Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики дошкольников «Волшебные пальчики» (для детей 3-4 лет)

Долгорукова Ирина Викторовна

             Настоящая программа является авторской программой, социально-психологической направленности  и реализуется с учётом образовательной программы дошкольного образования. 

           Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования. Дополнительное дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Для реализации этих целей я работаю по теме «Развитие мелкой моторики детей с применением социо-игровой технологии».         
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnye_palchiki_2015.docx61.35 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования

по развитию  мелкой моторики дошкольников

«Волшебные пальчики»

(для детей 3-4 лет)

Срок реализации 1учебный год

Занятия проводит педагог-психолог 1 категории

Долгорукова Ирина Викторовна

                                                                                         

Москва 2015

Пояснительная записка


            Настоящая программа является авторской программой, социально-психологической направленности  и реализуется с учётом образовательной программы дошкольного образования.  

           Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования. Дополнительное дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Для реализации этих целей я работаю по теме «Развитие мелкой моторики детей с применением социо-игровой технологии».         
           Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных движениях – это движения пальцев руки и органов артикуляционного аппарата., практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. Речевые зоны Брокка и Вернике расположены непосредственно рядом с зоной, отвечающей за движения мелкой моторики, поэтому, стимулируя моторику, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Кончики пальцев рук — это « второй мозг». Еще великий немецкий философ И. Кант писал, что «рука является вышедшим наружу головным мозгом».
        Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев.
      Целенаправленное воспитание двигательно-координационных способностей (включая упражнения на «ручную ловкость») учащихся способствует коррекции нарушений психомоторного развития, а также улучшает умственную работоспособность, тем самым активно включает их в речевое общение.
      Наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет особое значение.
В результате вышесказанного актуальность программы «Волшебные пальчики» для дошкольников необходима и продиктована временем. Учитывая значимость развития мелкой моторики дошкольников, была предпринята попытка создания системного подхода в обучении по указанному направлению.
            Основное место занимает содержание взаимодействия и общение взрослого с детьми, основанное на понимании того, что каждый ребёнок обладает неповторимой индивидуальностью и ценностью, способен к непрерывному развитию.
            Учитываю особенность периода от 3-4 лет, отличающую его от других, последующих этапов развития: он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности. Формирую такие качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему и представляют собой «заделы» на будущее, так как в дошкольном детстве складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка.  

Актуальность данной программы

            Актуальность в   Развитии навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
         Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма.
         Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.  

              Основной целью программы «Волшебные пальчики» является создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей дошкольников. 

Цель конкретизируется в следующих задачах:

  • развитие точности выполнения движений,
  • уровня переключаемости,
  • полноты объема движений пальцев рук,
  • умения управлять мышцами-сгибателями при удержании пальцев рук,
  • совершенствование координации движений руки и глаза;
  •  совершенствование лексической, произносительной стороны речи, развитие коммуникативных навыков;
  • формирование интереса и положительной мотивации обучения;
  • формирование умения действовать по словесным инструкциям, самостоятельно выполнять поставленные задачи.


Эффективность коррекционных занятий значительно повышается, если соблюдаются
правила организации занятий, предлагаемые М. М. Безруких. Основные из них:
1. Перед каждым занятием следует объяснить его цель: что будем делать, как, для чего.
2. Через каждые 5—7 мин занятия целесообразно проводить физминутки, используя упражнения на расслабление, формирование правильной осанки, упражнения для глаз.
3. Начинать занятие следует с разминки, далее давать более легкое задание, затем переходить к более сложному заданию и заканчивать выполнением заданий, которые не вызывают у ребенка особых затруднений.
4. Обязательно оценивать работу, отмечая правильность выполнения допущенные ошибки, объясняя, как их нужно исправить. Любые замечания должны быть поддерживающими и конструктивными.
5. Поощрять инициативу детей, интерес, желание задавать вопросы, обратиться за помощью.
6. Закончить занятие следует на оптимистичной ноте.

Программа включает в себя следующие
разделы:

  • пальчиковая гимнастика
  • лепка
  • графические упражнения
  • игры и действия с предметами.

В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

В разделе “Лепка” в процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности.

В разделе “Графические упражнения” игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память.

В разделе “Игры и действия с предметами” для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.


Принципы программы
1. Принцип деятельностного подхода. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по С.Л.Рубинштейну).
2. Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития.
3. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в работе. Развитие мелкой моторики у детей проходит с привлечением в работу родителей, которые с использованием игр и упражнений в домашних условиях помогают закрепить уже полученные навыки.
4. Принцип психологической комфортности. Занятия должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребёнку, которого хвалят и поощряют каждый раз, когда он выполняет что-либо, получает дополнительный стимул для последующих усилий. Этому служат средства невербальной коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание, физический контакт.


Этапы реализации программы:
1.Ориентировочный этап – посвящен решению следующих задач:
а) знакомство детей с рабочими материалами: прищепками, дидактическими играми для развития мелкой моторики, и правилами их использования;
б) создание в подгруппах доброжелательной атмосферы, снятие тревожности, эмоционального напряжения.
2. Коррекционно-развивающий этап– направлен на достижение основных задач программы.
3. Заключительный этап – направлен на закрепление и отработку навыков и умений, сформированных в ходе занятий.

Особенности возрастной группы детей

Программа реализуется с группами детей от 3 до 4 лет. Младший дошкольный возраст.

В дошкольном возрасте ребенок все чаще познает мир за пределами своей семьи. Усложняется содержание общения с окружающими людьми, увеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребенок. Основная тенденция дошкольного возраста выражается в возникновении стремления ребенка быть таким же, как взрослый. Однако сами взрослые не всегда готовы принять данную позицию ребенка, запрещая ему манипулировать многими предметами быта. Подражая взрослым, ребенок проявляет самостоятельность, приучается к общественно полезному труду. Потребность быть, как взрослый удовлетворяется в сюжетно-ролевой игре наиболее сложном виде деятельности, который ребенок осваивает на протяжении дошкольного возраста. Поэтому когда ребенок на просьбу родителей что-либо сделать, отвечает, что еще не доиграл, нужно посмотреть, во что именно играет ребенок. В играх дети проигрывают роли и ситуации, которые видят в реальной жизни.


Основные формы и методы работы с детьми

Дополнительная образовательная программа «Волшебные пальчики» рассчитана на 1 год обучения. Численный состав группы не должен превышать 6  человек. Продолжительность занятия     20 мин.

Каждое занятие состоит из 3-х частей:
Вводная часть – 3-5 минут.
Основная часть – 10-15 минут.
Заключительная часть – 3-5 минут.

Форма организации детей – групповая.

Вводная часть
Цель: развитие эластичности мышц; повышение подвижности суставов; развитие силы, гибкости пальцев; воспитание навыка удержания позы; «расковывание» руки ребенка; вызов положительных эмоций и стойкого интереса к деятельности.
      Основные приемы работы – пальчиковая гимнастика с предметами и без предметов. Компоновка упражнений комплексов пальчиковой гимнастики может быть произвольной, так как они все направлены на развитие объема движений, их силы, координации, переключаемости, точности, удержания позы.
      Число упражнений и их продолжительность педагог регулирует самостоятельно, учитывая индивидуальные особенности детей. Критерием качества выполняемых упражнений служит появление усталости кисти руки: легкая усталость – показатель правильной мышечной нагрузки, сильная усталость, возникшая нескоординированность движений – признаки переутомления.

     Содержание
основной части соответствует задачам программы.
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят игры, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, графической моторики, зрительно-моторной координации, умений управлять своими движениями.

Основные приемы: дидактические игры, пальчиковые игры, игры с малым, колючим мячом, а также следующие упражнения:
- шнуровка;
- прищепки;

- скрепки;

- крышки;

- пуговицы;
- обведение рисунка по контуру, копирование;
крупы, семечки, ткани, обрезки журналов и газет.

- лепка из солёного теста

- рисование пальчиками


Заключительная часть
Цель: снижение физической усталости и морального напряжения во время занятия; подведение итогов занятия.
Включает в себя приемы, способствующие саморегуляции детей, а именно: упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение); двигательные упражнения, включающие одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку.

Содержание курса.

  • Пальчиковая гимнастика

Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук.

  • Лепка

Знакомство с материалами (глина, пластилин, соленое тесто). Приемы работы различными инструментами (стек, скалка). Приемы изготовления изделий путем вытягивания из целого куска. Техника безопасности при работе с глиной и пластилином.

  • Графические упражнения

Ознакомление с различными видами штриховки, графические игры (дорожки, дорисуй, обведи по контуру), работа с трафаретами.

  • Игры и действия с предметами

Игры с карандашом, бусами, орехами, счетными палочками; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков; переборка круп; работа с мозаикой и строительными материалами, прищепками.

Условия реализации программы

Программа реализуется в условиях для детей младших групп.
Занятия рассчитаны на детей 3 — 4 лет. Всего 64 занятий, кратность проведения 2 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 20 минут.


Описание планируемых результатов


К концу курса воспитанники должны знать:
· приемы самомассажа рук;
· названия 5-6 предметов из изучаемых обобщающих групп.

Уметь:

  •  владеть разными приемами сцепления пальцев («замок», «мост», «корзиночка» и др.);
    выполнять различные движения кистями и пальцами рук («дождик идет», «пианино» и т.п.).
  • изготавливать простейшие изделия из бумаги, пластилина, соленого теста, глины;
  • застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;
  • завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.
  • лепить шар, цилиндр, диск, куб;
  • плести косички из ниток;
  • выполнять шнуровку.

Приложение № 1

Календарно-тематическое планирование

Месяц

Тема

Октябрь

9 занятий

Знакомство с группой, правила поведения на занятиях.

Диагностика

Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем,обкатываем по столу

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «мошка», «дятел», «дождик»

С предметами:

-шнуровка – учимся засовывать шнурок в дырочку, делать крестик.

-коробочка с крупой – перебираем фасоль,горох и семечки

Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем,обкатываем по столу

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ква-ква», «гуси-гуси», «автобус».

С предметами:

- бельевые прищепки – учимся их правильно держать, открывать и нанизывать на форму

-знакомство с Блоками Дьёнеша: все формы, цвета,толстый и тонкий

- лепка из теста: «Еж» с помощью спичек делаем иголки.

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «мошка», «гуси-гуси», «дятел».

- самомассаж под песню Е.Железновой

С предметами:

- шнуровка – повторяем «крестик», учимся делать узор «дождик»

-знакомство с Палочками Кьюзенера: все размеры, цвета,

- аппликация: «Кораблик» ,активно работаем при приклеивании

Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу,дуем на него.

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «щенок», «жираф», «зайка».

С предметами:

- бельевые прищепки – учимся их правильно держать, открывать и нанизывать на форму, делаем «человечка»

- Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 1стр.

- разукрашка «Груша»- учимся не выходить за границы рисунка

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «зверята», «крокодил».

Самомассаж с помощью грецкого ореха

С предметами:

- эспандер –учимся зжимать и разжимать под музыку

-пуговицы – делаем бусы ,с разными по размеру и по цвету

- собираем маленькую пирамидку

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«едем-едем», «ручки», «массаж».

Самомассаж с помощью колючего мяча

С предметами:

-бельевые прищепки – учимся их правильно держать, открывать и нанизывать на форму, делаем «бычка»

- Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 2,3стр.

- лепка из теста: «Божья коровка»

1.Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем,обкатываем по столу

2. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ква-ква», «гуси-гуси», «автобус».

С предметами:

-канцелярские скрепки – учимся их правильно держать, открывать и нанизывать на форму, делаем лучики у «солнца»

- соты Кайе. – знакомство с новым материалом, учимся вытаскивать и снова засовывать соты

- аппликация: «Грибы в корзинке»

Ноябрь

8 занятий

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «зверята», «крокодил».

Самомассаж с помощью грецкого ореха

С предметами:

- эспандер – учимся сжимать и разжимать под музыку

-пуговицы – делаем колеса и фары машине ,с разными по размеру и по цвету

- собираем геометрический конструктор(малый): строим «Солнце»

1.Закреплять пространственные представления: справа, слева, в центре, вверху, внизу, впереди.

 2.Развитие внимания, слухового восприятия.

 3.Формирование двигательной активности и гибкости пальцев, кистей рук, умение подражать действиям педагога.

 4.Массаж пальцев и кистей рук.

1.Развитие, формирование пространственной ориентации на листе бумаги, чувства цвета.

 2.Развитие умений правильно держать карандаш, раскрашивать в пределах контура.

 3.Развитие и формирование внимания.

 4.Развитие умения поочерёдно действовать правой и левой руками.

1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ручки», «краб», «зайка».

2. Самомассаж с помощью колючего мяча

С предметами:

-шнуровка – делаем дорожку

-коробочка с крупой – перебираем фасоль, горох и семечки

- палочки Кьюзенера, альбом «Колокольчик», делаем дорожку гусеничке, стр.

1.Развитие, формирование, закрепление внимания, слухового восприятия, дифференцированных движений пальцев рук, умения действовать по показу педагога.

 2.Развитие моторных умений и гибкости рук, слаженных движений  и действий правой и левой руками.

Колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу,дуем на него.

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «щенок», «жираф», «зайка».

С предметами:

- бельевые прищепки –делаем «сороконожку»

- альбом «Маленькие логики»

- разукрашка «Самолет»- учимся не выходить за границы рисунка,точно нажимать и правильно держать

1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ослик», «мошка», «дом».

2. Самомассаж с помощью еловых шишек

С предметами:

-шнуровка – шнуруем ботинок(один)

-соты Кайе: собираем только желтые соты

- счетные цветные палочки: делаем заборчик и домик

-лепка из теста: гусеничка(5 шариков)

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «гуси-гуси», «пальчики».

Самомассаж с помощью грецкого ореха

С предметами:

- эспандер –сжимать и разжимать под музыку

-пуговицы – делаем части лица на картоне

- собираем геометрический конструктор(большой): строим «Пирамиду»

Декабрь

9 занятий

1.Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем,обкатываем по столу

2. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ква-ква», «гуси-гуси», «автобус».

С предметами:

-канцелярские скрепки –делаем цепочку

- соты Кайе. – собираем половину синих,половину желтых сот

- аппликация: «Банка с соленностями»

1.Формирование и закрепление понятий: название пальцев рук, горизонтальные линии, право, лево, слева, направо.

 2.Развитие согласованных действий обеих рук, их гибкости, дифференцированных движений пальцев рук.

 3.Развитие мелких движений пальцев рук, их двигательной активности.

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«машина», «ручки», «массаж».

Самомассаж с помощью колючего мяча

С предметами:

-бельевые прищепки – делаем длинную цепь

- Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 7стр.

- лепка из теста: «тарелка с зернышками для курочки»

1.Развитие , формирование, закрепление внимания, сосредоточенности, двигательной активности пальцев рук, умения действовать обеими руками согласованно, подражать действиям педагога.

 2.Закрепление чувства пространства, зрительно-моторной координации, умения рисовать на листах бумаги по образцу, не выходить за пределы контура.

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «зверята», «крокодил».

Самомассаж с помощью грецкого ореха

С предметами:

- эспандер – учимся сжимать и разжимать под музыку

-пуговицы – делаем чешую рыбе

- знакомство с Кубиками Никитина: выкладываем только красный цвет.

1.Формирование подражания действиям педагога, умения брать щепотью, учитывая форму предмета, анализировать и воспроизводить образец.

 2.Формирование воображения, умения различать форму предмета, рисовать по пунктирным линиям на листах бумаги.

1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ослик», «мошка», «дом».

2. Самомассаж с помощью еловых шишек

С предметами:

-шнуровка – шнуруем ботинок(один)

-соты Кайе: собираем только желтые соты и делаем синие окошки

- счетные цветные палочки: ставим к картонному солнцу лучики

-разукрашка: закрашиваем  пальчиками яблоко

1.Формировать и закреплять понятия: волнистая и пунктирная линии, центр, середина, право, лево, пара.

 2.Развитие, формирование, закрепление сгибательных, разгибательных мышц пальцев и кистей рук, их гибкости, слаженных действий обеими руками.

 3.Развитие умения хватать кулаком, умения координировать действия рук.

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«мошка», «гуси-гуси», «дятел», «автобус»

- самомассаж под песню Е.Железновой

С предметами:

- шнуровка – повторяем «крестик», «дождик»

- палочки Кьюзенера: альбом «Колокольчик»,стр.5

- аппликация: «Тряпичный домик» ,активно работаем при приклеивании,создаем из лоскутков ткани

Январь

6 занятий

1.Формирование восприятия формы предмета.

 2.Формирование умения распределять пальцы обеих рук на предмете и действовать руками одновременно, согласованно.

 1.Развитие, формирование, закрепление умения брать мелкие предметы пальцами, прочно захватывать и удерживать их в руках.

Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу,дуем на него.

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой – «щенок», «жираф», «зайка».

С предметами:

- бельевые прищепки – вставляем на более толстую опору

- Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 8стр.

1.Развитие, формирование, закрепление гибкости, двигательной активности пальцев рук – большого, указательного, среднего.

 2.Развитие зрительно-двигательных координаций, умения брать мелкие предметы тремя пальцами – щепотью, учитывая их форму, величину.

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «зверята», «крокодил».

Самомассаж с помощью грецкого ореха

С предметами:

- эспандер – сжимать и разжимать под музыку

-пуговицы – отделяем больших от маленьких

- собираем маленькую пирамидку

1.Закрепление гибкости, двигательной активности пальцев рук, координации действий обеими руками.

 2.Формирование восприятия целостного образа предмета, умения выделить контур и отдельные детали предмета.

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«игрушки-зверюшки», «две чашки», «массаж».

Самомассаж с помощью колючего мяча

С предметами:

-канцелярские скрепки – делаем «бычка»

- лепка из теста: «Улитка»

Февраль

7 занятий

1.Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем,обкатываем по столу

2. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ква-ква», «дождик», «автобус».

С предметами:

-мозаика мелкая: делаем цветок

- соты Кайе. – делаем стрелку синим

- аппликация из крупы и семечек: плодовое дерево

1.Развитие, формирование, закрепление умения брать мелкие предметы пальцами, прочно захватывать и удерживать их в руках.

 2.Закрепление умений различать форму, величину предмета, рисовать круги по образцу на листе в клетку, на свободном и ограниченном пространстве листа.

1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ручки», «краб», «зайка».

2. Самомассаж с помощью колючего мяча

С предметами:

-шнуровка – делаем дорожку

-коробочка с крупой – перебираем фасоль, горох и семечки

- блоки Дьенеша альбом «Маленькие логики», делаем шарики в руках зайца

1.Закрепление тонких движений пальцев рук, умения брать мелкие предметы, учитывая их форму и величину, удерживать эти предметы.

 2.Закрепление внимания, зрительно-моторных координаций, пространственной ориентации на разных листах.

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «зверята», «крокодил».

Самомассаж с помощью грецкого ореха

С предметами:

- эспандер –сжимать и разжимать под музыку

-пуговицы – отделяем черные и белые поговки

- выкладываем узор по книжке

1.Закрепление умения дифференцировать движения рук.

 2.Развитие умения продевать, завязывать шнурок по подражанию, по образцу, самостоятельно.

 Закрепление полученных ранее умений и навыков.

1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ослик», «мошка», «дом».

2. Самомассаж с помощью еловых шишек

С предметами:

-шнуровка – шнуруем ботинок(один)

-соты Кайе: собираем только желтые соты и делаем синие окошки

- счетные цветные палочки: делаем зиг-заг

-рисуем  пальчиками гусеничку, шмеля и дерево

Март

9занятий

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«мошка», «гуси-гуси», «дятел», «автобус»

- самомассаж под песню Е.Железновой

С предметами:

- шнуровка – повторяем «крестик», «дождик», добавляем привязать предмет

- альбом «Колокольчик»,стр.11

- аппликация: «Золотая рыбка: с применением семечек тыквы

Формировать координацию движений указательного и среднего пальцев, вырабатывать умение выполнять движения в режиме, заданном стихами. Развивать умения ритмично вращать кистями правой, а затем левой руки, попеременно соединять пальцы обеих рук; совершенствовать умение ориентироваться в своем теле. Продолжать учить детей ритмично наносить точки, мазки, закрашивать готовые изображения. Активизировать словарь по теме.

Массажный, колючий мяч – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем, обкатываем по столу,дуем на него.

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«щенок», «жираф», «зайка».

С предметами:

- бельевые прищепки – делаем осьминога

- Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 12стр.

- делаем по образцу узор

Учить выполнять движения кистями и пальцами рук, используя карандаш (катание ребристого карандаша между ладонями, по столу вначале отдельно каждой рукой, а потом двумя руками одновременно). Закреплять умение выполнять движения кистями рук по подражанию. Развивать конструктивный праксис, учить различать и называть основные цвета. Совершенствовать умения проводить прямые, горизонтальные и вертикальные линии, ритмично наносить точки и мазки.

Учить выполнять движения кистями рук и пальцами по подражанию, познакомить с большим пальцем, учить показывать его при назывании. Закреплять навык работы с разрезными картинками (фигурный разрез). Учить захватывать мелкие предметы щепотью и раскладывать их в емкости. Закреплять умение закрашивать готовые изображения, не выходя за контур рисунка. Расширять активный и пассивный словарь по теме

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «зверята», «крокодил».

Самомассаж с помощью грецкого ореха

С предметами:

- эспандер – сжимать и разжимать под музыку

-пуговицы – отделяем больших от маленьких

- собираем маленькую пирамидку

- геометрический конструктор(малый):делаем машину

Продолжать развивать тактильные ощущения, умение выбирать предметы одной фактуры, но разной величины на ощупь. Закреплять умение разгибать по очереди пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца. Учить выполнять движения пальцами обеих рук одновременно вначале по подражанию, а потом по словесной инструкции (игры с речевым сопровождением), закреплять названия указательного и большого пальцев. Совершенствовать умения проводить прямые линии и закрашивать готовые изображения.

1.Самомассаж еловыми шишками – раскатываем в ладошках, сжимаем, расслабляем,обкатываем по столу

2. Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ква-ква», «дождик», «автобус».

С предметами:

-мозаика мелкая: делаем грибы в корзине

- делаем по образцу узор

- аппликация из манки и мака: «панда»

Развивать умение узнавать на ощупь гладкую и шершавую поверхности. Продолжать учить детей выполнять движения кистями и пальцами рук, используя карандаш, по подражанию (катание ребристого карандаша между ладонями и подушечками пальцев). Формировать умение выполнять задания с мелкими предметами по показу взрослого, проводить округлые и прямые линии, закрашивать готовые изображения.

Апрель

 

8 занятий

1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ручки», «краб», «зайка».

2. Самомассаж с помощью колючего мяча

С предметами:

-шнуровка – делаем косичку

-коробочка с крупой – перебираем фасоль, горох и семечки

-  блоки Дьенеша альбом «Маленькие логики», цветы на лугу

Обучать составлению узоров и фигур из мелких предметов (спички, палочки, геометрические фигуры и т. д.). Продолжать формировать специфические навыки в действиях рук - захват щепотью мелких предметов. Закреплять умения проводить округлые и прямые линии, закрашивать готовые изображения.

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «зверята», «крокодил».

Самомассаж с помощью грецкого ореха

С предметами:

- эспандер –сжимать и разжимать под музыку

-пуговицы – отделяем черные и белые поговки

- выкладываем узор по книжке

- строительный конструктор: выкладываем по принципу домино

Продолжать учить загибать пальцы по одному, начиная с большого, в игре с речевым сопровождением по подражанию. Формировать умение выполнять задание по образцу, ориентироваться на плоскости и определять место нахождения предметов. Закреплять навык изображения кругов по пунктирным линиям, соотносить предметы по цвету.

Продолжать учить выполнять определенные действия пальцами с речевым сопровождением, изображать прямые и кривые линии. Развивать конструктивный праксис, зрительное внимание. Совершенствовать умение брать мелкие предметы щепотью и удерживать их некоторое время. Формировать навык подбора геометрических фигур и выкладывания их в соответствии с образцом. Учить слушать и запоминать речевую инструкцию, раскрашивать изображения, ограниченные контуром, регулируя нажим на карандаш.

1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ослик», «мошка», «дом».

2. Самомассаж с помощью еловых шишек

С предметами:

-шнуровка – шнуруем ботинок (один)

- делаем ромашку из желтых сот

- счетные цветные палочки: делаем параллельные дорожки

-рисуем  пальчиками

Развивать тактильные ощущения, умение определять шершавую и гладкую поверхности без зрительного контроля. Учить выкладывать из мозаики дорожку, используя захват щепотью, чередуя мозаику по цвету, ориентируясь на образец, рисовать круги различной величины по пунктирной линии. Совершенствование движений кисти и пальцев рук.

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«мошка», «гуси-гуси», «дятел», «автобус»

- самомассаж под песню Е.Железновой

С предметами:

- шнуровка – повторяем «косичку»

 - альбом «Колокольчик»,стр.13

- лепка из теста :делаем фигуры – шара, квадрата, овала

Май

8 занятий

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«машина», «ручки», «массаж».

Самомассаж с помощью колючего мяча

С предметами:

-бельевые прищепки – делаем сороконожку

- Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 14стр.

- разукрашка по точкам: обводим рисунок по точкам

Учить катать пальцами ребристый карандаш по столу одновременно двумя руками (по подражанию), составлять орнамент по образцу. Развивать точную координацию движений пальцев рук с речевым сопровождением (по подражанию). Совершенствовать навык захвата мелких предметов указательным типом хватания. Закрепить навык изображения прямых линий самостоятельно, обращая внимание на непрерывность проведения линии. Закрашивать готовое изображение, не выходя за контур. Расширять активный и пассивный словарь по теме.

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«автобус», «зверята», «крокодил».

Самомассаж с помощью грецкого ореха

С предметами:

- эспандер –сжимать и разжимать под музыку

-пуговицы – делаем браслет

- строим самую большую башню

Закреплять умение загибать по очереди пальцы правой и левой руки, начиная с большого. Продолжать учить брать мелкие предметы указательным типом хватания и удерживать их некоторое время, затем сортировать, учитывая размер и цвет. Совершенствовать навык изображения спиралей по пунктирным линиям.

1.Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«ослик», «мошка», «дом».

2. Самомассаж с помощью еловых шишек

С предметами:

-шнуровка – учимся завязывать бант

-- счетные цветные палочки: закрываем ими разукрашку

-рисуем пальчиками: лошадка и наездник

Продолжать развивать сгибательные и разгибательные мышцы пальцев и кистей рук, их гибкость, умение захватывать кулаком (фольгу, бумагу). Совершенствовать навык захвата мелких предметов указательным типом хватания. Учить составлять из частей целый предмет, обводить по контуру предметы, проводить волнистые линии по пунктиру, не отрывая карандаша от бумаги.

Пальчиковая гимнастика под муз. Е. Железновой –

«мошка», «гуси-гуси», «дятел», «автобус»

- самомассаж под песню Е.Железновой

С предметами:

- канцелярские скрепки – чередуем в цепи 3 цвета:красный,белый,зеленый

- альбом «Колокольчик»,стр.15

- аппликация: «Коллаж»

Закреплять навык ритмичных движений и их переключаемость.. Закрепить навык рисования волнистых линий по пунктиру, раскрашивать контурные сюжетные рисунки цветными карандашами, не выходя за контур.

Список литературы

  1. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.
  2. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.
  3. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.
  4. Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.
  5. Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. “РОСМЭН - ПРЕСС”, 2004.
  6. Лукашина М.М. Готовим руку к письму. - М.: “Карапуз”, 1999.
  7. Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: “Академия развития”, 1998. 190 с.
  8. Рейд Б. Обыкновенный пластилин. – М.: “АСТ – ПРЕСС”, 1998.128 с.
  9. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.
  10. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.–Санкт – Петербург: 1999.40 с.
  11. Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. “Радуга”, 2002.