Главные вкладки

    Большая игра НЕВЕДОМЫЕ МИРЫ

     Колесникова Наталья Викторовна

    Большая психологическая игра

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon bolshaya_igra_nevedomye_miry.doc40.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Неведомые миры.

    Цели:

    -показать масштабы и опасность проявлений нетерпимости между народами и культурами;

    - дать возможность осознать причины и следствия непонимания, возникающего в результате взаимодействия человека с представителями других культур;

    - развить социальное воображение и социальную перцепцию, сформировать навыки и установки, необходимые для успешного взаимодействия с представителями другой культуры и т.д.

    Необходимое время: около 2 часов. Полный вариант рассчитан на два занятия, возможно проведение только двух первых этапов из трех (70 минут).

    Материалы: принадлежности для рисования (писчая бумага и бумага для черчения, карандаши, фломастеры, маркеры, лист ватмана, цветная бумага), клей, пластилин, скотч, ножницы.

    Процедура проведения. Минимальное вмешательство со стороны ведущего, творческий, исследовательский характер игры позволяет подросткам в полной мере ощутить особенности взаимодействия между представителями разных групп, существенно различающихся между собой в культурном, социальном, идеологическом плане.

        Перед началом игры все участники разбиваются на 2 команды. Это можно сделать с помощью жеребьевки или процедуры «На первый-второй рассчитайся». Возможен также следующий способ. Ведущий предлагает выйти на середину двум «добровольцам». Каждый из «добровольцев» должен пригласить к себе в команду человека, отличающегося от него по какому-нибудь признаку (например, по цвету, волос, полу, нелюбви к отечественной эстраде, и т.п.). Затем выбранный член группы таким же образом приглашает в команду следующего человека и т.д. Выбор участников осуществляется представителями обеих команд по очереди. Когда команды окончательно сформированы, можно начинать игру.

    Игра состоит из трех этапов.

    Этап 1. «Создание миров»

    Необходимое время: 30 минут.

    Участникам объявляется, что каждая из подгрупп — это неведомая инопланетная цивилизация, которая должна быть создана усилиями всех членов команды. Группы получают от ведущего все необходимое для работы: «план» создания цивилизаций (см. Приложение 8.1) и канцелярские принадлежности (ватман, маркеры, цветные карандаши и др.). В обсуждении ключевых характеристик «цивилизации» должны, по возможности, принимать участие все члены команды.

       Группы занимают в комнате места, максимально удаленные друг от друга, или, еще лучше, расходятся по разным комнатам. По истечении заранее оговоренного времени работа по созданию «миров» должна быть завершена.

    Этап 2. «Встреча»

    Необходимое время: 40 минут.

    Команды собираются в одной комнате. Ведущий игры произносит речь (см. Приложение 8.2), в которой описывается ситуация встречи между представителями цивилизаций и обосновывается необходимость более близкого знакомства между ними.

        Далее происходит поочередная презентация «миров». Презентации лучше проводить по определенному плану. Сначала «хозяева» сообщают название своего мира, учат гостей принятому в их цивилизации приветствию, показывают портрет обитателя  и рассказывают о нем, знакомят гостей со своим законодательством. В заключение гостей угощают блюдами  инопланетной кухни, обучают «национальному» танцу.

    Обсуждение:

    • Чем похожи и чем различаются обитатели обоих миров?
    • Проанализируйте нормы и правила, которыми руководствуются представители разных цивилизаций.

    Этап 3. «Принятие общих законов»

    Необходимое время: 45 минут.

    На этом этапе командам предстоит договориться между собой об определенных правилах взаимодействия на неизвестной планете и распределении имеющихся ресурсов полезных ископаемых (см. речь ведущего — Приложение 8.3). Получив необходимые инструкции, команды удаляются на некоторое время для обсуждения законов, которые, с их точки зрения, необходимо принять (каждая команда формулирует не больше четырех законов). Далее обе команды садятся за «стол переговоров». Перед ними лежит ватман, на котором будут записываться принятые законы. Законы выдвигаются командами по очереди. Каждый из предложенных законов сначала обсуждается (если необходимо, в него вносятся поправки), потом ставится на общее голосование (например, поднятый вверх палец— «за», опущенный вниз — «против»). Закон принимается, если за него проголосовало большинство участников.

    В конце все участники ставят под «законодательством» свои подписи, после этого ватман прикрепляется на стену.

    Обсуждение:

    • Какие из принимаемых «законов» вызвали наибольшее разногласие и с чем это связано?
    • Что могло бы сделать процесс переговоров более успешным?

    Рефлексия занятия 

    • Что помогало и что мешало командам находить компромиссы и заключать соглашения в процессе игры?
    • Какие шаги нужно предпринимать и каким правилам
      следовать, чтобы отношения между людьми носили толерантный характер?

    Приложение к занятию 8

    8.1. План создания «цивилизаций»

    1.Название мира и его представителей.

    2.Портрет представителя этой цивилизации

    3.Их специфические особенности, характер.

    4.Их образ жизни: суточный ритм (сон—бодрствование),
    любимые занятия и т. п.

    5.Законы, по которым живут представители этой цивилизации.

    6.Некоторые культурные особенности (например, ритуалы приветствия и прощания, кухня, танец).

    8.2.        Речь ведущего перед встречей цивилизаций

    «Недавно в нашей галактике произошло удивительное событие. На одну из необитаемых планет в поисках полезных ископаемых приземлились сразу два космических корабля. Это обстоятельство вынудило космонавтов отложить обследование планеты до выяснения характера и намерений обитателей другого космического корабля. А вдруг они обладают могущественным оружием? А, может быть, это кровожадные монстры, не признающие никаких законов? Следуя давней космической традиции, представители каждой из цивилизаций послали инопланетянам сигнал, обозначающий, что они мирные исследователи и не намерены воевать (каждая из команд может придумать свой сигнал)...

    Ну что ж, в таком случае имеет смысл познакомиться и согласовать интересы относительно дальнейших исследований планеты. Какая из цивилизаций готова первой выступить в роли хозяина? »

    8.3.        Речь ведущего перед созданием закона

    «Ну что же, мы познакомились, теперь можно и за дело приниматься. Но сначала имеет смысл договориться о «правилах игры», и по возможности, предотвратить разногласия, которые могут возникнуть из-за распределения ресурсов планеты. Я предлагаю обеим цивилизациям сесть за стол переговоров, договориться о правилах исследования планеты и согласовать распределение ресурсов. Каждая из исследовательских бригад уже успела провести предварительные исследования, и все ресурсы планеты известны (зачитывается список полезных ископаемых, каждая из команд получает его на руки). Но возможно, одной из цивилизаций определенный ресурс жизненно необходим, а другая гораздо меньше в нем нуждается. Все эти вопросы необходимо обсудить. На этой планете нет жизни, поэтому вывоз полезных ископаемых может осуществляться в любых размерах».

    Полезные ископаемые и природные ресурсы

    1. Вода. 2. Кремень. 3. Гранит. 4. Камни, аккумулирующие солнечный свет. 5. Драгоценный камень, по своим свойствам сходный с алмазом. 6. Маленькие растения, выдерживающие огромные перепады температуры. 7. Холодная лава потухших вулканов, тянущаяся, как резина.