Главные вкладки

    Тайм-менеджмент в образовательном процессее

    Турова Юлия Сергеевна

    Материалы научно-практической конференции по тайм-менеджменту в образовании

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabota_o_taym_men.docx72.22 КБ

    Предварительный просмотр:

    МАОУ «Гимназия №13»

    Тайм-менеджмент:

    актуальность использования технологии управления временем в старших классах

    Автор: Шредер Наталья

    Ученица11-Б класса МАОУ «Гимназия №13»

    Научный руководитель: Турова Ю.С.

    Педагог-психолог МАОУ «Гимназия №13»

    Магадан, 2016 г.

    Оглавление

    Введение 3

    Глава 1.Теоритическая часть5
    1.1 Тайм-менеджмент: простые способы управления временем5

    1.2. Технологии тайм менеджмента в образовательной среде6

    1.3. Методы, приемы и инструменты тайм-менеджмента6
    1.4. Матрица Дел Эйзенхауэра9
    Глава 2. Практическая часть 11
    Выводы и результаты12
    Заключение13

    Список используемой литературы 15

    Приложение 1………………………………………………………………………………….16

            

    Введение

    Актуальность. Человечество всегда впечатляла огромная сила  времени. И всегда во все времена люди пытались понять и остановить время. И всегда разными способами. Одно время величайшие умы - ученые и алхимики, были заняты нахождением эликсира бессмертия для продолжения человеческой жизни на неограниченный участок времени. Позднее уже другие «великие умы» были заняты изобретением машины времени. Но не одна из этих попыток не увенчалась успехом. О категории «времени» ведутся постоянные дискуссии в философии, физике, психологии, педагогике и других науках. По этому вопросу существуют спорные и порой противоречивые мнения, но большинство ученых отмечают, что временем необходимо научится грамотно управлять. Мы предлагаем реальный метод управлением времени - это тайм-менеджмент. Технология управления временем актуальна для использования именно в образовательной среде. В школе как обучающемуся, так и педагогу необходимо осознать ценность времени и найти наиболее эффективный способ его стабильного использования Учащимся данная технология поможет научиться самостоятельно, определять приоритеты цели и задачи. А педагогам тайм-менеджмент поможет с одной стороны развить и усовершенствовать навыки самоорганизации для того, чтобы избежать потери драгоценного времени, обрести больше свободного времени для отдыха, тем самым, избавить себя от таких негативных последствий, как утомление, депрессия, стрессы, профессиональная деформация. А с другой стороны, педагоги могут использовать полученные знания для обучения учащихся.

    Объектом исследования выступает технология управления временем (тайм-менеджмент).

    Предмет исследования – навыки самоорганизации и умение владением времени у участников образовательного процесса (педагогов и учащихся).

    В  качестве эмпирического объекта исследования в практической  части участвуют обучающиеся 10 Б класса МАОУ «Гимназия № 13» г.Магадан. Количество испытуемых 24 человека.

    Гипотеза:  мы предполагаем, что тайм-менеджмент наиболее актуален для использования именно в образовательной среде. Мы считаем, что в школе как обучающемуся, так и педагогу необходимо осознать ценность времени и найти наиболее эффективный способ его стабильного использования. Учащимся данная технология поможет научиться самостоятельно определять приоритеты, ставить цели и задачи. А педагогам обучение тайм менеджменту может послужить в целях  личной самоорганизации, а также в целях передачи полученных знаний учащимся.

    Цель: познакомить участников образовательного процесса (педагогов и обучающихся) с технологией тайм-менеджмента.

    Задачи:

    1.Анализ литературных источников по вопросам технологии тайм-менеджмента как методики по управлению временем;

    2.Анализ возможных методов и приемов тайм-менеджмента;

    3.Опробация наиболее продуктивных и эффективных приемов тайм - менеджмента – («Матрица Эйзенхауэра»);

    4.Разработка программы тренинга по обучению тайм-менеджмента учащихся 10 классов;

    5. Апробация системы мероприятий (тренинга) по освоению технологии тайм-менеджмента с учащимися 10-х классов

    6. Анализ эффективности и продуктивности созданной программы тренинга по обучению тайм-менеджмента среди старшеклассников.

    Методы и методики. На данный момент в работе был использован анализ литературных источников по технологии тайм-менеджмента. Была определена наиболее эффективная и продуктивная методика обучения тайм-менеджменту - матрица Эйзенхауэра.

    Научная новизна и теоретическая значимость: изучение вопросов обучения тайм-менеджмента в образовательной среде, а также влияния данного обучения учащихся старших классов на  интенсификацию (усиление) процесса их профессионального самоопределения, позволит внести весомый вклад как в саму технологию тайм-менеджмента, так и в профориентационную психологию.

    Практическая значимость: результаты исследования дадут практический материал школьному психологу для дальнейшей работы с участниками образовательного процесса (учащимися и учителями) в области эффективного управления временем и профориентации учащихся.

    Структура работы: работа состоит из введения,  2-х глав, выводов, заключения,  списка литературы, приложения. Основной текст занимает 14 страниц, список литературы составляет 5 наименований. Приложение составляет 5 старниц.  Общий объем работы – 19 страниц.

    Глава 1.Теоритическая часть.
    1.1 Тайм-менеджмент: простые способы управления временем

    Ритм, в котором живет большинство из нас, вряд ли можно назвать спокойным и размеренным. Нехватка времени, аврал и стресс являются испытаниями, справиться с которыми под силу далеко не каждому. Постоянное пребывание в состоянии «не знаю, за что хвататься» вряд ли можно назвать подходящим, когда речь идет о личной эффективности. Эмоциональное напряжение блокирует производительность, приводит к быстрой утомляемости и апатии. В связи с этим много сил было потрачено на формирование методов и приемов эффективного управления временем, получивших название тайм-менеджмента.

    В существующей  научно-популярной  литературе  встречается немало

     определений  понятия  «тайм-менеджмента». 

    Одним из первых об этом заговорил римский философ Луций Сенека.

        Термин  «тайм-менеджмент»  произошел  от  английского  «time»  - время  и  «management»  ~  управление,  таким  образом,  тайм-менеджмент принято  переводить  как «управление  временем». 

    Традиционно  сложилось  так,  что  «управление  временем»  -это  раздел  общего  менеджмента.  В  некоторых  случаях  он  соотносится  с  общими  вопросами  управления  организационными  структурами  и  процессами,    иногда  -  с  персональными  данными  и  личностными  компетенциями  менеджера.  

    В  нашем  отечестве   разработками       научной организацией  труда  занимался Центральный  институт  труда  под  руководством   Алексея Гастева

    В настоящее  время   управление  временем  (time-management)  представляет  собой междисциплинарный  раздел  науки  и  практики,  посвященный  изучению  проблем  и  методов  оптимизации  временных  затрат в  различных  сферах  и  отраслях  человеческой  жизнедеятельности.

    Для    преодоления  существующей  размытости  в    разнообразии  технологий  тайм-менеджмента,  Сергей Калинин  в  книге  «Тайм-менеджмент:  «Практикум  по  управлению  временем»  выделил  три  его  основных  типа: индивидуальный,  ролевой  и  социальный.

    Все   три  типа  тайм-менеджмента  отличаются, в  первую  очередь,   разнохарактерностью  деятельности  консультантов  по  тайм-менеджменту,  но  на  практике  они  являются  условными  и  не  отделены  друг  от  друга  непроницаемой  перегородкой.          

    Кроме  того,  деятельность  консультанта  по  тайм-менеджменту  является  творческой,  скорее  связанной  с импровизационным   искусством,  чем  со  строгой  наукой.  Поэтому,  проводя   аналогию  с  современным  маркетингом  С.Калинин  говорит  о  существовании  своего  рода  «ТМ-микс»,  который  предполагает  наличие  ограниченного  набора  каких-либо  базовых  элементов,  знаний,  методов,  направлений  деятельности  и  т.д.,  но  при  этом  предполагается,  что  любая,  даже  самая  сложная  задача,  может  быть  описана  и  решена  как  уникальный  набор  этих  самых  базовых  элементов.  

    Современных систем управления временем достаточно много. На  сегодняшний  день  не   существует  идеальной  методики тайм-менеджмента, подходящей  всем: и менеджерам среднего звена, и руководителям крупных корпораций, и молодым мамам, и студентам, и педагогам.  

    Главное  необходимо  помнить,  что  основная задача в тайм-менеджменте – не упорядочивание всей информации и не перечисление всех возможных дел, а поиск  наиболее рационального способа реализации своих дел с учетом их приоритетов.

           Ежедневное решение разного рода задач и проблем можно представить в виде ряда различных функций, которые находятся в определенной взаимозависимости между собой и, как правило, осуществляются в  определенной последовательности.

    1.2. Технологии тайм менеджмента в образовательной среде

    Задача тайм-менеджмента заключается в том, чтобы вовремя определить главное дело. Расстановка приоритетов позволяет эффективно управлять списком намеченных дел, присваивая каждой задаче свой уровень важности. Основной секрет управления временем заключается в сосредоточенности и целенаправленности. Все эти нюансы безусловно важны не только для людей, занимающихся бизнесом. Также расстановка приоритетов важна и для участников образовательного процесса – как для педагогов, так и для учеников. Педагоги с помощью своего накопленного опыта могут передать имеющиеся знания ученикам. И важно, чтобы педагоги владели подобными методами распределения временем, как для передачи знаний ученикам, так и для сохранения свободного времени для себя (для своего здоровья, душевного состояния, для избегания от стресса, депрессий, проф.выгорания и т.д.). Учащимся же обучение тайм-менеджменту актуально для того, чтобы развить в себе навыки самоорганизации, научиться правильно распределять время и дела. Только в таком случае учащемуся будет легче сдать экзамены, расставить жизненные приоритеты, правильно выбрать профессию, и безусловно полученные знания продуктивно помогут учащемуся в дальнейшем обучении (в университете, в институте, техникуме и т.д.).

             Мы проанализировали восприятие учащимися понятия «время», и выяснили, что большинство учащихся ассоциируют его с календарным исчислением (дни недели), учебными днями (понедельник – сложный день, так как сложные уроки, вторник легкий, так как уроки легкие), и даже с погодными условиями или временем года. Вот некоторые цитаты:

    "Мой день примерно такой. Утром встаю, ем, смотрю телевизор, гуляю. Потом опять ем, вновь телевизор и вновь прогулка. Затем опять еда, телик и прогулка..."

    "А вот это мой учебный день: я люблю много гулять, а уроки - к ним я приступаю, когда мама на меня наорет".

    "Я долго настраиваюсь на выполнение чего-либо: вначале чаю попью, с кошкой поиграю, телик посмотрю. А потом уже и за полезные дела..."

    Эти примеры показывают, что учащиеся не имеют четкого понятия времени, и в соответствии с этим - не владеют умением управлять временем.

    Именно поэтому мы считаем актуальным развитие навыков самоорганизации по средствам методов тайм-менеджмента у учащихся старших классов.  

    1.3. Методы, приемы и инструменты тайм-менеджмента

             Первое, к чему нужно привыкнуть овладевая методами самоорганизации: придется много планировать и много записывать. Ниже мы перечислим приемы и инструменты современного тайм-менеджмента.

    Ежедневник – первый инструмент эффективного планирования. Начать работу над составлением планов можно с покупки ежедневника. Это может быть обычный блокнот записная книжка или электронный ежедневник – все что угодно, чтобы вам было удобно фиксировать свои мысли, структурировать планы, записывать пришедшие в голову идеи. Удивительно, но приобретение ежедневника для некоторых само по себе может стать дополнительной мотивацией контролировать распорядок дня и выполнение поставленных задач.

    Мотиваторы. Лучшие мотиваторы – это цели. И цели нужно держать всегда в голове. Если цели как таковой нет, это нужно срочно исправить.

    Прием «съеденной лягушку» - Старая притча гласит: если первым делом с утра вы должны съесть живую лягушку, утешением может служить то, что это самое плохое, что может случиться с вами за весь день. Брайан Трейси, успешный бизнес-консультант, сравнивает лягушку с самым неприятным и важным делом, которое следует сегодня сделать. Откладывая его, человек создает лишнее эмоциональное напряжение и нежелательные последствия. Нужно действовать без лишних раздумий и промедлений — просто взять и сделать. Это даст заряд бодрости на целый день.

    Правильно расставленные приоритеты – половина успеха.  Никакие принципы тайм-менеджмента не будут работать без правильной расстановки приоритетов. Как ни парадоксально звучит, самое главное – это определить самое главное. Необходимо создать список долгосрочных целей и обязательно запишите его. Планы, когда их просто держат в голове, осуществляются очень долго или не осуществляются вовсе. Записав их на бумаге, мы получаем личный бизнес-план, очередной инструмент, служащий ориентиром. На данном этапе не стоит пытаться привязать к каждой цели какой-то определенный срок выполнения. Пусть это будет мозговой штурм, поток идей, каждая из которых достойна записи.

    Прием «Все лишнее долой». Теперь, имея на руках свой собственный бизнес план, можно избавиться от всего, что в него не входит. Это распространяется на все: от рабочего места до кладовки в квартире. Даже такая мелочь как заваленный бумагами стол может стать препятствием на пути к осуществлению ваших планов. Бардак, к сожалению, вездесущ и умеет исподволь проникать внутрь, отвлекая нас от главного, снижая концентрацию. Так что с ненужными вещами, мыслями и планами придется распрощаться. Устройте себе неделю «закрытия хвостов», выделите время закончить все незавершенные дела, снимите гири с ног и приступайте к делу без лишних помех. Личный тайм-менеджмент потребует от нас максимального внимания.

    Постановка задач. Каждое приоритетное направление, каждую цель можно разделить на вполне определенные шаги, задав им сроки выполнения.

    Прием «Тотальный контроль». Как уже говорилось, не стоит переоценивать управление временем: тайм-менеджмент невозможен без соблюдения некоторых неизменных правил. Например, обязательный контроль результатов. В конце недели можно взять свой список планов и пройтись по нему, отмечая выполненные дела. Контролируя себя, вы помогаете себе же строить дальнейшие планы, оценивать свои результаты и вовремя менять стратегию.

    Прием «Нет!». Это действительно хороший способ приучить ваше окружение к тому, что отвлекать вас во время работы совершенно бессмысленно. Найдите в себе силы и скажите «нет» всему, что съедает ваше время: интернет-серфингу, пустым разговорам, чужим делам. Можете даже составить топ-лист таких занятий и озаглавить их как «То, чего я не буду делать».

             Прием «Начинайте с самого сложного». Как показывает практика, самые сложные и объемные дела лучше перенести на первую половину дня. Во-первых, это освободит вас от размышлений о нависающем над вами неприятном занятии. Во-вторых – послужит дополнительной мотивацией. В конце концов, после завершения такого дела, все остальное покажется не таким уж сложным.

    Соблюдайте чистоту на столе. Богатые люди, расчетливые бизнесмены всегда работают за чистым столом! У несобранных людей на столе царит полный беспредел и аврал. Выработайте в себе полезную привычку во время разбирать со своего стола кучу бумаг, выбрасывайте ненужное и работайте в чистоте. Ученые довели, что более 30% времени мы тратим на то, чтобы найти нужный документ. Корзинка для ненужного мусора – хороший метод управлять своим временем!

    «Ешьте слона» по частям. Разделите одну большую цель на много маленьких и идите к ней шаг за шагом. Действительно, путешествие в тысячу миль начинается с одного шага. Делайте хотя бы по одному шагу в день, так вы будете гораздо ближе к цели.

    Прием « Делегирование полномочий». Среди ваших обязательных дел наверняка найдутся те, с которыми в состоянии справится другие люди. Не пытайтесь взвалить все на себя, научитесь доверять и передавать задачи другим исполнителям. Как правило, это касается второстепенных дел, где результат важнее процесса. Личный возможности любого человека ограничены, поэтому тайм-менеджмент учит нас делегировать.

             Комфортное рабочее место. Когда Вы работаете дома – у Вас появляется куча возможностей, чтобы отвлечься, особенно это относиться к тем, кто живет не один. Отдельное рабочее место увеличит Вашу продуктивность в разы и поможет Вам хорошо сконцентрироваться на собственном деле.

     Работайте в определенное время. Если Вы внимательно понаблюдаете за собой, то сможете определить свои биологические часы(биоритмы) на которые выпадает Ваш пик активности! Вот именно в это время Вы должны приложить максимум усилий, чтобы решить самые трудные задачи, так как Вы будете полны сил и эффективны!

    Выходной день.  Выходной - важный фактор для эффективного управления временем! Когда человек отдыхает – все ресурсы его организма постепенно восстанавливаются. Когда человек валится с ног от усталости – вряд ли он хорошо и качественно сделает конкретное задание.

    Стремитесь выполнять задания, которые вас развивают. Очень важно выполнять работу и набираться опыта одновременно. Таким образом, с течением времени вы будете становиться все более профессиональным работником и успевать за один и тот же промежуток времени намного больше количества работы. Избегайте работы, которую вы выполняете практически автоматически, машинально. Умственная работа, которая требует размышления и принятия важных решений, намного полезнее для вас. 
             Прежде чем приступить к новой работе, доведите до конца старую. Думаем здесь все предельно понятно, но это правило не следует забывать и всегда помните о нем. Ведь если не закончить текущее задание и приступить к выполнению нового, в конечном итоге мы получим два неоконченных дела, что намного хуже, чем одно безупречно выполненное. Прежде чем задаться вопросом, как все успевать, сначала пересмотрите свой подход к работе, возможно, вы тут же найдете массу изъянов и сразу же начнете меняться к лучшему. Если вам удастся приобрести качества целеустремленности, терпения, выдержки и обязательности, тогда все непременно получиться. 

    Главное положительный настрой! Прежде чем приступить к работе, настройтесь на то, что выполнить все нужно до конца, и естественно качественно. Изначально настроившись на это, у вас не получиться в дальнейшем сбиться с правильного пути. 

    Делайте перерывы. Не пытайтесь одолеть дела с наскока. Конечно, ваша работоспособность и увлеченность – это только плюс, но перерыв в работе – это не только отдых. Попробуйте интервальный метод. Например, можно разделить каждый час на две части в 45 и 15 минут. Сначала сконцентрируйтесь на задаче на 45 минут, не позволяя никому и ничему отвлечь себя, а в следующие 15 минут попробуйте отключиться, сделайте перерыв. Мозг может сам совершенно неожиданно подкинуть новую идею. Работая интервалами, проще сохранять концентрацию. Вдобавок ко всему, во время перерыва как раз можно заняться второстепенными делами.

    Следите за собой. Помните, что всегда необходимо относиться к себе с должным вниманием. Попробуйте отследить, когда вы наиболее работоспособны, как ваше настроение меняется в течение дня, сколько часов сна вам необходимо для хорошего состояния. Так вы сможете с большей пользой распоряжаться собственным временем.

    Поддерживайте баланс. Попробуйте отследить свои расходы: не однобоко ли ваше планирование? Сколько времени вы уделяете карьере, сколько семье, здоровью, самореализации, отдыху. Методы тайм-менеджмента могут оказаться очень эффективными для равномерного распределения вашего времени.

    Хвалите себя. Не забывайте о поощрении. Это дополнительная мотивация и положительные эмоции. Хвалите себя за каждый сделанный шаг, позволяйте себе маленькие радости. Это дополнительный стимул к дальнейшим действиям. И не ругайте себя за ошибки. Их не делает только тот, кто не делает вообще ничего. «Если ошибетесь, просто продолжайте танцевать».

    Матрица Дел Эйзенхауэра - Так называемая «матрица дел Эйзенхауэра» представляет собой классификацию любых предстоящих или текущих дел по критериям «срочность» и «важность». Мы решили остановиться именно на данной методике и включить ее в программу тренинга по обучению тайм-менеджменту учащихся 10-х классов (в практической части исследования). А на данном этапе мы решили ознакомить педагогов и учеников с данной техникой эффективного управления временем в формате мастер-класса на научно-практической конференции.

    1.4. Матрица Дел Эйзенхауэра

    «Срочные дела, как правило, не самые важные, а важные – не самые срочные» - говорил Д.Эйзенхауэр. Именно поэтому им была разработана «Матрица Дел Эйзенхауэра» как Метод Оптимизации Личного Времени.

    Так называемая «матрица дел Эйзенхауэра» представляет собой классификацию любых предстоящих или текущих дел по критериям «срочность» и «важность».

    Таким образом, выделяют четыре группы дел:

    1. Важные и срочные дела;
    2. Важные и несрочные дела;
    3. Неважные и срочные дела;
    4. Неважные и несрочные дела.

    Квадрат 1. Срочное и важное - дела, которые относятся к категории «пожаров». Надо бросать все дела и тушить пожар. Их выполнение не требует отлагательств. К первой группе относятся дела, при переизбытке которых в вашей жизни возникает стресс.

    При идеальном планировании этот квадрант матрицы должен оставаться пустым, т.к. Появление важных и срочных дел является показателем неорганизованности и допущения завала. Эта часть графика заполняется у многих людей из-за присущей им лени и неправильной расстановки приоритетов.

    Как правило, к подобным делам относятся завершающиеся проекты, кризисные явления, спущенные сверху неотложные задачи.

    В эту категорию легко переходят дела, из второй категории, которые не были начаты или проанализированы вовремя.

    Квадрат 2. Не срочное и важное - важные дела, не требующие мгновенного выполнения. Если выполнением этих задач пренебрегать, то со временем эти задачи переходят из квадрата 2 в квадрат 1, и вам нужно будет их выполнять уже в условиях стресса.  

    Во вторую группу попадают дела и проекты, которые направлены на развитие вашего проекта: аналитика осуществленных мероприятий и внедрение новых идей.  Решение данных дел требует ответственного отношения, поскольку в дальнейшем их результаты будут влиять и на ваше будущее, и на то, в какой ситуации окажется тот проект, в котором вы участвуете.

    Однако, основное отличие данной группы дел от  «важных и срочных», что, при наличии компетентных помощников, вы можете часть мероприятий перепоручить, оставив запас времени для обязательного контроля и исправления возможных ошибок.

    Квадрат 3. «Неважные, срочные» дела – то, что не представляет важности для конечного результата, но требует немедленного решения.

    С точки зрения экономии времени, эти дела крайне невыгодно делать самостоятельно, поскольку результат, который будет, достигнут, сколь аккуратен бы он ни был, не представляет особой ценности для основной деятельности. Подобные дела необходимо перепоручать в обязательном порядке и ни в коем случае не заниматься ими самому.

    Квадрат 4. «несрочные, неважные» – дела, которые могут быть описаны прекрасным эпитетом, имеющим широкое распространение среди тренеров по тайм-менеджменту: «пожиратели времени».

    Несрочное и неважное - дела, от выполнения которых можно отказаться, так как они не принесут должной отдачи. 

    К таким задачам относятся всевозможные «убийцы времени», пустые разговоры, развлечения, оказание всевозможных услуг и выполнение дел, не связанных с вашими непосредственными целями. Сюда необходимо отнести все телефонные звонки, вопросы и мероприятия, которые генерируются, в основном, вашими знакомыми (родственниками, коллегами, приятелями).

    Данные дела не имеют значения для тех проектов, в которых вы участвуете, однако, вы вынуждены на них реагировать, отвлекаясь от более важной работы.

    Если не удается избавиться от выполнения этих задач, то, по крайней мере, нужно постараться минимизировать время, которое вы затрачиваете на их выполнение.

     

    С данной методикой эффективного управления временем мы планируем ознакомить педагогов и учеников  в формате мастер-класса на научно-практической конференции.

    Глава 2. Практическая часть 

    В практической части нашего исследования мы поставили задачу разработать и апробировать систему мероприятий (тренинг) по освоению технологии тайм-менеджмента с учащимися 10-х классов, с целью обучения эффективного распределения собственного времени.

    В качестве эмпирического объекта выступили учащиеся 10Б класса в количестве 24 человек. Программа тренинга по тайм-менеджменту была составлена в соответствии с изучением методов, приемов и технологий тайм менеджмента. Главной технологией, которой мы планировали обучить учащихся, является матрица дел Эйзенхауэра. Программу тренинга можно рассмотреть в Приложении  1.

    Мы предполагаем продолжить изучение тайм-менеджмента с точки зрения освоения технологии тайм-менеджмента, как фактора, влияющего на интенсификацию (усиление) процесса профессионального самоопределения учащихся. Возможно, самоорганизованные учащиеся более успешно и эффективно подходят к вопросу выбора профессии, а именно – минимизируют эмоциональные и временные затраты на поиск будущей профессии, более ответственно подходят к своему профессиональному выбору, анализируя при этом возможные исходы своего решения. В связи с этим, мы планируем продолжить изучение тайм менеджмента с данной точки зрения.

    Выводы и результаты
    1. Сформулирована теоретическая база по методам эффективного управления временем;
    2. Изучены все возможные методы, приемы и инструменты для обучения тайм-менеджменту;
    3. Проанализирована технология матриц Эйзенхауэра, и определена как самостоятельный прием при обучении тайм-менеджменту в образовательной среде. Матрицы Эйзенхауэра можно считать наиболее эффективной методикой для экспресс-обучения;
    4. Найдено практическое применение матрицам Эйзенхауэра – нами был разработан и воплощен в реальность проект блокнота-ежедневника, в основе которого лежит матрица.
    5. Гипотеза о том, что обучение тайм-менеджменту в образовательной среде актуально, подтверждается в ходе анализа существующих исследований и теоритического материала по данному вопросу.
    6. Разработана и апробирована программа тренинга по обучению тайм-менеджменту учащихся 10-х классов с целью обучения эффективного распределения собственного времени.
    7. В итоге исследования мы пришли к выводу, что нам следует продолжить изучение тайм менеджмента с точки зрения освоения данной технологии, как фактора, влияющего на интенсификацию (усиление) процесса профессионального самоопределения учащихся.

    Заключение

    Человечество всегда впечатляла огромная сила  времени. И всегда во все времена люди пытались понять и остановить время.

    О категории «времени» ведутся постоянные дискуссии в философии, физике, психологии, педагогике и других науках. По этому вопросу существуют спорные и порой противоречивые мнения, но большинство ученых отмечают, что временем необходимо научится грамотно управлять.

    Мы предлагаем реальный метод управлением времени - это тайм-менеджмент.

    Традиционно  сложилось  так,  что  «управление  временем»  -   это  раздел  

    общего  менеджмента.  В  некоторых  случаях  он  соотносится  с  общими  вопросами  управления  организационными  структурами  и  процессами,    иногда  -  с  персональными  данными  и  личностными  компетенциями  менеджера

    Главное  необходимо  помнить,  что  основная задача в тайм-менеджменте – не упорядочивание всей информации и не перечисление всех возможных дел, а поиск  наиболее рационального способа реализации своих дел с учетом их приоритетов.

    Ежедневное решение разного рода задач и проблем можно представить в виде ряда различных функций, которые находятся в определенной взаимозависимости между собой и, как правило, осуществляются в  определенной последовательности.

    Задача тайм-менеджмента заключается в том, чтобы вовремя определить главное дело. Расстановка приоритетов позволяет эффективно управлять списком намеченных дел, присваивая каждой задаче свой уровень важности. Основной секрет управления временем заключается в сосредоточенности и целенаправленности. Все эти нюансы безусловно важны не только для людей, занимающихся бизнесом.

    Также расстановка приоритетов важна и для участников образовательного процесса – как для педагогов, так и для учеников. В школе как обучающемуся, так и педагогу необходимо осознать ценность времени и найти наиболее эффективный способ его стабильного использования. Педагоги с помощью своего накопленного опыта могут передать имеющиеся знания ученикам. И важно, чтобы педагоги владели подобными методами распределения временем, как для передачи знаний ученикам, так и для сохранения свободного времени для себя (для своего здоровья, душевного состояния, для избегания от стресса, депрессий, проф.выгорания и т.д.). Учащимся же обучение тайм-менеджменту актуально для того, чтобы развить в себе навыки самоорганизации, научиться правильно распределять время и дела. Только в таком случае учащемуся будет легче сдать экзамены, расставить жизненные приоритеты, правильно выбрать профессию, и безусловно полученные знания продуктивно помогут учащемуся в дальнейшем обучении (в университете, в институте, техникуме и т.д.).

    В ходе теоретического обзора мы пришли к выводу, что обучению тайм-менеджменту учащихся школы может положительно сказаться на повышении уровня самоорганизации. С данной целью мы разработали и реализовали  программу тренинга по тайм-менеджменту для учащихся 10-х классов нашей школы. В нашем тренинге мы сделали акцент на одной из самых эффективных технологий - «матриц Эйзенхауэра». Также в феврале 2016 г. в формате школьной научно-практической конференции мы продемонстрировали данную технологию членам жюри, педагогам и учащимся, присутствующим на конференции.

    Мы предполагаем продолжить изучение тайм-менеджмента с точки зрения освоения технологии тайм-менеджмента, как фактора, влияющего на интенсификацию (усиление) процесса профессионального самоопределения учащихся. Возможно, самоорганизованные учащиеся более успешно и эффективно подходят к вопросу выбора профессии, а именно – минимизируют эмоциональные и временные затраты на поиск будущей профессии, более ответственно подходят к своему профессиональному выбору, анализируя при этом возможные исходы своего решения. В связи с этим, мы планируем продолжить изучение тайм менеджмента с данной точки зрения.

    В итоге нашей  работы с матрицами Эйзенхауэра, мы нашли им и практическое применение – нами был разработан и воплощен в реальность проект блокнота-ежедневника, в основе которого лежит матрица.

    Анализ полученных знаний по технике эффективного управления временем с помощью матриц Эйзенхауэра, позволил нам создать ряд рекомендаций по ее использованию.

    Рекомендации по использованию матриц Эйзенхауэра:

    • Стремитесь уменьшить до 1-2 количество проектов из категории «важно и срочно»;
    • Стремитесь к тому, чтобы все задачи, имеющие стратегическое значение находились в квадрате со статусом «важно и не срочно»; именно данный статус дел, позволяет выполнять их в срок, и качественно. В том случае, если вы реализуете проект со статусом «важно и не срочно», но не можете справиться самостоятельно – привлекайте исключительно тех, кто компетентен в данном вопросе. Также резервируйте время для контроля и исправления возможных ошибок!;
    • Дела «неважные, но срочные» — передавайте своим помощникам или, если есть возможность, отдавайте тем, кто специализируется на подобных вопросах;
    • «Пожирателей времени» из своей работы старайтесь исключить полностью. Не акцентируйте на них внимания: приучайте близких к sms в ваше рабочее время (или вовсе отключайте личный телефон).

    Список используемой литературы
    1. Зайцева О.Г., Киргизова Т.И., Кохичко А.Н. Образовательно-инновационные технологии: теория и практика: монография / О.Г.Зайцева, Т.И. Киргизова, А.Н.Кохичко и др., под общей ред.проф.О.И. Кирикова. – Книга 9. – Воронеж: ВГПУ, 2011. – 165 с.
    2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998. – 254 c.
    3. Козловская Т.Н. Самоорганизация времени как фактор формирования «образа будущего» студента университета: автореф. дис.... канд. пед. наук. Оренбург, 2005. – 16 с.
    4. Архангельский Г.А.технология тайм-менеджмента « Тайм-драйв: Как успевать жить и работать». М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. – 272 с.
    5. Кирьякова А.В. Аксиология образования. Ориентация личности в мире ценностей: Монография / А.В.Кирьякова. – М.: Дом педагогики. ИПК ГОУ ОГУ, 2009. – 318 с. 

    Приложение 1.

    Программа тренинга:

    Тайм менеджмент в образовательной среде

    Практическое занятие для учащихся 10-х классов

    От ответственности незнание закона не освобождает. Например, за опозданием на работу незамедлительно последует дисциплинарное взыскание, а появление на рабочем месте вовремя, но без макияжа или в мятой одежде вызовет чувство неловкости и недовольства собой. Именно поэтому так популярны сегодня тренинги по тайм-менеджменту.

    Упражнение 1. Чувство времени

    Цель: Участники тестируют себя — насколько точно они ощущают течение времени.

    Инструкция: Давайте проверим, насколько у каждого из вас развито чувство времени. Закройте, пожалуйста, глаза и постарайтесь после моей команды «начали» уловить тот момент, когда пройдет минута. При этом не надо считать про себя. Как только, с вашей точки зрения, минута пройдет, поднимите руку и откройте глаза. На доске изображена шкала времени. Т.е. прямая линия, с отмеченными на ней временными интервалами -20сек, -15сек, -10сек, -5сек, 0, +5сек, +10сек, +15сек, +20сек. Я буду показывать указкой оставшееся время на доске. После того как вы откроете глаза то увидите на сколько секунд вы оказались близки к заданному времени. Ваша задача – записать это время в маршрутный лист в задание под №1. Итак, начали.

    Итоги упражнения: делается вывод о том, что от того, как мы воспринимаем временя, зависит и продуктивность нашей работы. Если мы воспринимаем время больше, чем оно на самом деле есть, то мы не успеем выполнить заданную работу, а если мы воспринимаем время меньше, чем есть на самом деле – то в работе мы будем торопиться и, возможно, допустим ошибки.  После завершения упражнения тренер сообщает участникам результаты своих наблюдений и предлагает обменяться впечатлениями. Если участники группы высказывают желание повторить упражнение, тренер идет им навстречу или предлагает потренироваться самим.

    Упражнение №2. Стратегия Уолта Диснея.

    Следующее упражнение поможет нам разобраться с тем, что же еще влияет на правильное или ошибочное распределение собственного времени. Каждый человек может пребывать в состоянии Мечтателя, Критика или Реалиста. Обычно все три состояния в людях проявляются одновременно.

    Инструкция: сейчас вы разделитесь на 3 команды – мечтатели, критики и реалисты: Мечтатель (идеальные решения проблемы: никакой критики);
    Критик (обозначение только проблем, выбор только самого актуальных и сложных задач); Реалист  (взвешенное решение с учетом мнений мечтателей и критиков). Найдите в маршрутном листе задание №2 (таблица). Ваша задача перенести заданные актуальные проблемы в эту таблицу в соответствии с вашей позицией (мечтатель, критик или реалист), а не с вашим личным мнением. Там же нужно указать причину такого выбора.

    Когда все команды завершат работу, можно попросить у представителя от команды представить свои результаты. Другие команды могут задавать свои вопросы.  

    Упражнение №3. Мои Цели.

    Цель: Выработка жизненных целей.

    Инструкция: Поговорим о ваших жизненных целях. Возьмите ручку, бумагу. В течение 3 минут подумайте над вопросом «Что я действительно хочу получить от своей жизни?» Долго не думайте, записывайте все, что приходит вам в голову. Уделите внимание всем сферам вашего бытия. Фантазируйте. Чем больше — тем лучше. Отвечайте на вопрос так, словно вы обладаете неограниченным ресурсом времени. Это поможет вспомнить все, к чему стремитесь.

    Шаг 2. Теперь, за две минуты вам нужно выбрать то, чему бы вы хотели посвятить ближайшие 2 года. Цели должны быть реалистичны.

    Шаг 3. Сейчас в течение 1 минуты мы определим цели на ближайшие шесть месяцев.

    Рефлексия: давайте обсудим, у кого что получилось? Какие интересные выводы вы для себя сделали? Что было труднее всего? Почему? Кто составил реалистичный план и готов ему следовать? Используйте данный метод в своей жизни, это позволит сконцентрироваться на действительно важных для вас вещах.

    Упражнение №4. Матрицы Эйзенхауэра.

    Даже составив четкий список дел, бывает довольно трудно расставить их по приоритетности. В таких ситуациях помогает наверняка знакомая Вам «Матрица Эйзенхауэра», в которой все текущие дела разбиваются на четыре квадрата (см.маршр.лист, задание №4):

    Квадрат №1: Важные и Срочные

     

    Квадрат №2: Важные и Несрочные

     

     

    Квадрат №3: Неважные и Срочные

     

     

    Квадрат №4: Неважные и Несрочные

     

    1. Важные и срочные дела – сюда относятся критические ситуации, неотложные проблемы, которые лично для вас важны и их необходимо сделать в короткие сроки;
    2. Неважные и срочные дела - то, что не представляет важности для конечного результата, но требует немедленного решения;
    3. Важные и несрочные дела – сюда относится важные дела, не требующие мгновенного выполнения;
    4. Неважные и несрочные дела – мелочи, отнимающие время.

    Инструкция:  для того, чтобы более подробно познакомиться с данной матрицей, давайте вместе попробуем распределить находящиеся перед вами актуальные дела по квадратам.

    Упражнение №5. Дырокол

    В качестве основной проблемы, мешающей эффективному использованию времени, слушатели обычно называют «прерывания»: телефонные звонки, незапланированные посетители, незапланированные совещания и т.д. Мы называем такие прерывания «внешними», так как причина такого прерывания находится «извне».

    Эту идею хорошо иллюстрирует пример, почерпнутый из книги Роберта Чалдини, о забавной тактике сбора пожертвований, который некоторая религиозная организация применила в американских аэропортах:

    • Этап №1. К бизнесмену в аэропорту внезапно подходит симпатичная девушка и протягивает ему цветок. Бизнесмен автоматически берет цветок.
    • Этап №2. Девушка просит внести небольшое пожертвование в пользу своей общины. Бизнесмен чувствует себя «обязанным» девушке, так как получил цветок, достает кошелек и жертвует несколько долларов. Девушка уходит.
    • Этап №3. Бизнесмен идет по аэропорту с чемоданом в одной руке, цветком в другой, и чувствует себя сконфуженно. Он бросает цветок в ближайшую урну. Возле урны стоит другая девушка. Она подбирает цветок, выискивает следующую жертву и… круг повторяется.

    Они не тратятся даже на цветы.

    Данный пример хорош тем, что наглядно демонстрирует, как «автоматизм» наших действий в ответ на внезапные происшествия (стимулы) позволяет другим людям манипулировать нашими действиями, а значит, и нашим временем. В истории о пожертвованиях «побеждает» девушка с цветком, а бизнесмен действует не в своих интересах.

    Тренер адресует в группу вопрос: был ли у бизнесмена выбор на каждом из трех этапов?

    (На этапе №1 можно вежливо отклонить протянутый цветок или, проигнорировав девушку, пройти мимо, или завести с ней разговор, и т.д. На этапе №2 можно вернуть цветок или не дать деньги. Наконец, на этапе №3 можно взять цветок с собой в самолет и подарить его стюардессе)

    Обычно в группе находятся участники, которые говорят, что люди на самом деле не реагируют автоматически и всегда действуют осмысленно. Предвосхищая этот вопрос, можно «спровоцировать» группу. В момент начала рассказа про «цветок», тренер (или его помощник) начинают, не прерывая повествования, протягивать некоторым участникам случайные предметы – дырокол, маркер, чашку – всё, что попадется под руку. На практике подавляющее число участников берет «цветок», недоуменно глядя на тренера. Тут важно невозмутимо продолжать свой рассказ, не вступая с «жертвами» в разговор. Если участник отклоняет предмет или задает вопрос «Зачем?», тренер отступает или протягивает предмет ближайшему соседу. Пока идет рассказ, «жертвы» держат в руках дыроколы с довольно озадаченным видом.

             По завершении рассказа тренер обращается к аудитории: «Пожалуйста, поднимите руки те, кто в течение последних пяти минут что-то взял у тренеров». У нескольких поднявших руки можно спросить, почему они это сделали? Обычно отвечают «я думал, меня попросят что-то сделать» или «Вы же тренер, вот я и взял(а)». Важно обратить внимание группы, что, несмотря на формальный авторитет тренера, у «жертв» был реальный выбор: например, не брать предмет или задать вопрос (если в группе были те, кто предмет не взял, полезно попросить их рассказать группе, почему они это сделали, и что они при этом чувствовали).

    Вывод: Тренер, протягивающий дырокол, это и есть «девушка с цветком», внезапный стимул, заставляющий нас автоматически реагировать. Такой же «девушкой с цветком» на работе является не планированный посетитель, внезапное поручение начальника, просьба коллеги, сбой работы компьютера, телефонный звонок, заставший Вас посреди деловой встречи или просто когда Вы сосредоточены на каком-то деле. Важно дать себе хотя бы несколько секунд на размышление – как я могу поступить? Какой из вариантов является для меня наилучшим? Таким образом, основной методикой борьбы с внешними прерываниями является осознание того, что Вас прервали, и осознанное принятие решения о том, хотите ли Вы прерваться или нет.

    Общая рефлексия занятия: давайте обсудим, у кого что получилось? Какие интересные выводы вы для себя сделали? Что было труднее всего? Почему?