Рекомендации по оптимизации эмоционального самочувствия подростков

Сидорова Ирина Васильевна

Рекомендации по оптимизации эмоционального самочувствия подростков

       Профилактическая и коррекционная работа с подростками состоит в организации системы психолого-педагогических воздействий, направленных на преодоление рассогласования со всеми субъектами: детьми, родителями, педагогами.

Задачи, которые должны были быть решены в работе с родителями и педагогами, следующие: — психологическое просвещение учителей (знакомство с существующей ситуацией, выявление причин, более подробное знакомство с психологией подросткового возраста и влиянием социальной ситуации развития на психоэмоциональное состояние подростков); обучение методам борьбы со стрессом и оптимизации функциональных состояний; обучение методам эффективного взаимодействия с подростками.

Психопрофилактическая работа с детьми включает 5 направлений:

1.     Психологическое просвещение родителей.

2.     Психологическое просвещение педагогов.

3.     Обучение родителей конкретным способам преодоления повышенной тревожности у детей.

4.     Непосредственная работа с детьми.

5.     Обеспечение и обсуждение практики реализации новых навыков и умений в реальной жизни.

Психолого-просветительская работа.

Переживание тревоги человеком может не соответствовать его объективному положению в той или иной сфере, быть неадекватным. Именно в этом случае тревожность можно рассматривать как собственно личностное образование. В тех случаях, когда такое переживание отражает реальное неблагополучие, оно является адекватным и выражает не столько личностные особенности человека, сколько его реальную успешность в той или иной сфере.

При организации работы важно учитывать, что тревожные дети достигают лучших результатов в так называемой «стандартизированной» обстановке, с четкой структурой, одинаковым построением занятий. Задачи, которые ставятся перед каждым новым этапом развития группы, необходимо в развернутой форме доводить до участников.

Общие принципы психологической работы с тревожными детьми:

— дать ребенку выговориться, поделиться страхом, тревогой;

— рисовать и разыгрывать пугающие ситуации;

— создать ситуацию успешности, компетентности;

— дать выход активности и агрессии ребенка;

— успокоить родителей; поделиться с ними информацией о состоянии ребенка, его тревоге.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по оптимизации эмоционального самочувствия подростков

                

Профилактическая и коррекционная работа с подростками состоит в организации системы психолого-педагогических воздействий, направленных на преодоление рассогласования со всеми субъектами: детьми, родителями, педагогами. 

Задачи, которые должны были быть решены в работе с родителями и педагогами, следующие: — психологическое просвещение учителей (знакомство с существующей ситуацией, выявление причин, более подробное знакомство с психологией подросткового возраста и влиянием социальной ситуации развития на психоэмоциональное состояние подростков); обучение методам борьбы со стрессом и оптимизации функциональных состояний; обучение методам эффективного взаимодействия с подростками.

Все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения может привести к ухудшению поведения ребенка. Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими – это то, что поможет наладить взаимоотношения с подростками.

Чтобы подросток  не испытывал отрицательных эмоциональных переживаний, связанных с учебной деятельностью, следует некоторое время избегать негативных оценочных воздействий на трудного ученика, целесообразно сознательно уменьшить степень требовательности к подростку, «не замечать» его отрицательные поступки, но активно подчеркивать любые положительные проявления, каждый, пусть небольшой, успех.

Кроме того, необходимо учитывать такой фактор, как влияние коллектива одноклассников, а также педагогического коллектива в целом. Надо помочь ученику занять в классе такую позицию, которая позволила бы ему убедиться несостоятельности своих претензий к одноклассникам, убедила бы его в доброжелательном, справедливом отношении со стороны других учащихся.

Для преобразования искаженных личностных отношений в адекватные необходимо создать для ученика специальные условия при выполнении им различных форм деятельности.

Психопрофилактическая работа с детьми включает 5 направлений:

1.     Психологическое просвещение родителей.

2.     Психологическое просвещение педагогов.

3.     Обучение родителей конкретным способам преодоления повышенной тревожности у детей.

4.     Непосредственная работа с детьми.

5.     Обеспечение и обсуждение практики реализации новых навыков и умений в реальной жизни.

1. Психологическое просвещение родителей. Оно состоит из трех блоков. Первый блок посвящен роли в возникновении и закреплении тревожности взаимоотношений в семье. Особое внимание отводится развитию у ребенка чувства уверенности, защищенности.

Второй блок касается влияния на детей разного возраста страхов и тревог близких взрослых, их общего эмоционального самочувствия, их самооценка.

Третий блок касается значения развития у детей уверенности в собственных силах, ощущения собственной компетентности.

Основная задача такой работы — формирование у родителей представления о том, что им принадлежит решающая роль в профилактике тревожности и ее преодолении.

2. Психологическое просвещение педагогов.

Прежде всего, значительное внимание уделяется объяснению того, какое влияние может оказать тревожность как устойчивая черта личности на развитие ребенка, успешность его деятельности, его будущее. Такое разъяснение требуется потому, что нередко учителя склонны рассматривать тревожность скорее как позитивную особенность, обеспечивающую у ребенка чувство ответственности, восприимчивость и т. п.

Особое внимание уделяется формированию правильного отношения к ошибкам, умению использовать их для лучшего понимания материала. Известно, что именно «ориентация на ошибку», которая нередко подкрепляется отношением педагогов к ошибкам как к недопустимому, наказуемому явлению, — одна из основных форм школьной и тестовой тревожности.

3. Обучение родителей конкретным способам преодоления повышенной тревожности у детей, а также помощи детям в овладении средствами преодоления тревожности.

4. Непосредственная работа с детьми и подростками, ориентированная на выработку и укрепление уверенности в себе в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха. При психопрофилактике эта работа должна быть ориентирована прежде всего на оптимизацию тех областей, с которыми связаны «возрастные пики» тревожности для каждого периода, при психокоррекции, помимо этого, — на «зоны уязвимости», характерные для конкретного ребенка или подростка. Важным элементом является выработка индивидуальных эффективных моделей поведения в значимых, в том числе оценочных, для человека ситуациях. Целесообразно проводить предварительное «проигрывание» наиболее значимых ситуаций (например, репетицию экзамена).

5. Обеспечение и обсуждение практики реализации новых навыков и умений в реальной жизни.

Психолого-просветительская работа.

Переживание тревоги человеком может не соответствовать его объективному положению в той или иной сфере, быть неадекватным. Именно в этом случае тревожность можно рассматривать как собственно личностное образование. В тех случаях, когда такое переживание отражает реальное неблагополучие, оно является адекватным и выражает не столько личностные особенности человека, сколько его реальную успешность в той или иной сфере.

Отсюда следовало бы предположить, что для снятия у таких детей школьной тревожности достаточно позаниматься с ними по тем предметам, по которым они отстают. Но специальные исследования и психологическая практика свидетельствуют, что этого мало. Школьная тревожность детей уже в определенной степени стала независимой от вызвавших ее причин, приобрела форму устойчивого личностного реагирования.

Особо следует остановиться на системе санкций. Одной из основных задач является формирование у детей свободного сознательного отношения к требованиям и правилам. Таких правил должно быть немного, но их следует строго соблюдать. Это создает возможность для нормальной работы в группе и связывает жизнь группы с реальностью. Должны пресекаться агрессивное поведение, стремление уйти из помещения, где занимается группа, и т.п.

При организации работы важно учитывать, что тревожные дети достигают лучших результатов в так называемой «стандартизированной» обстановке, с четкой структурой, одинаковым построением занятий. Задачи, которые ставятся перед каждым новым этапом развития группы, необходимо в развернутой форме доводить до участников.

Снятие тревожности осуществляется путем комплексного применения целого ряда приемов, упражнений, однако центральную роль отводится двум методам.

Во-первых, используется широко известный метод последовательной десенсибилизации. Суть его состоит в том, что ребенку последовательно предъявляют стимулы или помещают его в ситуации, связанные с тем, что вызывает у него тревогу и страх. Стимулы и ситуации могут быть разными, начиная с таких, которые лишь немного волнуют ребенка, и, кончая теми, что вызывают у него сильную тревогу, возможно даже испуг.

Во-вторых, применяется метод отреагирования страха, тревоги, напряжения, широко используемый в практике работы с детьми, имеющими эмоциональные трудности. Это осуществляется с помощью игр-драматизаций и т.п.

Для формирования правильного отношения к успеху и неуспеху можно использовать особого рода шуточные соревнования, в которых победа или поражение относительны, не требуют значительных усилий, легко переходят от одного ребенка к другому.

Общие принципы психологической работы с тревожными детьми:

— дать ребенку выговориться, поделиться страхом, тревогой;

— рисовать и разыгрывать пугающие ситуации;

— создать ситуацию успешности, компетентности;

— дать выход активности и агрессии ребенка;

— успокоить родителей; поделиться с ними информацией о состоянии ребенка, его тревоге.