Главные вкладки

    Гендерные различия в адаптации первоклассников

    Турова Юлия Сергеевна

    Гендерные различия в адаптации первоклассников (совместная работа с учащейся 8-го класса)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konferentsiya_po_psihologii_vystuplenie_24.02.2017.docx24.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    МАОУ «Гимназия № 13»

    «Гендерные особенности психологической адаптации первоклассников в школе»

                                                                                                               Автор: И.Солдатова

                                                                                                               ученица 8 «Б» класса

                                                                                                               МАОУ «Гимназии №13»

                                                                                                               Руководитель: Ю.С.Турова

                                                                                                               педагог-психолог

                                                                                                               МАОУ «Гимназии № 13»

    Магадан, 2017г.

    Содержание:

    1. Введение
    2. Теоретическая часть
    3. История
    4. Изучение гендерных особенностей в процессе адаптации  

              первоклассников в школе.

              Методы:

             а) социологический опрос школьников;

             б) социологический опрос преподавателей первоклассников.

    1. Рекомендации по оптимизации процесса адаптации

    Введение

    С первых минут нашей жизни нас преследует процесс адаптации. Внешняя среда оказывает воздействие на наш организм, разум и действия. Притом это воздействие часто носит отрицательный характер. Именно адаптация помогает уменьшить вред последствий: психологических, физических или физиологических травм существования человека.

    Поход ребенка в школу – это совершено новый этап в жизни, который максимально отличается от прошлых перемен. Полностью меняется образ жизни ребенка. Игры, беззаботное веселье уходят на второй план. Главными задачами ребенка становится труд, соблюдение правил и обязанностей, выполнение заданий и привыкание к новому коллективу. На новой ступени развития малыша формируется характер, моральные качества, умственные способности и круг общения.  

    Как раз в школе и можно увидеть насколько дети разные и подготовленные к переменам. Кто-то приспосабливается к школьной жизни за пару недель, а кому-то и года недостаточно. Я думаю, что на этот фактор влияют многие обстоятельства – это и воспитание ребенка в семье, психологическая готовность к переменам, особенность характера, привязанность к родителям, умение находить контакт с незнакомыми детьми, и т.п.

    Немаловажное значение в способности адаптироваться к новой среде обитания быстро и безболезненно, я считаю, имеет пол ребенка. Разница мальчиков и девочек видна еще в самом детстве. Будущий мужчина стремится к независимости, а юная женщина наоборот. Мальчики играют в активные детские игры в большой шумной компании. А девочки собираются маленькими уютными группами, и их игры подражают взрослому миру. Здесь впервые и замечается гендерное различие. Видимо, потому что девочки играют, в основном, во взрослые игры, такие как: дочки – матери, игра в «доктора», «парикмахера» и т.п., в будущем они быстрее адаптируются ко взрослой жизни. У мальчиков же, наоборот, привязанность к родителям еще долгий период времени остается ключевым в их образе жизни. Взросление мальчиков, стремительное, я бы сказала, наблюдается уже в старших классах, перед выпуском со школы.  

    Я считаю, что тема «Изучение гендерных особенностей психологической адаптации первоклассников в школе» актуальна, так как адаптация детей в школе происходит год за годом и всегда есть особенности. С помощью изучения этой проблемы можно понять, как сгладить изменения в жизни ребенка наиболее лучшим способом с учетом особенностей полового признака.

    Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что процесс адаптации к школе будет отличаться по гендерному признаку, то есть будут отмечаться различия в процессе адаптации мальчиков и девочек 6-7 лет.

    Методики и материал исследования: мы использовали в качестве методов исследования анализ научной, философской, психолого-педагогической литературы по теме исследования, диагностические методики (диагностические методики по определению уровня адаптации детей в 1 классе), социологические опросы школьников и их педагогов.

    Цели нашей работы:

    1. Проверить опытным путем гипотезу исследования
    2. Выработать ряд рекомендаций для оптимизации адаптации процесса адаптации в 1 классе.

    Задачи:

    1. Анализ литературных источников
    2. Проведение практической части исследования
    3. Создание рекомендаций и оптимальных подходов, способствующих оптимизации процесса адаптации в 1 классе.

    Глава 1. Теоретическая часть.

    Половые различия обусловлены неоднородностью мужчин и женщин в обществе, существующими стереотипами, различиями их ролевых функций и др. Мы замечаем, что мальчики и девочки по-разному играют и общаются, утверждают свою индивидуальность и проявляют агрессивность, сочувствуют и заботятся, решают новые задачи и даже находят дорогу в незнакомой местности. В интеллектуальных тестах неизменно выявляются различия между полами уже в детстве. Например, девочки начинают говорить и читать раньше, чем многие мальчики, и гораздо реже сталкиваются с трудностями в обучении чтению.

    Необходимость в определении различий мальчиков и девочек назрела уже давно. Современная педагогическая наука и практика чаще всего не учитывают пол как важную характеристику ребенка. Просмотрев несколько образовательных программ, я не увидела различного подхода к мальчикам и девочкам в них. В результате воспитывается «усредненный» ребенок, в характере которого отсутствуют индивидуальные специфические мужские или женские черты.

    Я считаю, что ключевыми понятиями нашего исследования станут: индивидуальность, половая различность.

    Анализ ранее проведенных исследований и мой социологический опрос позволил нам получить дополнительные сведения по изучаемой проблеме. В итоге нами выявлено, что девочки 6-7 лет, в сравнении с их сверстниками – мальчиками, имеют более широкий словарный запас, незначительные логопедические дефекты, более объемная память, быстрота чтения, а также в более быстрых темпах формирование понятного мышления. Мышление мальчиков обобщенное, абстрактное, а девочек более детальное и конкретное. Мальчики ориентированы на поисковую деятельность, выдвижение новых идей, нестандартное решение задач. Девочки ориентированы на результат, предпочитают типовые и шаблонные задания, которые требуют усидчивости и тщательности исполнения.

    Следует отметить, что результаты сравнения готовности к школе мальчиков и девочек 6-7 лет убедительно свидетельствуют о лучшей готовности к школе девочек. В частности, они имеют более развитый больший объем памяти, хорошо сформированную произвольность общения и поведения. Помимо этого девочки, воспринимают учебную деятельность как нечто само собой разумеющееся и активно противопоставляют ее игровой деятельности, тогда как мальчики два этих вида деятельности не разделяют. У девочек лучше развит социальный интеллект, они менее тревожны и агрессивны, ориентированы на тщательное выполнение порученных заданий, более выражена ответственность к выполнению поручений в классной жизни, это значит что, у учителя с ними будет гораздо меньше проблем, чем с мальчиками.

    Но вне зависимости от пола ребенка, каждому, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка. Его надо не просто хвалить, а хвалить именно тогда, когда он что-то делает положительное.

    Однако в воспитательном процессе мальчика, ни в коем случае не стоит сравнивать его результаты с эталоном (шаблоном), то есть с требованиями школьной программы, достижениями других. Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов.

    В школе ребенок испытывает огромный стресс, и родитель должен попытаться ему помочь пережить тяжелый этап в его жизни.

    Как это можно сделать?

    1. Искренне интересоваться школьной жизнью ребенка и смещать фокус своего внимания с учебы на отношения ребенка с другими детьми, на подготовку и проведение школьных праздников, дежурства, экскурсий и т.п.

    2. Подчеркивать, выделять в качестве чрезвычайно значимой ту сферу деятельности, где ребенок больше успешен, помогать, тем самым обрести веру в себя.  Самой лучшей сферой для мальчика будет спорт и спортивные достижения, главное найти тот вид спорта, которой для ребенка будет более подходящим и успешным. Ведь именно в спорте у большинства мальчиков есть возможность выделиться и достичь успехов.

    3. Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.

    Я считаю, что школьная программа должна тоже вносить вклад в успешную адаптацию детей. Так как родительского вклада не достаточно для самого лучшего результата. Раздумывая о возможных путях облегчение адаптации, я обратилась к истории нашего государства. 

    Еще в дореволюционной России длительное время практиковалось раздельное обучение юношей и девушек в мужских и женских классических гимназиях, училищах. Мальчики учились в гимназиях, лицеях и вузах, а девочки в специальных образовательных учреждениях, например, пансионатах. 

    Девочки на 2-3 года духовно и физически опережают по своему развитию мальчиков. Исследования выявили, что если мальчики оказываются окруженными более сильными девочками, то у одних мальчиков формируются женские черты характера, у других складывается комплекс  неудачника. Раньше в некоторых школах были внедрены специальные учебные программы: главные акценты «мальчикового» расписания делаются на точных науках, а девочек загружают гуманитарными дисциплинами.

    Вспомним, что в дореволюционной России большинство людей были образованы, они знали по несколько языков, разбирались в науках. И я считаю, что именно раздельное обучение привело к таким результатам.

    Сейчас нет возможности разделять образование для мальчиков и девочек, но я думаю, что более быстрого и успешного адоптирования к школе и вообще обучения, необходимо вести некие спец. курсы. Они будут различны для мальчиков и девочек. Женские занятия будут направлены на точные науки, а юные мужчины занимаются гуманитарными.

    Наша работа проводилась на протяжении нескольких месяцев в соответствии с планом работы школьного психолога и валеолога по работе с детьми 1 классов.

    Анализ диагностических данных показывает, что в 92% случаев отмечается лучшая адаптация у девочек. По данным диагностики мальчиков адаптацию отмечают только 67% учеников, что значительно ниже аналогичных показателей у девочек.

    По результатам опросов, можно выделить следующие основные причины нарушений адаптации: непринятие новых условий и требований учителей и родителей, не умение устанавливать контакты с одноклассниками, стремление привлечь к себе внимание, неготовность познавательной сферы.

    В рамках коррекции адаптационного процесса предложены рекомендации по организации гендерной социализации младших школьников.