презентация " Арт-терапия"

Залесская Галина Валерьевна

презентация Арт-терапия

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon атр-терапия620.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Атр- терапия, как отражение всех видов подсознательных процессов, включая страхи, конфликты, воспоминания и мечты Педагог-психолог МАДОУ ЦРР д/с № 105 Залесская Галина Валерьевна арт-терапия

Слайд 2

Изучение психологии поведения методами изобразительной деятельности лежит в основе арт-терапии. Изучение арт-терапии началось в 20-е годы 20 века. Современная арт-терапия делает акцент на самом процессе творчества, а не на его продукте, она не требует никаких особых навыков и талантов для участия арт-терапия арт-терапия

Слайд 3

Методы арт-терапии Арт-терапия, как метод психологической помощи, может применяться в работе с различными категориями граждан и способствует: Развитию творческих способностей Повышению самооценки и росту самосознания Развитию эмоционально- нравственного потенциала Формированию умения решать внутренние и групповые проблемы Формированию умения выражать эмоции Формированию умения решать конфликтные ситуации, снятию напряжения, релаксации Развитию коммуникативных навыков, навыков социальной поддержки и взаимного доверия Развитию способности воспринимать мир таким, каков он есть на самом деле.

Слайд 4

Основная цель арт- терапии – гармонизация внутреннего состояния, то есть восстановление способности находить оптимальное , способствующее продолжению жизни состояние равновесия.

Слайд 5

Задачи арт- терапии: Акцентировать внимание ребенка на его ощущениях и чувствах Создать оптимальные условия для ребенка, способствующие наиболее четкой вербализации и проработке тех мыслей и чувств, которые он привык подавлять Помочь ребенку найти социально приемлемый выход как позитивным, так и негативным чувствам

Слайд 6

Коррекционные возможности арт- терапии: Развитие и усиление внимания к своим чувствам и переживаниям, что повышает самооценку Сам процесс творчества, дающий возможность свободно выразить свои чувства, потребности и фантазии в виде продукта творчества(рисунка, коллажа, скульптуры и т.п.), что является безопасным способом разрядки напряжения Возможность заново пережить внутренние конфликты прошлого в результате соприкосновения со своим бессознательным и общения с ним на символическом языке образов в условиях безопасного пространства и поддержке со стороны психолога Возникновение чувства внутреннего контроля и порядка, так как творчество приводит к необходимости организовывать окружающее пространство (формы и цвета, звуки, слова) Освоение новых форм опыта

Слайд 7

Активная форма- ребенок сам создает продуты творчества: рисунки, скульптуры, истории и т.п. Пассивная форма - ребенок использует художественные произведения созданные другими людьми: рассматривает картины и т.п. Смешанная форма – используются имеющиеся произведения искусства для создания своих продуктов творчества формы арт-терапии

Слайд 8

Создание новых, ранее не существовавших форм материи Изменение, обновление, преображение и совершенствование существующего Разрушение «старого мира» и построение нового Этапы арт- терапии

Слайд 9

Основные концепции арт-терапевтического процесса Психотерапевтические отношения представляют собой открытую «живую» систему, включающую в себя в качестве основных элементов ребенка, психолога и изобразительный материал Система отношений обладает рядом характеристик, таких как: Открытость Наличие информационных Способность к каналов, связывающих целеполаганию элементы с друг другом и внешней средой

Слайд 10

Подготовительный этап Этап формирования системы отношений и начала творческой деятельности Этап укрепления и развития отношений и наиболее продуктивной творческой деятельности ребенка Завершающий этап Основные этапы арт -терапевтического процесса

Слайд 11

Создание атмосферы высокой степени терпимости, защищенности и безопасности, необходимой для установления отношений и перехода к творческой деятельности Структурирование и организация поведения клиента и его отношений с психологом посредством: Разъяснения Определение правил задач и содержания работы Основные задачи на подготовительном этапе

Слайд 12

основные задачи на 2-м этапе Поддержание атмосферы терпимости , защищенности Усиление и установле- ние эмоционального резонанса Построение диагности- ческих гипотез Проверка правильности Гипотез их корректиров ка Структурирование и Организация Поведения путем Обозначения правил Фасилитация Эмоциональной экспрессии

Слайд 13

Обсуждение, направленные на прояснение смысла творческой продукции различные виды игровой деятельности Художественное описание изобразительной продукции элементы драмотерапевтической работы Работа с голосом приемы работы на 3-м этапе

Слайд 14

Создание условий для выражения ребенком своих чувств и потребностей, а так же организация при это его поведения и деятельности Продолжение «Диалога» с ребенком, осознание им своих переживаний и оценки результатов Фокусирование внимания ребенка на себе и свои внутренних ресурсах Привлечение внимания ребенкак системе его социальных отношений, с тем чтобы подготовить его к встрече с новыми трудностями и использованию новых моделей отношений основные задачи психолога на завершающем этапе

Слайд 15

Оснащение кабинета Кабинет для индивидуальной работы Кабинет-студия Кабинет групповой интерактивной работы

Слайд 16

Журналы Цв.бумага Фольга текстиль Глина Пластилин Тесто для лепки Бумага для рисования игрушки Нитки ткани ножницы Кисти губки Краски, Карандаши Восковой мел пастель оснащение

Слайд 17

Форматизированный бланк заполняется на каждой сессии при проведении как индивидуальной, так и групповой арт- терапии Развернутое описание по схеме (В основном для тематически ориентированных групп) Ведение документации

Слайд 18

Расписание занятий (для детей 5-6 лет) Понедельник Среда Количество детей в группе 11 человек реализация метода на базе МАДОУ ЦРР д/с№105

Слайд 19

Расписание занятий (для детей 6-7 лет) вторник четверг Количество детей в группе 10 человек

Слайд 20

ЗАНЯТИЕ Тема: «в мире детских фантазий» Цель : коррекция внутрисемейного взаимодействия средствами изобразительной деятельности на психолого-педагогической основе. Задачи: Организация вариативного взаимодействия с родителями. 2. Развитие способностей понимать эмоциональное состояние другого человека, по мимике и жестам, и уметь выразить свое. 3. Развитие раскованности, содействие формированию хорошего настроения. 4. развитие фантазии через изобразительные умения делать отпечатки ладони и превращать их в изображения.

Слайд 21

ПЛАН 1 «Знакомство» (ритуал приветствия) 2 «Король Боровик не в духе» (эмоциональное реагирование на прочитанный текст) 3 «Дикобраз» (демонстрация иллюстраций, тематические загадки) 4 «Назови меня мамочка ЛАСКОВО» (учить детей и взрослых подбирать ласковые слова, образовывать уменьшительно-ласкательные слова и говорить их друг другу. Воспитывать дружелюбие, ласковость, нежность.) 5 Подведение итогов. (Вручение грамот, дипломов)

Слайд 22

Ход занятия 1 «Знакомство» Занятие начинается с ритуала приветствия. С его помощью создается атмосфера доверия в группе, положительный настрой участников на занятие. Игра «Здороваемся необычно» Психолог говорит : «Давайте попробуем испытать новые эмоции, а заодно и освоим нетрадиционные приветствия. Вы можете сами придумать их и показать всей группе. Для начала предлагаю несколько вариантов приветствия: тыльной стороной ладони, стопами ног, коленями, плечами, лбами и т. п.

Слайд 23

2 «Король Боровик не в духе» Педагог читает стихотворение, а ребенок и родители действуют согласно тексту. Шел король Боровик Через лес напрямик, Он грозил кулаком И стучал каблуком. Был король Боровик не в духе: Короля покусали мухи.

Слайд 24

3 «Дикобраз» Педагог показывает картинки с изображением животного, детям необходимо отгадать кто это. Одновременно зачитывается стихотворение подсказка. К нам явился дикобраз: «Можно мне пожить у вас? Я тогда покончу разом С диким именем своим, Стану я домашнобразом- Добрым, милым и ручным! Вы погладьте, как котенка, - Стану я мурлыкать звонко, На колени забираться- Очень ласку я ценю! Так что запасайте, братцы, Рукавицы и броню! »

Слайд 25

4 «Назови меня мамочка ЛАСКОВО» Педагог предлагает родителям обратиться к детям в уменьшительно-ласкательной форме. 5 Подведение итогов. (Вручение грамот, дипломов)

Слайд 26

Список литературы 1 Арт-терапия. Хрестоматия. – СПб., 2001. 2 Алексеева М.Ю. "Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя". М., 2003. 3 Аметова Л.А. "Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт". М., 2003. 4 "Арт-терапия: Диалог: Россия-Великобритания" Сборник статей. Островитянин, 2008. 5 "Арт-терапия". ред.-сост. А.И.Копытин. СПБ., 2001. Бурно М.Е. Психотерапия творческим самовыражением. – М., 1989. – 304 с. Бетенски М. "Что ты видишь? Новые методы арт-терапии". М., 2002. Будза А. "Арт-терапия: Йога внутреннего художника". Феникс, 2006. 9 Будза А. "Эзотерическая фотография. Дзэн и фото-арт-терапия". Феникс, 2007.

Слайд 27

10 Выготский Л.С. Психология творчества. – М., 2000. 11 Вальдес Одриосола М. - "Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности." Методическое пособие. Владос, 2005. 12 Вачков И.В. "Арт-терапия. Развитие самопознания через психологическую сказку". М.,2001. 13 Ганим Барбара. "Исцеление через искусство". Минск, 2005. 14 Гиппиус С.В. "Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств". СПб., 2001. Дженингс С., Минде А. "Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии". М., 2003. "Диагностика в арт-терапии. Метод "Мандала" ред. А.И.Копытина. СПб., 2002. 17 Дрешер Ю.Н. "Библиотерапия, теория и практика: учебное пособие". Профессия, 2007. 18 Зинкевич-Евстигнеева Т.Д, Грабенко Т.М. "Практикум по креативной терапии". М.: ТЦ Сфера, 2003. 19 Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. "Путь к волшебству, Теория и практика арттерапии". СПб.: Златоуст, 2005. 20 Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. "Психотерапия зависимостей: Метод арт-терапии". СПб.: Речь 2002.

Слайд 28

21 Киселева М.В. "Арт-терепия в работе с детьми". СПб.: Речь, 2008. 22 Кожохина С.К. "Растём и развиваемся с помощью искусства". СПб.: Речь, 2006. 23 Кокоренко В.Л. "Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий". СПб.: Речь, 2005. 24 Колошина Т., Тимошенко Г. "Марионетки в психотерапии". М., 2001. 25 Копытин А.И., Корт Б. "Техники аналитической арт-терапии: исцеляющие путешествия". СПб.: Речь, 2007. 26 Копытин А.И. "Теория и практика арт-терапии". СПб., 2002. 27 Копытин А.И. "Тест "Нарисуй историю". СПб.: Речь, 2003. 28 Копытин А.И. "Системная арт-терапия". СПб.: Питер, 2001. 29 Копытин А.И., Свистовская Е.Е. "Арт - терапия детей и подростков". М.: Когито - Центр, 2007. 30 Королева З. "Говорящий рисунок" (100 графических тестов). 2006. 31 Короткова Л.Д. "Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста". СПб.: Речь -2001. 32 Красный Ю.Е. "Арт - всегда терапия". 2006. 33 Кузьмина Е. Р. "Нарисуй мне о себе: практическая психология для взрослых и детей". М.: Когелет. 2001.

Слайд 29

Лановой В.Е. "Метод "Напишите рассказ". Диагностика, терапия и прогноз". СПб.: Речь, 2006. Лебедева Л.Д. "Практика арт-терапии: подходы, диагностика". СПб.: Речь, 2003. 36 Лебедева Л. Д. "Арт-терапия в педагогике" Педагогика, 2000. 37 Малкиоди Кати "Палитра души. Преображающая сила искусства: путь к здоровью и благополучию". София, 2004. 38 Медведева Е.А. Левченко И.Ю. Комиссарова Л.Н. Добровольская Т.А. "Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании". М.: Академия, 2001. 39 Мэй Р. "Мужество творить: Очерк психологии творчества". Инициатива 2001. 40 Назарова Л. "Фольклорная арт-терапия". СПб.: Речь, 2002. 41 Никитин В. "Пластикодрама: Новые направления в арт-терапии". М., 2003. 42 Погосова Н.М. "Погружение в сказку.Сказотерапевтические программы". СПб.: Речь, 2007. 43 "Практикум по арт-терапии" Ред. А.И.Копытин. СПб., 2001. 44 Пурнис Н.Е. "Арт-терапия. Аспекты трансперсональной психологии". СПб.: Речь, 2008. 45 Пурнис Н.Е. "Арт-терапия в развитии персонала". СПб.: Речь, 2008.

Слайд 30

46 Практикум по арт-терапии. Под ред. А.И. Копытина. – СПб., 2000. 47 Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб., 2000. 48 Радина Н.К. "Истории и сказки в психологической практике". СПб.: Речь, 2006. 49 Романова Е.С. "Графические методы в практической психологии". СПб., 2001. 50 Рудестам К. "Групповая психотерапия". СПб., 2000. 51 Рыбакова С.Г. "Арт-терапия для детей с задержкой психического развития". СПб.: Речь, 2007. 52 Скурат Г. "Детский психологический театр. Развивающая работа с детьми и подростками". СПб.: Речь, 2007. 53 Сусанина И. "Введение в арт-терапию". Когито, 2007. 54 Сучкова Н.О. "Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей". Сфера, 2008.

Слайд 31

55 Уильямс Х. "Говорящий" рисунок, или как познать свое глубинное "Я". АСТ, 2007. 56 Хайкин Р. Б. "Художественное творчество глазами врача". М.: Наука, 1992. 57 Хайкин Р. Б. "Арт-терапия". СПб: Наука, 1992. 58 "Хрестоматия. Арт-терапия". под ред. А. И. Копытина. СПб.: Питер, 2001. 59 Черемнова Е.Ю. "Танцетерапия. Танцевально-оздоровительные методики". Феникс, 2008. Шевченко М."Я рисую успех и здоровье!". Питер, 2007. NS.PORTAL МААМ. ru «Арт-талант»


 

Комментарии

Блажеева Екатерина Владимировна

Чудесная работа, мне пригодилась!