Эмоциональное выгорание сотрудников социальных служб

Беженарь Людмила Ивановна

Эмоциональное выгорание сотрудников социальных служб

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эмоциональное выгорание сотрудников социальных служб.

Интерес к психическому выгоранию,  как социальной проблеме, обусловлен тем мощным отрицательным эффектом, который выгорание оказывает на профессиональную деятельность и  поведение профессионалов. Наиболее отчетливо его последствия ощущаются в профессиях  типа «человек-человек», основной предмет труда которых, заключается в оказании помощи людям и решении их проблем. Таким образом, эффективность и качество предоставляемых социальных услуг напрямую зависит от психоэмоционального состояния сотрудников социальных служб.

        Профессии работников  социальной сферы относятся к сложным видам труда, требующего от субъекта разносторонней образованности, хорошо развитой коммуникативной активности,  чувства долга, ответственности, эмпатийности, неистового терпения, наблюдательности, интуиции, решительности, оптимизма и т.д.

         Труд  работников социальных служб ответственен, требует выносливости, предполагает высокую и постоянную психоэмоциональную нагрузку, эмоциональную насыщенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс.

        Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей "разрядки" или "освобождения" от них, ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека, эти проблемы непременно содержат в себе зерно нарушения контакта с собственной телесностью. Последствия эмоционального выгорания педагогов могут проявляться в различных сферах:

• межличностные последствия проявляются в профессиональных, семейных отношениях, а именно в конфликтах с коллегами, клиентами, в раздражительности и эмоциональной истощенности;

• установочные последствия проявляются в негативных установках по отношению к клиентам, работе вообще, коллективу, к себе лично, что ведет к снижению лояльности сотрудников;

• поведенческие последствия могут выражаться как на уровне одного сотрудника, так и на уровне всего учреждения: специалист выбирает неконструктивные и неадекватные ситуации модели поведения, вызывая тем самым нарастание напряженности вокруг себя и, как следствие, – снижение качества работы и межличностного взаимодействия;

• психофизиологические последствия находят выражение в расстройствах психосоматики, которые могут проявляться как в виде изнурительных головных болей, бессонницы, так и в форме хронических заболеваний.

        Названные последствия выгорания имеют огромное влияние на состояние коллектива как системы: на психологический комфорт, на эффективность  процесса оказания социальных услуг, на общее состояние здоровья  сотрудников.

        Избежать последствий выгорания специалистов можно путем планомерной профилактики синдрома.  Для снятия психоэмоционального напряжения, освобождения от негативных переживаний целесообразно  использовать телесно-ориентированную терапию или арт-терапию.