Психологическая готовность детей к школе

Козырева Наталия Владимировна

Работа раскрывает особенности развития детей старшего  дошкольного возраста, находящихся на пороге школы, а также  критерии  психологической готовности  к школьному обучению. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

      «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»

                                             ВВЕДЕНИЕ.

     Подготовка к школе – одна из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста. К сожалению, многие родители подразумевают под этим понятием лишь умение читать, писать и считать, т.е. те практические качества, которые необходимы, на их взгляд, для успешного школьного обучения. Практика показывает, что, придя в школу, даже такие «успешные» дети оказываются неготовыми к данному виду обучения: быстрое угасание интереса и мотивации делает этот процесс неинтересным и трудным. Почему? Дело в том, что ребенок попадает в совершенно другую атмосферу, где  есть свои правила, свои законы.  Теперь он должен их усвоить и научиться соблюдать.  «Вы уже не просто дети, вы теперь – ученики» - и это не только фраза, сказанная на выпускном вечере детского сада, это реальность, в которую попадает ребенок с началом учебного года. Все изменилось: отношение к самому себе (новый социальный статус) и особенно отношение взрослых, которые теперь указывают на ответственность за совершенные поступки, на самостоятельность  в выполнении заданий и т.д. То есть для ребенка приход в школу это не просто смена образовательного учреждения, это новые социальные отношения, в которые он вступает в обществе.

     Как сделать этот  переход менее болезненным?  Что входит в понятие готовности к школе, если она не сводится к формальному уровню умений и навыков, таких как чтение, письмо и счет? Поиском ответов на эти вопросы занимались многие выдающиеся отечественные психологи и педагоги, такие как Л.С. Выготский, А.В Запорожец, Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович и др. Каждый из них внес свой вклад в понимание этой проблемы, который теперь помогает в воспитании и обучении будущих первоклассников.

- I -   

В разное время психологи занимались проблемой готовности к школе. Разработано множество методик, программ диагностики школьной готовности детей и психологической помощи в формировании компонентов школьной зрелости. (Гуткина Н.И., Овчарова Р.В., Безруких М.И. и др.)

Но на практике психологу трудно выбрать из этого множества ту, которая  поможет комплексно определить готовность ребенка к обучению, помочь подготовиться ему к школе. Тем не менее, существуют определенные критерии, которые являются  «показателями» готовности детей к новому для них виду деятельности – учению.

     Специалисты в области возрастной психологии считают, что о готовности ребенка к школе следует судить по таким характеристикам, которые отражают особенности его психики в целом и являются новообразованиями, возникшими в его игровой деятельности, но при этом  готовящими переход к учебной.                                                                

     Л.С. Выготский характеризует возраст как целостную динамическую структуру, которая не является суммой отдельных частей, а имеет центральное новообразование, которое и определяет все психические особенности ребенка шести-семи лет.  Этот возраст считается в психологии переходным, критическим. Центральным психологическим новообразованием этого возраста является произвольность. Д.Б. Эльконин  считал, что произвольное поведение рождается в ролевой игре среди сверстников, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем он это может сделать в игре в одиночку.  Ребенок, который прошел этот период, приобретает принципиально новый вид поведения. Если до этого он был «пассивным участником» ситуации, т.е. шел у нее на поводу, то теперь он сам способен выбирать способ действия и  форму своего поведения в соответствии с определенными правилами и социальными нормами. Если ребенок поступил в школу, не приобретя этого качества в игровой деятельности до школы, необходима коррекционная работа (коррекцию надо производить, используя игровую деятельность ребенка). Исследования показали, что для школьников первого класса с низким уровнем произвольности характерен низкий уровень игровой деятельности. После проведения с ними специальных игр уровень их игровой деятельности заметно повысился. Благодаря этому произошли положительные изменения и в их произвольном поведении*.

Данное новообразование является центральным при диагностике готовности ребенка к школе.

  Кроме произвольности, готовность к школе включает еще несколько важных новообразований. Следует отметить, что разные авторы акцентируют внимание на разные из них. Так, Д.Б. Эльконин указывает еще два: уровень владения средствами, прежде всего - знаково-символическими, а также умение учитывать позицию другого человека.

Важность умения использовать в деятельности знаково-символические средства подчеркивается многими специалистами. Так, Н.Г. Салмина считает, что к моменту поступления ребенка в школу у него должен быть сформирован такой вид знаково-символической   деятельности,   как   замещение (употребление заместителей, которые выполняют ту же функцию, что и замещаемый предмет. Так, в игре ребенок замещает лошадку палочкой и скачет на ней верхом). Кодирование - второй вид знаково-символической деятельности, суть которого заключается  в умении отобразить явление, событие в определенном алфавите, по определенным правилам, и, наконец, схематизация и моделирование.

_______________________________________________________________

*Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. - М., 1988. - Гл. 4.

   Ряд авторов включают в готовность определенный уровень общения ребенка (М.И. Лисина, Н.Г. Салмина, Е.Е. Кравцова). Безусловно, это важный показатель готовности ребенка к школе. Именно в общении формируется у ребенка умение подчиняться правилам, ориентироваться на социальные нормы. М.И. Лисина считает, что показателем готовности является уровень сформированности у ребенка внеситуативно - личностного общения*. Этот вид общения характеризуется стремлением ребенка к сопереживанию и взаимопониманию.

Наконец, Е.Е. Кравцова считает, что центральным психологическим новообразованием в дошкольном возрасте является воображение, обеспечивающее готовность к школьному обучению**.

     Таким образом, заканчивая рассмотрение вопроса о  готовности ребенка к школе, можно сделать вывод, что  однозначного решения о слагающих ее компонентах пока нет. Но все ведущие специалисты считают, что ориентироваться надо на новообразования, на то, что составляет завтрашний день развития, а не на то, что уже сложилось у ребенка, что он может делать самостоятельно.

     «Педагогика - писал Л.С. Выготский, - должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития»***.

_________________________________________________________________

*Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986                                     **Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе М., 1991.                                                                                                                                                        **Выготский Л. С. Собр. соч. – М., 1982.-Т. 2.-С. 251..

                                                           

                                                                  - II -

      Существуют две большие трудности, связанные со школой, которые не дают покоя учителям и родителям. Первая из них — это ученик, посещающий школу, но, по сути дела, не умеющий учиться. Вторая — школьник, активно не желающий учиться. И тот и другой случай — результат психологических ошибок, допускаемых взрослыми, чаще всего родителями, ошибок, совершаемых в силу психологической неграмотности. И здесь проблема не в том, что ребенок что-то не знает или не умеет делать, зачастую это следствие негативной «настройки» на школьное обучение. Порой взрослые, не задумываясь о последствиях, говорят ребенку: «Ты же двух слов связать не можешь, как ты в школу пойдешь?», «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!». После таких высказываний глупо рассчитывать на то, что у ребенка появиться желание учиться. Таким образом, необходимость психологической подготовки к школе очевидна.

Что такое психологическая готовность и какие компоненты она в себя включает? Психологическая готовность ребенка к школе это своеобразие интеллектуального развития ребенка и некоторые особенности его личности, без которых невозможно успешное обучение в школе. Это сложное структурно-системное образование, охватывающее все стороны детской психики: личностно-мотивационную и волевую сферы, элементарные системы обобщенных знаний и представлений, некоторые учебные навыки, способности и т.д.* Таким образом, психологическая готовность включает в себя следующие компоненты:                                                                      

  • личностную  (мотивационную) готовность;                                   -
  • интеллектуальную готовность;                                                                              
  • волевую готовность. ____________________________________________________________

* Дошкольное воспитание №8, 2005. ст. Г.Новиковой Психолого- педагогическая готовность к школе.с.95

Личностная готовность детей к школе ( М.И. Лисина, Л.И. Божович, Т.А. Репина, Р.С. Буре, Р.Б. Стеркина, Е.Е Кравцова и др.) охватывает три основные сферы жизненных отношений ребенка:

- отношения с окружающими взрослыми; важнейшим компонентом в них является произвольность, которая выражается в умении регулировать свои действия и свое поведение, умении воспринимать учебную задачу и принятии взрослого в новом качестве – в качестве учителя;

-  взаимоотношения со сверстниками; они характеризуются умением принимать точку зрения другого, умением взглянуть на себя со стороны, умение выслушивать одноклассников, адекватно реагировать на неудачу других. Взаимоотношения со сверстниками начинают формироваться в ходе игры, особенно в игре с правилами. Появляется так называемый «кооперативно - соревновательный» тип общения. Именно в совместно-распределенной деятельности ( игре, конструировании) дети учатся понимать и учитывать действия и позиции партнеров;

- отношение ребенка к самому себе; к концу старшего дошкольного возраста у ребенка начинает происходить смена завышенной самооценки более адекватной и объективной оценкой собственных возможностей. Это один из важнейших показателей готовности к школьному типу обучения и новому образу жизни. Тем не менее, в этом возрасте существует опасность появления заниженной самооценки, развитию которой, к сожалению, способствуют сами родители: ругают за неудачу и остаются равнодушными при успехе, сравнивают достижения своего ребенка с достижениями других детей. Зависимость успеха и неуспеха от прилагаемых усилий в расчет не берется. Помощь от родителей поступает не в форме совета, а в виде приказа, навязывания своего мнения. Родители принуждают ребенка работать на «оценку» и все больше провоцируют страхи, неуверенность, тревогу.

Поэтому во избежание развития заниженной самооценки, необходимо чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи.                

       В личностной готовности ребенка к школе Л.И. Божович также выделяет определенный уровень мотивационного развития ребенка, формирование так называемой внутренней позиции школьника*. Этому новообразованию Л.И. Божович придавала очень большое значение, считая, что «внутренняя позиция школьника», и широкие социальные мотивы учения – явления исторические.   Новообразование «внутренняя позиция школьника», возникающее на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, представляет собой сплав двух разных типов мотивов учения: социальных, связанных с потребностью ребенка в общении с другими людьми, приобретении нового социального статуса, и познавательных, связанных непосредственно с учебной деятельностью, потребностью в интеллектуальной активности и познании нового.

    Необходимо учитывать, что  ребенок не всегда осознает мотивы, побуждающие его стремиться к учебной деятельности, поэтому необходимо сохранять положительное отношение к ней. Это возможно, вовлекая  детей  в решение познавательных задач, дающих новые знания об окружающем мире, а также реализовывая их  интерес к открытиям и всему новому в играх, наблюдениях, экспериментах. Ведь школьник в глазах детей дошкольного возраста «более значимая личность», отличающаяся не только формой одежды, но и знаниями.

 Таким образом, чем больше ребенок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению будущего, чем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче ему будет личностно в нее включиться.

_________________________________________________

Л.И. Божович, 1972 г. с. 23-24

Интеллектуальная готовность

     В отечественной психологии при изучении интеллектуального компонента психологической готовности к школе акцент делается не на сумму усвоенных знаний, хотя это тоже немаловажный фактор, а на уровень развития интеллектуальных процессов. «… ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы» (Л.И. Божович, 1968, с. 210). Иначе говоря, очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, выводы, используя слова:

  • «потому, что»;
  • «если, то»;
  • «поэтому».

    Наиболее важными показателями интеллектуального развития являются развитие мышления и речи.

Мышление. От решения задач, требующих установление связей и    отношений между предметами и явлениями с помощью внешних ориентировочных действий, дети переходят к решению их в уме с помощью элементарных мыслительных действий, используя образы. Иными словами, на основе наглядно-действенной формы мышления начинает складываться наглядно-образная форма мышления (именно на этот уровень мышления опирается в своей работе учитель начальных классов). Вместе с тем, дети становятся способны к первым обобщениям, основанным на опыте их первой практической предметной деятельности. Это происходит в игре, рисовании, конструировании, учебной и трудовой деятельности, когда ребенок не просто использует заученные действия, а видоизменяет их, получая новый результат. А затем, ставя перед собой новые познавательные задачи, ищет объяснения полученным знаниям, рассуждая, делая выводы, устанавливая связи и обобщая. Таким образом, достижения в развитии образного мышления подводят ребенка к порогу логики, проявляющейся в способности к установлению простейших причинно-следственных связей и классификации объектов в соответствии с общепринятыми понятиями.       А.В. Запорожец, Н.Н. Подьяков, Л.А. Венгер считают, что показателем умственного развития детей к концу дошкольного возраста считается сформированность у них образного и основ словесно-логического мышления*.

 Память. Существенные изменения, подготавливающие ребенка к школьному обучению,  происходят также в процессах памяти и внимания. Теперь перед дошкольником может быть поставлена цель, направленная на запоминание материала. Он начинает использовать приемы, позволяющие повысить эффективность запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала, классификация. Таким образом, к 6-7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания.

   Внимание. Подобные возрастные закономерности происходят и во внимании. Переломный момент связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах (а не только тех, которые им интересны). Для этой цели старший дошкольник пользуется определенными способами, которые он перенимает у взрослых. Таким образом, возможности этой новой формы внимания – произвольного внимания к 6-7 годам уже достаточно велики.

Но, тем не менее, необходимо помнить, что произвольные формы  внимания и памяти, также как наглядно-образное мышление,  хотя и доступны детям подготовительной группы, но еще не являются типичными, характерными для них.  Их дальнейшее развитие будет происходить в процессе специально организованной учебной деятельности.

__________________________________________________________________

    Речь.  Помимо развития вышеуказанных психических процессов, составляющих интеллектуальную готовность к школе, успешность обучения в школе зависит от уровня владения детьми родным языком, от развития речи, на которой строится вся учебная деятельность ( Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова и др.).  Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. К старшему дошкольному возрасту происходит практическое овладение речью. То есть ребенок овладевает структурой языка (фонетикой, лексикой, грамматическим строем)   и правилами его использования в общении с окружающими, в познавательной и др.  деятельности. Развивается фонематический слух, т.е. у детей появляется способность находить, различать в словах отдельные звуки, слышать ошибки, в результате чего в дальнейшем они учатся говорить слова правильно. Расширяется словарный запас (в 3 года ~ 1000 слов, в 6 лет – 2500 – 3000 слов*), развиваются функции речи (речь как орудие общения и речь как орудие мышления, средство планирования и регулирования поведения). Психологи считают, что в этом возрасте язык для ребенка действительно становится родным.

     В процессе речевых занятий, игре и т.д. формируется важнейшее свойство речи – произвольность, позволяющее будущему школьнику вслушиваться в обращенную к нему речь и понимать ее, сознательно анализировать учебные задания, планировать свои действия. Особую роль здесь имеет развитие связной монологической речи, с помощью которой ребенок может самостоятельно изложить собственные мысли, пересказать текст. А вот в налаживании взаимопонимания с окружающими, установлении партнерских отношений с учителем и одноклассниками важна диалогическая форма речи.

__________________________________________________________________

Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. М., 2004

Помимо уровня развития психических процессов, интеллектуальная готовность также включает в себя ряд знаний и умений, необходимых будущему первокласснику.

Ребенок должен :

1.Знать о своей семье, быте.
2. Иметь запас сведений об окружающем мире, уметь ими пользоваться.
3. Уметь высказывать собственные суждения, делать выводы.

У дошкольников это во многом происходит стихийно, из опыта, и взрослые часто считают, что специального обучения здесь не требуется. Но это не так. Даже при большом количестве сведений знания ребенка не включают общую картину мира, они разрозненны и часто поверхностны. Придавая смысл  происходящим событиям, родители помогают осознать их, понять, т.е  усвоить, закрепить полученные знания.  Таким образом, запас знаний об окружающем мире у ребенка должен формироваться в системе и под руководством взрослого.

Ребенок должен уметь:

1.  воспринимать информацию и задавать по ней вопросы.
2.  самостоятельно действовать по заданию
3.  систематизировать и классифицировать признаки предметов и явлений.

В целях интеллектуальной подготовки ребенка к школе взрослые должны развивать познавательные потребности, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи, и дать необходимую систему знаний об окружающем.

Волевая готовность.

     Важной стороной психологической готовности к школе  является достаточный уровень волевого развития ребенка. У разных детей этот уровень оказывается различным.

     Отличительной чертой волевой регуляции поведения дошкольников является характерное отношение ребенка к трудностям и типичные для него способы их преодоления. Поэтому, как показывают специальные исследования, первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание мотивов достижения цели.

Как правило, у семилетних детей уже наблюдается  соподчинение мотивов (то есть умение считать более важным не то, что "хочется", а то, что "надо"). Это дает ребенку возможность управлять своим поведением. То есть  ребенок уже способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия*. И хотя все эти компоненты еще недостаточно развиты, поведение старшего дошкольника отличается произвольностью: он управляет своими движениями, вниманием, может преднамеренно заучить стихотворение, стерпеть боль, подчинить свое желание необходимости что-либо сделать.

     Л. С. Выготский считал, что источником развития детской воли являются взаимоотношения ребенка с окружающим миром. При этом ведущую роль он отводил речевому общению детей со взрослыми, поскольку именно они с самого начала регулируют поведение ребенка с помощью слов.

     Особое место здесь отводится умению взрослых вводить в обыденную жизнь игровую мотивацию, наиболее близкую детям дошкольного возраста.

__________________________________________________________________

* В.Н.Белкина. Психология раннего и дошкольного детства.- М., 2005

Игра – уникальный способ развития любых психических процессов и форм поведения. Сталкиваясь в ней с определенными правилами, ребенок учится действовать по этим правилам, строить свое поведение, ограничивать себя в желаниях. А это уже и есть основа развития воли.

      Усваивая практически содержание требований взрослых, ребенок постепенно учится регулировать свое поведение, делая тем самым существенный шаг вперед по пути волевого развития.  

   Как уже было сказано, развитие воли в этом возрасте тесно связано с изменением мотивов поведения, соподчинения им. Появление определенной волевой направленности, а также мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, приводит к тому, что ребенок сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь  отвлекающему влиянию окружающей среды.

     Исследования показывают, что, не смотря на то, что волевые действия появляются в дошкольном возрасте, только старший дошкольник способен к длительным волевым усилиям.

       Таким образом, развитие воли, владение ею на достаточно высоком уровне – необходимое условие психологической готовности ребенка к школе, поскольку учебная деятельность предполагает умение ограничивать себя в своих желаниях,  подчинение общим правилам, режиму и т.д.

   

 

                                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Поступление в школу подводит итог дошкольному детству и становится стартовой площадкой младшего школьного возраста. Младший школьный возраст очень ответственный период дошкольного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах. Поэтому во избежание трудностей на начальном этапе обучения, крайне необходима психологическая подготовка, благодаря которой ребенок способен менее болезненно, без стресса, осуществить переход в новую для него общественную жизнь, социальную ситуацию.

Школа – это особое учреждение, где, по словам Гегеля, дух должен быть приведен к отказу от своих причуд, к знанию и хотению общего. Поэтому неслучайно психологическая подготовка к школе прежде всего включает личностно-мотивационную, интеллектуальную и волевую сферы. Без желания, мотивов, побуждающих стремиться к новому образу жизни, без необходимых практических знаний и умений и необходимых для всего этого волевых усилий, невозможно переключить ребенка с одного вида деятельности (игровой) на другой (учебный) без последствий и вреда его психическому здоровью.            

И.В. Шаповаленко в книге по возрастной психологии указывает, что трудности в учебе могут быть вызваны :

1) несформированностью необходимых элементов учебной деятельности (позиции школьника, познавательной, мотивации и т.д.);

2) недостаточным развитием произвольности, низким уровнем памяти, внимания, зависимостью от взрослых;

3) неумением или невозможностью приспособиться к темпу школьной жизни, личностными нарушениями, направленностью на другие, внешкольные интересы.      

     Как видно из этого перечня те или иные проблемы являются следствием низкой психологической готовности или же несоответствия данного вида деятельности возрасту ребенка.  Как правило, компоненты готовности к школе возникают естественным путем при нормальном развитии ребенка, когда малыш много играет сам, со сверстниками, взрослыми, как в сюжетные игры, так и в игры с правилами, в настольные игры (мозаика, лото, конструктор, кубики). Поэтому желание родителей отдать ребенка в школу «пораньше», не всегда бывает оправданным, поскольку ведет к различным трудностям, в т.ч. психологическим перегрузкам ребенка. Дети 5-6 лет и 7 лет – совершенно разные. Первые из них отличаются несформированностью необходимых для учебной деятельности  психических процессов, отсутствием мотивации к школьному обучению; вторые, напротив, стремятся занять новый социальный статус и, самое главное,  способны без тяжелых последствий сменить игровой вид деятельности (исчерпавший себя в развитии психики старшего дошкольника) на новый - учебный.
     И последнее, о чем бы хотелось сказать в данной работе, это о родительской поддержке и заботе. Ребенок, поступивший в школу, все тот же ребенок, которому, особенно в первое время, важны понимание, заинтересованность  взрослых и их участие в его новой жизни. Необходимо помнить, что готовность к школьному обучению формируется в ходе самого обучения. Об этом говорил еще Л.С. Выготский. Поэтому при правильно организованной учебной деятельности, грамотной работе воспитателей, родителей и учителей обучение ребенка в школе способно приносить радость познания и чувство собственной значимости, которое так необходимо каждому человеку в его жизни.

                               

                                       СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1 Бардин К.В. Подготовка ребенка к школе (психологические аспекты) М.:  Знание, 1983 – 96с.

2. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное пособие для студ. Высшюучеб.завед. _ М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2005. – 256с.

3. Буре Р.С. Готовим детей к школе: книга для воспит.дет.сада. – М.: Просвещение, 1987. – 96с.

4. Выготский Л.С. Собр. соч. – М., 1982.-Т. 2.-С. 251..

5. Дошкольное воспитание № 8, 2005. //ст. Психолого-педагогическая готовность к школе . Г.Новикова с. 95 – 101.

6. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.

7. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология : Полный жизненный цикл развития человека. М., 2004.

8. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986

9. Мухина В.С. Детская психология. М., 1985.

10. Обеспечение готовности детей к школьному обучению // Серия: «Готовность ребенка к школе».- М.: Центр инноваций в педагогике, 1998. – 72с.

11.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2000. – 448с.

12. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М., 2005.