РАБОЧАЯ ПРОГРАММА комплексной нейропсихологической коррекции для учащихся 1 – 4 классов с ограниченными возможностями здоровья.

Балабанова Инна Руслановна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА комплексной нейропсихологической коррекции для учащихся 1 – 4 классов с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_neyro.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа № 329

имени Героя Советского Союза А.С.Хлобыстова»

ОГРН 1157746770620; ИНН/КПП: 7721343021 / 772101001

109456,  г. Москва,                                                                                                          Тел. /факс (495) 371-67-02

4-й Вешняковский проезд, дом 1, корпус 2                                                                   E-mail:  329@edu.mos.ru

Принято на заседании ППк

Методист  Бессонова С.К.

______________

Протокол №1

от  26 августа 2016г.

Проверено

Зам. директора по УВР                   ____________Самохина Е.Ф.

28.08.2016г.

Утверждено

Директор

ГБОУ Школа № 329

__________Н.П.Даньшина

Приказ № 561-а

от 29.08.2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

комплексной нейропсихологической коррекции

 для учащихся 1 – 4 классов

с ограниченными возможностями здоровья.

Составители:

педагог-психолог Шолина М.С.

педагог-психолог Балабанова И.Р.

Москва. 2016г.

Пояснительная записка

В основе этой  программы  лежит психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, которое осуществляет педагог-психолог. 

Цель программы: нейропсихологическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе.

Задачи программы:

  1. Нейропсихологическая коррекция.
  2. Нейропсихологическая абилитация.
  3. Оптимизация нейропсихологического статуса.

Форма работы: индивидуальная, групповая.

Групповые занятия проводятся 1 – 2 раза в неделю, индивидуальные от 1 до 3 раз в неделю.

Содержание программы

Раздел программы

Задачи

Методы и приёмы

Контролируемые параметры

Стабилизация и активизация энергетического потенциала организма. Повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических прцессов.

Общее оздоровление и улучшение самочувствия.

Формирование базовых составляющих  произвольной саморегуляции.

Дыхательные упражнения.

Улучшение функционального статуса глубинных образований мозга.

Работа с мышечными дистониями, патологическими ригидными телесными установками и синкинезиями.

1. Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела. Растяжки. Релаксация.

2. Работа с мышечными зажимами и дистониями. Расширение сенсомоторного репертуара.

3. Преодоление патологических ригидных телесных установок и синкинезий.

Формирование и коррекция базовых сенсомоторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий.

Упражнения, включающие взаимодействия рук и ног, сочетанные движения правой и левой половин тела. Глазодвигательные упражнения.

Формирование операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов.

Развитие соматогностических, тактильных и кинетических процессов.

Задания: «Повтори позу», «Хасты», тактильные игры.

Улучшение соматогностических, тактильных и кинетических процессов.

Развитие зрительного гнозиса.

Дидактические задачи и игры направленные на развитие зрительного восприятия.

Зрительное узнавание более сложных чем до занятий, изображений.

Развитие пространственных и квазипространственных представлений.

Дидактические задачи и игры направленные на развитие телесного пространства.

Ориентации в схеме тела.

Дидактические задачи и игры направленные на освоение внешнего пространства.

Улучшение ориентации во внешнем пространстве, в том числе улучшение ориентации в пространстве лица.

Упражнения на конструирование и копирование.

Обучающийся сможет более творчески манипулировать разнообразными объектами (кубики, лего, пазлы и т.п.)

Задания, направленные на развитие квазипространственных (логико-грамматических) конструкций.

Улучшение понимания предлогов, сложных логико-грамматических конструкций.

Развитие кинетических процессов.

1. Упражнения, направленные на динамическую организацию двигательного акта.

2. Задания на развитие графических способностей.

3. Задания на усвоение понятий: последовательность, ряд, время.

1. Ученик станет моторно более ловким.

2. Подчерк станет более аккуратным.

3.  Обучающийся усвоит данные понития.

Развитие слухового гнозиса и фонетико-фонематических процессов.

Слуховой гнозис и фонетико-фонематические процессы. Чувство ритма.

Улучшение слухового и слухоречевого восприятия.

Речевое звукоразличение. Фонематический слух.

Развитие мнестических процессов.

Задания на развитие тактильной и двигательной памяти.

Улучшение долговременной и кратковременной памяти той модальности, на которую были направлены занятия.

Задания, направленные на развитие зрительной памяти

Задания для слухоречевой памяти

Развитие номинативных процессов.

Задания на соотнесение образа предмета с соответствующим ему словом-наименованием.

Улучшение номинативных процессов.

Формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции.

Формирование навыков внимания и преодоления стереотипов.

Формирование произвольного внимания.

Упражнения на формирование внимания.

Методики развития внимания «Школа внимания», «Школа умножения».

Увелучшение показателей всех характеристик внимания.

Программирование, целеполагание, самоконтроль.

Решение проблемных ситуаций, игры на регуляцию типа «Побежали-замерли».

Улцчшение саморегуляции поведения, возможность нахождения путей решения проблемных ситуаций.

Коммуникативные навыки.

Парные и групповые упражнения, формирующие навыки совместных действий.

Возможность совместно с педагогом или другим учеником выполнять задания, играть. Обучающиеся будут лучше понимать друг друга и педагога.

Причинно-следственные отношения.

Логические задачи, аналогии.

Возможность установления причинно-следственных связей.

Синестезии.

Упражнения, направленные на расширение возможностей восприятия, памяти, внимания, воображения, научение произвольной регуляции состояний, ощущений.

Возможность составить, собрать в воображении картину, ситуацию, которая поможет максимально расслабиться, напрячься и т.п.

Обобщающая функция слова.

Многозначность и иерархия понятий.

Интеллектуальные процессы.

Задания на подбор аналогий, понимание пословиц и поговорок, метафор; игры в «Морской бой», «Крестики-нолики», шашки; шарады; заданимя типа «Найди 7 отличий» и т.п.

Обучающийся овладеет обобщающими понятиями.

Станет доступным понимание многозначности и иерархии понятий.

Мышление прерйдет на следующий уровень развития (пр. из наглядно-действенного в наглядно-образное).

Использованная литература:

  1. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. Семенович А.В., М., Академия, 2002.
  2. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. Семенович А.В., М., Генезис, 2007.
  3. Нейропсихологическое и  психофизиологическое сопровождение обучения. Сиротюк А.Л., М., ТЦ Сфера, 2003.
  4. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М., С-Пб, Питер, 2008.
  5. Программа формирования и развития нейропсихологического пространства проблемного ребенка. / Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. Сиротюк А.Л., М., Сфера, 2003.
  6. Учимся видеть и называть. Методика развития зрительно-вербальных функций у детей 5-7 лет. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В., С-Пб., Питер, 2004.
  7. Школа Внимания. Методика развития внимания у детей 5-7 лет.         Пылаева Н.М., Ахутина Т.В., М., Теревинф, 2004.
  8. Школа умножениия. Методика развития внимания у детей 7-9 лет.         Пылаева Н.М., Ахутина Т.В., М., Теревинф, Генезис, 2007.