Памятка для педагогов. Стратегия поддержки детей с разными психологическими особенностями при сдаче государственных аттестаций и экзаменов

Попова Светлана Александровна

Психологическая поддержка детей, сдающих государственные экзамены и аттестации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Стратегия поддержки учащихся с разными психологическими особенностями при прохождении итоговых аттестаций

Памятка для педагогов.

  1. Для  тревожных  учащихся важен эмоциональный комфорт. Не нагнетайте обстановку, напоминая о серьезности экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги приводит к дезорганизации этих детей.

Помогут поддерживающие высказывания «Я уверен, что ты справишься!», «Ты так хорошо справился с контрольной работой по физике!».

  1. Очень важно, чтобы неуверенные в себе  учащиеся получили положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора. При работе с такими детьми необходимо воздерживаться от советов («Сначала реши простые задания, а потом переходи к сложным»). Лучше предложить выбрать ему самому и терпеливо дождаться пока он примет решение самостоятельно («Как ты думаешь,  с чего лучше начать: с простых или сложных заданий?»).
  2. Для учащихся, испытывающих недостаток произвольности и самоорганизации, для саморегуляции деятельности на этапе подготовки можно испытать материальные  «опоры» - песочные часы, составление списка необходимых для выполнения  дел и их вычеркивание по мере готовности, линейка, указывающая на нужную строку и т.д.
  3. Перфекционисты  и отличники. Чтобы таким учащимся снять излишнее напряжение и стресс перед тестированиями,  достаточно  понять, чтобы получить «отличную» оценку нет необходимости выполнять абсолютно все задания.
  4. Астеничным, высоко утомляемым учащимся необходим оптимальный режим подготовки. Чтобы ребенок не утомлялся,  ему необходимо дать перерыв в занятиях (эффективнее – 20 минут через 20, то есть 20 минут – работа, 20 минут – перерыв). Родителям астеничных детей необходимо получить консультацию у психоневролога, о возможности поддержать ребенка с помощью витаминов и трав.
  5. Гипертимные  учащиеся  - быстрые, энергичные, активные. У таких ребят необходимо развивать функцию контроля , навыки самопроверки: по завершении работы найти ошибки, самостоятельно проверить результаты выполнения задания. Основные принципы, которыми необходимо руководствоваться  гипертимным учащимся – «Сделал – проверь!». Кроме того, у таких детей можно и даже  нужно создавать ощущение важности ситуации экзамена.
  6. «Застревающие»  учащиеся  - низкая подвижность, плохая переключаемость, низкая лабильность психических функций. Навык  быстрого переключения с одного вида заданий на другой тренировать довольно сложно, но вполне реально научить ребенка пользоваться часами, чтобы определить время выполнения заданий: «Тебе необходимо решить 5 задач за один час. Значит на решение каждой задачи ты можешь потратить  не более 12 минут». Такие тренировки помогут ученику научиться переключаться.