Дети-мигранты
Функции гостеприимной педагогики:
понять, поддержать и научить
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti_migranty.doc | 176 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое сопровождение адаптации детей мигрантов в поликультурном образовательном пространстве.
Из года в год увеличивается приток в Московский регион населения из субъектов Российской Федерации и стран ближнего зарубежья. Возникает проблема включения представителей различных этносов в социальную жизнь мегаполиса.
В связи с миграционными процессами, которые происходят в Москве, в образовательных учреждениях города увеличивается количество детей из двуязычных семей, не владеющих или плохо владеющих русским языком. Поэтому ГОУ СОШ № 1076 на протяжении нескольких лет реализует модель интеграции детей зарубежных мигрантов в московскую образовательную среду и их культурно-языковую и социопсихологическую адаптацию в условиях московского мегаполиса.
Целью психологической службы нашей школы является создание комфортных условий для успешного обучения и социализации каждого школьника. Поэтому с момента появления в нашем учебном заведении первых языковых классов возникла необходимость психологического сопровождения детей-мигрантов, обеспечение их эффективной интеграции в детский коллектив. В нашем Центре была разработана программа психологического сопровождения детей-мигрантов, задачей которой стало обеспечение их успешной адаптации, сопровождение и поддержка в процессе обучения.
Со второго полугодия 2009 года ГБОУ СОШ №1076 включился в городской эксперимент под эгидой УВК ООН по делам беженцев РФ и Центром межнационального образования «Этносфера».
С 2009 года в соответствии с программой интеграции детей зарубежных мигрантов в московскую образовательную среду психологами школы была разработана «Модель психологического сопровождения адаптации детей из инокультурной среды».
Реализуя данную программу, мы обеспечиваем психологическое сопровождение на протяжении всего периода обучения. Большую помощь в адаптации к окружающей культурологической среде получают учащиеся структурного подразделения «Школа русского языка». Мы проводим психологическую диагностику детей мигрантов, разработаны адаптационные занятия, программа по развитию познавательной сферы и навыков учебной деятельности. Данные мероприятия способствуют психологической подготовке учащихся к обучению в общеобразовательных классах. В общую структуру психологического сопровождения в начальной школе включены занятия с детьми из инокультурной среды. В средней и старшей школе продолжается работа, направленная на улучшение межкультурного взаимодействия, формирования активной толерантности, снижение конфликтности в поликультурной среде смешанных классов. Проводятся тренинги этнокультурной компетентности.
Еще одной составляющей психологического сопровождения является участие школьников в проектной деятельности. Введение в образовательном учреждении с 2009 года уроков психологии по программе И.В. Дубровиной способствует приобщению детей к психологическим знаниям и приводит к пониманию психологии человека, признанию ценности человека самого по себе, вне зависимости от национальности, положения, должности, возраста и пр.
В рамках психологического сопровождения мы проводим мероприятия для родителей и учителей, разрабатываются психологические рекомендации с целью обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания детей мигрантов.
«Модель психологического сопровождения адаптации детей из инокультурной среды в поликультурном образовательном пространстве», разработанная психологами ГБОУ СОШ № 1076 имеет чёткую структуру и обеспечивает целостную систему психологического сопровождения интеграции детей зарубежных мигрантов в московскую образовательную среду.
С целью отслеживания результативности реализации данной модели проводится психологический мониторинг эффективности психологического сопровождения детей мигрантов. Данные свидетельствуют об эффективности выбранной модели работы.
Опытом нашей работы мы делимся с другими представителями образовательного пространства. В ГБОУ СОШ №1076 организовываются семинары для педагогов, учащиеся участвуют в окружных, городских и международных смотрах конкурсах.
Каждый год в школе проводится «Школьный праздник дружбы, сближающий людей и народы», посвященный Всемирному дню толерантности, на котором ребята знакомятся с традициями и обычаями разных стран.
Учащиеся – иностранцы занимаются в спортивных кружках и секциях, эти занятия развивают и двигательную активность, и художественно-эстетический вкус учащихся, и приобщают их к российской культуре, облегчая их социально-психологическую адаптацию к стране проживания.
Не секрет, что современная школа превратилась в поликультурное сообщество. Поэтому, перед психологами образовательных учреждений встаёт вопрос о том, как создать психологические условия для успешного обучения и психологического развития каждого школьника. Данная «Модель психологического сопровождения адаптации детей из инокультурной среды в поликультурном образовательном пространстве» является одним из вариантов психологического сопровождения учебного процесса в современной школе.