Консультация для родителей "Как установить границы ребенку"

Материал содержит информацию о том, зачем нужны границы ребенку, как их правильно устанавливать,  а также: что такое кризис 3-х лет. Приведено несколько игр, помогающих очертить ребенку границы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_ustanovit_granitsy_rebenku_.docx195.35 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям 3-х летнего ребенка:

1. Поощряйте его самостоятельность, и он станет настоящим помощником: пусть стирает рядом с мамой или убирает со стола с бабушкой, папе можно подавать инструменты, с дедушкой чинить машину или куклу.

1.Несмотря на то, что ребенок очень хочет быть самостоятельным, иногда он теряет границы. И задача родителей, во время кризиса трех лет расширить их, но оставить достаточно четкими. Необходима абсолютная последовательность: если вы что-то не принимаете, значит, не потакать ни при каких обстоятельствах, а если что-то разрешили, значит, в другой раз то же самое уже не сможете запретить, потому что у вас не то настроение или нет желания (то, что нельзя - всегда нельзя, то, что можно - можно всегда).

Основными играми, помогающими очертить ребенку границы являются игры, где есть правила:

  1. Игры с мячом – формируют умение подчинятся правилам.
  • Бросать мяч и ловить двумя руками.
  • Бросать мяч друг другу и ловить;
  • Попасть мячом в коробку, увеличивая постепенно расстояние (двумя руками, правой рукой, потом левой).
  • Тихонько катните мяч вперед, ребенок должен обогнать его.
  • Катнуть мяч так, чтобы он попал между ножками стула (двумя руками, правой рукой, левой рукой, ногами – одной, потом другой).
  1. Сюжетно-ролевые игры – выполняя свою роль в игре, ребенок учится поддаваться определенным правилам.
  • «Игрушки у врача»

Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.

Ход игры: взрослый предлагает поиграть, (ребенок – Доктор), взрослый берет в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходит в поликлинику на прием. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу. В ходе игры врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру. Выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.

Примечание: В первый раз взрослый может сам проиграть роль врача – ребенок лишь остается наблюдателем. Постепенно роль врача играет ребенок.

  1. ИГРЫ С БЕГОМ
  • Бегите ко мне

Ребенок сидит на стуле, поставленном у одной из стен комнаты. Взрослый отходит к противоположной стене комнаты и говорит: «Беги ко мне». Ребенок бежит к нему. Взрослый  приветливо его встречает, широко раскрыв руки.

Далее он переходит или перебегает на другую сторону комнаты и говорит снова: «Беги ко мне». Так повторяется 3-4 раза.

На слова взрослого «Беги домой» ребенок садится на стул и отдыхает.

Продолжительность игры 4-6 минут.

Правила игры, о которых нужно сказать ребенку

  1. Бежать к взрослому можно только после слов «Беги ко мне».
  2. Ребенок бежит к стулу и садится только после слов взрослого «Беги домой».

Подготовила педагог-психолог

Медведева Елена Владимировна

[Название компании]

[Адрес]
[Индекс, адрес]

Как установить границы ребенку.

Консультация для родителей

Зачем нужны ограничения?

Несомненно, ограничения необходимы, поскольку дети в силу своей неопытности, страстно чего-либо желая, могут неосознанно навредить себе. С трех лет проблема разграничения физического и психологического пространств родителей и ребенка играет одну из главных ролей. Это важная часть воспитательного процесса: дети с правильным пониманием своих и чужих «можно» и «нельзя» в будущем реже легко сходятся с людьми.

Как правильно устанавливать границы:

1. Запреты всегда должны соответствовать возрасту ребенка

Двухлетний малыш может не понять, почему, к примеру, нельзя погладить бездомную собаку на улице, а вот к трем-четырем годам объяснение этого запрета будет ему понятно. Поэтому наказывать ребенка за то, чего он еще в силу возраста не может понять, просто бессмысленно.

2. Ставя запреты, нужно обязательно объяснять свою мотивацию

Почему нельзя переходить дорогу на красный свет, поднимать на улице конфеты, разговаривать с незнакомыми людьми, совать пальцы в розетку, отнимать игрушки у сверстников – все это можно легко и доходчиво объяснить детям простым и понятным языком.

3. Наказание должно быть только за сознательное нарушение ребенком запрета, который он полностью понимает

Если малыш тянется руками к розетке, но мама никогда ему не говорила, что это опасно, не стоит наказывать ребенка – лучше спокойно отвести его от опасного места и объяснить, чем чреват такой поступок и почему так делать нельзя.

Если ребенок – зачинщик драк в детском саду, первоочередной мерой должно быть не наказание, а объяснение, почему его поступок считается плохим, что именно он сделал не так. Наказание же должно следовать лишь тогда, когда малыш, несмотря на разъяснение родителей и установленный запрет, снова сделает по-своему.

должно следовать лишь тогда, когда малыш, несмотря на разъяснение родителей и установленный запрет, снова сделает по-своему

4. Устанавливая запреты, обсуждайте их со всеми членами семьи

Если, к примеру, мама не разрешает есть мороженое на улице, а вот бабушка, наоборот, с радостью покупает малышу угощение на прогулке, мотивируя это тем, что «маме мы об этом не расскажем», у ребенка не сформируется стереотип правильного поведения. То же самое происходит, если родители не разрешают ребенку смотреть телевизор перед сном или есть сладости до обеда, а отец не считает это запретом и в отсутствии мамы не отказывает малышу в просьбе посмотреть еще один мультфильм или съесть шоколадку.

В большинстве подобных случаев дети начинают понимать, что с разными людьми можно вести себя по-разному, и быстро учатся получать выгоду от этого знания, что может сказаться отрицательно на их поведении в будущем. К примеру, ребенок будет считать, что нарушение запрета тогда, когда этого никто не видит, не приведет к плохим последствиям, а значит можно нарушать его, не опасаясь наказания. Поэтому запреты должны быть едиными и следить за их соблюдением ребенком должны все члены семьи.

5. Обращайте внимание на хорошее поведение ребенка

Малыш помог по дому, нарисовал красивый рисунок в садике, сделал собственными руками открытку на день рождения бабушки, научился говорить «спасибо» и «пожалуйста», поделился новыми игрушками – все это, несомненно, стоит вашего внимания. Обращайте на это внимание, говорите ему, что любите, просто обнимайте. Если родители ругают ребенка за каждое нарушение запрета, но при этом не обращают внимания на его старания и достижения, он постоянно будет чувствовать себя виноватым, нелюбимым и плохим, что приведет к реальным проблемам с самооценкой.

И помните, что установление границ должно способствовать гармонии взаимоотношений между родителями и ребенком. Оно должно обеспечивать его безопасность, формировать принципы правильного поведения и социальные навыки, а не превращать его жизнь в череду сплошных запретов и страха самостоятельности.

чувствовать себя виноватым, нелюбимым и плохим, что приведет к реальным проблемам с самооценкой.

Кризис трех лет

 К трем годам ребенок уже осознает себя как отдельную личность и стремится продемонстрировать свою только что обнаруженную им самостоятельность, независимость от взрослого. Наряду с этим формируется желание быть вместе со взрослым и стать таким, как взрослый. Этот конфликт желаний и порождает возникновение у ребенка так называемого кризиса трех лет, основные симптомы которого таковы:

  • негативизм - стремление противоречить даже не потому, что реально хочется обратного, а просто для того, чтобы противиться самому предложению, просьбе, требованию извне;
  • упрямство - желание ребенка настаивать на своем, зачастую даже не для того, чтобы получить желаемое, а для того, чтобы увидеть, что с его потребностями считаются;
  • своеволие - гипертрофированная тенденция к самостоятельности, ребенок принимает только то, что придумал и решил он сам;
  • строптивость - общий протест против уже казалось бы принятых и устоявшихся для ребенка правил, норм поведения или режима;
  • обесценивание - резкое неприятие всего любимого и приятного раньше, отказ от привязанностей к дорогим прежде предметам и людям;
  • протест-бунт - этот симптом известный отечественный психолог Л.С. Выготский в своих работах описывал как «состояние войны с окружающими», постоянного конфликта с ними; 
  • деспотизм - ребенок превращается в маленького тирана, он постоянно со всем не согласен, диктует свои нормы и правила поведения, навязывает свои желания.