Программа психолого-педагогического сопровождения социально-коммуникативного развития дошкольников "Я+ТЫ=МЫ"

Шингаева Ирина Васильевна

Программа предполагает групповые занятия педагога-психолога с детьми старше 4 лет. Цель: создание условий для позитивной социализации и личностного развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_yatymy.doc261 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

Пушкинского района Санкт-Петербурга

_______________________________________________________________________

«СОГЛАСОВАНО»                                                   «УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий кафедрой психологии СПб АППО           Директор ГБУ ДО ЦППМСП

доктор психологических наук,

доцент                             С.М. Шингаев                                                     М.И. Володарская

« ____» ________________ 2016 г.                                          « _____» _____________ 2016 г.

Протокол

Педагогического совета

№ ___ от « _____» ____________ 2016 г.

Рассмотрено на заседании РУМО

Педагогов-психологов

Протокол № ____ от « _____» ________ 2016 г.

Программа

психолого-педагогического сопровождения

социально-коммуникативного развития дошкольников

«Я + ТЫ = МЫ»

Составитель:

педагог-психолог ЦППМСП

Шингаева И.В.

Санкт- Петербург

2016

Содержание:

1. Пояснительная записка ..…………………………………3

Актуальность …………………………………………………................3

Адресат …………………………………………………………………..3

Цель и задачи…………………………………………………………….3

Теоретические основы…………………………………………………..4

2. Содержание программы ……………………………….....6

Учебно-тематическое планирование …………………………………..7

Методика построения программы ……………………………………..7

Краткое содержание программы ……………………………………  ...8

3. Оценка результативности …………………………….....11

4. Организационно-педагогические условия …………….12

Временные и материальные ресурсы ……………………….................12

Требования к квалификации ведущего………………………………...12

5. Литература ………………………………………………...12

Литература для психолога ………………………………………………12

Литература для педагогов ……………………………………………….14

Литература для родителей ………………………………………………14

6. Приложения ………………………………………..............15

Приложение 1. Игры и упражнения ……………………………………15

Приложение 2. Игры-драматизации ……………………………………20

Приложение 3. Диагностические методики ……………………………21

1. Пояснительная записка.

Актуальность 

Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС) социализация и коммуникативное развитие личности дошкольника рассматриваются как единая образовательная область - социально-коммуникативное развитие.

Социально-коммуникативное развитие – это процесс, позволяющий ребёнку занять своё место в обществе в качестве полноценного члена этого общества. Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, социально адаптированных, способных к саморазвитию. Поскольку основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, проблема развития ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром становится особенно актуальной.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта.

Социально-коммуникативное развитие включает в себя развитие у ребёнка эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье. Важным также является формирование позитивных установок к различным видам деятельности и творчества; основ безопасного поведения в социуме.

Являясь приоритетным, социально-коммуникативное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических обновлений российского образования, в том числе и дошкольного.

Адресат

Группы для занятий по программе «Я + Ты = Мы» формируются педагогом-психологом из дошкольников старше 4 лет, испытывающих трудности в регуляции своего поведения или в общении со сверстниками и взрослыми, а также имеющих заниженную самооценку.

Для участия в программе так же могут быть приглашены общительные и доброжелательные дети, поведение которых может служить эталоном для других участников, помочь развитию их коммуникативных умений.

Цель и задачи

         Цель программы: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации и личностного развития.

Задачи:

  • формировать у детей позитивное самоотношение и учить их принятию других людей;
  • обучать рефлексивным умениям (осознавать свои чувства, причины поведения и последствия поступков);
  • формировать произвольную регуляцию поведения, развивать инициативу и самостоятельность;
  • формировать положительный опыт сотрудничества.

           Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социальное развитие ребёнка осуществляется под воздействием взрослого, который вводит ребёнка в социум. Поэтому программа сопровождения предполагает работу педагога-психолога не только с дошкольниками, но также и с их родителями и педагогами и включает в себя индивидуальные и групповые консультации, тематические сообщения на собраниях родителей, проведение практических семинаров. В результате просветительской работы важно познакомить взрослых с техниками эффективной коммуникации («Я-сообщение», «активное слушание»).

Теоретические основы

Программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании в РФ» (ст.12, ст.48) и Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (приказ МО и Н РФ от 17.10.2013 г. № 1155).

Социально-коммуникативное развитие – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений.

Социально-коммуникативное развитие подразумевает формирование  у дошкольников социального и эмоционального интеллекта.

Термин «социальный интеллект» был введён в психологию Э. Торндайком в 1920 году для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Э. Торндайк рассматривал социальный интеллект как способность понимать людей и способность взаимодействовать с ними. В отечественной психологии Ю.Н. Емельянов под «социальным интеллектом» понимает «устойчивую, основанную на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события».

Начиная с 1991 года В.Н. Куницыной разрабатывалась концепция, в которой социальный интеллект рассматривается как сложная структура, имеющая следующие аспекты:

  1. Коммуникативно-личностный потенциал – комплекс свойств, на основе которых формируются психологическая контактность и коммуникативная совместимость;
  2. Характеристика самосознания, в том числе чувство самоуважения;
  3. Социальная перцепция – способность к пониманию людей и движущих ими мотивов;
  4. Энергетические характеристики (активность).

          Таким образом, социальный интеллект представляется как способность, возникающая на базе комплекса интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих черт.

В 1990 году Джон Мейер и Питер Сэловей ввели термин «эмоциональный интеллект», который представляет собой способность человека оперировать эмоциональной информацией, то есть информацией, которую мы получаем или передаём с помощью эмоций.

Эмоциональный интеллект – это совокупность четырёх навыков:

  • точность оценки и выражения эмоций;
  • использование эмоций в мыслительной деятельности;
  • понимание эмоций;
  • управление эмоциями.

Развивать эмоциональный интеллект необходимо с самого раннего возраста – уже с 4 лет. К этому моменту ребёнок психологически отделяется от матери и становится способным к восприятию социальной и психологической информации. Возникает первичная рефлексия, т.е. способность воспринимать собственные чувства, а затем и чувства других людей.

При нормальном ходе формирования личности к концу дошкольного возраста у детей появляется такое важнейшее новообразование, как эмоциональная децентрация. Согласно Г.М. Бреславу под эмоциональной децентрацией понимается «способность индивида воспринимать и учитывать в своём поведении состояния, желания и интересы других людей», которая формируется в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Важнейшим условием развития личности ребёнка и успешности его общения является формирование у него самопринятия и принятия других людей. Многие люди имеют так называемые «запреты на поглаживания» (Сидоренко, 1995), сутью которых является трудность, а иногда и невозможность продуцирования положительных оценок и принятия положительных оценок других людей.

При составлении программы мы ориентировались на структуру самосознания личности, предложенную В.С. Мухиной (1999), согласно которой в самосознании выделяется имя человека, притязание на социальное признание, психологическое время личности (её прошлое, настоящее, будущее), социальное пространство (её права и обязанности).

В процессе усвоения ребёнком социальных ценностей и норм, которые при определённых условиях становятся содержанием побудительных мотивов его поведения, формируются социальные эмоции и чувства.

А.В. Запорожец даёт следующее определение: «Социальные эмоции – эмоции, которые приобрели устойчивость и социальную направленность и отражают стремление сделать нечто полезное не только для себя, но и для других людей, для окружающих взрослых или сверстников».

Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребёнка. Таким образом, развитие эмоциональной сферы идёт «рука об руку» со становлением произвольной регуляции. Эта произвольность сначала проявляется в игровой деятельности, а на 5-6 году жизни входит в другие виды деятельности.

Для успешного социально-коммуникативного развития ребёнка необходимо создание следующих условий:

  • содействие формированию активности ребёнка, которая необходима для становления саморегуляции;
  • всемерная поддержка развития рефлексии;
  • наличие ценностной среды в развитии ребёнка.

2. Содержание программы

Первое занятие направлено на знакомство с участниками и формирование доброжелательной атмосферы. Далее программа состоит из трёх модулей, каждый из которых решает свои задачи.

Модуль 1 «Я и мои чувства»

Задачи:

  • формировать у детей позитивное самоотношение;
  • оказать помощь в осознании своих чувств;
  • учить дошкольников умению свободно выражать свои чувства.

Модуль 2 «Ты и Я. Учимся понимать и принимать друг друга»

Задачи:

  • создавать условия для доброжелательного общения, принятия детьми друг друга;
  • учить детей сочувствовать, помогать друг другу;
  • содействовать принятию и проигрыванию ребёнком различных ролей.

Модуль 3 «Мы. Вместе интересней»

Задачи:

  • формировать социальное доверие;
  • формировать у дошкольников эмоционально-положительное отношение к совместной деятельности;
  • развивать коммуникативные навыки, умение договариваться, согласовывать свои действия.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество занятий

1

Знакомство

1

Модуль 1 «Я и мои чувства»

2

Кто я такой

1

3

Радость

1

4

Горе-печаль

1

5

Страх

1

6

Гнев

1

7

Удивление

1

8

Стыд

1

9

Презрение

1

10

Отвращение

1

11

Интерес

1

Модуль 2 «Ты и Я. Учимся понимать и принимать друг друга»

12

Наши настроения

1

13

Что такое дружба

1

14

Найди друзей

1

15

Наши отношения

1

16

Друг в беде не бросит

1

17

Давай никогда не ссориться

1

18

Моя семья

1

Модуль 3 «Мы. Вместе интересней»

19

Путь доверия

1

20

Поддерживаем друг друга

1

21

Учимся договариваться

1

22

Все вместе!

1

23

Работаем в парах

1

24

Рисуем лето (работа в группе)

1

25

Подводим итоги

1

Всего:

25

Методика построения программы

Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Занятия проводятся в игровой форме. Для решения задач программы используются следующие игры и упражнения:

Психогимнастические игры, в которых у детей формируются принятие своего имени, принятие черт своего характера.

Ролевые игры построены на понимании необходимости ролевого развития человека. Предполагают принятие ребёнком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей, противоположных обычным; проигрывание своей роли в гротескном варианте. В нашей программе ролевые методы можно разделить на две подгруппы: ролевую гимнастику (ролевые действия и ролевые образы) и психодрамму (разыгрывание этюдов или сказочных сюжетов).

Коммуникативные игры (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), используемые в программе делятся на три группы:

  1. игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому вербальное или невербальное «поглаживание» (Сидоренко, 1995);
  2. игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения;
  3. игры, обучающие умению сотрудничать.

Умение взаимодействовать со сверстниками формируется также в упражнениях, предполагающих работу в паре (выполнение задания двумя детьми и получение совместного результата) и работу в группе (более сложная форма взаимодействия и общения нескольких участников).

Важный момент каждого занятия – рефлексия. Это, прежде всего, формирование у детей навыка осознания и вербализации своих чувств, понимания и обсуждения причин своего поведения и поступков других людей.

Краткое содержание программы

№ п/п

Тема занятия

Содержание основной части занятия

1

Знакомство

Упр. «Давайте поздороваемся» (6, с. 88)

Упр. «Снежный ком» (6, с.88)

Игра «Психологическое домино»

Упр. «Твоё имя похоже …» (22, с. 117)

Модуль 1 «Я и мои чувства»

2

Кто я такой

Упр. «Ласковое имя» (21, с. 36)

Упр. «Кто я?» (7, с.21)

Упр. «Умел – умею – буду уметь» (22 с. 91)

Упр. «Ладошка» (21, с. 49)

3

Радость

Упр. «Я радуюсь, когда…» (8, с. 17)

Игра «Ромашка радости» (8, с. 18)

Упр. «Наши имена»

Игра «Танец с шариками» (2, с.65)

4

Горе-печаль

Упр. «Человек грустит, когда…»

Упр. «Бабочки» (22, с. 121)

Игра-драматизация «Да просто так»

Игра «Кого не хватает» (8, с.25)

5

Страх

Упр. «Человеку страшно, когда…»

Упр. «Нарисуй свой страх, победи его» (11, с.98)

Игра-драматизация «Котёнок» (21, с. 45)

Игра «Жмурки в тишине»

6

Гнев

Упр. «Человек злится, когда…»

Работа со сказкой О. Хухлаевой «Как злость Танечку и Ванечку в плен поймала» (22, с.108)

Упр. «Уходи злость, уходи» (11, с. 110)

Упр. «Добрые волшебники» (19, с. 134)

7

Удивление

Упр. «Человек удивляется, когда…»

Игра «Прочитай письмо» (14, с. 19)

Игра «Облака» (14, с. 12)

Игра «Гусеничка» (2, с.109)

8

Стыд

Упр. «Человеку бывает стыдно, когда…»

Игра-драматизация «По ягоды»

Упр. «Мои достижения» (8, с.21)

Игра «Кубик» (14, с. 21)

9

Презрение

Игра-драматизация «Гадкий утёнок» (21, с. 41)

Упр. «Ругаемся овощами» (11, с. 116)

Игра «Кого не хватает» (8, с.25)

Упражнение «Птенцы» (2, с. 124)

10

Отвращение

Упр. «Люблю – не люблю» (14, с. 22)

Упр. «Мусорное ведро» (21, с. 1)

Упр. «Мне доставляет удовольствие»

Игра «Рисунки на спине» (2, с.114)

11

Интерес

Упр. «Секрет» (11, с. 71)

Упр. «Маски» (14, с. 14)

Игра «Любимый сказочный герой» (21, с. 44)

Игра «Что нового?» (2, с.94)

Модуль 2 «Ты и Я. Учимся понимать и принимать друг друга»

12

Наши настроения

Упр. «Я сегодня вот такой»

Упр. «Какие чувства мешают дружить» (22, с.132)

Этюд «Котята» (23, с. 298)

Упр. «Подарок на всех» (6, с. 91)

13

Что такое дружба

Упр. «Снежная королева» (21, с. 39)

Беседа «Что такое дружба» (23, с. 251)

Игра «Соберитесь вместе» (6, с. 100)

Игра «Сосед, подними руку»

14

Найди друзей

Упр. «Найди пару» (6, с. 99)

Игра «Найди друзей»

Упр. «Я хочу с тобой подружиться» (22, с. 129)

Игра «Филин на охоте» (2, с.130)

15

Наши отношения

Игра «Дотронься до…» (11, с.76)

Упр. «Ты мне нравишься» (8, с 33)

Беседа «Чуткое и доброжелательное отношение друг к другу» (18, с.26)

Игра «Волшебный мешок»

16

Друг в беде не бросит

Упр. «Я знаю пять имён своих друзей» (22, с. 117)

Игра «Найди друзей»

Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации (18, с. 26)

Игра «Дождик»

17

Давай никогда не ссориться

Упр. «На что похоже настроение?» (11, с. 78)

Упр. «Какие чувства мешают дружить» (22, с. 132)

Упр. «Поругаемся руками» (22, с. 118)

Упр. «Мирилочка»

18

Моя семья

Рисование «Моя семья» (8, с.21)

Упр. «Я люблю свою семью» (22, с. 1160

Упр. «Цветок добрых слов» (8, с. 22)

Игра «Курица и цыплята» (23, с. 207)

Модуль 3 «Мы. Вместе интересней»

19

Путь доверия

Беседа «Как быть послушным» (23, с.222)

Упр. «Путь доверия» (8, с.36)

Игра «Ночной полёт» (2, с.133)

Игра «Танец с шариками» (2, с.65)

20

Поддерживаем друг друга

Игра-драматизация «Девочка новая в детском саду» (23, с.283)

Игра «Не намочи ног» (7, с.11)

Упр. «Волны» (21, с. 48)

Игра «Бабушка Маланья»» (19, с. 139)

21

Учимся договариваться

Обсуждение басни С. Михалкова «Два барана»

Игра «Горная тропинка» (7, с.25)

Игра «Мышь и мышеловка» (11, с.92)

Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» (19, с.138)

22

Все вместе!

Упр. «Новоселье» (8, с. 40)

Упр. «Волшебники» (21, с. 47)

Упр. «Ракета» (21, с. 46)

Игра «Дракон» (11, с. 73)

23

Работаем в парах

Упр. «Мозаика в парах» (19, с.144)

Игра «Переход через реку» (2, с.31)

Игра «Карта» (2, с.144)

Упр. «Сиамские близнецы» (11, с. 89)

24

Рисуем лето (работа в группе)

Упр. «Тень» (11, с. 82)

Упр. «Все вместе» (2, с.59)

Упр. «Прогулка по ручью» (11, с. 85)

Упр. «Комплименты» (19, с. 135)

25

Подводим итоги

Упр. «Тренируем эмоции» (11, с. 135)

Упр. «Связующая нить» Клюева, Касаткина с.140

Игра «Пианино»

Упр. «Аплодисменты» (2, с.151)

Всего:

25

 3. Оценка результативности

Планируемые результаты конкретизируют требования Стандарта дошкольного образования к целевым ориентирам по социально-коммуникативному развитию:

  • ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в игре и общении, способен выбирать себе участников по совместной деятельности;
  • ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям, самому себе;
  • понимает и адекватно проявляет свои чувства;
  • способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, старается разрешать конфликты;
  • умеет следовать правилам и социальным нормам.

Перед началом групповых занятий проводится первоначальная диагностика, после проведения занятий – заключительная. Сравнение результатов позволяет сделать вывод об эффективности проведённой работы.

Для изучения и отбора участников программы, а также для оценки результативности можно использовать следующие диагностические методики:

  • Изучение взаимоотношений между детьми – игра «Секрет» (Репина Т.А.) (20, с. 201)
  • Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей – беседа (Минаева В.М.) (14, с. 70)
  • Изучение самооценки – методика «Лесенка» (12, с. 54)
  • Изучение уровня самосознания – внеситуативно-личностная беседа о желаниях и предпочтениях ребёнка, о его прошлых и будущих действиях  (19, с.46)
  • Изучение коммуникативных умений – игра «Рукавички» (20, с. 196)
  • Изучение социальных эмоций – наблюдение (20, с. 97), беседа (13, с.24)
  • Изучение нравственной направленности личности ребёнка, проявляющейся во взаимодействии со сверстником – методика Калининой Р.Р. «Сделаем вместе» (6, с.127)

4. Организационно-педагогические условия

Временные и материальные ресурсы

Для проведения занятий формируются группы из 6-8 дошкольников.

Занятия проводятся с периодичностью 1 или 2 раза в неделю в отдельном помещении, достаточно просторном, чтобы дети могли сесть в круг и имели достаточно места для игр и упражнений, требующих их перемещения, а также оборудованном рабочими местами по числу участников. Продолжительность занятия 30-40 мин.

Требования к квалификации ведущего

Ведущий, реализующий программу, должен иметь психологическое образование и иметь опыт работы с детьми дошкольного возраста.

  1. Литература

Литература для психолога

  1. Афонькина, Ю. А. Рабочая программа педагога-психолога ДОУ / Ю. А. Афонькина. – Волгоград: Учитель, 2013.
  2. Баженова, О. В. Тренинг эмоционально-волевого развития для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010.
  3. Бычкова, С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников / С. С. Бычкова. – М.: Аркти, 2003.
  4. Ветрова, В. В. Уроки психологического здоровья / В. В. Ветрова. – М.: Сфера, 2011.
  5. Емельянов, Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. – Л., 1985.
  6. Калинина, Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. – СПб.: Издательство «Речь», 2005.
  7. Коноваленко, С. В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет. Комплекс коррекционно-развивающих занятий и психологических тренингов. – М.: «Издательство Гном и Д», 2001.
  8. Котова, Е. В. В мире друзей: программа эмоционально-личностного развития детей / Е. В. Котова. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  9. Крюкова, С. В. Здравствуй, я сам! Тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет / С. В. Крюкова. М.: Генезис, 2007.
  10. Крюкова, С. В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста / С. В. Крюкова, Н.П. Слободяник. М.: Генезис, 2006.
  11. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
  12. Марцинковская, Т. Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.
  13. Микляева, Н. В., Микляева, Ю. В., Слободяник, Н. П. Коррекционно-развивающие занятия в детском саду: Методические рекомендации для специалистов и воспитателей ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  14. Минаева, В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.
  15. Плотникова, Н.В. Хочу и могу! Как научить дошкольника эффективному общению и позитивной самооценке / Н. В. Плотникова. – СПб.: Речь, 2011.
  16. Рылеева, Е. В. Вместе веселее! Дидактические игры для развития навыков сотрудничества у детей 4-6 лет / Е. В. Рылеева. – М.: Айрис-Пресс, 2009.
  17. Самохвалова, А. Г. Коммуникативные трудности ребёнка. Проблемы, диагностика, коррекция / А. Г. Самохвалова. – СПб.: Речь, 2011.
  18. Семенака, С. И. Учимся сочувствовать и сопереживать : коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет / С. И. Семенака. – М.: Аркти, 2010.
  19. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учебн. Пособие для студ. средн. пед. учебн. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  20. Урунтаева, Г. А., Афонькина, Ю. А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г.А. Урунтаевой. – М.: Просвещение: владос, 1995.
  21. Хухлаева, О. В. Лесенка радости. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998.
  22. Хухлаева, О. В. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников / О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев, И. М. Первушина. – М.: Генезис, 2009.
  23. Шипицына, Л. М., Защиринская, О. В., Воронова, А. П., Нилова, Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998.

Литература для педагогов

  1. Алексеева, Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребёнку? Учебно-методическое пособие. – СПб.: Речь, 2008.
  2. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций : пособие для практических работников ДОУ / Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. стёпина. – М.: 2008.
  3. Клюева, Н. В., Касаткина, Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: «Академия развития», 1997.
  4. Лютова, Е. К., Монина, Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2000.
  5. Поддьяков, Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребёнка от рождения до шести лет. Новый взгляд на дошкольное детство / Н. Н. Поддьяков. – СПб.: Речь, 2010.
  6. Развитие социальной уверенности у дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Е. В. Прима и др.; под ред. М. М. Безруких. – М.: Владос, 2003.
  7. Семенака, С. И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет – М.: АРКТИ, 2005.
  8. Семенака, С. И. Учим детей доброжелательному поведению / С. И. Семенака. – М.: Аркти, 2010.
  9. Формирование нравственного здоровья дошкольников. Занятия, игры, упражнения / под ред. Л. В. Кузнецовой, М. А. Панфиловой. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

Литература для родителей

  1. Алексеева, Е. Е. Что делать, если ребёнок…: психологическая помощь семье с детьми от 1 до 7 лет / Е. Е. Алексеева. – СПб.: Речь, 2008.
  2. Брук, Жанна ван ден Руководство для детей, у которых трудные родители /Пер. с франц. О. В. Кустовой. – СПб.: ООО «Светлячок», издательство «Речь», 2001.
  3. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребёнком. Как? / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ : Астрель, 2011.
  4. Гиппенрейтер, Ю. Б. У нас разные характеры… Как быть? / Ю.Б. Гиппенрейтер – М.: Астрель, 2012.
  5. Еремеева, В. Д., Хризман, Т. П. мальчики и девочки – два разных мира. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.
  6. Клюева, Н. В., Касаткина, Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: «Академия развития», 1997.
  7. Шишова, Т. Л. Как помочь ребёнку избавиться от страхов. Страхи – это серьёзно. – СПб.: Речь, 2007.
  1. Приложения

Приложение 1.

Игры и упражнения

Упражнение «Имя – движение»

Цель: знакомство участников, снятие психического напряжения.

Инструкция:

Сейчас мы с вами познакомимся. Будем по очереди делать шаг вперёд, называть своё имя и делать какое-либо движение. Остальные все вместе тоже сделают шаг, повторят имя участника и движение, которое он показал. Подумайте, какое движение вы покажете. Помните, движение должно быть таким, чтобы все участники могли его повторить.

Упражнение «Психологическое домино»

Цель: продолжение знакомства, осознание участниками общности их интересов.

Инструкция:

Сейчас каждый из вас расскажет о своих любимых занятиях, но необычным способом. Наша игра будет похожа на игру домино. У каждой фишки домино две половинки, а у каждого из нас две ладошки. В игре домино рядом выстраиваются фишки с одинаковыми половинками, а мы будем класть друг другу ладошку на ладошку, если нам нравится заниматься одним делом. Первый участник начинает игру, он скажет: «Мне нравится… (например, кататься на велосипеде), выставляя при этом свою правую руку ладонью вверх, и добавит: «А ещё мне нравится… (например, плавать) и выставляет левую руку ладонью вверх. Второй участник говорит: «Мне тоже нравится кататься на велосипеде» и кладёт свою левую ладонь на правую ладонь первого участника. Затем он добавляет: «А ещё мне нравится … (называет другое своё любимое занятие)» и выставляет свою правую руку ладонью вверх. Третий участник, который тоже любит плавать, кладёт свою правую ладонь на левую ладонь первого участника и называет своё любимое занятие. Так все дети построятся в соответствии с общими любимыми занятиями.

Рефлексия:

  • Что нового ты узнал о детях вашей группы?
  • У кого из детей такие же любимые занятия, как у тебя?

Игра «Наши имена»

Цель: создать доброжелательную атмосферу, помочь детям запомнить имена участников группы.

Инструкция:

Сейчас, сидя в кругу, мы положим ладони на свои колени. Я задаю ритм: два хлопка ладонь об ладонь, два хлопка ладонями по коленям. (Дети несколько раз повторяют этот ритм). Теперь в этом ритме мы будем передавать друг другу приветы: тот, кто начинает игру, на два хлопка называет себя («Саша-Саша»), на два хлопка ладонями по коленям – того, кому хочет передать привет (ход) («Маша-Маша»). Названный участник принимает привет (на хлопки ладонями говоря «Маша-Маша»), на хлопки по коленям называет следующего участника (например, «Ваня-Ваня»). Задача всех остальных участников при этом – молча сохранить ритм хлопков.

Рефлексия:

  • Понравилась ли вам игра?
  • Помните ли вы, кто вам передавал привет?
  • Сложно ли было сохранять ритм?

Упражнение «Человек грустит, когда…»

Цель: учить детей адекватно понимать причины возникновения эмоций.

Инструкция:

Давайте вместе подумаем, что может стать причиной грустного настроения. Сейчас по очереди будем заканчивать предложение «Человек грустит, когда…»

Рефлексия:

  • Как мы можем догадаться, что человеку грустно?
  • Часто ли вам бывает грустно?

Игра «Жмурки в тишине»

Цель: помочь детям преодолеть страх передвижения с закрытыми глазами.

Инструкция:

Сейчас мы с вами поиграем. Одному из вас мы завяжем глаза, он будет водящим-«жмуркой». Остальным детям надо найти себе место в комнате и замереть на месте, перемещаться и издавать звуки нельзя. «Жмурка» будет вас искать, а когда найдёт, должен угадать, кто это, назвать его по имени. Тот, кого нашли, будет новым водящим.

Рефлексия:

  • Понравилась ли вам игра?
  • Трудно ли было выполнять роль жмурки? Что вы чувствовали, передвигаясь по комнате с закрытыми глазами?
  • Что вам помогло узнать того, кого вы нашли?

Упражнение «Мне доставляет удовольствие»

Цель: развитие рефлексии.

Инструкция:

Подумайте и вспомните, когда и от чего вы испытываете удовольствие. Это может быть какое-то занятие, приятное общение, вкусная еда. Сейчас мы по очереди будем заканчивать предложение: «Мне доставляет удовольствие…»

Рефлексия:

  • Услышал ли ты, что кто-то из ребят испытывает удовольствие в тех же ситуациях, что и ты?

Игра «Я сегодня вот такой…»

Цель: учить детей понимать эмоциональное состояние другого человека.

Инструкция:

Сейчас мы будем загадывать друг другу необычные загадки. Каждый из нас по очереди будет говорить: «Я сегодня вот такой» - и показывать с помощью мимики и жестов своё настроение. Остальные дети называют его по имени: «(Имя) сегодня вот такой», при этом стараясь копировать его жесты, мимику как можно точнее. Затем нужно отгадать, какое настроение вы увидели и повторили.

Рефлексия:

  • Трудно ли было угадать настроение?
  • На что вы обращали внимание? Что помогло правильно угадать настроение?

Игра «Сосед, подними руку»

Цель: создавать условия для развития активности и самостоятельности детей.

Инструкция:

Сейчас мы выберем водящего, который войдёт внутрь нашего круга, остановится точно напротив одного из игроков и громко произнесёт: «Сосед!». Игрок, к которому обратился водящий, будет продолжать сидеть, не двигаясь. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа – левую, а сосед слева – правую, т.е. ту руку, которая ближе к игроку, находящемуся между ними. Тот, кто поднимет не ту руку, или забудет это сделать, меняется с водящим местами.

Игра «Найди друзей»

Цель: учить детей понимать настроения других людей и находить возможность помочь им.

Инструкция:

Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Это будет воображаемое путешествие по дорожке игрового поля (Игра-занятие «Найди друзей» ОАО «Радуга», 2005). Мы будем встречать разных детей в разных ситуациях. Мы можем придумать имя каждому ребёнку. Мы будем выяснять, в каких отношениях находятся дети, чем они занимаются, какое у каждого настроение, как и чем мы можем им помочь.

Рефлексия:

  • Сложно ли было определить настроение детей?
  • В каких ситуациях трудно было придумать, как помочь детям?
  • С какими из этих детей ты хотел бы подружиться? Какие их качества тебя привлекают?

Игра «Волшебный мешок»

Цель: создавать условия для принятия детьми друг друга, для формирования желания делать приятное своим сверстникам.

Инструкция:

Сейчас у каждого из вас будет возможность подарить своим друзьям необычные подарки. Подумайте, кому бы вы хотели сделать подарок? Что было бы приятно получить этому человеку? Давайте представим, что в середине нашего круга стоит волшебный мешок, из которого можно достать любой предмет. Каждый из нас по очереди будет изображать, что «достаёт» из мешка какой-то предмет и дарит своему другу, а тот должен догадаться, какой подарок получил.

Рефлексия:

  • Трудно ли было изобразить с помощью жестов «доставаемый из мешка» предмет?
  • Сложно ли было догадаться, что тебе подарили?
  • Что вам больше понравилось: дарить подарки или получать их?
  • Понравился ли тебе подарок, который ты получил?

Игра «Дождик»

Цель: учить детей помогать друг другу, заботиться друг о друге.

Инструкция:

Давайте представим, что вместе гуляем на площадке возле детского сада. Погода хорошая, светит солнце. Мы играем на площадке. Но вот подул сильный ветер, налетели тучи и пошёл дождь. Давайте спрячемся от дождя в беседке (показываем место). Здесь сухо, но места не очень много, чтобы все поместились, надо потесниться. Время идёт, а дождик всё не кончается. Уже пора возвращаться в группу, там нас ждёт обед. Но дождь очень сильный, пока добежишь до сада, можно промокнуть. Что же делать? У нас есть только один плащ, под которым могут укрыться только два человека. Нам надо придумать, как с помощью этого плаща всем вернуться в группу (показываем место) и не промокнуть. Какие у вас есть идеи, что вы можете предложить?

Рефлексия:

  • Что ты чувствовал, когда оставался в беседке?
  • Что ты чувствовал, когда тебе предложили помочь дойти до группы?
  • Что тебе больше понравилось: когда заботились о тебе или когда ты помогал другим?

Упражнение «Мирилочка»

Цель: учить детей прощать друг друга и мириться.

Инструкция:

Бывает ли, что вы друг с другом ссоритесь? Из-за чего могут поссориться дети? А знаете ли вы, как можно помириться? (Например, сцепить ваши мизинчики и вместе произнести: «Мирись, мирись и больше не дерись…)

Рефлексия:

  • Что вы чувствуете, когда находитесь в ссоре со своим другом?
  • Как меняется ваше настроение, когда вы помиритесь?
  • Что приятнее, дружить или ссориться?
  • Что может помочь не поссориться?

Игра «Связующая нить»

Цель: формировать у детей чувство общности, ценности других и самоценности.

Инструкция:

Для этой игры нам понадобится длинная верёвка. Первый игрок обернёт верёвку вокруг указательного пальца своей левой руки, скажет какое-то доброе пожелание одному из детей и передаст моток верёвки ему. Тот поблагодарит за пожелание, намотает верёвку на свой палец, скажет доброе пожелание следующему ребёнку и передаст верёвку ему и т.д.

Рефлексия:

  • Как вам кажется, на что это похоже?
  • Приятно ли вам было слышать пожелание, обращённое к вам?

Вывод: 

В завершении игры важно обратить внимание детей на то, что добрые отношения, дружеские связи, как верёвочка, объединяют всех детей. Все они составляют одно целое, каждый из них важен и значим.

Игра «Пианино»

Цель: учить детей действовать согласованно.

Инструкция:

Сейчас, сидя в кругу, мы положим ладони на колени своих соседей. Теперь мы будем по кругу по очереди хлопать рукой по колену соседа. Если кто-то ошибётся, должен убрать свою руку, а игра продолжается.

Рефлексия:

  • Сложно ли было выполнять правила игры?
  • Что вам помогло справиться?

Упражнение «Аплодисменты»

Цель: помочь детям осознать свою значимость, получить признание сверстников.

Инструкция:

Встаньте в круг. Теперь по очереди каждый будет входить в круг, а остальные участники будут ему аплодировать до тех пор, пока он не вернётся на своё место.

Рефлексия:

  • Что ты чувствовал, стоя в круге?
  • Понравилось ли тебе получать аплодисменты?

Приложение 2.

Игры-драматизации

Цель: учить детей передавать эмоциональное состояние с помощью различных выразительных средств (мимики, жестов, походки).

Инструкция:

          Я сейчас расскажу вам одну историю (прочитаю стихотворение) и мы в неё поиграем. Каждый выберет себе роль и, когда я снова буду рассказывать историю, будет изображать всё, о чём я говорю. Постарайтесь передать настроение своего героя с помощью мимики, жестов, походки, выразительных движений.

Да просто так

         Тёплым солнечным утром по тропинке весело шагал утёнок. Он радовался хорошей погоде и собирал цветы. Вдруг он увидел, что навстречу ему медленно бредёт другой очень грустный утёнок. Первому утёнку очень захотелось поддержать грустного утёнка, сделать ему что-нибудь приятное. Когда они поравнялись, он протянул ему свой букет со словами: «Это тебе!» «А за что?» - удивился второй утёнок. «Да просто так!» - ответил первый утёнок и зашагал дальше.

Рефлексия:

  • Как вам кажется, изменилось ли настроение второго утёнка, когда он получил букет? Каким оно стало?
  • А что ещё может поднять настроение? Как можно порадовать другого человека?

По ягоды

Я. Тайц

Вот и земляника поспела. Бабушка с Надей взяли кружечки, пошли в лес – и давай собирать. Только бабушка – в кружечку, а Надя – в рот.

Пришли домой. У бабушки полна кружечка, а у Нади – пустая, даже дедушку угостить нечем. Стыдно стало Наде.

На другой день она пошла в лес, ни одной ягодинки не съела – все в кружечку. Пришла домой и говорит деду:

- Кушай!

- А сама что же?

- А я вчера ела.

- Вчера не считается, - сказал дедушка. – Давай вместе.

И они с Надей стали есть из одной кружечки. Надя ягоду, дед – ягоду, Надя ягоду, дед – ягоду. Так всё и съели.

Рефлексия:

  • Почему Наде стало стыдно?
  • Что она сделала, чтобы угостить ягодами дедушку?
  • Как дедушка отблагодарил внучку?
  • Какое настроение было у Нади и дедушки, когда они вместе ели ягоды?

Приложение 3

Диагностические методики

Изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада

Игра «Секрет»

(адаптированный для дошкольников Т.А. Репиной

вариант социометрического эксперимента «Выбор в действии», разработанного Я.Л. Коломинским)

Цель исследования: изучение структуры детской группы, положения каждого ребёнка в системе межличностных отношений, выявление ряда групповых социально-психологических индексов.

Подготовка исследования:

Подготовить по 3 рисунка (наклейки) на каждого ребёнка и 6-8 запасных.

Проведение исследования:

Исследование проводится с детьми 4-8 лет в виде игры, которая организуется 2 раза в год (в октябре и в апреле-мае) в первую половину дня. Каждого ребёнка «по секрету» от остальных просят по собственному выбору подарить предложенные ему 3 картинки трём детям группы. игру можно провести в раздевальной комнате.

Перед началом эксперимента ребёнку говорят: «Сегодня дети вашей группы будут играть в интересную игру, которая называется «Секрет». По секрету все будут дарить друг другу красивые картинки». Далее ребёнку дают 3 картинки и говорят: «Ты можешь подарить их тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Если хочешь, можно подарить картинки и тем ребятам, которых сегодня нет в группе». Имена детей, получивших подарки фиксируются в социометрической таблице (матрице).

Обработка результатов:

Выявляются взаимные выборы. Подсчитывают число выборов и число взаимных выборов, полученных каждым ребёнком.

Далее определяются и интерпретируются диагностические показатели социометрического исследования:

  • Социометрический статус каждого ребёнка и количество детей, попавших в группы «звёзды», «предпочитаемые», «принятые», «изолированные»:

I - «звёзды» - 5 и более выборов

II - «предпочитаемые» - 3-4 выбора

III - «принятые» - 1-2 выбора

IV - «изолированные» - не получившие ни одного выбора;

  • Уровень благополучия взаимоотношений в группе (УБВ). Определяется соотношением суммарных показателей благоприятных и неблагоприятных статусных категорий. Если большинство детей группы оказывается в благоприятных (I и II) статусных категориях, УБВ определяется как высокий; при одинаковом соотношении – как средний; при преобладании в группе детей с неблагоприятным статусом – как низкий.
  • Коэффициент взаимности (КВ). вычисляется как соотношение числа взаимных выборов к общему числу выборов и выражается в процентах. По величине показателя КВ группу можно отнести к одному из 4 уровней взаимности: I - КВ=15-20% (низкий), II - КВ=21-30% (средний), III - КВ=31-40% (высокий), IV -КВ=40% и выше (сверхвысокий).
  • Коэффициент удовлетворённости взаимоотношениями (КУ). Определяется процентным соотношением числа детей, имеющих взаимные выборы, к числу всех детей группы. нормативные показатели: I - КУ=33% и ниже, II - КУ=34-49%, III - КУ=50-65%, IV - КУ=66% и выше. Важно знать, насколько удовлетворён своими отношениями каждый ребёнок. КУ в этом случае определяется как процентное отношение числа сверстников, с которыми у него взаимные выборы, к числу детей, которых он сам выбрал. Затем можно отнести каждого ребёнка в одну из 4 групп: I - входят дети, КУ которых равен 75-100%, II - 50-75%, III - 25-50%, IV- 0-25%.
  • Индекс изолированности (ИИ). Его вычисляют как процент членов группы, оказавшихся без единого выбора. Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных или их число достигает 5-6%, менее благополучной, если индекс изолированности равен 15-25%.

Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей

Беседа (В.М. Минаева)

Цель исследования: изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей.

Подготовка исследования:

Для фиксации ответов ребёнка готовят таблицу:

N вопроса

1 серия

2 серия

Ответы ребёнка

Ответы ребёнка

1

2

3

4

5

6

7

8

Проведение исследования:

Первая серия. Ребёнку предлагают ответить на вопросы:

  1. Когда бывает интересно?
  2. Когда человек удивляется?
  3. Когда человек получает удовольствие?
  4. Когда бывает стыдно?
  5. Когда бывает страшно?
  6. Когда человек злится?
  7. Когда бывает радостно?
  8. Когда у человека горе?

Ответы ребёнка фиксируются.

Вторая серия. Ребёнку предлагают ответить на вопросы:

  1. Как ты думаешь, почему детям больше нравятся книги с картинками?
  2. Что произойдёт с человеком, если он увидит на берёзе груши?
  3. Что ты чувствуешь, когда ешь любимую конфету?
  4. Как ты думаешь, почему покраснела девочка, когда ей сделали замечание?
  5. Что чувствует кошка, когда за ней гонится собака?
  6. Что чувствует собака, когда другая собака утащила у неё кость?
  7. Что почувствует мальчик, если ему подарят планшет?
  8. Что почувствует человек, если у него пропадёт любимая собака?

Ответы ребёнка фиксируются.

Обработка результатов:

Соответствие каждого ответа ребёнка заданному вопросу оценивают в 1 балл. Сравнивают понимание детьми эмоционального состояния людей в ситуациях, обозначенных в вопросах первой и второй серии исследования.

Изучение самооценки

Методика В.Г. Щур «Лесенка» (модификация Н.В. Нижегородцева)

Цель исследования: изучение особенностей самооценки ребёнка и соотношения его реального «Я» и идеального «Я».

Подготовка исследования:

Подготовить стимульный материал: рисунок лестницы, состоящей из семи ступенек, средняя из которых имеет вид площадки. Посредине можно расположить фигурку ребёнка. Для удобства можно вырезать из бумаги фигурки мальчика и девочки, которые можно ставить на лесенку в зависимости от пола тестируемого ребёнка.

Проведение исследования:

Ребёнку дают рисунок лестницы и объясняют значение ступенек.

Инструкция: «Посмотри на эту лесенку. Если на ней рассадить всех детей, то на трёх верхних ступеньках  окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные - чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). На средней ступеньке дети не плохие, не хорошие. На трёх нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему?».

Для наглядности можно предложить поместить на нужную ступеньку фигурку мальчика или девочки, в зависимости от пола ребёнка. После того, как ребёнок сделает пометку ему задают следующие вопросы:

«Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Покажи, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть? На какую ступеньку тебя поставила бы мама? Папа? Воспитатель?»

Ответы ребёнка фиксируют. Если ребёнок не даёт никаких объяснений, нужно его расспросить: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?»

Используют стандартный набор характеристик: хороший/плохой, добрый/злой, умный/глупый, сильный/слабый, смелый/трусливый и т.д.

Обработка результатов:

Учитывается, как ребёнок выполняет задание: колеблется, раздумывает, аргументирует свой выбор.

Характеристика особенностей выполнения задания

в зависимости от типа самооценки

Способ выполнения задания

Тип самооценки

Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама и воспитатель оценивают его так же; в качестве аргумента приводит мнение взрослого: «Я хороший. Хороший, и больше никакой, это мама так сказала»

Завышенная самооценка

После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку; объясняя свой выбор, называет некоторые недостатки и промахи, но мотивирует их внешними, не зависящими от него факторами; считает, что оценка взрослых в отдельных случаях может быть ниже его собственной: «Конечно, я хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный»

Завышенная самооценка

Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку; подкрепляет свой выбор реальными примерами и достижениями; считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже

Адекватная самооценка

Ставит себя на нижние ступеньки; свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала»

Заниженная самооценка

Если ребёнок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задания, либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю».

Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наугад.

Завышенная самооценка свойственна детям среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети.

Положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.

Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищённости, важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребёнка на самую высокую ступеньку. Признаком неблагополучия как в структуре личности ребёнка, так и в его отношениях с близкими взрослыми являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки.

При ответе на вопрос «Куда тебя поставит воспитатель?» помещение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказательством адекватной самооценки, особенно в том случае, если ребёнок действительно плохо себя ведёт и часто получает замечание от воспитателя.

Изучение уровня самосознания

Внеситуативно-личностная беседа о желаниях и предпочтениях ребёнка, о его прошлых и будущих действиях

Цель исследования: изучение осознания ребёнком себя и своего поведения.

Подготовка исследования:

Подобрать вопросы для двух вариантов внеситуативно-личностной беседы с ребёнком:

  1. О желаниях и предпочтениях;
  2. О прошлых и будущих действиях.

Число и характер вопросов зависят от активности ребёнка, от его отношения к беседе.

Проведение исследования:

Эксперимент проводится индивидуально с детьми 5-7 лет. Взрослый задаёт вопросы, конкретизирует или изменяет их, чтобы ребёнку было легче ответить.

За основу первой беседы можно взять следующие вопросы:

  • Что ты больше всего любишь?
  • Что бы ты стал сейчас делать, если бы воспитательница разрешила заниматься всем, чем захочешь?
  • Что ты больше всего не любишь (просто терпеть не можешь)?
  • Что бы ты хотел изменить в своём детском саду?
  • Что бы ты попросил у волшебника? И т.д.

Обработка результатов:

При анализе ответов выявляются следующие варианты:

  1. Отрицательный ответ (отсутствие ответа): молчание или ответ «не знаю», «ничего», «всё».
  2. Ситуативный ответ. Ребёнок называет предметы, находящиеся в его поле зрения.
  3. Называние предметов. Перечисляет отсутствующие в ситуации, но достаточно конкретные предметы.
  4. Самостоятельные занятия. Ребёнок называет свои любимые игры и виды деятельности.
  5. Общение и совместные действия. Ребёнок называет то, что он хотел бы делать вместе с близкими взрослыми или сверстниками.

Выявляют преобладающий тип ответов и выясняют его причины.

Проведение исследования:

За основу второй беседы можно взять следующие вопросы:

  • Что ты делал только что, когда тебя позвали из группы?
  • Расскажи, чем вы сегодня занимались на занятиях.
  • Что случилось с тобой вчера (или позавчера, или ещё раньше)? Расскажи что-нибудь интересное, важное или смешное из своей жизни.
  • Что ты собираешься делать, когда вернёшься в группу? А завтра? А в субботу и воскресенье?

Обработка результатов:

При анализе ответов выявляются следующие варианты:

  1. Отсутствие ответа: молчание, «не знаю», «забыл».
  2. Стереотипное повторение одного и того же ответа (например: «играл», «играть»).
  3. Перечисление режимных моментов.
  4. Сообщение о самостоятельных занятиях, своих действиях.
  5. Развёрнутый рассказ (из нескольких предложений) о своих прошлых и будущих действиях.

Определение уровня самосознания:

Достаточно высокий уровень развития самосознания: преобладание содержательных ответов и развёрнутых сообщений о себе (4-й и 5-й варианты).

Неразвитость самосознания: отсутствие ответов, ситуативные или стереотипные ответы (1-й и 2-й варианты).  Ребёнок как бы не замечает своего отношения к окружающему и своих действий, а значит, и самого себя.

Изучение коммуникативных умений

Игра «Рукавички»

Цель исследования: выявление у детей умений взаимодействовать в совместной деятельности.

Подготовка исследования:

Подготовить силуэтные изображения рукавичек, 2 набора по 6 цветных карандашей.

Проведение исследования:

Исследование проводится с парой детей одного возраста. Детям дают по одному изображению рукавички и просят украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Поясняют, что сначала надо договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к работе. Дети получают по одинаковому набору карандашей и работают самостоятельно. В среднем процедура исследования занимает 15 минут.

Обработка результатов:

Психолог фиксирует склонность к лидерству или подчинению, инициативность или пассивность, самостоятельность или зависимость.

Анализируют, как протекало взаимодействие детей по следующим признакам:

  1. Умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют: уговаривают, убеждают, заставляют и т.д.
  2. Как осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют.
  3. Как относятся к результату деятельности, своему и партнёра.
  4. Осуществляют ли взаимопомощь по ходу рисования. В чём это выражается.
  5. Умеют ли дети проявлять самокритичность?

Рефлексия:

  • Получились ли у вас одинаковые рукавички? Что помогло вам в этом?
  • Удалось ли вам договориться? Как вы это делали?
  • Чему вы сегодня научились?

Процесс выполнения задания и результаты совместной деятельности могут быть разными.

Высокий уровень: общий тон работы дружелюбный и спокойный, дети не испытывают трудностей в общении: легко договариваются друг с другом, работают согласованно. Они умеют планировать деятельность, соотносят действия свои и партнёра, осуществляют взаимопомощь, если это необходимо.

Средний уровень: один из детей не принял цель совместной деятельности (не стал обсуждать, договариваться, а взял на себя роль лидера и руководил партнёром), но рукавички получились одинаковыми благодаря второму ребёнку, который принял на себя роль подчинённого и фактически копировал действия первого ребёнка.

Низкий уровень: совместную работу дети заменили индивидуальной, не договаривались, не планировали деятельность, не соотносили действия свои и партнёра. Интерес к процессу деятельности заслонил её цель и результат. Рукавички не получились одинаковыми.

Изучение социальных эмоций

Цель исследования: выявление особенностей социальных эмоций у детей.

Подготовка исследования:

Подготовить схему наблюдения и выучить наизусть вопросы и ситуации.

Проведение исследования:

Наблюдение за детьми в разных видах деятельности.

Анализ результатов наблюдения проводят по схеме:

  1. Как ребёнок относится к сверстникам (равнодушно, ровно, отрицательно), отдаёт ли кому-то предпочтение и почему.
  2. Оказывает ли другому помощь и по какой причине (по собственному желанию, по просьбе сверстника, по предложению взрослого); как он это делает (охотно, помощь действенная; неохотно, формально; начинает помогать с энтузиазмом, но это быстро надоедает и т.д.)
  3. Замечает ли эмоциональное состояние другого, в каких ситуациях, как на это реагирует.
  4. Проявляет ли заботу по отношению к сверстникам; что побуждает его заботиться о других; в каких действиях выражается эта забота.
  5. Как реагирует на успех и неудачи других (равнодушен, реагирует адекватно, реагирует неадекватно – завидует успеху другого, радуется неудаче).

Беседа

Исследование проводится индивидуально с каждым ребёнком.

1 серия. Детям предлагаются короткие вопросы, ответы на которые необходимо обосновать:

  1. Нужно ли помогать взрослым и малышам? Почему?
  2. Можно ли перебивать другого человека? Почему?
  3. Можно ли шуметь, когда кто-то спит или читает книгу? Почему?
  4. Можно ли драться, если другой ребёнок отобрал у тебя игрушку? Почему?
  5. Можно ли смеяться над товарищем, когда у него что-то не получается? Почему?
  6. Можно ли ломать игрушки? Почему?

Обработка результатов:

  • За каждый социально приемлемый ответ и проявление ребёнком положительной социальной эмоции – 3 балла.
  • За социально приемлемый ответ и проявление отрицательной эмоции – 2 балла.
  • Если ребёнок уходит от ответа и не проявляет социальных эмоций – 1 балл.

2 серия. Представлена незаконченными ситуациями, которые должны закончить дети (придумать окончание).

  1. Андрей и Света делали маски. Света быстро справилась с работой. Воспитатель сказала: «Ты выполнила своё задание, можешь идти играть, а если хочешь, можешь помочь Андрею». Что сделала Света? Почему?
  2. Женя и Андрей бежали навстречу друг другу. Они столкнулись. Андрей упал. Что сделал Женя? Почему?
  3. Миша, Петя и Максим играли в «автобус». Максим – водитель. Миша и Петя – пассажиры. К «автобусу» подошла Ирина и сказала: «Остановитесь, довезите меня до магазина». Миша сказал: «Мы тебя не возьмём». Петя произнёс: «Иди пешком!» А что сказал Максим? Почему?
  4. Кирилл играл в «поезд», бегал по квартире и пел: «Чу-чу-чу, далеко укачу!» В соседней комнате лежала больная бабушка. Папа сказал: «Не шуми, сынок, бабушка больна». Что сделал Кирилл? Почему?
  5. Илья построил дом и принялся делать гараж. У него не хватило «кирпичей» он попросил Мишу привезти ему «кирпичи» на машине. Что ответил Миша? Почему?
  6. Света и Катя танцевали. После того как музыка закончилась, к девочкам подошла музыкальный руководитель и сказала: «Катюша, ты прекрасно танцевала». Тогда Света… Что сделала Света? Почему?

Обработка результатов:

«Продолжение» каждой ситуации, предложенное ребёнком характеризуется как положительное, отрицательное или нейтральное. При этом учитываются социальные эмоции детей (положительные или отрицательные), побудительные мотивы их поведения, руководство нравственной нормой, понимание причин эмоционального состояния других людей.

Уровни сформированности социальных эмоций:

1-2 положительных («правильных») ответа – низкий;

3-4 положительных («правильных») ответа – средний;

5-6 положительных («правильных») ответа – высокий.

Данные наблюдения и эксперимента сопоставляют. Делают вывод о сформированности социальных эмоций и их влиянии на поведение детей.

Изучение нравственной направленности личности ребёнка

Методика «Сделаем вместе» (Р.Р. Калинина)

Цель исследования: оценить уровень развития нравственной направленности личности ребёнка, проявляющейся во взаимодействии со сверстником.

Подготовка исследования:

Подготовить мозаику и картинки-образцы с изображением предмета, состоящего из небольшого количества мозаичных фигур.

Проведение исследования:

В исследовании участвуют два ребёнка одного возраста, не поддерживающие постоянных отношений между собой.

Инструкция: «Дети, сейчас мы с вами поиграем в мозаику. Из неё можно составлять разные узоры. Давайте, мы по этой картинке сложим узор. Попробуйте!»

Детям предлагается картинка-образец. Взрослый, убедившись, что дети достаточно уверенно манипулируют фигурками, предлагает им следующую картинку.

Инструкция: «А теперь я каждому дам фигурки, и вы вместе составите этот рисунок».

Детям даётся ровно столько фигурок, сколько их необходимо для составления предъявленной картинки; фигурки делятся между детьми поровну. Для проведения исследования обычно достаточно двух картинок, не считая тренировочной. При явном доминировании одного из детей взрослый даёт ему значительно меньше фигурок, чем его партнёру. В среднем процедура исследования занимает 15 минут.

Во время выполнения задания взрослый не вмешивается в работу детей, не даёт рекомендаций, не комментирует их действия, даже если действия одного из детей кажутся ему несоответствующими (отталкивает партнёра, забирает все фигурки себе или, наоборот, не проявляет интереса к заданию). Задача взрослого – лишь фиксировать поведение детей.

Обработка результатов:

При анализе протоколов выделяют признаки, которые объединяют в 4 симптомокомплекса:

  1. Отрицательная нравственная направленность личности:

а) берёт фигурки партнёра (от 0 до 2 баллов, в зависимости от степени выраженности данного признака);

б) реагирует негативно, когда другой ребёнок берёт его фигурки, - например, отталкивает руку, удерживает или прикрывает фигурки (реплики типа: «Не дам!», «Моё!») (от 0 до 2 баллов);

в) пытается регулировать поведение партнёра, оценивает его действия (реплики типа: «Давай, давай!», «Ты что, совсем?») (0-2 балла);

г) использует в речи личные местоимения «я», «мне» (0-1 балл);

д) не понимает слова «вместе», стремясь выполнить задание, используя только свои фигурки (0-2 балла);

е) работает один (0-1 балл).

  1. Положительная нравственная направленность личности:

а) помогает партнёру, например, поправляет его фигурки, советует (реплики типа: «Сейчас я тебе помогу», «Давай помогу» (0-2 балла);

б) отдаёт свои фигурки, передвигает их на центральную часть стола или ближе к партнёру, работает на стороне партнёра (0-2 балла);

в) использует в речи личные местоимения множественного числа «нас», «мы» (0-1 балл);

г) сразу понимает слово «вместе» и пытается наладить сотрудничество (0-2 балла);

д) работает вместе с партнёром (0-1 балл).

  1. Общительность, контактность ребёнка:

а) речь, обращённая к партнёру (1 балл за каждую реплику, но не более 5 баллов);

б) речь, обращённая к взрослому (1 балл за каждую реплику, но не более 5 баллов).

  1. Заинтересованность в предложенной деятельности:

а) строит сам или с партнёром, то есть активно выполняет задание (0-2 балла);

б) следит за работой партнёра (0-2 балла);

в) даёт советы и реплики по поводу работы (0-2 балла).

Баллы суммируются по каждому симптомокомплексу.