Семейные конфликты

Семейные конфликты (типология, функции, последствия).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semeynye_konflikty.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ

г. Ноябрьск

20016 г.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. Причины возникновения……………………………………………………....4

2. Типология семейных конфликтов…………………………………………….8

3. Структура семейных конфликтов…………………………………………….9

4. Конфликт поколений. Проблемы взаимоотношений между родителями и детьми……….………………………………………………………………...….13

5. Типология стилей детско-родительских отношений……………………….17

6. Функции и последствия конфликта в семье……………………………...…18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...………..20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….21

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с весьма распространенной точкой зрения, желаемой нормой семейной жизни является «тишь да гладь» — стабильная семья с хорошими отношениями и удовлетворенностью всех ее членов.

В действительности семейной нормой является как раз ситуация, когда индивид не вполне доволен своей семьей, постоянно сталкивается с тем, что та или иная сторона жизни семьи его не устраивает, когда между членами семьи имеются разногласия, а стабильность семьи находится под постоянной угрозой. Для многих людей, интересующихся семейными проблемами, наиболее животрепещущей темой являются конфликты в семье. В последние годы они многократно становились предметом исследований как в области социологии нтонова. И., Медков В. М, 1987; Сысенко В. А., 1981, 1989), так и в психотерапии (Мягер В. К., Мишина Т. М., 1979; Тащева А. И.,1984,1987; Алешина Ю. Е., 1994; Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В., 1990,2000; Варга А. Я., 2001) и психологии (Обозова А. Н., 1983;Левкович В. П.,ЗуськоваО. Э., 1985; Ковалев С. В., 1988; Трапезникова Т. М., Гришина Н. В.,1995, 2000; Тимченко Г. Н., Харитонов А. Н., 2002).

1. Причины возникновения

Термин «конфликт» означает буквально «столкновение, серьезное разногласие, спор». Конфликт – есть результат несовместимых отношений потенциального влияния, развертывающихся между членами группы.

С. В. Ковалев (1988) утверждает, что подлинные причины конфликта трудно обнаружить из-за различных психологических моментов.

Во-первых, в любом конфликте рациональное начало, как правило, ослаблено высокой интенсивностью эмоций.

Во-вторых, подлинные причины конфликта могут быть надежно скрыты и психологически защищены в глубине подсознания и проявляться на поверхности только в виде приемлемых для «Я-концепции» мотивировок.

В-третьих, причины конфликтов могут быть неуловимыми из-за так называемого закона круговой каузальности (причинности) семейных отношений, которые проявляется и в супружеских конфликтах.

В. Л. Сысенко (1981) [5, 99] причины всех супружеских конфликтов подразделяет на три большие категории:

  • Конфликты на почве несправедливого распределения труда (разные понятия прав и обязанностей).
  • Конфликты на почве неудовлетворения каких-либо потребностей.
  • Ссоры из-за недостатков в воспитании.

По поводу первой причины следует отметить, что главным в распределении семейных обязанностей является именно их согласованность, вследствие чего и традиционная, и эгалитарная модели семьи могут оказаться вполне приемлемыми для семейного благополучия, если они удовлетворяют обоих супругов. Поиски этой согласованности могут быть сопряжены с конфликтами. Муж и жена могут ожидать от супружества очень многого и по-разному представлять свою семейную жизнь. При этом, чем более не совпадают эти представления, тем менее прочной является семья, тем больше возникает опасных для нее ситуаций. В подобном случае можно говорить о несовпадении ролевых ожиданий, ролевом конфликте или, более широко, о конфликте представлений. Если члены семьи каждый по-своему понимают свои роли и предъявляют друг другу несогласованные, отвергаемые другими ожидания и соответствующие им требования, семья является заведомо малосовместимой и конфликтной. Поведение одного, отвечающее его индивидуальным представлениям о своей семейной роли, будет рассматриваться им как единственно правильное, а поведение другого партнера, противоречащее им, как неверное и даже злонамеренное.

С этими ожиданиями и представлениями тесно смыкаются потребности, которые супруги хотели бы удовлетворить в браке. Если представления не совпадают, то во взаимном рассогласовании находятся и потребности: супруги стремятся удовлетворить вовсе не те потребности, которые являются актуальными для другого, и соответственно, ждут от партнера удовлетворения тех своих потребностей, которые он как раз удовлетворять не собирается. Такое рассогласование переходит сначала в скрытый, а потом и в открытый поведенческий конфликт, когда один из супругов с его ожиданиями и потребностями становится препятствием для удовлетворения желаний, намерений и интересов другого.

Если в жизнедеятельности супругов имеются сферы, где их интересы, потребности, намерения и желания приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные отрицательные состояния, то такие супружеские союзы называются конфликтными. Однако при этом брачный союз может длительно сохраняться благодаря другим факторам. Существует следующая классификация супружеских конфликтов[5, 123]:

  • конфликты, возникающие на основе неудовлетворенной потребности в ценности и значимости своего «Я», нарушения чувства достоинства со стороны другого партнера;
  • конфликты на базе неудовлетворенных сексуальных потребностей одного или обоих супругов;
  • конфликты, имеющие своим источником неудовлетворенность потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях;
  • конфликты на почве пристрастия одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм, наркотикам;
  • конфликты из-за финансовых разногласий, возникающие на основе преувеличенных потребностей одного из супругов;
  • конфликты на почве удовлетворения потребностей супругов в питании, одежде, благоустройства домашнего очага, а также затрат на личные нужды одного из супругов;
  • конфликты на почве неудовлетворения потребности во взаимопомощи;
  • конфликты на почве разных потребностей в проведении отдыха и досуга, различных хобби.

Разумеется, данная классификация не охватывает всего многообразия супружеских конфликтов, но дает возможность систематизировать основные из них.

Если же говорить более детально о причинах семейных конфликтов, то они представляют собой большой диапазон обстоятельств, в частности:

  • фоновые причины (социально-политические и социально-экономические, влияющие на ценностные различия членов семьи, уровень жизни семьи, ее материально-бытовое положение);
  • социально-психологические (межролевые конфликты, связанные с распределением обязанностей, регулированием семейного бюджета и т.д.);
  • нравственно-психологические (случаи измены, лжи, двойной стандарт);
  • индивидуально-психологические (различия в области здоровья сексуальные и психологические расстройства и пр.).

Существует также довольно распространенная ситуация, именуемая любовным треугольником: он-она-она; она-он-он. Далеко не всегда данная ситуация воспринимается конфликтно (имеются в виду открытые, групповые браки, свининг). Однако чаще всего она сопряжена с психологическими травмами, самоубийствами и убийствами. В основе конфликтов, возникающих в системе любовного треугольника, лежит межролевой конфликт. Конфликт между ролью любовницы и ролью жены. Стремление любовницы повысить свой статус приводит к столкновению с образом жизни любовника[1, 186].

Многие конфликты в молодых, да и не только в молодых семьях возникают из-за рассогласований в правилах семейного поведения, которые супруги вынесли из своей родительской семьи.

Некоторые специалисты считают, что есть универсально-конфликтный тип личности, для которого состояние конфронтации, противоборства так же естественно, как для другого — мирное сосуществование. О таком человеке обычно говорят: «Он неуживчив», то есть обладает хронической несовместимостью, когда, независимо от того, с кем ему приходится общаться, он вызывает напряженность в отношениях.

Н. В. Гришина указывает на связь конфликтности с некоторыми особенностями эмоционально-волевой сферы личности: вспыльчивостью, несдержанностью, импульсивностью. В особо тяжелых случаях под влиянием неблагоприятных жизненных обстоятельств может формироваться определенная тенденция, своеобразное «эмоциональное тяготение» к периодической драматизации отношений, усилению межличностной напряженности. У такого типа личности эмоциональное переживание в связи с конфликтной ситуацией, испытываемое ею и ее «противниками», вызывает своеобразное чувство удовлетворения. Это влечение к конфликтам самой личностью не осознается и относится к ее глубинным сферам, а потому особенно трудно корректируется.

Острота конфликтов и их частота, сила эмоциональных взрывов, контроль за собственным поведением, тактика и стратегия поведения супругов в разнообразных конфликтных ситуациях зависят от индивидуальных особенностей, темперамента и характера. Более того, те или иные недостатки или дефекты характера сами по себе могут быть источником конфликтных ситуаций в семье.

Так, в исследовании Т. М. Трапезниковой и М. А. Ивановой было обнаружени, что более конфликтными являются мягкие, утонченные, женственные мужчины. Среди женщин менее конфликтны те, которые отличаются богатым воображением, творческим складом ума (Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я., 1983; Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М., 1987)., умением приспосабливаться в конфликтных ситуациях Имеется также положительная взаимосвязь характера общения супругов с дружелюбием жен. Женщинам дружелюбным, общительным проще и создать семью, и сохранить ее. Такие женщины сами чаще бывают удовлетворены браком. [1, 193]

Интересные различия между дружными и конфликтными супружескими союзами получены в результате конкретного социологодемографического исследования, в котором приняло участие 1343 семьи (Антонов А. И., 1978). Оказалось, что дружные и конфликтные семьи, прежде всего, разделяются по степени критического отношения жен к своим мужьям. При этом если жены уступают мужьям одинаково часто в дружных и конфликтных семьях (соответственно, в 58—55% случаев), то степень уступчивости мужей различается. В дружных семьях муж «часто» и «очень часто» уступает жене у 62,3% опрошенных, а в конфликтных — лишь в 20,7% от числа таких семей, то есть в три раза реже. По данным А. И. Антонова, в дружных семьях мужья в два раза чаще помогают женам в уходе за детьми и почти в три раза чаще — в ведении домашнего хозяйства.

2. Типология семейных конфликтов

В социальной психологии в качестве составных элементов конфликта выделяется объективная конфликтная ситуация, с одной стороны, и ее образы у участников разногласий – с другой. В связи с этим американский психолог М. Дойч предложил рассматривать следующие типы конфликтов[1, 71]:

Подлинный конфликт – существует объективно и воспринимается адекватно (жена хочет использовать свободную комнату как кладовку, а муж как фотолабораторию).

  • Случайный конфликт (условный) – легко меняется и зависит от обстоятельства, легко может быть разрешен, хотя и не очень осознанный конфликт (супруги не замечают, что есть еще одна площадь).
  • Смещенный – истинная причина скрывается и конфликт по другому поводу (споря из-за свободной комнаты супруги на самом деле конфликтуют из-за представлений о роли жены в семье).
  • Неверно описанный конфликт – между ошибочно понятыми сторонами и как результат ошибочное истолкование проблем (жена ругает мужа за то, что он сделал, выполняя ее распоряжение, о котором она уже прочно забыла).
  • Латентный (скрытый) – он готовится, но никак не осуществляется и не осознается;
  • Ложный конфликт – в силу ошибок восприятия, когда блокируется одна сторона конфликта и конфликт переводится в неведение.

 В зависимости от времени протекания, конфликты можно подразделить на:

  • постоянные,
  • долговременные,
  • кратковременные.

3. Структура семейных конфликтов

Структура конфликта:

  • участники конфликта (две или более разных личностей, личность и группа);
  • предмет конфликта (что порождает конфликт);
  • восприятие конфликта (каждая сторона имеет представление о себе в конфликте);
  • действия участников конфликта.

Стратегия поведения в конфликте: по Томасу:

  1. соперничество (интерес только на себя);
  2. сотрудничество (одновременно направлено на удовлетворение интересов обеих сторон);
  3. приспособление (отказ от своих интересов в пользу другого);
  4. компромисс (частичный отказ от своих интересов);
  5. избегание.

Обычно в конфликте выделяют 4 стадии: предконфликтную, конфликтную, разрешение конфликта, послеконфликтную[4, 96]. 

Предконфликтная стадия разбивается на две фазы. 

Начальная фаза характеризуется формированием конфликтной ситуации — накоплением и обострением противоречий в системе межличностных отношений в силу проявившегося резкого расхождения интересов, ценностей и установок субъектов конфликтного взаимодействия. Здесь можно говорить о скрытой (латентной) фазе развития конфликта.

Вторая фаза предконфликтной стадии начинается с какого-то внешнего события, приводящего в движение конфликтующие стороны. Здесь конфликтующие стороны осознают побудительные мотивы своих действий (т. е. противоположности их интересов, целей, ценностей и т. п.). На этой фазе конфликт из латентной стадии переходит в открытую и выражается в различных формах конфликтного поведения.

Конфликтное поведение — вторая и основная стадия развития конфликта. Конфликтное поведение — это действие, направленное на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов. Для вступления в эту фазу необходимо:

  • во-первых, осознание своих целей и интересов как противоположных другой стороне;
  • во-вторых, формирование установки на борьбу, психологической готовности к ней.

Формирование такой установки является задачей первой фазы конфликтного поведения. Конфликт интересов на этой фазе принимает форму острых разногласий, которые индивиды усугубляют и не стремятся их урегулировать, продолжая разрушать прежние структуры нормальных взаимоотношений, взаимодействий и взаимосвязей. Что касается эмоциональной сферы этой фазы, то она характеризуется нарастанием агрессивности и враждебности. Следовательно, конфликтные действия обостряют эмоциональный фон, а он, в свою очередь, стимулирует конфликтное поведение.

Немаловажное значение для развития конфликта имеет окружающая социальная среда, так как она определяет условия, в которых протекают конфликтные процессы. Среда может выступать либо источником внешней поддержки участников конфликта, либо сдерживающим, либо нейтральным фактором.

Вторая фаза конфликтного поведения характеризуется переломом в развитии конфликта. На этой фазе происходит «переоценка ценностей». В ходе конфликтного взаимодействия могут измениться представления сторон о себе и друг о друге, о внешней среде. Фазу «переоценки ценностей» можно назвать и фазой «выбора», так как участники конфликта могут выбрать одну из следующих программ поведения:

  • достижение своих целей за счет другой стороны и доведение конфликта до более высокой степени напряженности;
  • снижение уровня напряженности, но сохранение самой конфликтной ситуации за счет переведения ее в скрытую форму благодаря частичным уступкам противоположной стороне;
  • поиск способов полного разрешения конфликта.

Разрешение конфликта осуществляется как через изменение  объективной ситуации, так и через субъективную, психологическую перестройку, изменения субъективного образа ситуации, сложившейся у враждующей стороны.

Возможно частичное или полное разрешение конфликта.

Прекращение конфликта на объективном и субъективном уровне, перестройка всего образа конфликтной ситуации является полным разрешением конфликта. «Образ врага» трансформируется в «образ партнера», а психологическая установка на борьбу сменяется ориентацией на сотрудничество.

Частичное же разрешение конфликта — это изменение только внешнего конфликтного поведения, но при этом сохранение внутренних побудительных установок к продолжению противоборства, которые сдерживаются либо волевыми, разумными аргументами, либо санкцией третьей стороны. Ситуация неполного разрешения конфликта порождает его возобновление на той же или новой основе. Неполное разрешение конфликта нельзя рассматривать как ущербное действие. В большинстве случаев оно объективно обусловлено, так как не всякий конфликт разрешается раз и навсегда. Дело в том, что жизнь полна конфликтами, разрешающимися временно или частично. Разрешение конфликта — заключительный его этап.[2, 53]

Не ведет к разрешению так называемая отмена конфликта — попытка избавиться от конфликта путем примирения или затушевывания, а не преодоления противоречий, лежащих в его основе.

Основные модели разрешения конфликта — «победитель-побежденный», «победитель-победитель». Помимо этого подчеркивается при описания конфликта целесообразность использования понятий «максимальный выигрыш», «минимальный проигрыш», «взаимный выигрыш», «сочетание выигрыша и проигрыша» и др.

Несмотря на то, что конфликты разнообразны, процесс их разрешения имеет общие черты и предпосылки, специфические этапы, стратегию и технологию.

4.  Конфликт поколений

Проблемы взаимоотношений между родителями и детьми

Невозможно найти семью, где бы отсутствовали конфликты между родителями и детьми. Даже в благополучных семьях в более чем 30% случаев отмечаются конфликтные взаимоотношения. Это одна из самых распространенных в повседневной жизни разновидность конфликтов. Как правило, данная разновидность конфликтов, изучается в контексте более обширных исследований: семейных отношений (В. Шуман), возрастных кризисов (И. Кон), влияния супружеских конфликтов на развитие детей (А. Ушатиков, А. Спиваковская) и др.

Почему же возникают конфликты между родителями и детьми? Кроме общих причин, продуцирующих конфликтность взаимоотношений людей, которые рассмотрены выше, выделяют психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей[4, 91].

  1. Тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений. В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «Мы», способности членов семьи разрешать противоречия. Дисгармония семьи — это негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.
  2. Деструктивность семейного воспитания. Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания:

• разногласия членов семьи по вопросам воспитания;

• противоречивость, непоследовательность, неадекватность;

• опека и запреты во многих сферах жизни детей;

• повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений,

  1. Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной конфликтности. Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства. Выделяют следующие возрастные кризисы детей:

• кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству);

• кризис «трех лет» (переход от раннего детства к дошкольному возрасту);

• кризис б—7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту);

• кризис полового созревания (переход от младшего школьного к подростковому возрасту — 12—14 лет);

• подростковый кризис 15-17 лет (Д. Эльконин).

Наиболее часто конфликты у родителей возникают с детьми подросткового возраста. Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями:

  • конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка);
  • конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания);
  • конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля);
  • конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой).
  1. Личностный фактор. Среду личностных особенностей родителей, способствующих их конфликтам с детьми, выделяют консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам (употребление алкоголя и т.д.), авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т.п. Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т.п. Таким образом, рассматриваемые конфликты могут быть представлены как результат ошибок родителей и детей.

Можно отметить некоторую культуральную специфику: в нашей стране проблемы отношений с родственниками оказываются наиболее трудноразрешимыми и оттесняют даже финансовые проблемы и трудности в связи с воспитанием детей. Особо значимыми проблемами также оказываются нарушения ролевых ожиданий и проявления доминирования одним из супругов.

Эти данные перекликаются с наблюдениями психологов, работающих семейными консультантами, которые выделяют такую проблему, как «чрезмерная зависимость одного из супругов от родителей» (Алешина Ю. Е., 1994). Последняя может отражать истинное положение дел, но и, как отмечает Ю. Е. Алешина, нередко служит проективным отражением проблем одного из супругов, испытывающего неудовлетворенность в связи с отношениями с собственными родителями и, соответственно, зависть к более благополучному варианту развития детско-родительских отношений у его партнера. Однако и при объективно существующей, и при субъективно воспринимаемой зависимости одного из супругов от его родителей оптимальным решением сложившейся ситуации служит создание хороших партнерских отношений между супругами. «У каждой супружеской пары, пишет Алешина, есть свои возможности для укрепления чувства партнерства, ощущения „мы" это и отношения благоприятные, в особенности когда свекровь берет на себя заботы о детях, давая невестке возможность работать или учиться[5, 86].

Существенное значение в развитии отношений между невесткой и свекровью, по данным этого небольшого исследования, имеет то, какую роль примет на себя муж (он же сын). Различные варианты ролей можно описать следующим образом (Савина Л. Н., 1999; Андреева Т. В., Савина Л. Н., 2000).

1. «Мамин сын». Во всем соглашается с матерью, поддерживает ее критику в адрес жены, позволяет матери вмешиваться в супружеские взаимоотношения и быть судьей в спорах. Результатом принятия такой роли является ухудшение отношений супругов и свекрови с невесткой. (Один из таких случаев из выборки наблюдаемых Л. Н. Савиной пар завершился разводом.)

2. «Подкаблучник». Во всем согласен с женой, не позволяет матери вообще вмешиваться в их семейную жизнь, не желает слушать советы, принимает сторону жены в любом споре. В этом случае мать обижается, что сказывается на ее отношении к невестке.

3. «Сторонний наблюдатель». Не хочет вмешиваться в отношения женщин и отказывается вникать в их разногласия («Разбирайтесь сами»). В этой ситуации существуют следующие варианты развития событий:

  • убедившись, что предпочтение никому не оказывается, женщины действительно «разбираются сами», и в некоторых случаях отношения приходят в норму;
  • при условии, что хотя бы одна из сторон имеет склонность к агрессивным действиям, конфликт разгорается. Если при этом «побеждает сильнейший», у «проигравшего» развиваются психосоматические заболевания, прекрасно описанные Э. Г. Эйдемиллером и В. В. Юстицким (1990, 2000). Надо отметить, что такая ситуация возникает при вынужденном совместном проживании семьи с родителями мужа. Как правило, после разъезда отношения нормализуются.

4. «Буфер». Не устраняясь от взаимоотношений жены и матери, не принимает ничью сторону, выслушивая упреки и претензии каждой и не передавая одной из сторон мнение другой. Старается смягчить обиды и непонимание сторон. По результатам исследования, можно определить некоторые черты характера такого мужчины: добродушие, чувство юмора, умение слушать, готовность взять на себя ответственность. В результате отношения не ухудшаются, а в ряде случаев приходят в лучшее состояние. Правильнее было бы назвать такое поведение мужа «миротворческим».

5. Типология стилей детско-родительских отношений.

Выделяют следующие стили отношений родителей и детей:

• оптимальный стиль отношений родителей и детей - потребностью это назвать нельзя, но родители вникают в интересы детей, а дети делятся с ними своими мыслями;

• скорее родители вникают в заботы детей, чем дети делятся с ними (возникает обоюдное недовольство);

• скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем те вникают в заботы, интересы и занятия детей;

• поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы родители;

• поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы дети;

• родители не вникают в интересы детей, а дети не испытывают желания делиться с ними (противоречия не замечались родителями и переросли в конфликты, взаимное отчуждение — С. Годник) [4, 77].

Обычно ребёнок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает такими реакциями (стратегиями), как:

• реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);

• реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);

• реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий).

6. Функции и последствия конфликта в семье.

Функции конфликтов исходят из того, какой это конфликт: деструктивный, или конструктивный – т.е. играет ли он разрушительную роль в отношениях между супругами, или дает им толчок для усиление отношений, через полученное в результате конфликта взаимопонимание[2, 34].

Деструктивные конфликты

Конструктивные конфликты

Когда одна из сторон упорно и жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны;

Когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его.

Порождаются психологической несовместимостью отдельных людей (субъективные причины).

Когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов.

Разрешение конструктивного конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы.

Положительное разрешение констр. конфликта – устранение недостатков, причин к нему приведших.

Урегулированный конфликт способствует улучшению социально-психологических характеристик как отдельных групп, так и межгруппового взаимодействия. Он способствует сплоченности групп, повышает уровень идентификации ее членов с общими целями и удовлетворенностью в группе. Вместе с тем он развивает уважительное отношение к бывшим оппонентам, позволяет лучше понять их интересы, цели и побуждения.

Социальные системы, исключая источники противоречий и трений между различными сторонами конфликта, получают возможность усовершенствовать свою структуру. Социальный конфликт может выступать в роли механизма для установки норм, соответствующих новым условиям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конфликт — это взаимные отрицательные отношения, возникающие при столкновении желаний, мнений; это отягощенные эмоциональным напряжением и «выяснением отношений» разногласия между людьми.

Любой конфликт отражает столкновение интересов, но не всякое столкновение позиций и противоборство мнений являются конфликтом. Несмотря на эмоциональный заряд дискуссии и спора, они могут не переходить в конфликт, если обе стороны, стремясь к поиску истины, рассматривают суть вопроса, а не выясняют, «кто есть кто»

Следует помнить, что конфликт — не дисфункция, не аномалия, а норма отношений между людьми, необходимый элемент социальной жизни, который дает выход социальной напряженности, энергии деятельности, порождая социальные изменения различного масштаба.

В случае хронических конфликтов желательна помощь семейного консультанта или психотерапевта.

Следует избегать деструктивных тактик (игнорирование., принижение личности партнера, эгоцентризм) и пользоваться позитивными. Например, использовать в межличностных отношениях так называемое активное слушание — систему действий, способствующих сосредоточению внимания слушающего на партнере, активизации самовыражения партнера, восприятию и пониманию сказанного и не сказанного им. Весьма актуальными в семейно-брачных отношениях является использование подчеркивания значимости партнера (высказываний, передающих партнеру сообщения о том, что его вклад ценят, его уважают, благодарны ему, восхищаются им), а также подчеркивания общности с партнером (высказывания, констатирующие сходство между говорящим и его партнером, общие черты, общность позиций, переживаний, опыта и др.).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреева Т.В. Психология современной семьи. Монография. – Спб.: Речь, 2005.
  2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999.
  3. Гришина Н. В. Психолгия конфликтов. Спб.: М.: Питер, 2000.
  4. Келам А., Эббер И. Причины конфликтных ситуаций в семье. Человек после развода. Вмльнюс,1995.
  5. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. – М.: Мысль, 1989.