Главные вкладки

    Авторская программа по профориентации "Профориентация учащихся в условиях Крайнего Северо-Востока"

    Турова Юлия Сергеевна

    Представлена авторская программа по профориентации "Профориентация учащихся в условиях Крайнего Северо-Востока" (конкурс авторских программ г.Магадан, 2017г)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл avtorskaya_programma_po_proforientatsii.docx139.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рассмотрено

    На заседании Научно-методического совета МАОУ «Гимназия №13»

    Протокол №_______

    от «___»_______________2016

    Председатель НМС _________Мосолков Ф.А.

    Согласовано

    Зам.дир.  по ВР

    Марасанова Л.В.

    ------------------------------

    от «___»__________2016

    Утверждаю

    Директор

    МАОУ «Гимназия №13»

    Бирюкова А.Л.

    ------------------------------

    от «___»_________2016

            Муниципальное автономное образовательное учреждение

                                       «Гимназия №13»

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    элективного курса  по профориентации

    «Профессиональное самоопределение учащихся в условиях Крайнего Северо-Востока»

    (для учащихся 10-11 классов)

    Составитель: Турова Юлия Сергеевна – педагог-психолог

    второй и третьей ступени образования МАОУ «Гимназия №13».

    Магадан, 2016.


    Пояснительная записка

    1.Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы.

    Программа определяет содержание и основные пути реализации профориентационной работы.

    Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс занятий, экскурсионных мероприятий, творческих конкурсов, деловых игр, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения учащихся.

    В основу программы «Профессиональное самоопределение учащихся в условиях Крайнего Северо-Востока» положено: учебно-методическое пособие «Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в профильной подготовке школьников», разработанное под редакцией С.Н. Чистяковой.  В ввиду того, что данная программа рассчитана на 17 часов, она была доработана с помощью использования разработок других авторов (Пряжников Н.С. «Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники», Климов Е.А. «Как выбирать профессию?», рабочая программа «Я в мире профессий» для учащихся старших классов (соавт. О.А. Вершинина, О.Н. Рудякова, Е.Д. Шваб и др. «Психологическая работа в школе: разработки уроков», методические разработки издательства «Учитель»).

    В связи с тем, что регион проживания учащихся МАОУ «Гимназия №13» обладает определенными географическими и  экономическими особенностями, автором были введены занятия, направленные на выявление социально-экономической ситуации в Магаданской области, а также на выявление образовательных возможностей г.Магадана. К данному типу занятий относятся экскурсионные мероприятия в средне-специальные и высшие учебные заведения г.Магадана, посещение ярмарки профессий, организация учебных занятий с привлечением представителей профессий (в рамках знакомства с миром профессий), изучение с помощью средств массовой информации рынка труда в г.Магадане и Магаданской области, взаимодействие с Управлением по труду и занятости населения Министерства труда и социальной политики Магаданской области  с целью выявления положения на рынке труда в г.Магадане и Магаданской области. Также целью введения данных занятий с региональным компонентом, является агитированное привлечение старшеклассников и выпускников школы к обучению и дальнейшему проживанию на территории Магаданской области, в связи с большим оттоком молодого населения в центральные районы страны.  Сложившаяся социально-экономическая ситуация и условия проживания в Магаданской области являются основным фактором формирования миграционных ориентаций населения. Отток молодого трудоспособного населения обусловлен межрегиональными различиями в уровне и качестве жизни. Именно поэтому в том числе и выпускники школ Магадана принимают решение о переезде в другие регионы страны. По данным фонда Общественного мнения, доля желающих переехать из Магаданской области в другие  регионы, составляет 59% населения. Более того, данные миграционные намерения подтвердили результаты социологического опроса «Миграционный потенциал и механизмы закрепления молодых специалистов в регионе» (2015 г.), проведенный среди студентов-выпускников высших и средне-специальных учебных заведений Магаданской области. Желание покинуть Магаданскую область высказали 41 % опрошенных, из которых 26.6% молодых людей ориентированы переехать в другой город, и 14.4% хотят покинуть страну. При этом, самыми комфортными для жизни и работы выпускники считают Москву и Санкт-Петербург, их выбрали соответственно 27.3% и 26.6.% опрошенных. Почти 13% опрошенных считают привлекательными города Южного федерального округа, и только 8,2% выбирают дальневосточные территории. В связи с этими данными задачей для всех Магаданских школ, в том числе и нашей должно являться  развитие гражданской идентичности, развитие и формирование любви к малой родине, чувства ответственности за будущее нашего региона.

    В ходе исследования было выявлено, что только около 10% школьников города ориентированы на то, чтобы остаться в Магадане. Большинство предпочло, если бы появилась возможность, переехать в другой регион. Из них 27,4% согласились бы жить в столичных городах – Москве, Санкт-Петербурге, что говорит о наибольшей привлекательности в глазах магаданских школьников крупных мегаполисов. В другие города центральной России предпочли бы переехать еще 24,3%. Третья по степени привлекательности для учащихся магаданских общеобразовательных школ стратегия миграционной активности связана с переездом заграницу (в Украину, Белоруссию и пр.). И только 2% школьников привлекает сельский образ жизни. Можно сделать предположение, что диспропорция сельского и городского населения в социальной структуре общества в будущем, вероятно, возрастет. Школьники будут ориентированы преимущественно на воспроизводство городского образа жизни и поиск тех условий, которые наиболее соответствуют урбанистическим.

    Рис.1. Ответы на вопрос: «Где бы вы предпочли жить, если бы появилась такая возможность?» в % от числа опрошенных от числа учащихся школ г.Магадана.

    По данным проведенного опроса большинство опрошенных старшеклассников г. Магадана определились с выбором будущей профессии. На это указали 67,5% респондентов. При этом почти четверть городских школьников еще не выбрали специальность, на которой предпочли бы обучаться. Конечно, в нашей выборке были представлены 9-11 классы, поэтому значительная доля неопределившихся приходится, вероятнее всего, на 14-15-летних респондентов. 7,5% опрошенных затруднились при ответе на данный вопрос.

    Рис.2. «Определились ли вы с будущей профессией?» В % от числа опрошенных учащихся г.Магадана.

    Большинство опрошенных старшеклассников области также определились с выбором будущей профессии. На это указали 72,3% респондентов. Однако данный показатель выше почти на пять пунктов аналогичного показателя, полученного для группы школьников города. Это, вероятно, говорит о том, что учащиеся поселковых школ, ориентированные на переезд с целью получения профессионального образования, склонны более тщательно продумывать стратегию своего поступления в то или иное учебное заведение. При этом 18,9% респондентов не выбрали специальность, на которой предпочли бы обучаться. Еще 8,8 % опрошенных затруднились при ответе на данный вопрос.

    Далее в ходе исследования были проанализированы миграционные намерения школьников. Так, по данным опроса 72,8% учащихся магаданских школ планируют для продолжения образования переехать в другой город. Вероятно, обучение многими магаданскими школьниками рассматривается как необходимый плацдарм для осуществления определенных жизненных перемен, обустройства на новом месте жительства.

    Рис.3. «Планируете ли вы обучение за пределами Магаданской области?» в % от числа опрошенных учащихся г.Магадана.

    При этом 52,3% учащихся школ поселков Магаданской области также планируют для продолжения образования переехать в другой город. Однако эти данные серьезным образом отличаются от распределения ответов, полученных на данный вопрос, среди старшеклассников города. Так, школьники области гораздо чаще отмечали, что не планируют для продолжения обучения покидать пределы региона. Причем почти четверть опрошенных заявили об этом вполне уверенно. Около 10 % затруднились с ответом.

    Среди респондентов, не планирующих уезжать из Магаданской области на период обучения, высока доля тех, кто отмечает, что хотел бы переехать на новое место жительства сразу после окончания учебы, по крайней мере, не теряют на это надежду. Это демонстрирует наличие устойчивых миграционных установок у данной группы опрошенных. Так, 58,7% учащихся городских школ отметили тот вариант, что планируют уехать из региона сразу после окончания вуза или другого образовательного учреждения. Еще 16,4% не определились с собственной позицией. Не думали о переезде только около 4%. При этом 11,6% точно для себя решили, что не собираются никуда переезжать и даже не рассматривают для себя такую возможность. Стоит отметить, что каждый пятый школьник города не имеет четких панов относительно ближайшего будущего. И, возможно, именно на эту группу учащихся магаданских школ, а в будущем студентов, стоит обратить особое внимание и привлечь их к жизни в регионе путем создания более благоприятных условий для жизни.

    Именно для реализации данных задач создана данная рабочая программа.

    Данный курс представляет собой ориентационную и информационную поддержку выбора профиля дальнейшего образования и комплекс адаптированных активизирующих методов помощи в профессиональном выборе.

     Активизирующие методики, определяющие индивидуальные особенности, позволят учащемуся сопоставить потенциальное профессиональное «хочу» с реальным «могу» и перенести ситуацию сопоставления на проблему выбора профиля обучения.

    Не абсолютизируя результаты тестовых испытаний, данные диагностики помогут учащимся представить структуру своих способностей, интересов, увидеть проблемы в своем развитии, которые надо преодолеть. Полученные результаты – основа для  разработки плана саморазвития, подготовки к определенному виду деятельности. Психодиагностическая работа активизирует процесс самоопределения. Все полученные результаты сводятся в карту выбора направления дальнейшего обучения.

    Имитационные игры открывают перед учащимися возможность осуществления профессиональных проб с учетом заявленных ими индивидуальных траекторий, соответствующих интересам, склонностям, способностям учащихся и запросам ранка труда.

    Рефлексивное осмысление проведенной работы и оценка уровня собственных возможностей позволит учащимся сделать осознанный выбор образовательной линии и создадут условия для обучения в соответствии с профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования и профессии.

    Актуальность курса определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности.

    Программа ориентирована для учащихся 10-11 классов и рассчитана на 68 часов.

    2. Цели программы.

    1. Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет получения знаний о себе, о мире профессий, их соотнесения в процессе профессиональных проб.
    2. Сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих способностей, возможностей и полученных знаний по экономике, современной хозяйственной деятельности и о современном рынке труда.
    3. Развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
    4. Сформировать гражданскую идентичность, любовь к малой Родине, с целью снижения миграционных намерений молодого населения из Магаданской области.

    Главной целью профориентационного образования на всех ступенях обучения в школе автор видит формирование поколения, способного к профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений, когда познавательный интерес, понимание научных основ человеческого труда, а не другие тенденции становятся основой профессионального выбора.

    3. Задачи программы.

    • Когнитивные  задачи:
    1. Обобщение знаний о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.
    2. Формирование знаний по основам экономики, представлений о хозяйственной деятельности, знакомство со спецификой профдеятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
    3. Формирование знаний о системе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы.
    4. Знакомство с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права.
    • Личностные задачи:
    1. Уточнение профессиональных планов и адекватный выбор социально-деловой карьеры с учётом коньюктуры рынка труда и собственных профессиональных возможностей.
    2. Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения.
    3. Формирование готовности выпускников школы к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего города, его развития и благополучия;
    4. Формирование понимания социально-экономических особенностей и проблем развития Магаданской области и г.Магадана в частности, перспектив развития регионального рынка труда, и, как следствие,  желание учащихся жить и работать на благо своего города.
    • Общие задачи
    1. Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.
    2. Формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.
    3. Формирование навыков коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы.
    4. Развитие самостоятельности, ответственности, мобильности в принятии решений.

    Выстраивая работу по профориентации учащихся, мы опирались на модель личности выпускника, где был определён ряд наиболее важных, на наш взгляд, компетенций. Не случайно в этой модели выделены такие компетенции, как:

    1. ценностно-смысловая - готовностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения; 
    1. социально-трудовая - готовностью к гражданско-общественной деятельности, социально-трудовой, сформированностью знаний в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.
    1. общекультурная - осведомленностью в особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основах жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологических основах семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роли науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, эффективных способах организации свободного времени, его ориентацией на полезную, развивающую досуговую деятельность, на здоровый образ жизни;
    1. учебно-познавательная - готовностью к освоению на базовом уровне образовательных программ по предметам учебного плана образовательного учреждения, изучению на повышенном уровне сложности образовательных программ по предметам в соответствии  с интересами и способностями, сформированностью мотивации к познанию, творчеству, продолжению обучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
    1. информационная - готовностью самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее, мотивацией к овладению основами компьютерной грамотности   информационная - готовностью самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее, мотивацией к овладению основами компьютерной грамотности                                          и программирования для успешной социализации в информационном обществе;
    1. личностного самосовершенствования - готовностью осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, сформированностью ценностного отношения к самообразованию;
    1. коммуникативная - готовностью к взаимодействию, сотрудничеству с людьми, сформированностью навыков работы в группе, способностью быстро адаптироваться к различного рода изменениям, ориентироваться в общественной обстановке.

    Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно, т. к. только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения.

    Таким образом, можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.

    Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.

    Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).

    Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).

    Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.

            Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

    Основные принципы активизации и развития профоринтационой работы.

    Поскольку объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения человека, важно в первую очередь сформулировать группу принципов, которыми будем руководствоваться при организации работы по данной программе:

    ● принцип сознательности в выборе профессии учащимися, что выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу;

    ● связь профориентационной работы с жизнью, трудом, практикой, предусматривающей оказание помощи человеку в выборе его будущей профессии в органичном единстве с потребностями социума в квалифицированных кадрах;

    ● принцип взаимосвязи профориентационных Центров, школ, семьи, средних и высших учебных заведений в профориентации учащихся предусматривает тесный контакт по оказанию помощи молодым людям в профессиональном самоопределении и выборе профессии, что предполагает усиление целенаправленности и координации в совместной деятельности.

    ●   Связь профориентации с трудовой подготовкой школьников - это принцип, предусматривающий хорошую постановку трудового воспитания и обучения.

               ●     Воспитывающий характер профориентации состоит в необходимости осуществления профориентационной работы в соответствии с задачами формирования гармоничной личности, в единстве трудового, экономического нравственного, эстетического, правового и физического воспитания;           

               ●  Взаимосвязь диагностического и воспитательного подходов к проведению профориентационной работы

               ●    Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планов, от уровня успеваемости.

              ●    Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и их родителями.

              ●    Соответствие содержания форм и методов профориентационной работыпотребностям профессионального развития личности и одновременно потребностям района (города, региона) в кадрах определенных профессий и требуемого уровня квалификации.

    4. Особенности программы.

    Программа курса даёт многостороннее освещение профессиональной деятельности человека. Она составлена таким образом, что учащиеся могут изучить проблему профориентации многосторонне: часть учебного материала учащиеся получают в форме теоретических знаний, другая часть материала направлена на практические работы в форме экскурсий, дискуссий, диагностических процедур, сочинений, развивающих процедур, деловых игр. Существенное уплотнение информационной насыщенности учебного материала достигается путём самостоятельного изучения: составление карты интересов, анализ личного профессионального плана, анализ газет, объявлений, справочников, получение информации из компьютерных сетей, составление собственного резюме. Для развития мотивации к изучению курса в содержании делается акцент на самоопределение.

    5. Место предмета в базисном учебном плане.

    Курс «Жизненные сценарии учащихся в условиях Крайнего Северо-Востока» для учащихся 10-11 классов рассчитан на 68 часов (1 час в неделю на протяжении 10-11 класса).

    Изучение курса предусматривается в школьном компоненте базисного учебного плана образовательного учреждения, представленный в виде элективного учебного предмета.

    6. Принципы и подходы, лежащие в основе программы.

    Программа реализует личностный подход в обучении и воспитании учащихся, интеграцию научных знаний и образовательных технологий.

    Кроме того ей присущи практическая направленность и творческий подход, а также принципы доступности и гуманизации.

    Социальным партнером гимназии выступает Северо-Восточный Государственный Университет г.Магадана.

    7. Требования к уровню подготовки учащихся.

    Учащиеся должны знать:

    • значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;
    • правила выбора профессии;
    • определение профессии и профессиональной деятельности;
    • понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
    • понятие темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;
    • значение творческого потенциала человека, карьеры;
    • требования современного общества к профессиональной деятельности человека;
    • понятие рынка профессионального труда и образовательных услуг;
    • возможности получения образования по избранному профилю;
    • перспективы, психологические основы принятия решения в целом и выбора профиля обучения в частности.

    Учащиеся должны уметь:

    • находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования;
    • объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;
    • ставить цели и планировать действия для их достижения;
    • выполнять пробы выбора профиля обучения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт;
    • использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
    • анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
    • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

    8. Критерии и показатели усвоения материала.

    1)        Информационные

    • сформированность представления о мире профессий;
    • знание места каждого их градообразующих предприятий в истории города;
    • знание основных направлений производств города, особенностей технологий;
    • знание о возможностях получения специального профессионального образования в городе.

    2) Исследовательские

    • участие в проектной деятельности по изучению социальных, экономических и психологических сторон профессий;
    • участие в проектах краеведческо-профориентационной направленности, изучающих возможности трудоустройства в г.Долгопрудном;
    • изучение путей овладения избранными профессиями

    3) Практические

    • сформированность ценностных ориентаций, стойких профессиональных интересов и мотивов выбора профессии;
    • готовность к самоанализу своих основных способностей и склонностей;
    • определение профессиональных планов и намерений учащихся;
    • развитие способностей через углубленное или расширенное изучение отдельных предметов;
    • участие в профпробах;
    • знание функций и задач городского центра занятости.

    Критерии и показатели готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению

    Критерии

    Показатели

    Когнитивный 

    (К)

    1. Знание предметной стороны профессиональной деятельности; общих и специальных профессионально важных качеств (ПВК).

    2. Знание своих интересов, склонностей, способностей.

    Мотивационно- ценностный 

    (М-Ц)

    1. Устойчивые познавательные интересы. 

    2. Отношение к избираемой профессиональной деятельности (понимание общественной и личной значимости избираемой профессиональной деятельности, присутствие интереса к избираемой профессии в системе ценностных ориентаций). 

    3. Адекватная самооценка ПВК.

    Деятельностно-практический (Д-П)

    2. Готовность к исследовательской, преобразовательной и коммуникативной деятельности в избранной сфере. 

    3. Ориентация на творчество. 

    4. Стремление к совершенствованию ПВК.

    9. Формы проведения занятий и методы контроля.

    Формы занятий:

    1. Мини-лекции, беседы;
    2. Демонстрация и проведение методик с их последующим анализом;
    3. Самостоятельное выполнение заданий активизирующих методик и проб;
    4. Консультации индивидуальные и групповые;
    5. Экскурсионные мериприятия.

    Формы контроля:  

    1. Диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего, промежуточного и итогового контроля;
    2. презентации проектов учащихся;
    3. фоторепортажи учащихся;
    4. деловые игры;
    5. анкетирование.

    Методы выявления результатов:

    • изучение исходного уровня профориентационных знаний путем анкетирования и индивидуальных бесед;
    • анкетирование по вопросам
    • выявления интереса к профориентационной работе и его мотивации,
    • определения личностной самооценки школьников,
    • чтению специальной литературы;
    • результаты участия школьников в научно-практических ученических конференциях, исследовательских проектах, играх, праздниках;
    • написание сочинений на профориентационную тематику;
    • контрольные срезы уровня усвоения профориентационной информации.

    Анкетирование является одним из основных методов выявления результатов. При отборе материалов для предлагаемого респонденту диагностического опросника следует руководствоваться следующими принципами:

    • тезисы опросника прежде всего должны быть направлены на выявление динамики развития личности респондента;
    • формулировки вопросов должны быть понятными для респондентов и требующими  однозначного ответа;
    • постановка вопроса должна побуждать респондента демонстрировать свое отношение к миру, к другим людям, к самому себе;
    • респондент должен иметь право анонимного заполнения анкеты;
    • формулировка тезисов не должна провоцировать респондента на заведомо общественно одобряемый ответ;
    • опросник должен включать вопросы, играющие роль своеобразного балласта.

    На уроках по профориентации не ставятся отметки, но оценивание осуществляется обязательно. Итоговой зачетной формой работы назначается либо групповая либо индивидуальная творческая практическая работа, проект, которые учащиеся представляют аудитории. Таким образом, учащиеся на этих уроках избавляются от «отметочной» психологии, они не боятся дать ошибочный ответ, так как никаких неудовлетворительных отметок за ним не последует, все ответы детей принимаются, внимательно выслушиваются, и в итоге коллективного обсуждения дети приходят к правильному решению. У них постепенно формируется отношение к этим урокам как средству развития своей личности.

    10. Основное содержание программы.

     

    1. Знакомство с миром профессий. Анализ внутренних возможностей.
    1. Многообразие мира профессий
    2. Личность. Влияние типа личности на выбор профессии
    3. Притязания человека и его профессиональная карьера
    4. Социальные проблемы труда
    5. Психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление) и их роль в профессиональной деятельности
    6. Анализ профессий. Современный рынок труда и его требования к профессионалу. Изучение рынка труда г.Магадана.
    7. Профессиональная перспектива. Составление резюме
    1. Социально-экономические условия региона, ранок образовательных услуг.

    2.1 Социально – экономические условия современной России (от частного к общему – изучение социально-экономических условий дальнего востока и Магаданской области в частности к социально-экономическим условиям России в целом)

    2.2  Знакомство с профессиограммой, составление профессиограмм, проектирование профессионального плана, его коррекция с учетом рынка труда и экономическим ростом

    2.3       Учебные заведения г.Магадана

    2.4     Правила трудоустройства. Взаимодействие с центром занятости населения г.Магадана

    2.5        Рынок образовательных услуг

    3. Личный профессиональных план

    3.1        Технологии основных видов жизнедеятельности человека

    3.2        Технологическая культура и профессиональная деятельность

    3.3        Личный профессиональный план

    3.4        Готовность к выбору профиля, профессии


     Тематическое планирование курса «Жизненные сценарии в условиях Крайнего Северо-Востока» для учащихся 10-11 класса  (68 часов).

    Тема занятия

    Количество часов

    Содержание занятий

    Практическая работа

    Программа 10 класса.

    1

    Вводное занятие. Многообразие мира профессий.

    1 час

    Цели и задачи курса. Содержание занятий. Труд в жизни человека и общества. Профессиональная деятельность как способ самореализации личности.

    2

    Личность. Влияние типа личности на выбор профессии.

    1 час

    Представление о себе и выборе профессии. Путь к самопознанию. Знакомство учащихся с понятиями «личность», «индивидуальность»; показ неповторимости, уникальности личности; становление представления о путях формирования личности, Психические особенности личности и человеческие возможности, ведущие к профессиональному успеху.

    Развивающие процедуры: методика «Произвольное самоописание».

    Диагностические методики: «Кто я?».

    Делая выбор. Я смогу!

    1 час

    Что значит быть успешным? Оценка уровня собственных возможностей.

    Практическая работа:

    Проведение методик Е.И. Фадеевой, М.В. Яскевич «Ваша воля», «образ жизни» для оценки уровня собственных возможностей.

    Притязания человека и его профессиональная карьера

    2 часа

    (1 ч.теория /

    1 ч.практика)

    Что определяет будущую успешность в профессии? Карьера. Профессиональный клиринг. Что делать, чтобы добиться успеха? Требования профессии к психики человека. Составления психограммы.

    Практическая работа: составление психограммы.

    Выбор – это серьезно.

    2 часа

    (1 ч.теория /

    1 ч.практика)

    Способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения). Уровень притязаний и самооценка. Мнение окружающих. Личный профессиональный план (ЛПП). Анкетирование.

    Практическая работа: составление личного профессионального плана.

    Социальные проблемы труда:

    4 часа

    (3ч теория /

    1 ч практика)

    1.Разделение труда. Содержание и характер труда. Виды и формы разделения труда.

    2. Профессии и специальности. Квалификация.

    3. Классификации профессий.

    4. Мотивы выбора профессии. Секреты выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»). Профессиональные интересы. Активная роль личности при выборе профессии.

    5. Здоровье и выбор профессии. Понятие    «неблагоприятные производственные факторы». Работоспособность. Условия и режим работы.

    Практическая работа: письменная работа «Труд в современном обществе», работа с перечнем профессий, специальностей, должностей (контроль знаний), работа с « Анкетой здоровья» и нормативными документами по охране труда.

    Развивающие процедуры: дискуссия « Какие профессии востребованы в  нашем городе?».

    Диагностические методики: карта интересов, методика самооценки индивидуальных интересов.

    Разделение труда

    Профессии и специальности

    Классификации профессий

    Мотивы выбора профессии: три кита профессионального выбора

    Здоровье и выбор профессии

    Психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление) и их роль в профессиональной деятельности

    2 часа

    (1ч.теория\

    1ч.практика)

    Анализ индивидуальных особенностей психических процессов и их роль в профессиональной деятельности

    Методики направленные на выявление индивидуальных особенностей психических процессов.

    Анализ профессий. Современный рынок труда и его требования к профессионалу. Изучение рынка труда г.Магадана.

    5 часов

    (3ч теория / 2ч практика)

    Формула профессии. Классификационные признаки - предмет труда, цель труда, орудия труда, условия труда.

    Кадровое планирование. Банки данных рабочей сил (спрос и предложение). Занятость населения и безработица (экскурсия в центр занятости населения по Магаданской области)

    Игра: «Угадай профессию».

    Практическая работа: составление формул профессий.

    Развивающие процедуры: прогнозирование изменений состояния рынка рабочей силы в г. Магадане в ближайшие 5 лет..

    Профессиональная перспектива. Составление резюме.

    2 часа

    (1ч теория / 1ч практика)

    Понятие о профессиональной пригодности. Методы изучения способностей. Развитие способностей. Призвание. Целеустремленность. Временная перспектива. Профессиональный успех на студенческой скамье. Правила составления резюме.

    Практическая работа: составление индивидуальной программы самовоспитания, составление резюме.

    Социально – экономические условия современной России (от частного к общему – изучение социально-экономических условий дальнего востока и Магаданской области в частности к социально-экономическим условиям России в целом)

    4 часа

    Структурная перестройка экономики. Развитие производства и сельского хозяйства Магаданской области и других регионов Дальнего Востока. Сфера услуг. Хозяйственный механизм. Экологические проблемы и их решение.

    Практическая работа: сочинение « Если бы я был мэром г.Магадана».

    Знакомство с профессиограммой, составление профессиограмм, проектирование профессионального плана, его коррекция с учетом рынка труда и экономическим ростом.

    4 часа

     (2 ч теория / 2ч практика)

    Раскрытие требований, предъявляемых профессией к личности.

    Формирование способности определять профессиональные цели исходя из потребностей развивающегося общества. Осознание мотивов выбора профессии.

    Практическая работа: зачетное тестирование по теме: «Основы экономических знаний», сочинение «Магадан: 20 лет спустя».

    Развивающие процедуры: ролевая игра «Малое предприятие».

    Учебные заведения г.Магадана

    1 час

    Знакомство с учебными заведениями г.Магадана. Справочная информация для поступающих.

    Экскурсии

    Устраиваемся на работу по правилам. Взаимодействие с центром занятости населения г.Магадана

    2 часа

    Формирование умения устраиваться на работу. Отработка навыков коммуникабельности, самопрезентации, составления резюме.

    Рынок образовательных услуг.

    2 часа

    (1ч теория / 1ч практика)

    Система профессионального образования. Типы учебных заведений, условия приема и обучения студентов. Система дополнительного образования. Социально – профессиональная мобильность.

    Практическая работа: сочинение «Мой путь в профессию».

    Развивающие процедуры: анализ рынка образовательных услуг г. Магадана и Магаданской области в целом (в виде презентации – итоговая зачетная форма обучения за текущий год).

    Резервное время

    1 час

    Программа 11 класса.

    Основы технологической культуры.

    16 часов

    (12 ч теория/ 4 ч практика)

    1. Сущность и содержание технологической культуры: структура технологической культуры, технологическая среда жизнедеятельности человека.

    2. Технологическая культура – основа прогрессивного развития производства и общества.

    3. Технологии основных видов жизнедеятельности человека: технология трудовой, познавательной, игровой, управленческой деятельности человека.

    4. Технологическая культура и профессиональная деятельность: сферы профессиональной деятельности, понятие «культура труда», профессиональная этика и культура деловых взаимоотношений, профессиональное становление.

    Практическая работа: работа с основными понятиями темы, контрольно – измерительные материалами по теме, составление тематических кластеров с использованием компьютерных технологий

    Развивающие процедуры: ролевая игра «продавцы – покупатели», разрешение конфликтных ситуаций.

    Диагностические методики: опросники «Потребность в общении», «Диагностика межличностных отношений», «Эмпатия».

    Сущность и содержание технологической культуры.

    Технологическая культура – основа прогрессивного развития производства и общества.

    Технологии основных видов жизнедеятельности человека

    Технологическая культура и профессиональная деятельность.

    Личный профессиональный план.

    6 часов

     (2 ч теория / 4 ч практика)

    Понятие о профессиональной карьере. Профессиональная компетентность. Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека. Профессиональное прогнозирование и самоопределение. Основы проектной деятельности; технология и алгоритм создания творческого проекта. Профессиональные интересы, склонности и способности, и их роль в выборе профессии.

    Практическая работа: заполнение дневника профессиональной карьеры, составление и анализ личного профессионального плана.

    Развивающие процедуры: профконсультации, ролевая игра «Биржа труда».

    Диагностические методики: опросники и методики «Дневника профессионального самоопределения школьника».

    Готовность к выбору профиля, профессии.

    4 часа

    (1 ч теория/   3 ч практика)

    Оценка способности к самоанализу, анализу профессии, самореализации в различных видах профессиональной деятельности. Проверка соответствия выбранной профессии склонностям учащихся. Природные свойства нервной системы в профессиональной деятельности.

    Практическая работа: определение способности учащихся к выбору профессии.

    Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов, дискуссия  «Риски предстоящего выбора».

    Подготовка и защита профориентационных проектов

     (профессиограммы, профпробы)

    6 часов (практика)

    Проведение профориентационных проб по выбранным направлениям. Подготовка и защита профориентационных проектов.

    Практическая работа: презентация профессии, составление развернутой профессиограммы и технологической карты.

    Резервное время

    2 часа

    Экскурсии на предприятия города по плану профориентационной работы школы.

    Встречи с представителями разных профессий (родительская общественность, социальные партнеры школы).

    В течение учебного года

    Общее количество часов

    Резервное время

    68 (38 ч теория/ 27ч практика)

    3 ч

     


    12. Список литературы.

     АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

    по результатам социологического исследования

    «Анализ миграционных намерений учащейся молодежи Магаданской области»

    Магадан

    1. 2013
    2. Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»/ под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь. 2007.
    3.  Заиченко Н.А. Опорный конспект школьника по экономике.М.:Вита-пресс.2006.
    4. «Закон о занятости населения». М.: МП «Новая школа», 1992.
    5. «Закон об образовании». М.: Про-Пресс, 2004.
    6. Климов Е.А. Как выбирать профессию? //Библиография.- М., 2005, №6
    7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1996.
    8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.:Academia. 2007.
    9. «Концепция модернизации образования на период до 2010 года», //".//[Электронный ресурс] Режим доступа: свободный.   Наука и образование/ Школьное образование. http://edu.rin.ru/html/775.html
    10. «Национальная доктрина образования в Российской Федерации». //Управление школой: Еженед. Приложение к газете «Первое сентября», 1999, №41.

    Положении о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации. // http://www.fpo.ru/psyslu/organizacionnye.html

    1. Постановление Правительства РФ "О развитии государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения". Собрание законодательства Российской Федерации, 1995 г., № 32, ст. 3324.
    2. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - Москва: Вако. 2005.
    3. Пряжникова Е.Ю. Пряжников Н.С. Профориентация: учебное пособие для вузов. М.: Академия. 2006.
    4. Пряжников Н.С. Направления и методы профориентации.//Директор школы. №2, 2006.
    5. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профессиональное самоопределение: проблема соотношения образовательного госстандарта и уникальности личности. // Журнал практ. психолога. 1999, №4.
    6. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профриентация. М., Изд. Центр «Академия», 2005.
    7. Технология. Учебник для 10-х классов под ред. В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф. 2007.
    8. Основы технологической культуры. Учебник для 10-11-х классов под ред. В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф. 2007.
    9. Технология. Профессиональный успех. Учебник для 10-11 классов под ред. С.Н.Чистяковой. М.: Просвещение. 2007.
    10. Чернов С.В. Азбука трудоустройства. Элективный курс для 9-11 классов. М.: Вита-пресс.2007.