Межличностные отношения между воспитанниками в условиях интерната

Митина Валентина Михайловна

Особенности межличностных отношений в условиях школы-интерната 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

Межличностные отношения между воспитанниками в условиях интерната

В настоящее время уже не приходится доказывать, что межличностные отношения - совершенно необходимое условие жизни людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, личности в целом. В нашей школе обучаются дети с нарушениями слуха и дети с тяжелыми нарушениями речи. Понимание и общение данных категорий детей затрудненно в силу объективных причин. Психология и поведение человека зависят не только от личных качеств конкретного человека, но и от социальной среды, которая представляет собой сложно организованное общество. В обществе люди объединены друг с другом в разнообразные группы, в большие и малые. Личность каждого человека зависима от психологии и отношений, существующих в малых группах, отношения складываются различным образом: и положительно, и отрицательно. В процессе достижения взаимопонимания не исключены и конфликты. Явных и крупных конфликтов среди обучающихся нашей школы не выявлено, однако не стоит утверждать, что их возможно избежать на 100%.  Исходя из этого у родителей и педагогов возникает ряд вопросов:

Как подготовить ребенка, особенно первоклассника, к проживанию в школе-интернате;

Как не допустить конфликтов между детьми.

Начиная школьное обучение в специализированном учреждении, дети, как правило, быстро ощущают изменения привычного уклада жизни.

Школа-интернат – это совершенно новые условия жизни и деятельности ребенка. Изменяется все: режим дня, режим учебных занятий, окружение (ребенку предстоит познакомиться с большим количеством людей, которые будут их оценивать, причем не всегда так, как того хочется), появляется необходимость действовать в соответствии с нормами и правилами поведения и т.д. С первого дня школа ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных с предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных систем организма. Это довольно длительный процесс.

Помимо всего, самое первое неприятное переживание ребенка в этот непростой период - разлука с мамой и другими значимыми взрослыми. Стрессовая ситуация, вызванная привыканием, может нарушать эмоциональное состояние ребенка.

Совет первый:

Мы уже говорили о том, что отныне ребенок в течение недели или даже учебной четверти будет проживать в школе-интернате. Это обстоятельство может вызвать немало слез, обиды и разочарования. На какое-то время, ребенку может показаться, что Вы больше его не любите, вследствие чего он может плакать, злиться, ругаться, отказываться ехать в школу. Так же это может отразится на его взаимоотношения с другими детьми. Основное, что Вам следует сделать в этой ситуации – это сохранить за ребенком право на выражение всех перечисленных чувств и честно рассказать о том, что Вы тоже очень переживаете, когда ребенок остается один в школе, Вам грустно от того, что теперь Вы не всегда вместе, но несмотря на это, Вы любите его и рады каждой встрече.

Совет второй:

Сотрудничайте с учителем, сурдопедагогом, воспитателями вашего ребенка, предлагайте помощь, проявляйте активность.

Совет третий:

Особенно ваша помощь понадобится, если ребенок не имел опыта общения со сверстниками вне школы. Помогите стать вашему ребенку интересным другом. Учите его новым играм, хвалите за общительность, радуйтесь вслух его новым впечатлениям, говорите о правилах общения с ровесниками и взрослыми и т.п.

Совет четвертый:

 Поговорите с ребенком о «особых детях», сделайте акцент на то, что все люди разные. Объясните ребенку, что он будет находится в одном коллективе с ребятами, которые не слышат, но они такие же дети. Научите ребенка просить помощи у взрослых если он не понимает, что говорит ему другой ученик.

Совет пятый:

Не бойтесь обращаться к педагогу-психологу если замечаете, что у ребенка возникают проблемы в общении или конфликты с другими детьми.

Что делать если конфликт уже произошел?

Школьники бывают порой необычайно жестоки. Не в том понимании, что готовы причинить физический вред (хотя и такие случаи бывают), а потому, что они способны доставить психологические страдания. В этом возрасте конфликты между детьми могут возникать по самым пустяковым причинам. Издевки относительно внешнего вида, состояния здоровья, семьи, первой школьной любви довольно часто встречаются в кругу подростков. Избежать их удается лишь малой части детей. Если вы заметили, что негативное отношение направлено на вашу дочь или сына, не стоит тут же бросаться в бой и решать проблему самостоятельно. Конфликт школьников – превосходный способ развить характер и научиться жить в социуме. Можно, безусловно, облегчить участь угнетенного ребенка.

Доверительная беседа и родительские советы

Побеседуйте с ребенком, дайте ему возможность выговорить все то, что накопилось. Очень часто этого бывает достаточно, чтобы пережить период обострения взаимоотношений, которые рано или поздно непременно наладятся.

Выслушав причины, по которым произошло возникновение конфликта, постарайтесь дать совет относительно того, как выйти из данной ситуации, не обостряя ее еще больше. Можно объяснить, что эта ситуация не будет длиться вечно, потому что является лишь следствием возраста. Пройдет время, и все научатся быть терпимее по отношению к сверстникам.

Повышение самооценки

Нужно говорить о том, что, если его оскорбляют остальные дети, это еще не означает, что он хуже или не достоин находиться с остальными в одном коллективе. Провоцируйте в ребенке спортивную злость, пускай он на деле докажет, что является лучшим в чем-то (спорте, учебе, шахматах и др.). Это отвлечет его от негативных мыслей и заставит действовать.

Поощряйте занятия ребенка в какой-либо внешкольной деятельности. Кто знает, может в новом коллективе, объединенным общими интересами, он станет лидером и это поможет ему адаптироваться к школьному социуму. И помните, что ваша поддержка – это самое важное для ребенка, даже, если он не прав.

Помощь учителя и психолога

Если все ваши попытки не помогли, и вы видите, что ваша дочь, или сын пребывают в угнетенном состоянии и все также переживают проблемы в школе, обратитесь за помощью к учителю. Помочь решить проблему может и школьный психолог. Поговорите с ними обоими, посоветуйтесь. В данном случае нужно проводить работу не только с вашим ребенком, а со всеми детьми в классе. Опытные, грамотные педагоги помогут решить данную ситуацию.