Классный час "Социальные темы "за" и "против"

Людмила Юрьевна Попова

Рассматриваются общие сведения о социальных сетях, а так же их плюсы и минусы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kassnyy_chas_sotsialnye_seti_za_i_protiv.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час по тема: «Социальные сети: «за» и «против»

Цель: сформировать адекватное представление о социальных сетях.

Задачи: 1. Познакомиться с историей зарождения социальных   сетей;

              2. Рассмотреть «плюсы» и «минусы» социальных сетей;

              3. Рассмотреть, как социальные сети влияют на мозг человека и его реальную жизнь.

1. Приветствие. Добрый день. Сегодня наш классный час будет посвящен понятию "Социальные сети" (Слайд №1, №2).

2. Актуализация знаний и постановка целей и  задач (Слайд №3)

Социальные сети – явление неоднозначное (как впрочем, любое явление). Кто-то считает его величайшим прорывом в век информации и коммуникации. Другие называют его величайшим злом, обесценивающим самое дорогое в нашей жизни, подменяющим настоящее иллюзией. 
И действительно, с одной стороны социальные сети в сотни раз расширяют наши возможности общения и доступа к информации. Человек больше не находится в информационном вакууме, в любой момент он может узнать, что думает множество людей по тому или иному вопросу, поделиться проблемой, получить совет или готовое решение, найти поддержку и дружеское понимание (Слайд №4).

Возможность неограниченного общения оборачивается зависимостью от виртуальных отношений: стремлением записать к себе в друзья огромное количество пользователей сети, избыточным интересом к жизни, досугу, работе бывших одноклассников, однокурсников, старых знакомых или вовсе не знакомых в реальной жизни людей (Слайд №5).

Поэтому попытаемся изучить данное явление с разных сторон. Наша цель - сформировать адекватное представление о социальных сетях. Рассмотрим  «плюсы» и «минусы» социальных сетей, а так же как социальные сети влияют на мозг человека и его реальную жизнь.

  1. Основная часть.

Учащиеся садятся по группам.

      - Прошу вас занять места в зависимости от того, как вы относитесь к такому явлению социальной жизни, как социальные сети.

      Положительно              не знаю                       отрицательно

Психолог.  Познакомимся с историей зарождения социальных сетей (Слайд №6).

Точка отсчета социальных сетей — 1995 год, американский портал Classmates.com. Проект оказался успешным, и вскоре появилось множество аналогичных сервисов. Интернет-пейджер ICQ (в народе — «аська») был создан в 1996-м и явился революцией в области интерактивного общения — ресурс совмещал в себе возможности чата и электронной почты (во многом похожий QIP появился только в 2004-м). В 1999 году был основан Живой Журнал (или LiveJournal) — платформа для ведения онлайн-дневников. Она предоставляет возможность комментировать чужие записи, вести коллективные блоги и добавлять в друзья других пользователей (Слайд №7).

Официальным началом бума социальных сетей принято считать 2003-2004 годы, когда были запущены LinkedIn, MySpace и Facebook. Российские «Одноклассники» и «ВКонтакте» появились только в 2006 году, и сейчас это крупнейшие в Рунете соцсети. «ВКонтакте» —39-й в мире сайт по популярности. Ресурс, изначально предназначенный для студентов и выпускников российских вузов, позднее стал для всех современным и быстрым способом общения. Существуют и другие, менее популярные соцсети: «Мой Круг», «Мой Мир».

Социальные сети: «плюсы» и «минусы» (Слайд №8)

а) «Плюсы» - безграничное общение. Разговаривать с друзьями со всего земного шара можно, не выходя из дома, ограничивает только стоимость интернет-трафика (Слайд №9). Уже сложно представить, как поддерживать контакты со многими знакомыми без помощи социальных сетей, а хорошо выстроенные взаимоотношения с людьми всегда помогают и в жизни, и в работе.

Невозможно представить себе социальные сети и без дополнительных функций, таких как группы, новости, возможность добавления фото-, видео- и аудиоматериалов, оповещения о днях рождения друзей, многочисленные приложения и многие другие.

Благодаря растущей популярности социальные сети стали настоящим трендом. Мало того, что быть их пользователем просто-напросто модно – сети позволяют участникам всегда оставаться в курсе происходящего. Сами подумайте, сколько новостей мы получаем именно из них! Кто-то женился, развелся, родил ребенка, попал в больницу, уехал отдыхать… надо быть «в теме».

Благодаря социальным сетям человек чувствует себя частью общественной группы, не обязанным при этом прилагать для этого какие-то усилия. Конечно, зачастую это всего лишь видимость, а пользователь с несколькими сотнями виртуальных друзей может быть в реальной жизни совершенно одиноким и ничего, кроме компьютера, не видеть… Но этого уже никто наверняка не знает.

б) «Минусы»- публикация в свободном доступе личной информации о человеке. Большинство сетей собирают гораздо больше данных, чем фактически требуется для регистрации.

Пользователю кажется, что он сам решает, что о себе рассказывать, а что нет… Но не оставишь же пустыми фотоальбомы. А как не заполнить интересы? К тому же пользователь не может отследить, не выложил ли фотографию с ним еще кто-то…

Так, если постараться, через социальные сети можно узнать о человеке практически все. Сведения о том, когда, с кем и сколько он общается, могут быть важнее, чем содержание этих разговоров. С помощью программ, узнающих человека по фотографии и позволяющих найти в Глобальной сети все материалы, с ним связанные, мы можем узнать о человеке гораздо больше, чем он хочет о себе рассказывать. Для примера скажу, что в США социальные сети регулярно используются полицией для поиска информации.

Абсолютно все, что мы выкладываем в социальные сети, остается там навсегда. Наши комментарии и отметки на фотографиях остаются даже после удаления аккаунта, а зачастую даже и этот самый аккаунт удалить нельзя! Поисковые машины также сохраняют всю информацию в кэше при индексации, так что быть уверенным в том, что все нежелательные материалы удалены, нельзя.

Реклама – отдельный фактор, говорящий против социальных сетей. Дело даже не в том, что баннеры и спам раздражают: появились новые способы продвигать товар. Специальные люди регистрируются в группах и сообществах, завоевывают там авторитет и понемногу продвигают свои идеи среди членов этих групп. Именно от этих людей зависит, станет ли новая марка популярна среди масс. По тому же принципу социальные сети используются для пропаганды среди молодежи, к примеру, правоэкстремистских идей.

И, конечно же, представляют опасность попытки взлома профилей в социальных сетях. Существует несколько типов взломов, но самыми распространенными являются так называемые Backstabbing и Speer-Phishing. В первом случае компрометирующая информация о человеке, к примеру фотографии или видео, выкладываются в свободный доступ, что может привести к тяжелым последствиям.

К примеру, в 2007 году в США тринадцатилетняя девочка после такого взлома покончила с собой. А при Speer-Phishing пользователя завлекают на специальные сайты (с похожими на адрес соцсети адресами или предлагающие какие-то услуги), чтобы с их помощью получить пароли этого пользователя.

Социальные сети заменят реальную личность (Слайд №10)

Психологи пришли к выводу, что популярные социальные сети типа Facebook, MySpace, Одноклассники.ру и Вконтакте  заставляют пользователей создавать некий идеальный образ самого себя. Исследователи уверены, что молодые люди, которые и составляют большинство пользователей социальных сетей, после создания идеального образа самого себя начинают выстраивать свою личность таким образом, чтобы она полностью соответствовала виртуальному образу. Большинство людей, уверяют психологи, занимаются в той или иной степени самопознанием, размещая на своих страничках определенные фотографии, картинки или текст – то, что они хотели бы предъявить миру и кем им хотелось бы казаться.

Таким образом, с помощью социальных сетей и появляется некий идеальный образ самого себя. Юные пользователи Интернет с пластичной психикой начинают подсознательно подстраиваться под созданный ими же самими образ, "вырастая" в соответствии с ним.
Психологи отмечают, что человеку свойственно активно приукрашивать собственную личность, заниматься "самопрезентацией", и в этом нет ничего необычного. Однако рост влияния социальных сетей выводит эту необходимость "лакировки" собственной личности на совершенно новый уровень. С помощью социальной сети можно, к примеру, создать себе идеальное лицо, разместив на странице красиво отретушированные в Photoshop фотографии. Проще говоря, социальные сети потакают человеческому желанию выглядеть в лучшем свете и позволяют подать себя наиболее выгодно.
        Новая, "идеальная" личность, созданная в виртуальном мире, может очень скоро начать влиять на реального человека. Этот феномен объясняется тем, что в социальных сетях пользователи могут видеть только "виртуальную" сторону личности, и начинают реагировать именно на нее. Чем больше новая личность "отражается" от других людей, тем больше веры в то, что именно она и является настоящей. А по данным многочисленных исследований, у активного пользователя социальной сети в "друзьях" состоят около 1000 человек.
        Социальные сети, по мнению психологов, дают в руки подрастающего поколения мощный инструмент формирования собственной личности. Свойственное юности самолюбование и некоторый нарциссизм в виртуальном мире только усиливается, так как профайл любой социальной сети – идеальный инструмент, позволяющий "отсекать" лишнюю породу от скульптуры под названием "Идеальное Я".

Виртуальное "выступление" перед малознакомой аудиторией, с одной стороны, позволяет оттачивать на "друзьях" любые аспекты "идеальной личности", а с другой – меняет наше собственное представление о ней. Таким образом, виртуальная реальность самым непосредственным образом меняет реальную личность. Перед психологами встает естественный вопрос, на который им еще только предстоит ответить: является ли подобная "подмена" нормальной для психического здоровья и психологического комфорта человека.
      Чужая "идеальная" личность из виртуальной реальности может также сильно пошатнуть самооценку, ведь людям свойственно сравнивать себя с окружающими, но сравнение "идеального" образа, сформированного кем-то в социальной сети, с "настоящим" собой окажется явно не в пользу самого себя.

Социальные сети обманывают мозг (Слайд №11)

Стремительно растущая популярность социальных сетей таит в себе большую опасность. Тревогу забили ученые из Национального института общественного здравоохранения Дании, которые утверждают, что соцсети фактически обманывают мозг, заставляя его поверить, будто виртуальное общение удовлетворяет все социальные потребности детей и подростков.
       Группа специалистов провела исследование, в ходе которого установила, что современные подростки уделяют живому общению лишь половину того времени, которое их сверстники проводили с друзьями в 1988 году. Подавляющее большинство датчан предпочитают часами напролет сидеть в Интернете и общаться с друзьями через такие популярные сервисы, как Facebook или Twitter, а не вживую.
       Если раньше дети проводили все свободное время во дворе, играли и общались с друзьями, то сейчас все изменилось. Психолог Андерс Колдинг-Йоргенсен считает, что чрезмерная увлеченность Интернетом может привести к потере подростками социальных навыков (поведенческих и коммуникативных).
       Общаясь посредством Интернета, школьники не видят собеседника, не слышат его голоса, не видят мимику, жесты. В их понимании это и есть реальная жизнь. Они не представляют свою жизнь без компьютера и социальных сетей. По мнению психологов, это приводит к тому, что в реальности дети в прямом смысле этого слова теряют себя.
       В этой связи следует отметить, что наибольшее время в мире в социальных сетях проводят пользователи из России. По данным исследовательской компании Comscore, они тратят в них в среднем 9,8 часов в месяц, что вдвое больше мирового показателя, равного 4,5 часам. На втором по популярности соцсетей месте оказался Израиль с 9,2 часа в месяц, на третьем - Турция, чьи жители проводят в соцсетях 7,6 часа в месяц, а на четвертом - Великобритания с 7,3 часа. При этом компания Romir уточняет, что около 75% интернет-пользователей используют социальные сети в личных целях. Четверть пользователей используют социальные сети исключительно по работе, а 22% совмещают приятное с полезным.

4. Подведение итогов (Слайд №12)

Беседа:

-Что нового вы узнали для себя сегодня?

- Какова роль социальных сетей в реальной жизни?

- Как социальные сети влияют на сознание человека?

-Изменилось ли ваше мнение о социальных сетях?