.
Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.
Структура и форма занятий
Как правило, занятие начинается с упражнений, требующих согласованности действий всей группы: дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками по мячу, выполняют другие задания в соответствии с ритмом и словами стихотворения. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую работу.
В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками.
Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями.
В ходе практической работы было замечено, что от быстрой смены сюжетов, ролей, образов малыши переутомляются и теряют интерес к занятию. Поэтому все игры и упражнения, входящие в одно занятие, объединены сказочно-игровым сюжетом.
Каждое занятие проводится в 2-3 этапа. Комплектование и количество модулей (игр и упражнений), из которых состоит занятие, варьируются педагогом. Он может сократить занятие, чтобы избежать переутомления детей, изменить последовательность частей в соответствии с настроением детей и т.п.
Занятия длительностью 10-20 минут проводятся 1-2 раза в неделю. Каждое из занятий повторяется по 3-4 раза, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр. Кроме того, дети раннего возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения воспринимаются ими легче. Они выполняют их с большим интересом и радостью. Предполагается, что на первых занятиях психолог разучивает с детьми отдельные части сценария, а последнее занятие проводит совместно с родителями.
Родители приглашаются на занятия из следующих соображений:
> совместные занятия являются своеобразным «мастер-классом» для родителей, так как на них психолог показывает новые средства и способы общения с детьми;
> неформальная атмосфера занятий способствует более активному и открытому общению психолога с родителями.
Активное участие в занятиях принимает воспитатель. Он перенимает методы и приемы, применяемые психологом в различных ситуациях, отмечает наиболее понравившиеся детям игры и использует их в своей работе.
Тематическое планирование психологических занятий
Сентябрь
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | Божья коровка | А.С. Роньжина Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. стр. 4 | > создание положительного эмоционального настроя в группе; > развитие умения действовать соответственно правилам игры; > развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле; > развитие зрительного восприятия > развитие внимания, речи и воображения. | Игрушечная божья коровка (желательно круглой формы); большие и маленькие машинки, матрешки, куклы, кубики и т.п.; черная краска для рисования пальцами или гуашь, смешанная с зубной пастой; лист с изображением божьей коровки (для каждого ребенка). |
2 | Листопад | А.С. Роньжина Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. стр.5 | > создание атмосферы эмоциональной безопасности; > снятие эмоционального и мышечного напряжения; > снижение импульсивности, повышенной двигательной активности; > развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп; > развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакций; > развитие речи, воображения, творческих способностей. | Большой зонт, магнитофон, кассета с записью шума дождя, кассета с записью медленной спокойной музыки; два кленовых листа (для каждого ребенка); желтая, красная, зеленая гуашь, лист с изображением осеннего пейзажа И я кисточка (для каждого ребенка). |
Октябрь
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | Мячик | А.С. Роньжина Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. стр.7 | > сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками; > повышение эмоционального тонуса; > развитие чувства ритма, координации движений; > развитие ориентации в пространстве; > обучение отражению в речи своего местонахождения, местонахождения других детей, предметов; > развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения. | Большой мяч; матерчатый мешочек, маленький пластмассовый мяч и пластмассовый кубик (соразмерные по величине). |
2 | Прогулка в осеннем лесу | А.С. Роньжина Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. стр.8 | > сплочение группы, развитие эмпатии; > развитие слухового внимания, произвольности, способности быстро реагировать на инструкцию; > снижение излишней двигательной активности; > обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету; > развитие пространственных представлений, умения отображать в речи с помощью предлогов местонахождение вещей; > развитие общей моторики; > развитие памяти, речи и воображения. | Картина или фотография «Осенний лес»; игрушечный ежик; игрушки (куклы бибабо): лиса, волк, медведь; красный, желтый и зеленый кленовые листья (для каждого ребенка); красная, желтая и зеленая корзинки. |
Ноябрь
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | Веселый петрушка | А.С. Роньжина Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. стр.9 | > развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха; > закрепление знаний детей о принадлежности к полу (девочка - мальчик); > закрепление пространственных представлений («верх», «низ»); > развитие общей и мелкой моторики; > развитие восприятия, речи и воображения. | Игрушка «Петрушка»; игрушечный паровозик, с привязанной к нему длинной лентой; бельевая прищепка синего цвета (для каждого мальчика); бельевая прищепка желтого цвета (для каждой девочки); обруч, с привязанными к нему лентами желтого и синего цвета; мягкая игрушка или кукла (для каждого ребенка). |
2 | Мячики | А.С. Роньжина Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. стр.14 | > развитие коммуникативных навыков (учить устанавливать контакт; друг с другом, действовать согласованно, подстраиваться к темпу движений партнера); > снятие эмоционального и мышечного напряжения; > развитие умения согласовывать свои действия с ритмом и текстом стиха; > развитие ориентации в собственном теле; > развитие общей и мелкой моторики; > развитие зрительного восприятия, речи и воображения. | Большой красный мяч и маленький синий мячик; мячи среднего размера (для каждой пары детей); магнитофон, кассета с записью спокойной музыки и ритмичной плавной мелодии; лист бумаги и цветные карандаши или большой красный круг и маленький синий кружок (для каждого ребенка). |
Декабрь
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | Зайка | А.С. Роньжина Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. стр.15 | > создание положительного эмоционального настроя в группе; > развитие умения подражать движениям взрослого; > развитие координации движений, общей и мелкой моторики; > развитие умений подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции; > снижение излишней двигательной активности, импульсивности; > развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения. | Мягкие игрушки: заяц и лиса; магнитофон, кассета с записью веселой плясовой музыки; матерчатый мешочек с набором пластиковых овощей. |
2 | Новый год | А.С. Роньжина Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. стр.12 | >создание положительного эмоционального настроя в группе; > отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом и текстом песни; > отработка быстроты реакции; > развитие общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле; > развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения, | Игрушечный Дед Мороз; новогодняя елка; пластиковые бутылки с холодной, теплой и горячей водой; краски для пальцеграфии или гуашь, смешанная с зубной пастой; лист с изображением новогодней елочки (для каждого ребенка); матерчатый мешочек с одинаковыми подарками для детей («Чупа-чупсами», «Киндер-сюрпризами», маленькими игрушками и т.п.). |
Январь
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | Мыльные пузыри | А.С. Роньжина Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. стр.17 | > снятие эмоционального напряжения и агрессии; >снижение излишней двигательной активности, импульсивности; >обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы; > развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики; > развитие внимания, речи и воображения. | Набор для выдувания мыльных пузырей; магнитофон, кассета с записью плавной мелодии; мячи; мячи для подскоков (хоппы). |
2 | Музыканты | А.С. Роньжина Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. стр.19 | > создание положительной эмоциональной обстановки; > сплочение группы, отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом музыки и текста; > развитие образности слухового восприятия; > развитие слуховой и зрительной памяти; > развитие общей и мелкой моторики; > развитие внимания, речи и воображения. | Ширма; игрушки: заяц, медведь (слон, кот и кукла); игрушечные музыкальные инструменты: барабан, гусли, труба, гармошка, пианино. |
Февраль
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | Мишка | А.С. Роньжина Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. стр.22 | > сплочение группы, развитие эмпатии; > снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности; > развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры; > развитие координации движений, общей и мелкой моторики; > развитие внимания, речи и воображения. | Игрушечный медвежонок; магнитофон, кассета с записью пения птиц; гуашь желтого цвета, лист с изображением банки (для каждого ребенка, кисточка (поролоновый тампон). |
2 | Непослушные мышата | А.С. Роньжина Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. стр.24 | >преодоление упрямства, негативизма в период кризиса трех лет; > формирование положительной самооценки; > развитие умения подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью, преодолевать двигательный автоматизм; > развитие слухового внимания, быстроты реакции; > развитие общей и мелкой моторики; > развитие чувства юмора, речи и воображения. | Игрушечная мышка; розовый и черный косметические карандаши; большие игрушечные часы; магнитофон, кассета с записью плясовой музыки. |
Март
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | Мамин день | А.С. Роньжина Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. стр.21 | > оптимизация детско-родительских отношений; > воспитание доброго отношения к маме; > развитие двигательных навыков; > развитие восприятия, внимания и речи. | Кукла и игрушечный медвежонок (для каждого ребенка); головные уборы (платки, косынки, шарфики) и украшения (заколки, ленты, браслеты, бусы и т.п.); ширма; колокольчик. |
2 | Колобок | А.С. Роньжина Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. стр.26 | >сплочение группы, развитие эмпатии, обучение детей навыкам сотрудничества; > снятие страхов перед сказочными героями; > развитие общей и мелкой моторики, координации движений; >развитие восприятия (вкусового, тактильного, зрительного, обонятельного); > развитие пространственных представлений; > развитие внимания, речи и воображения. | Куклы (персонажи сказки « Приключения Колобка»); матерчатый мешочек; фрукт и овощ; пластилиновый шарик (для каждого ребенка); дидактический набор «Мисочки»; деревянные игрушки: грибок, шарик, кубик (соразмерные по величине); спортивный инвентарь: дорожки с разнофактурной поверхностью, гимнастические бревна, гимнастическая . скамейка, обруч. |
Апрель
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | Котята | А.С. Роньжина Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. стр.29 | > формирование положительной самооценки; > развитие стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга; > снятие мышечного напряжения; > развитие умения выражать эмоции (страх, грусть и радость); > развитие слухового восприятия, умения воспроизводить услышанные звуки; > развитие моторики, координации движений, ориентации в собственном теле? > развитие пространственных представлений; > развитие внимания, речи и воображения. | Магнитофон, кассета «Голоса животных и птиц»; желтые, красные, синие, зеленые бабочки размером с детскую ладошку (по количеству детей); игрушки или предметные картинки желтого, красного, синего и зеленого цветов. |
2 | Сказка «Маша и медведь» | Л.В. Томашевская Интегрированные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду. стр. 59 | Развитие эмоциональной сферы ребенка, активизация внимания, преодоление страхов, формирование доверительных отношений. | Мяч, домовенок, сундук. |
Май
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | Тематическое занятие «Зоопарк» | Л.В. Томашевская Интегрированные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду. стр. 59 | Развитие эмоциональной сферы ребенка, активизация внимания, преодоление страхов. | Мяч, лента, животные (илюстрации животных либо мягкие игрушки гля наглядности). |
2 | Диагностика | А.С. Роньжина Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. стр.31 | Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению | Индивидуальные карты |