Главные вкладки

    Сценарий мероприятия "День толерантности"

     Колесникова Наталья Викторовна

    ·        познакомить учащихся с культурным многообразием ближайшего социального окружения;

    ·        содействовать формированию этнокультурной толерантности учащихся;

    ·        формировать навыки взаимодействия с людьми, отличающимися по различным социально-культурным признакам: возрасту, национальности, религии, статуса и т.д.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon meropriyatiya_po_tolerantnosti.doc61.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Общешкольный проект «День толерантности»

    В ГОУ СОШ № 1076  с 24 октября по 18 ноября педагогами-психологами совместно с педагогическим коллективом было проведено мероприятие, посвященное Дню толерантности. В связи с многонациональным составом учащихся  нашей школы, для нас является  важным обучение ребят межкультурному взаимодействию и толерантному поведению. Цели нашего мероприятия:

    • познакомить учащихся с культурным многообразием ближайшего социального окружения;
    • содействовать формированию этнокультурной толерантности учащихся;
    • формировать навыки взаимодействия с людьми, отличающимися по различным социально-культурным признакам: возрасту, национальности, религии, статуса и т.д.

    Задачи:

    • заложить понимание того, что толерантность начинается с признания разнообразия, что какими бы разными мы ни были (и внешне и внутренне), объединяет нас то, что каждый из нас человек;
    • активизировать ценносто-смысловой компонент сознания и личности учащегося, побуждать их к выработке личного отношения к ним, осознанию собственной внутренней позиции, собственных ценностей, в осознании собственной ценностной ориентации;
    • через развитие самосознания и самооценки ребенка развивать самоуправление, самоорганизацию, саморазвитие личности детей;
    • формировать установку на такое творческое, диалоговое решение проблем, благодаря которому ценности мира, справедливости, солидарности, сотрудничества и толерантности воплощаются в нашей повседневной жизни;
    • развивать у детей творческие способности, способствовать их разнообразному самовыражению.

        Под темой: «Давайте жить дружно!» в начальной школе прошли классные часы и конкурс рисунков. Ученикам с первого по четвертые классы и первым, вторым классам ШРЯ были показаны два мультфильма: «Ежик должен быть колючим?» и «Просто так!», после просмотра ребятам задавались вопросы и проводилось обсуждение. Во время классного часа дети участвовали в двух играх: 1. «Ветер перемен». Описание игры:

      Участники сидят в кругу на стульях, количество которых равно числу участников, не считая ведущего, а ведущий стоит в центре круга. Он произносит фразу: "Подул сильный ветер и сдул всех тех … (называется любой признак, например: "кто в брюках, кто любит поспать, у кого есть домашнее животное")". После этого те из сидящих в кругу, к которым относится окончание фразы, должны быстро встать и поменяться местами, а ведущий в это время пытается сесть на один из освободившихся стульев. Тот, кто не успевает занять стул, становится ведущим. Если ведущий затрудняется с выбором окончания фразы, то он говорит: "Подул сильный ветер, и это был ветер перемен" – и тогда все участники должны поменяться местами.

         2. «Орешки».

         Описание игры:  ведущий говорит следующее: «Возьмите каждый по ореху. Постарайтесь посмотреть на свой орех внимательней, увидеть и ощутить его «особые приметы». Вашей задачей будет отыскать его потом в общей куче». Затем орехи собираются и перемешиваются. После этого по команде ведущего каждый должен найти свой орех. Потом ведущий спрашивает ребят, как им удалось найти именно свой орешек. Затем он говорит, что «с одной стороны все орешки похожи, а с другой – каждый орешек особенный. Так же бывает и у детей. Каждый из вас по-своему хороший,  красивый».

        В итоге занятия детей подводили к мысли, что, не смотря на то, что все они разные (представители разных национальностей, разных культур и др.) они могут жить дружно и помогать друг другу.  Также дети говорили, кто из персонажей мультфильмов понравился им больше всех и почему.

       Для конкурса ребятам помогали  выполнять рисунки родители, победители получили призы.

       Также были проведены классные часы в средней и старшей школе. В начале урока подросткам  показывали две презентации: «Толерантность – путь к миру» и  «Планета толерантности» (ученикам девятого класса еще было показано небольшое видео под названием «Скин»). Затем,  ребята с  большим интересом  участвовали в играх: 1.«Чем мы похожи».

        Описание игры. Участники группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: "Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т.д.)". Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся в кругу.  Здесь каждому удалось найти одноклассника, с которым у него есть что-то общее.

          2.«Орешки» 

    Описание игры. Ведущий говорит следующее: «Часто бывает так, что мы воспринимаем какую-либо группу, например этническую, как целое, наделяя всех ее представителей набором стереотипных характеристик которые, по нашему мнению, присущи всем представителям этой группы. Мы редко задумываемся о том, что каждый ее представитель – совершенно уникальный и неповторимый человек. Например, нам может показаться, что «все китайцы на одно лицо», что  все немцы страшно педантичны, что африканцы только и умеют, что играть в баскетбол или петь рэп. Это также, как если взять, например, мешочек грецких орехов, то и они на первый взгляд,  могут показаться нам всем как бы «на одно лицо». Кстати, что мы знаем о грецких орехах? Участники говорят, что грецкий орех имеет твердую скорлупу из двух половинок, его ядро напоминает головной мозг, что если пытаться его разгрызть, можно сломать зубы, что грецкий орех полезен для здоровья и родиной его, по-видимому, является Греция и т.д. Когда все высказались, ведущий обобщил сказанное, и заключил, что было дано полное описание ореха, к которому сложно добавить что-либо еще.

    Затем ведущий продолжил: Возьмите каждый по ореху. Постарайтесь посмотреть на свой орех внимательней, увидеть и ощутить его «особые приметы» и неповторимые признаки. Вашей задачей будет отыскать его потом в общей куче. У вас одна минута. Затем орехи собираются и перемешиваются. После этого по команде ведущего каждый должен найти свой орех.

    Несмотря на кажущуюся сложность этого задания, участникам всегда без особого труда удается узнать свой орех среди других.

    Подводя итоги, ведущий говорит, что, вряд ли еще недавно кто-нибудь из участников считал, что мешочек грецких орехов полон индивидуальностей. Но  стоит внимательно присмотреться к самому обычному ореху, «познакомиться» с ним, и становится ясно, что каждый из них неповторим. Так же обстоят и в человеческом обществе: стоит нам поближе познакомиться с конкретным человеком из какой-то группы, рассматриваемой нами через призму стереотипов, больше узнать о нем, и его индивидуальность, неповторимость окажутся совершенно  очевидными. К примеру, все мы без труда узнаем в лице китайца Джеки Чана или афроамериканца Эдди Мерфи, и мало кто не согласится с тем, что они очень талантливые актеры и уникальные личности».

     Эти игры должны помочь ребятам осознать, что каждый из них уникален, значим  и неповторим.

    Далее, на классном часу  обсуждался вопрос «что значит быть толерантным?», говорилось о том, что все люди имеют одинаковое право достойно жить на нашей планете и не страдать от  презрения или оскорблений.

       Среди учеников шестых – седьмых классов проводился конкурс плакатов. Каждому классу давалась одна из тем: «Жить в мире с собой и другими», «Путь к миру», «Планета толерантности».  Все участники получили призы.

       На протяжении всего мероприятия в школе висели плакаты, выполненные учениками девятого класса. Они давали информацию о дате Дня толерантности, определения понятия «толерантность», признаках проявления нетерпимости.

          С учениками двух восьмых классов была проведена большая психологическая игра «Неведомые миры». Цели игры были следующие:

    -показать масштабы и опасность проявлений нетерпимости между народами и культурами;

    - дать возможность осознать причины и следствия непонимания, возникающего в результате взаимодействия человека с представителями других культур;

    - сформировать навыки и установки, необходимые для успешного взаимодействия с представителями другой культуры и т.д.

    -      развитие творческих способностей.

    Необходимое время: около 1,5-2 часов.

    Материалы: принадлежности для рисования (писчая бумага и бумага для черчения, карандаши, фломастеры, маркеры, лист ватмана, цветная бумага, клей, пластилин, скотч, ножницы).

    Процедура проведения. Минимальное вмешательство со стороны ведущего, творческий, исследовательский характер игры позволяет подросткам в полной мере ощутить особенности взаимодействия между представителями разных групп, существенно различающихся между собой в культурном, социальном, идеологическом плане.

        Перед началом игры все участники разбились на 3 команды. Это было сделано с помощью процедуры «На первый-второй-третий рассчитайся». Когда команды окончательно сформировались, была  начата игра.

    Игра состояла из двух этапов.

    Этап 1.. «Создание миров»

    Необходимое время: 40-60 минут.

    Участникам было объявлено, что каждая из подгрупп — это неведомая инопланетная цивилизация, которая должна быть создана усилиями всех членов команды. Группы получили от ведущего все необходимое для работы: «план» создания цивилизаций и канцелярские принадлежности (ватман, маркеры, цветные карандаши и др.). В обсуждении ключевых характеристик «цивилизации» должны, по возможности, принимать участие все члены команды.

       Группы разошлись по разным комнатам. По истечении заранее оговоренного времени работа по созданию «миров» была завершена.

    Этап 2. «Встреча»

    Необходимое время: 40 минут.

    Команды собрались в актовом зале. Ведущий игры произнес речь, в которой описывается ситуация встречи между представителями цивилизаций и обосновывается необходимость более близкого знакомства между ними.

        Далее происходила поочередная презентация «миров». Сначала «хозяева» сообщили название своего мира, учили гостей принятому в их цивилизации приветствию, показывали портрет обитателя  и рассказывали о нем, знакомили гостей со своим законодательством. В заключение гостей угощали блюдами  инопланетной кухни, обучали «национальному» танцу.

    После игры некоторые ребята остались, чтобы задать вопросы и обсудить игру.

    Обсуждение:

    •    Чем похожи и чем различаются обитатели миров?
    •     Что помогало и что мешало командам находить компромиссы и принимать общие решения в создании цивилизаций?

        Все команды говорили о том, что их представители добрые и дружелюбные, что в их мире  нельзя оскорблять и обижать других людей, что стоит с уважением относиться ко всем. Отличие состояло в культурных традициях, в исповедании разных  религий,  в разном образе и ритме жизни.

      В одной из команд ребята достаточно быстро создали свою цивилизацию. Им помогало наличие творческих идей, большая заинтересованность в игре, а также умение слушать и действовать согласованно.  В другой же команде ученики потратили много времени на то, чтобы определиться с названием мира. Как им казалось, ни одно из предлагаемых названий им не подходило. В итоге, один из участников придумал то, что устраивало всех. Дальше ребята с трудом могли договориться об определении следующих пунктов плана создания цивилизации. Здесь большую помощь оказал ведущий, распределив обязанности  между участниками. В дальнейшем, уже,  ученикам удалось создать достаточно интересный мир.

      В процессе игры ребята осознавали, как трудно принять законы, которые устраивали бы всех представителей одной цивилизации.

    Приложение к занятию

    8.1. План создания «цивилизаций»

    1.Название мира и его представителей.

    2.Портрет представителя этой цивилизации

    3.Их специфические особенности, характер.

    4.Их образ жизни: суточный ритм (сон—бодрствование),
    любимые занятия и т. п.

    5.Законы, по которым живут представители этой цивилизации.

    6.Некоторые культурные особенности (например, ритуалы приветствия и прощания, кухня, танец).

    8.2.        Речь ведущего перед встречей цивилизаций

    «Недавно в нашей галактике произошло удивительное событие. На одну из необитаемых планет в поисках полезных ископаемых приземлились сразу два космических корабля. Это обстоятельство вынудило космонавтов отложить обследование планеты до выяснения характера и намерений обитателей другого космического корабля. А вдруг они обладают могущественным оружием? А, может быть, это кровожадные монстры, не признающие никаких законов? Следуя давней космической традиции, представители каждой из цивилизаций послали инопланетянам сигнал, обозначающий, что они мирные исследователи и не намерены воевать (каждая из команд может придумать свой сигнал)...

    Ну что ж, в таком случае имеет смысл познакомиться и согласовать интересы относительно дальнейших исследований планеты. Какая из цивилизаций готова первой выступить в роли хозяина? »

        Во время игры каждой из трех групп удалось создать свою цивилизацию. Так, одна называлась «Наш мир». Часть  ее обитателей исповедует религию  христианство. По характеру они веселые и проявляют уважение к окружающим. Живут по законам РФ (Российской Федерации). Другая же часть людей исповедует ислам. Для них очень важна вера в Аллаха, очистительная молитва и подаяние  милостыни. По характеру они аккуратные, вежливые, веселые и проявляют уважение к старшим. Представители этой цивилизации просыпаются в 9 утра и ложатся спать в 23 часа.

      Еще одна цивилизация была образована под названием «Родригия». Ее обитатели активные, позитивные, добрые, дружелюбные. По жизни они  словно «молнии». Представители данной цивилизации говорили, что они самые классные и самые лучшие. Живут под девизом «Ни дня без веселья». Их суточный ритм: «мы рано встаем и поздно ложимся, мало спим, но много веселимся. Целые сутки – гулять и веселиться».