Толерантность, миграция

Анашкина Елена Викторовна

Формирование толерантного сознания и позитивных социокультурных установок среди учащихся общеобразовательных школ - в настоящее время актуальная тема. Представленный ниже тренинг поможет специалистам решить поставленные задачи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_tolerantnost_migratsiya.docx30.19 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог-психолог Анашкина Е.В.

                  Толерантность, понятие и проявление.

Часть 1.

Миграция становится все более привычным явлением в частной жизни человека., в жизни общества, в экономике.  Постоянно меняющаяся картина современного мира во многом связана с движением населения, его перемещением через границы. Такое движение ученые называют механическим (от латинского – переселение).

Миграция означает перемещение людей из одной страны или местности в другую. Люди, которые мигрируют – называются мигрантами.

Миграция обычно подразделяется на эмиграцию и иммиграцию. Мы говорим, что люди эмигрируют в том случае, если они уезжают из своей страны в другую (пример: гражданин РФ переехал жить и работать во Францию).

 В том случае, если люди приезжают в определенную страну с последующим получением вида на жительство, мы говорим, что они иммигрируют (пример: гражданин Франции переехал жить и работать в Россию).

Особенно легки на подъем – молодежь. В поисках впечатлений за рубежом, привлекательных возможностей продолжить обучение или устроиться на работу.

Миграционные процессы обусловлены конкретными факторами, событиями, ситуациями.

Факторы притока и оттока мигрантов:

  • Экономические (недостаток рабочих мест, низкая заработная плата) - возможность получить работу, высокие и стабильные заработки.
  • Политические (преследование по политическим мотивам, коррупция,  государственные перевороты, авторитарный режим в стране) – политические свободы, безопасность.
  • Социальные (низкий уровень оказания социальных и медицинских услуг) - высокий уровень мед и соц обслуживания, хорошее образование, соц гарантии.
  • Личные /семейные (родственные связи)
  • Стихийные бедствия

Причины миграции

Выделяют экономические и социальные миграции.

Переселение в происках новой работы, более высоких заработков, перемены образа жизни, приобретение иного социального статуса может быть вызвано как экономическими, так и социальными причинами. Самой распространенной в настоящее время разновидностью экономических  миграций является трудовая.

Политические миграции, как правило, вызваны преследованиями по политическим, религиозным и расовым признакам.

Военные причины

Семейные

Национальные

Религиозные.

В зависимости от того, предпринимается  перемещение людей по их собственному решению или независимо от него, миграция делится на добровольную и принудительную.

Принудительные миграции – это перемещения значительных масс людей, предпринятые государством по отношению к своим или чужим гражданам путем принуждения (вывоз рабов, торговля людьми).

Добровольная миграция – это перемещение людей, добровольно покидающих старое место своего постоянного проживания и переезжающих на новое место жительства.

Разновидностью принудительной миграции становятся беженцы и вынужденные переселенцы.

Под термином «беженец» в соответствии с Женевской конвенцией подразумевается лицо, которое в результате событий и в силу опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может или не желает  пользоваться защитой этой страны, не может или не желает вернуться в свою страну.

Вопрос для обсуждения:  

Как вы думаете, какая область (регион) России самая уникальная с точки зрения миграционных процессов? (Калининградская обл.).

2. Актуализация проблемы миграции (20 мин)

Упражнение «Ассоциации»

а) Предложите учащимся в течение 1 минуты подумать, какие ассоциации у них возникают, когда они слышат слово «миграция». Затем попросите их озвучить свои мысли. Зафиксируйте все возможные ассоциации на доске.  (не более 7 минут).

После того, как все ассоциации записаны, проведите краткое обсуждение полученных результатов. (5-7 минут).

Обсудите с учащимися упражнение, задав следующие вопросы:

  1. Какие ассоциации чаще всего возникают, когда мы слышим слово «миграция», позитивные или негативные? И почему? С чем связаны такие ассоциации, откуда они у вас появились?
  2. Как вы считаете, насколько хорошо вы знакомы с понятием «миграции»? Из каких источников вы чаще всего слышите про миграцию?

б) разделите учащихся на 2 группы.

Задание:

 Первой  подгруппе подумать и записать на листах факторы, которые могут подтолкнуть человека уехать из страны или местности в другую (эмигрировать).

 Второй подгруппе записать факторы, которые могут привлечь человека переехать в другую страну (иммигрировать) ( на выполнение задания 5 минут).

Как только все группы справятся с заданием, попросите одну группу (№1) представить свои наработки.  Затем озвучивает вторая подгруппа.

Краткое резюме 1 части тренинга.

Ответить на вопросы:

- что нового узнали во время занятия (какие новые знания получили)?

- как смогут использовать полученную информацию в жизни?

Часть 2.

По данным регионального мониторинга Московского бюро по правам человека* в течение последних лет было зафиксировано 170 нападений на почве этнической ненависти. В результате 51 человек погиб, 310 пострадало. В списке наиболее ксенофобских городов – Москва  и Санкт-Петербург. Зафиксированы случаи этнических столкновений, проявления ксенофобии и дискриминации по отношению к представителям другой национальности еще в тридцати российских городах. Среди погибших и пострадавших,  как жители России, так и представители Азербайджана, Узбекистана, Киргизии, Армении, Белоруссии, выходцы из африканских стран, государств Ближнего Востока, Кореи, Китая. В общей сложности за год по делам о преступлениях на почве этнической ненависти было осуждено 109 человек.

Открытая враждебность по отношению к людям иной национальности, нетерпимое отношение к представителям  другой расы, культуры, есть не что иное, как проявление этнической дискриминации. В ее основе ксенофобия – навязчивый страх, переходящий в ненависть, нетерпимость к кому-либо чужому, незнакомому, непривычному. Необъяснимый страх, идущий часто от непонимания или нежелания понять проблемы, образ жизни и мыслей людей иной культуры, толкает на необдуманные проявления враждебности по отношению к ним. Представители же тех этнических групп, против которых направлены ксенофобские настроения, вынуждены защищать себя. Отсюда открытый конфликт.   Эти конфликты спровоцированы в угоду экстремистским устремлениям, например националистических  организаций типа нацболов или скинхедов, выступающих под лозунгом «Россия для русских», то проявление нетерпимости принимает крайне жесткие формы.

Дискриминация – преднамеренное ущемление прав, интересов отдельных лиц , социальных групп, организаций, государств по сравнению с другими.

По своему содержанию дискриминация бывает:

  • Расовая
  • Национальная
  • Политическая
  • Дискриминация по признаку пола.

Мигранты относятся к числу тех, кто в первую очередь становится объектом дискриминации,  в чей адрес сообщество высказывает часто необоснованные обвинения или предпринимает экстремистские действия.

Для того, чтобы искоренить дискриминацию, необходимо начать с работы над собой. В первую очередь мы должны понять, что мигранты приехали в нашу страну в поиске лучшей жизни, они обладают необходимыми профессиональными навыками и желанием работать, однако им непросто адаптироваться, поэтому мы должны относиться к ним толерантно.

По толерантностью понимается терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, сексуальной ориентации, возрасту, инвалидности, языку, религии, политическим или иным мнениям, национальному или социальному происхождению.

В Российской Федерации главный документ для широкого определения толерантности – Конституция. Статьи136 и 282 Уголовного кодекса предусматривает наказание за нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина, а также ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной и расовой вражды, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их национальности или расовой принадлежности.

В истории человечества нетерпимость присутствовала всегда, порождая войны, религиозные преследования и идеологические противостояния. В повседневной жизни она выражается в фанатизме, стереотипах, оскорблениях, а в государственном масштабе – в расовой дискриминации, преследовании по национальному признаку, в нарушении  важнейших демократических свобод. Отсутствие терпимости выражается по отношению к мигрантам, беженцам, людям иммигрансткого происхождения.

По данным социологического опроса в ряде российских регионов выяснилось, что наиболее распространенные образы мигранта в российском обществе – это мигрант-преступник, мигрант-торговец некачественными товарами, мигрант-угроза здоровью.

Важно понимать, что толерантность во взаимоотношениях людей или социальных групп может и должна быть принята обеими сторонами. Потенциальными носителями толерантности в миграции являются сами мигранты, так и принимающие сообщества. Адаптация мигрантов зависит, с одной стороны, от их готовности принять законы жизни общества, в которое входят, с другой- от  готовности этого общества проявить терпимость, уважение к носителям иного языка, культуры, традиций. Необходимо обоюдное движение к толерантности как г главному условию успешной интеграции мигрантов и местных сообществ.

Упражнение «Встань в линию!»

1 часть упражнения (5 минут)

 Раздайте учащимся роли (см. приложение) в случайном порядке. Попросите участников не открывать своей роли другим участникам, но все время помнить ее. Для того, чтобы участники лучше вошли в роль, задайте им несколько вопросов (после каждого вопроса делается пауза, чтобы обдумать свою жизнь в новой роли.):

Какое у тебя было детство? В каком доме жил? В какие игры играл? Какие работы выполняли твои родители?

Какова твоя повседневная жизнь теперь? Где чаще всего общаешься с другими людьми? Что ты делаешь утром, после обеда, вечером?

Какой у тебя стиль жизни? Как много денег ты зарабатываешь каждый месяц? Что ты делаешь в свободное время, во время отпуска?

Что тебя интересует, чего ты боишься?

Если кто-то из участников скажет, что знает слишком мало для того, чтобы играть свою роль, скажите ему, что это ничего, что, опираясь на воображение, надо постараться справиться с заданием как можно лучше.

2 часть упражнения(10 минут)

Попросите участников в полной тишине построиться в ряд. Скажите, что зачитаете им описание различных ситуаций, и  они, играя свою роль, должны решить, могут ли они ответить утвердительно на эти вопросы. В том случае, если они могут ответить утвердительно на Ваш вопрос, они должны сделать шаг вперед, если нет - остаться стоять на месте. Зачитайте описания ситуаций, делая между ними короткие паузы, чтобы участники моги решить, делать ли им шаг вперед и имели возможность рассмотреть свое положение, сравнивая его с другими участниками.

  • У тебя никогда не было настоящих денежных трудностей.
  • Ты чувствуешь, что твой родной  язык и культура пользуется уважением в регионе, в котором ты живешь.
  • Ты чувствуешь, что к твоему мнению по политическим и социальным вопросам прислушиваются, и твои взгляды учитываются.
  • Другие люди обращаются к тебе за советом.
  • Ты испытываешь страх, когда задержан полицией.
  • Ты знаешь куда обратиться, если тебе нужна помощь или совет.
  • Ты не думаешь, что тебя когда-либо дискриминировали из-за твоего происхождения.
  • Ты имеешь возможность получить необходимую социальную и врачебную помощь.
  • По крайней мере один раз в год ты имеешь возможность отдыхать за границей.
  • Ты имеешь возможность пригласить друзей на обед.
  • У тебя интересная жизнь, ты положительно настроен в отношении своего будущего.
  • Ты считаешь, что можешь учиться и работать по профессии, которую сам себе выбрал.
  • Ты не боишься,  что твои права будут ущемлены или что ты подвергнешься нападению на улице или в средствах массовой информации.
  • Ты имеешь право голосовать на выборах в органы местного самоуправления и на парламентских выборах.
  • Ты по крайней мере раз в неделю имеешь возможность ходить в кино или театр.
  • Ты не боишься за будущее своих детей.
  • Ты имеешь возможность влюбиться в того, кого выберешь.
  • Ты считаешь, что твою компетентность ценят и уважают в обществе, в котором ты живешь.
  • Ты чувствуешь себя безопасно и не боишься выразить свою точку зрения.
  • Ты имеешь возможность пользоваться интернетом.

  • В конце попросите всех участников посмотреть, кто где стоит.
  • 3 часть упражнения.
  • Спросите у участников, что они думают об этом упражнении, а затем приступите к обсуждению проблем, которые были выявлены во время упражнения, и того, чему участники научились в результате работы.
  • Как чувствовали себя те, которые делали шаг вперед / не делали шага вперед?
  • Почувствовал ли кто-нибудь, что были моменты, когда их основные права человека не учитывались?
  • Чувствовали ли вы сожаление по отношению к тем людям, которые остались позади вас?
  • Насколько трудно или легко было играть разные роли?
  • Отражает ли это упражнение ситуацию в обществе? Каким образом?
  • В этой части упражнения важно выяснить, насколько хорошо учащиеся знают людей, роль  которых они играли. Были ли он знакомы с этими людьми лично, или опирались на другой источник (книгу, газету)? Уверены ли они, что их представление о человеке, роль которого они играли, достоверно?
  • Таким образом, Вам представится возможность объяснить, как предвзятые мнения и стереотипы влияют на нас.

Краткое резюме занятия.

-Что нового вы узнали во время занятия (какие новые знания получили)?

-как смогут использовать полученную информацию в жизни?

        -

*Московское бюро по правам человека//