Первый шаг навстречу дружбе.

Михеева Елена Сергеевна

Развивающее занятие на повышение самооценки учащихся, формирование навыков взаимодействия в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razv.zanyatie_pervyy_shag_navstrechu_druzhbe.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающее занятие по теме

"Первый шаг навстречу дружбе»". 5-й класс

Михеева Елена Сергеевнапедагог-психолог

Цели:

- сплочение детского коллектива;

- формирование навыков взаимодействия в группе;
- осознание качеств, важных в дружбе;

-  повышение  самооценки учащихся.

Материалы:

– мяч;
– бланки анкеты.

Ход занятия

Приветствие

Разминка «Визитная карточка».

С этого упражнения можно начать работу с новым классом. В то же время его можно повторить несколько раз в течение года, так как оно требует от участников быть внимательными к словам друг друга и запоминать, кто что сказал.

Играющие садятся в круг и, передавая друг другу какой-нибудь маленький предмет, например, мяч -  рассказывают о себе (по специальной схеме).

Первый игрок называет своё имя. («Меня зовут Вася».)

Второй тоже представляется и добавляет какую-нибудь информацию о себе, например, сколько ему лет. («Меня зовут Маша и мне десять лет».)

Третий говорит, как его зовут, сколько ему лет и ещё что-то о себе, например, чем он любит заниматься в свободное время. («Я – Сергей, мне десять лет и пять месяцев, я люблю кататься на роликах».)

И играть так далее. При обсуждении можно спросить ребят, что требовалось тем, кто вступил в игру в самом конце и насколько вообще сложно было выполнять данное упражнение.

Упражнение «Гомеостат»

Гомеостат – это прибор, который используют психологи для изучения групповой совместимости. Мы же для этих целей вместо прибора воспользуемся игрой.

Играющих просят встать в круг, вытянуть вперёд руку, сжатую в кулак, и по знаку ведущего выбросить произвольное количество пальцев. Задача: не разговаривая, не перемигиваясь и не используя никаких других способов общения, добиться того, чтобы все играющие выбросили одно и то же количество пальцев. Попытки повторяются произвольное число раз.

Понаблюдав за играющими, психолог может выявить лидеров, под которых подстраиваются большинство ребят.

    Основная часть

Упражнение “Настоящий друг”

Это упражнение поможет ребятам осознать, какие качества ценятся в дружбе.

Инструкция: “Каждый человек в течение своей жизни приобретает и теряет друзей. Дружба доставляет много радости, но иногда она может приносить страдания. Дружеские отношения постоянно меняются по мере того как растем и меняемся мы сами, появляются новые друзья, иногда исчезают старые. Друзей не бывает много; хотя отношения могут быть добрыми и теплыми со всеми одноклассниками, лишь некоторым мы доверяем свои проблемы и переживания”.

Передавая мяч друг другу, закончите предложение: “Друг – это тот, кто…”.

Дискуссия на тему занятия

  1. Как вы думаете, что важнее всего в дружбе?
  2. Если бы твой лучший друг (подруга) сказал о том, что ему (ей) больше всего в тебе нравится, как ты думаешь, что именно бы он сказал (какие слова)?
  3. А если бы этот человек захотел сказать о том, что ему не нравится в тебе, как ты думаешь, о чем он сказал бы?
  4. Что мешает дружбе?
  5. Каким образом дружба может изменяться в зависимости от времени, при различных обстоятельствах?
  6. Как можно познакомиться с новыми ребятами и улучшить отношения с давними друзьями?

- Я хочу предложить вам небольшой перерыв, который улучшит ваше настроение. Вы готовы?

Упражнение на визуализацию.

Инструкция: Сядьте удобно. Закройте глаза. Сосредоточьтесь на своём дыхании. Мысленно и глубоко вдыхайте и выдыхайте воздух. С каждым вдохом и выдохом вы всё больше успокаиваетесь и сосредотачиваетесь на своих ощущениях. Дышите легко и свободно. Тело расслабляется всё больше. Вам тепло, уютно и спокойно. Вы вдыхаете свежий, прохладный воздух. Вы успокаиваетесь и настраиваетесь на выполнение новой работы. Мы приступаем к овладению приёмами формирования образных представлений. Я буду произносить отдельные слова, а вы должны проговаривать их про себя, сосредоточившись на их содержании. После этого вы стремитесь представить образы услышанных слов.

Начнём со зрительных образов: апельсин, море, поляна, цветы, птица, светлый, играть, нежный, строить, плести.

Слуховые образы: шум волны, скрежет колеса, звон колокольчика, звуки скрипки, завывание ветра, эхо, звук, капающей из крана воды, шёпот, пение птиц.

Телесные представления: прикосновение к шёлку, колючий снег, горячий пар, прикосновению ко мху, тёплая вода, колкая иголка, холодный ветер, прикосновение к рыбьей чешуе, нежный пух.

Осязательные и обонятельные образы: вкус, только что разрезанного лимона, вкус шоколада, икра красная крупная, аромат розы, запах моря, свежесрезанный гриб.

Рефлексия данного упражнения.

Заключительная часть

Игра – “Вот я какой!”

Инструкция: “Прочитайте, пожалуйста, анкету, которую я вам сейчас раздам. Затем допишите незавершенные предложения. После того как вы выполните эту работу, разбейтесь на пары и прочитайте друг другу, что вы написали. Сравните свои ответы с ответами других учащихся”.

Рефлексия игры:

– с кем из ребят у тебя больше всего общего?
– чьи ответы показались тебе самыми интересными?
– на какой вопрос тебе было труднее всего ответить?

Рефлексия итогов занятия:

Обсуждаются действия и чувства всей группы. Участники рассказывают о том, что им понравилось, что удивило, обрадовало на занятии, что получилось, чем довольны, какие вопросы остаются неразрешенными.

Список литературы:

  1. Коблик Е.Г. Первый раз в пятый классс! Программа адаптации детей к средней школе. – М.: Генезис., 2003
  2. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (5-6 классы). – М.: Генезис., 2005
  3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. – М.: Генезис., 2001
  4. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. – М.: Генезис., 2002

Приложение

Анкета «Вот я какой!»

  1. Меня зовут        
  2. Мне лет        
  3. Цвет глаз        
  4. Цвет волос        
  5. Улица, на которой я живу, называется        
  6. Моя любимая еда         
  7. Мой любимый цвет        
  8. Мое любимое животное        
  9. Моя любимая книга        
  10. Моя любимая телепередача        
  11. Самый прекрасный фильм, который я видел        
            
  12. Я люблю в себе        
  13. Моя любимая игра        
  14. Моего лучшего друга зовут        
  15. Страна, в которую я хотел бы съездить
  16. Лучше всего я умею        
  17. Моих братьев и сестер зовут        
  18. Самая главная моя цель