РАБОЧАЯ ПРОГРАММА комплексной нейропсихологической коррекции для учащихся 1 – 4 классов с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_neyro.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа № 329
имени Героя Советского Союза А.С.Хлобыстова»
ОГРН 1157746770620; ИНН/КПП: 7721343021 / 772101001
109456, г. Москва, Тел. /факс (495) 371-67-02
4-й Вешняковский проезд, дом 1, корпус 2 E-mail: 329@edu.mos.ru
Принято на заседании ППк Методист Бессонова С.К. ______________ Протокол №1 от 26 августа 2016г. | Проверено Зам. директора по УВР ____________Самохина Е.Ф. 28.08.2016г. | Утверждено Директор ГБОУ Школа № 329 __________Н.П.Даньшина Приказ № 561-а от 29.08.2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
комплексной нейропсихологической коррекции
для учащихся 1 – 4 классов
с ограниченными возможностями здоровья.
Составители:
педагог-психолог Шолина М.С.
педагог-психолог Балабанова И.Р.
Москва. 2016г.
Пояснительная записка
В основе этой программы лежит психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, которое осуществляет педагог-психолог.
Цель программы: нейропсихологическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе.
Задачи программы:
- Нейропсихологическая коррекция.
- Нейропсихологическая абилитация.
- Оптимизация нейропсихологического статуса.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Групповые занятия проводятся 1 – 2 раза в неделю, индивидуальные от 1 до 3 раз в неделю.
Содержание программы
Раздел программы | Задачи | Методы и приёмы | Контролируемые параметры |
Стабилизация и активизация энергетического потенциала организма. Повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических прцессов. | Общее оздоровление и улучшение самочувствия. Формирование базовых составляющих произвольной саморегуляции. | Дыхательные упражнения. | Улучшение функционального статуса глубинных образований мозга. |
Работа с мышечными дистониями, патологическими ригидными телесными установками и синкинезиями. | 1. Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела. Растяжки. Релаксация. 2. Работа с мышечными зажимами и дистониями. Расширение сенсомоторного репертуара. 3. Преодоление патологических ригидных телесных установок и синкинезий. | ||
Формирование и коррекция базовых сенсомоторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий. | Упражнения, включающие взаимодействия рук и ног, сочетанные движения правой и левой половин тела. Глазодвигательные упражнения. | ||
Формирование операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов. | Развитие соматогностических, тактильных и кинетических процессов. | Задания: «Повтори позу», «Хасты», тактильные игры. | Улучшение соматогностических, тактильных и кинетических процессов. |
Развитие зрительного гнозиса. | Дидактические задачи и игры направленные на развитие зрительного восприятия. | Зрительное узнавание более сложных чем до занятий, изображений. | |
Развитие пространственных и квазипространственных представлений. | Дидактические задачи и игры направленные на развитие телесного пространства. | Ориентации в схеме тела. | |
Дидактические задачи и игры направленные на освоение внешнего пространства. | Улучшение ориентации во внешнем пространстве, в том числе улучшение ориентации в пространстве лица. | ||
Упражнения на конструирование и копирование. | Обучающийся сможет более творчески манипулировать разнообразными объектами (кубики, лего, пазлы и т.п.) | ||
Задания, направленные на развитие квазипространственных (логико-грамматических) конструкций. | Улучшение понимания предлогов, сложных логико-грамматических конструкций. | ||
Развитие кинетических процессов. | 1. Упражнения, направленные на динамическую организацию двигательного акта. 2. Задания на развитие графических способностей. 3. Задания на усвоение понятий: последовательность, ряд, время. | 1. Ученик станет моторно более ловким. 2. Подчерк станет более аккуратным. 3. Обучающийся усвоит данные понития. | |
Развитие слухового гнозиса и фонетико-фонематических процессов. | Слуховой гнозис и фонетико-фонематические процессы. Чувство ритма. | Улучшение слухового и слухоречевого восприятия. | |
Речевое звукоразличение. Фонематический слух. | |||
Развитие мнестических процессов. | Задания на развитие тактильной и двигательной памяти. | Улучшение долговременной и кратковременной памяти той модальности, на которую были направлены занятия. | |
Задания, направленные на развитие зрительной памяти | |||
Задания для слухоречевой памяти | |||
Развитие номинативных процессов. | Задания на соотнесение образа предмета с соответствующим ему словом-наименованием. | Улучшение номинативных процессов. | |
Формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции. | Формирование навыков внимания и преодоления стереотипов. Формирование произвольного внимания. | Упражнения на формирование внимания. Методики развития внимания «Школа внимания», «Школа умножения». | Увелучшение показателей всех характеристик внимания. |
Программирование, целеполагание, самоконтроль. | Решение проблемных ситуаций, игры на регуляцию типа «Побежали-замерли». | Улцчшение саморегуляции поведения, возможность нахождения путей решения проблемных ситуаций. | |
Коммуникативные навыки. | Парные и групповые упражнения, формирующие навыки совместных действий. | Возможность совместно с педагогом или другим учеником выполнять задания, играть. Обучающиеся будут лучше понимать друг друга и педагога. | |
Причинно-следственные отношения. | Логические задачи, аналогии. | Возможность установления причинно-следственных связей. | |
Синестезии. | Упражнения, направленные на расширение возможностей восприятия, памяти, внимания, воображения, научение произвольной регуляции состояний, ощущений. | Возможность составить, собрать в воображении картину, ситуацию, которая поможет максимально расслабиться, напрячься и т.п. | |
Обобщающая функция слова. Многозначность и иерархия понятий. Интеллектуальные процессы. | Задания на подбор аналогий, понимание пословиц и поговорок, метафор; игры в «Морской бой», «Крестики-нолики», шашки; шарады; заданимя типа «Найди 7 отличий» и т.п. | Обучающийся овладеет обобщающими понятиями. Станет доступным понимание многозначности и иерархии понятий. Мышление прерйдет на следующий уровень развития (пр. из наглядно-действенного в наглядно-образное). |
Использованная литература:
- Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. Семенович А.В., М., Академия, 2002.
- Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. Семенович А.В., М., Генезис, 2007.
- Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. Сиротюк А.Л., М., ТЦ Сфера, 2003.
- Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М., С-Пб, Питер, 2008.
- Программа формирования и развития нейропсихологического пространства проблемного ребенка. / Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. Сиротюк А.Л., М., Сфера, 2003.
- Учимся видеть и называть. Методика развития зрительно-вербальных функций у детей 5-7 лет. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В., С-Пб., Питер, 2004.
- Школа Внимания. Методика развития внимания у детей 5-7 лет. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В., М., Теревинф, 2004.
- Школа умножениия. Методика развития внимания у детей 7-9 лет. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В., М., Теревинф, Генезис, 2007.