Если ребенок боится идти в школу...

Поступление в школу — серьезное испытание не только для детей, но и для родителей. В этот пери­од повышается тревожность и у первоклассников и у их мам. Конечно, Вы переживаете за ребенка: понравится ли ему в шко­ле, хорошо ли он будет учиться, как сложатся его отношения с педагогом и другими детьми? Серьезным поводом для опасений становится успеваемость. Никому не хочется, чтобы ребенок ока­зался в числе отстающих. Однако не показывайте своих страхов первокласснику: он еще не сориентировался в ситуации, и ваше волнение может вызвать тревогу, иначе ребенок будет бояться не какого-то конкретного события (плохой оценки, порица­ния учителя, насмешек одноклассников), а испытывать страх при одной мысли о школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esli_rebenok_boitsya_idti_v_shkolu.docx24.99 КБ

Предварительный просмотр:

Поступление в школу — серьезное испытание не только для детей, но и для родителей. В этот период повышается тревожность и у первоклассников и у их мам. Конечно, Вы переживаете за ребенка: понравится ли ему в школе, хорошо ли он будет учиться, как сложатся его отношения с педагогом и другими детьми? Серьезным поводом для опасений становится успеваемость. Никому не хочется, чтобы ребенок оказался в числе отстающих. Однако не показывайте своих страхов первокласснику: он еще не сориентировался в ситуации, и ваше волнение может вызвать тревогу, иначе ребенок будет бояться не какого-то конкретного события (плохой оценки, порицания учителя, насмешек одноклассников), а испытывать страх при одной мысли о школе.

Зачастую родители переживают из-за школьных неудач своих детей вовсе не потому, что действительно воспринимают их как реальную проблему, тем самым они проецируют школьную неуспешность детей на их будущую жизнь и опасаются возможных тяжелых последствий в более старшем возрасте («Будет плохо успевать в школе, не поступит в институт, а если й-примут, то как он будет учиться?»). Старайтесь смещать фокус своего внимания с учебы на отношения ребенка с другими детьми, подготовку и проведение школьных праздников, дежурства, экскурсий и т. п.

Психологическое состояние ребенка во многом зависит от характера отношений с родителями, который существенно изменяется при поступлении в школу: появляются новые требования, повышается ответственность и самостоятельность первоклассника. Особую роль начинает играть оценка взрослого. Помните, что в первом классе дети очень чувствительны к отношению взрослых, поэтому почаще хвалите своего ребенка, но делайте это правильно. Даже в конфликтной ситуации нельзя оценивать личность первоклассника, говорите только о его поступке. Как бы вы не были рассержены, не допускайте таких формулировок, как: «Вечноты...»; «От тебя одно расстройство!»; «Почему у всех дети как дети, один ты...»; «Ты плохой мальчик, я тебя не люблю». Преодолеть неправильное поведение ребенка при помощи подобных слов не удастся, а самооценка и отношение ребенка к себе могут измениться в худшую сторону.

При оценке результатов его деятельности ни в коем случае не сравнивайте его достижения с требованиями школьной программы или успехами одноклассников. Откажитесь от сравнений типа: «А вот Миша уже умеет писать (считать, складывать, умножать)», — иначе ребенок будет сомневаться в собственных силах и относиться к себе как к неуспешному, неумелому. Хвалите вашего первоклассника за любые проявления активности в учебной деятельности, сравнивайте его новые результаты с прежними. Если ребенку трудно дается овладение счетом, поддерживайте его желание сосчитать сдачу в магазине, количество машин на автостоянке, играйте «в примеры» по дороге в школу. Эти простые упражнения помогут быстрее сформироваться новым навыкам и укрепят ваши эмоциональные взаимоотношения.

Выполняя учебные задания дома, особенно те, с которыми ребенку трудно справиться самостоятельно, старайтесь тактично, но адекватно оценивать результаты его деятельности: ребенок должен научиться видеть свои успехи и ошибки и правильно к ним относиться. Если вчера он сделал три ошибки в задании, а сегодня две, то это реальное достижение, похвалите его, покажите, что вы гордитесь им и не сомневаетесь, что завтра он сделает еще меньше ошибок в этом задании, а скоро их не будет совсем. Зная индивидуальные особенности и склонности Вашего ребенка, подберите ему подходящие виды деятельности (домашние дела, уход за собакой, спортивная секция, танцы, музыкальный кружок и т.д.), в которых он сможет добиться высоких результатов, чтобы школьные достижения не воспринимались им как единственный показатель успешности. Опираясь на его успехи во внешкольной деятельности, Вы можете вселить в него уверенность и преодолеть страх перед школьными заданиями («Раз у тебя получается быстро бегать, и тренер все чаще хвалит тебя, то и в школе ты скоро со всем справишься»).

Если ребенок испытывает страх перед школой и учителем, можно пригласить педагога в гости и дать ему возможность индивидуально побеседовать с ребенком. В процессе беседы учитель получит больше информации о том, чем живет ребенок, каковы его увлечения и интересы. Такое посещение поможет преодолеть дистанцию в отношениях «учитель — ученик», которая часто провоцирует рост тревожности и эмоционального напряжения в школе. Хороший результат приносят и индивидуальные занятия с педагогом после уроков, причем совсем не обязательно дожидаться реального снижения успеваемости, главное — чтобы первоклассник почувствовал, что взрослые (родители и учитель) заинтересованы в его школьных успехах.

В начальной школе дети очень чувствительны к оценке взрослого, а сами еще не владеют критериями оценки своей деятельности. Поэтому для предупреждения эмоционального неблагополучия первоклассников необходимо формировать у них правильное отношение к результатам своего труда, умения оценивать их независимо от педагога, а также навыки самоконтроля. Для того чтобы ребенок научился адекватно воспринимать свои успехи и неудачи, у него должна быть точная и полная информация о том, насколько полученный им результат соответствует эталону. Учитель должен постараться объяснить первокласснику, что он делает не так и каковы основные причины его неуспеха. Однако педагоги зачастую игнорируют такой важный аспект обучения, как формирование навыков самостоятельного оценивания школьниками результатов учебной деятельности. В этом случае родители должны постараться компенсировать этот недостаток, чтобы помочь ребенку избежать многих трудностей в процессе адаптации к систематическому обучению.

Чтобы преодолеть страх перед школой, сделайте внешкольную жизнь ребенка более интересной и разнообразной, тогда возможные неуспехи в классе не будут столь разрушительными для его личности. При этом совсем не обязательно нагружать первоклассника дополнительными занятиями в кружках и спортивных секциях, просто почаще выбирайтесь вместе с ним из дома, посещайте интересующие его места (детские площадки, лес).

Причиной отказа ребенка посещать школу могут быть конфликты с учителем. Прежде чем обвинять педагога в предвзятости, необъективности, постарайтесь собрать как можно больше информации о возникшей ситуации, чтобы судить о ней не только со слов Вашего сына или дочери. При возникновении неприятной ситуации, связанной с Вашим ребенком, помните, что вы единственный человек, который может оказать ему помощь и поддержку. Не ругайте ребенка при учителе и тем более одноклассниках, отложите серьезный разговор до тех пор, пока вы не выясните всех подробностей и не составите адекватное представление о ситуации.

Если учитель жалуется на Вашего ребенка, постарайтесь отделить факты от оценок (что бывает очень сложно), попросите педагога четко сформулировать свои требования и описать поведение ребенка. Если другие дети были свидетелями конфликта, расспросите их, выясните, что именно совершил ваш сын или дочь, какой именно его (ее) поступок вызвал негативную реакцию учителя. Старайтесь не реагировать на личные впечатления педагога, анализируйте информацию сами, ведь именно вам предстоит принять решение. Кроме того, не забывайте, что причин у конкретного поступка ребенка всегда бывает несколько, поэтому обращайте внимание не только на его поведение, но и на общую обстановку в школе, возможно, причины психологического неблагополучия Вашего первоклассника связаны с условиями школьного обучения. Обсуждая с ребенком возникшую ситуацию, старайтесь по возможности объективно относиться к словам и действиям педагога, учите первоклассника находить полезное в определенном качестве или поступке преподавателя.

        Педагог-психолог  Т.С. Порывкина