Развитие эмоциональной сферы дошкольников

ELENA Ahmadeeva

В презентации раскрыты уровни развития эмоциональной сферы,рассмотрены задачи и цели в соответствии с возрастными особенностями и пути развития эмоциональной сферы дошкольников,представлены практические упражнения и методы диагностики. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация на тему : «Социально- эмоциональное развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы дошкольников » педагог-психолог Ахмадеева Е.В.

Слайд 2

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста. Задачи: - Теоретическое обоснование социально-эмоционального развития детей; - Ознакомление с задачами, содержанием, примерными показателями освоения программы детьми по социально-эмоциональному развитию; - Диагностика эмоциональной сферы; - Выработка практических навыков по использованию игр и упражнений на развитие эмоциональной сферы.

Слайд 3

У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается своеобразие социально-эмоционального развития. Они с трудом выделяют сверстника в качестве объекта для взаимодействия, длительно усваивают правила поведения, не проявляют инициативы в организации взаимодействия с окружающими людьми, не применяют полученные знания в повседневной жизни. Как правило, многие дети с интеллектуальной недостаточностью не уверены в своих силах, очень чувствительны к оценкам взрослого, постоянно нуждаются в помощи взрослого. Эмоции детей с интеллектуальной недостаточностью развиты слабо, недостаточно дифференцированы, часто мало выразительны, однообразны. Могут наблюдаться немотивироанные колебания настроения, присутствовать возбудимость, агрессивность, нарушения самооценки. За внешними эмоциональными проявлениями дети не умеют угадывать смысл поведенческих реакций окружающих и адекватно реагировать. Необходимы значительные усилия для того,чтобы ребёнок научился осозновать свои эмоциональные проявления, а также понимать эмоции других детей и взрослых, а в дальнейшем - мог адекватно регулировать своё поведение.

Слайд 4

Три уровня развития эмоциональной сферы 1.Уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности. Относятся так называемые физические чувствования-удовольствия, неудовольствия. связанные по преимуществу с органическими потребностями. 2.Предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. Чувство является уже ни чем иным, как выражением в осознанном переживании отношения человека к миру. Т.е.разнообразные предметные чувства в виде специфических эмоциональных процессов и состояний . 3. Обобщённые мировоззренческие чувства, все они образуют основные проявления эмоциональной сферы, ,органически включенной в жизнь индивидуальные различия.

Слайд 5

Различия в эмоциональной сфере личности Выражаются : 1) В сильной или слабой эмоциональной возбудимости; 2) В большей или меньшей эмоциональной устойчивости; 3) Сила, или интенсивность чувства; 4) Его глубина. Глубина проникновения чувства определяется тем, насколько существенно для данной личности данное чувство и та сфера, с которой оно связано. В развитии эмоционально-аффективной стороны душевной жизни обнаруживается индивидуально-неповторимый рисунок чувственности каждого ребёнка.

Слайд 6

Стадии эмоционального развития детей 1.Эгоцентрично-внеличностная стадия эмоционального развития характеризуется нерасчленёностью детских самоощущений и связана прежде всего с телесными переживаниями напряжения и расслабления, субъективно оцениваемыми как удовольствия или неудобства и боль. 2.Стадия личных отношений начинается тогда, когда по мере ослабления эгоцентризма начинается отличение себя как причины своих настроений от внешнего мира. 3.Появление способности к эмоциональной децентрации знаменует новую - межличностную стадию эмоционального развития. Ведущим фактором эмоциональной децентрации, является общение со сверстниками, появление нового фактора развития -субсверстниковой субкультуры .

Слайд 7

4.Психологическая стадия развития эмоций начинается в отроческом возрасте и связана с новым фокусом интересов подростка. Поиск себя, своего отличия от других людей . 5.Стадия автономии возникает тогда, когда столкновение ценностей, вырабатываемых подростком, и ценностей его социального окружения приводит к появлению у подростка позиции человека, отвечающего за свою судьбу. 6.Высшая – интегративная стадия эмоционального развития отмечена чувством целостности, гармонии, сбалансированности мира. Последние две стадии являются не возрастными, а элитарными. Эмоционально-личностная автономность как умение согласовывать мораль окружающей среды и нравственные нормы индивида может стать вершиной целью психологического образования .

Слайд 8

Типы детей в соответствии с дисгармоничными проявлениями эмоциональных состояний: - Отнесём к первому типу детей возбуждённых, расторможенных, невнимательных, суетливых, этаких торопыг, не умеющих слушать, стремящихся к самоутверждению любой ценой, без учёта интересов окружающих. Такие дети переполнены положительными эмоциями сверх всякой меры. Они восторженны, азартны, смешливы и болтливы, наполнены гордостью и чувством превосходства. Они склонны преувеличивать свои способности, но в реальности редко доводят начатое дело до конца. Выражение их лица ежесекундно меняется, руки и тело находятся в постоянном движении из-за напряжённого состояния мышц. Такое поведение можно объяснить неосознанным стремлением сбросить нервное напряжение.

Слайд 9

Ко второму типу отнесём детей тоже возбудимых, но с преобладанием отрицательных эмоций. Эти дети выглядят раздражительными, угрюмыми и упрямыми. Они постоянно чем – то недовольны, на кого-то обижены. Своё мышечное напряжение дети пытаются сбросить при помощи грубых слов, резких движений. Они большие любители подраться, и в трудной ситуации отдают предпочтение грубой физической силе. Детей третьего типа можно охарактеризовать как тихих, болезненных, неуверенных в себе, одиноких, застенчивых и покорных. Их «любимыми» выражениями являются фразы: « Я не могу», « У меня не получиться», « Я не сумею». Они ещё и не приступили к деятельности, ещё и не попробовали, но уже «знают», что не справятся. Такие дети не проявляют инициативы, склонны идти на поводу у других, более сильных. Они не любят активных действий и состояний, требующих напряжения. Мышцы их тела чаще всего вялые, слабые, «безжизненные». Можно предположить, что высокий уровень подсознательного страха, тревоги, чувства вины парализует их волю и понижает тонус мышц.

Слайд 10

Наконец, надо сказать и о типе детей как бы вообще лишенных эмоций. Внешне они выглядят равнодушными, безразличными и, что называется, « непробиваемыми». Их трудно чем – либо увлечь, трудно разбудить их любознательность и воображение. Они склонны действовать и мыслить по шаблону, идти по давно «протоптанным тропам». Они не проявляют чрезмерной радости и не впадают в отчаяние, как некоторые дети. Их связи с миром, природой и окружающими людьми носят поверхностный характер. Такие дети в значительной степени лишаются богатства чувств, радости приобщения к красоте мира, удовлетворения от умения сопереживать, эмоционально помогать «нуждающимся». Безусловно, они не лишены эмоций, они как бы лишены их. То есть эмоции присутствуют , но остаются « невидимыми» для сознания самих детей.

Слайд 11

Шкала эмоций К.Изарда ( модификация С.И.Калинина) Основная эмоция Градация основной эмоции Синонимы Радость Удовольствие – радость-ликование Отрада, удовлетворение, наслаждение, блаженство, веселье, счастье. восторг, упоение Удивление Удивление- изумление -пораженный Не верить своим глазам, диву даваться Интерес Внимание-интерес-увлечённость Заинтересованность, концентрированность, собранность, занимательный, любопытный, фиксировать, вникать, сосредоточиться Горе Печаль-уныние-горе Подавленность, скука, страдание, скорбь, горесть, тоска, грусть Гнев Раздражение-гнев-ярость Злоба, недовольство, возмущение, бешенство, сердитый Страх Испуг- страх- ужас Боязнь, трепет, жуть, тревога, беспокойство, опасение

Слайд 12

Стыд ( 1) Застенчивость-робость-стыд Сожаление, раскаяние. смущаться, конфузиться, стыдиться, стесняться Отвращение Неприязнь- отвращение-омерзение Чувство брезгливости, гадливость, скверный Презрение Презрение - пренебрежение -надменность Напыщенность, спесь. чванство, заносчивость, кичливость Спокойствие (2) (1)-не приводиться эмоция вина, так как К. Изард относит её появление к 14-15 годам ( 2 -спокойствие) это эмоциональное состояние в шкале К. Изарда отсутствует Тихий, безмятежный, невозмутимый, хладнокровие, самообладание, умиротворение

Слайд 13

Воспитание и коррекция социально-эмоционального развития При организации работы с детьми следует помнить о совершенно разных подходах и путях коррекции .Важно отдельно выделить группу гиперактивных детей, отдельно с недоразвитостью эмоциональной сферы, отдельно с инертными, конфликтными и т.д. Необходимо учитывать, что один и тот же ребёнок способен проявить себя по – разному в разных ситуациях . Основными задачами социально-эмоционального развития являются: освоение ребёнком многообразия социальных отношений, формирование умений отражать эти отношения в различных видах деятельности и в повседневной жизни; развитие эмоционального интеллекта ребёнка, т.е.формироваие умений правильно понимать свои эмоциональные реакции и эмоциональные проявления других людей, проявлять адекватные эмоции в различных ситуциях, уметь управлять своим эмоциональным состоянием и регулировать своё поведение.

Слайд 14

Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы предполагает следующие направления: - Обучение умению фиксировать своё внимание на эмоциональном состоянии других–людей и животных; - Обучение правильному распознаванию эмоционального состояния другого человека по внешним признакам того или иного чувства; - Обучение умению анализировать собственные эмоции; - Обучение поведенческой этике на эмоциональной основе.

Слайд 15

Коррекционная работа проводится учителем –дефектологом на специально организованных занятиях в соответствии с учебным планом, а также воспитателем в процессе повседневной работы во всех видах детской деятельности. Вначале осуществляется диагностическое обследование социально-эмоционального развития ребёнка, которое возможно только после установления положительного взаимодействия с ним. Внимание обращается на то, как ребёнок ведёт себя на занятиях, в игровой деятельности, в процессе общения с другими детьми, как воспринимает окружающую действительность, какие формы переживания преобладают в его эмоциональной сфере. Коррекционную работу по социально–эмоциональному развитию детей с интеллектуальной недостаточностью проводят поступательно, предлагая вначале готовые образцы поведенческих и эмоциональных реакций. Широко используются совместная деятельность детей, коллективные задания в игровой форме. В процессе работы применяются как реальные, так и специально созданные ситуации общения, стимулирующие детскую активность. Педагоги активно внедряют упражнения (подражательно–исполнительского и творческого характера), игры–драматизации, сюжетно-ролевые игры, беседы, чтение и анализ художественных произведений, мини-конкурсы и др. Предлагаются разнообразные упражнения, игры, этюды на выражение основных эмоций и на выразительность мимики, пантомимики, речи, инсценировки с показом изучением различных эмоциональных состояний.

Слайд 16

Воспитатель, учитель-дефектолог помогают детям строить свои взаимо -отношения со сверстниками и взрослыми на основе позитивного эмоционального общения, взаимного уважения и любви. У детей воспитывают эмпатийные чувства: умение относиться к окружающим людям с любовью, сопереживанием, с радостью оказывать помощь, проявлять поддержку и терпимость в совместной деятельности со сверстниками. Дети обучаются этикетным формам общения (здороваться, прощаться, благодарить за помощь, культурно разговаривать, прилично вести себя в общественных местах). В процессе социально-эмоционального развития у ребёнка формируются представления о себе, родственных отношениях, социальных ролях окружающих людей, воспитывается уважение к взрослым, развиваются гуманные чувства. Постепенно у детей развивается эмоциональный интеллект, формируются собственная позиция, оценки и предпочтения, что позволяет ребёнку занять определённое положение в коллективе сверстников. Специальным психолого-педагогическим условием усвоения детьми программного материала по данной предметной области является работа, направленная на формирование у взрослых ответственного отношения к эмоциональному развитию ребёнка. Педагоги продумывают и правильно организовывают с детьми посещение театров, парков, скверов, выставок (с учётом возможностей ребёнка), стимулируют ребёнка к рассказу (показу) своего эмоционального состояния после такого посещения.

Слайд 17

Задачи Первый год обучения - Развитие интереса и внимания к близким людям; поддержание потребности в доброжелательном отношении и общении с окружающими взрослыми и детьми; - Формирование у детей первоначальных представлений о себе (имя, представление о своей половой принадлежности: мальчик, девочка); - Ознакомление с позитивными эмоционально-тактильными способами выражения симпатии ребёнка к взрослым и детям (на занятиях, на прогулках, в играх др.) в условиях детского учреждения; - Формирование умения фиксировать внимание на лице взрослого, другого ребёнка и понимать выражение эмоций: радость, печаль, спокойствие на их лицах; - Воспитание у ребёнка привязанности, эмоционально положительного отношения к сверстникам( мальчик, девочка), к педагогам группы,

Слайд 18

- формирование эмоционально - положительной реакции ребёнка на разные виды деятельности, выполнение режимных моментов (встреча с детьми и взрослыми, выполнение санитарно-гигиенических процедур, приём пищи, занятия, прогулки, тихий час, прощание); - Развитие и укрепление мимических мышц лица ребёнка (с помощью педагога), формирование умения расслаблять мускулатуру лица для снятия мышечного напряжения. - Формирование способов жестового, тактильного и вербального выражения своих чувств (радоваться и улыбаться, обнимать, целовать, называть ласково); поощрение ответственных реакций ребёнка; закрепление положительной реакции ребёнка на окружающую среду и коллектив его группы; Ознакомление с элементарными нормами поведения и правилами этикета (не кричать, не бегать бесцельно, не бросать игрушки; здороваться, прощаться, благодарить);

Слайд 19

Задачи Второй год обучения - Уточнение и закрепление представлений о себе (имя, фамилия половая принадлежность); выражение потребности в одобрении, признании «Я хороший»; развитие стремления слушать и слышать взрослого, привлекать внимание к себе, выполнять задание, просьбу, поручение; - Закрепление и расширение способов общения: здороваться, отвечать на приветствия другого человека, прощаться, благодарить, используя вербальные и невербальные средства; - Формирование эмоционально- положительных представлений об окружающем мире, явлениях живой и неживой природы, общественной жизни, используя повседневный опыт и примеры литературных произведений; воспитание доброжелательного отношения к деятельности (собственной и деятельности сверстника; побуждение к взаимодействию (заниматься каким-либо делом рядом или вместе с другими детьми);

Слайд 20

- Воспитание эмпатийных чувств по отношению к товарищам; формирование желания помочь, проявить заботу поделиться (игрушкой), уступить; обогащение пассивного и активного эмоционального словаря; - Закрепление умения понимать эмоции: радость, печаль, спокойствие, умения воспроизводить эти эмоции самостоятельно, глядя на себя в зеркало; уточнение и дальнейшее формирование умения адекватно понимать эмоциональные состояния окружающих (людей и животных); - Формирование у ребёнка умений сообщать о своём эмоциональном состоянии, настроении, самочувствии движениями, жестами, словами; закрепление и дальнейшее обучение мимической гимнастике и приёмам релаксации мышц лица (по показу педагога); -Обучение приёмам релаксации - формирование умений снимать мышечное напряжение отдельных частей тела.

Слайд 21

Задачи Третий год обучения - Воспитание интереса , внимания, доброжелательного отношения к окружающим взросдым и детям; закрепление и обогащение представлений о себе, об окружающих взрослых; - Развитие потребности в познании сверстника, осознании положительных сторон других детей и самого себя; обогащение опыта взаимоотношений с детьми и взрослыми; - формирование представлений о хороших (поступках помочь няне, пожалеть друга) и плохих (отбирать игрушки, драться); закрепление проявлений гуманных чувств в отношениях между детьми; - Поддержание потребности в положительной самооценке, развитие веры в себя, в свои силы (Я могу!), формирование самостоятельности (Я сам);

Слайд 22

- Расширение пассивного и активного эмоционального словаря; закрепления понимания детьми проявлений эмоций радость, печаль, спокойствие и формирование умения воспринимать и понимать эмоции: интерес, удивление , злость, (гнев) ; - Формирование умения понимать выразительные проявления эмоциональных состояний людей (детей взрослых), изображённых на фото, картинках, допуская вербальные или невербальные формы ответов; - Закрепление умения воспроизводить чужие эмоции, зафиксированные на лицах людей (детей взрослых), изображённых на фото, картинках, иллюстрациях в книгах, мультфильмах; - Формирование у детей умений распознавать эмоции, выраженные в звуках: хохот, плач, смех, крик; обучение пониманию и формирование умения изобразить эмоцию, воспринятую на слух из прочитанного ребёнку литературного произведения; - Обучение мимической гимнастике и приёмам релаксации мышц лица (по словесной инструкции педагога); продолжение обучению приёмам релаксации для снятия мышечного и психического напряжения.

Слайд 23

Содержание работы Первый год обучения Учим поддерживать в группе эмоционально благоприятную атмосферу, способствующую адаптации детей, желанию вступить в контакт с педагогами и ровесниками. Формируем познавательные установки «Кто это? Что это?»; вызываем и поддерживаем интерес детей к окружающим людям, предметам быта, явлениям природы. Формируем у детей первоначальные представления о себе: учим откликаться на своё имя, фамилию, реагировать и откликаться на различное звучание своего имени(Гуля, Гуленька, Гулечка), идентифицировать себя по половой принадлежности: я – мальчик, я – девочка. Обучаем рассматриванию фотографий, формируем умения узнавать и показывать себя, родственников; называть имена. Формируем умения адекватно реагировать на телесный контакт, обращённую речь, на изменение громкости голоса, интонацию (ласковую, строгую), на слова, выражающие просьбу, запрет (дай, на, нет, нельзя). Формируем навыки общения: здороваться, прощаться, используя вербальные или невербальные средства (установление зрительного контакта, улыбка, кивок головой, взмах рукой).

Слайд 24

Создаём условия для накопления детьми разнообразных эмоциональных впечатлений (сюрпризные моменты, новые игрушки, музыкальное сопровождение деятельности и др.). Формируем умения фиксировать внимание на лице другого ребёнка, взрослого. Обучаем умению понимать эмоции: радость, печаль, спокойствие по их мимическим проявлениям на лицах других детей и взрослых, на примерах литературных произведений. Формируем у ребёнка двигательные реакции (похлопать в ладоши, опустить голову, спокойно посидеть и др.), соответствующие эмоциям радость, печаль, спокойствие. Обучаем простейшей мимической гимнастике (движения бровями, глазами, ртом) и приёмам релаксации мышц лица (с помощью педагога). Обучаем умению выражать свою симпатию и антипатию (ребёнок принимает/ отталкивает взрослого). Закрепляем приобретённые умения, используя повседневный опыт: «Засмейся как Руслан», «Улыбнись», «Катя весёлая смеётся», «Посиди спокойно, как кукла Гуля» и т.п.

Слайд 25

Содержание работы Второй год обучения Развиваем интерес, доверие и симпатии к педагогам и детям группы; поддерживаем потребность детей в общении. Обогащаем представления о предметном, природном, социальном мире; формируем познавательные установки: Кто это? Что это? Почему он такой? Уточняем и расширяем представления о себе, родственниках. Закрепляем умения называть своё имя, фамилию, возраст, узнавать себя на фотографии (индивидуальной и групповой); показывать и называть имена. Закрепляем представления о половой принадлежности; учим устанавливать отношения (я – девочка, я – мальчик). Обучаем детей умениям замечать (с помощью взрослого) красоту внешнего вида другого ребёнка или взрослого (его одежды, обуви, причёски и т.п.). Формируем умения проявлять чувства привязанности к близким людям (устанавливать зрительный контакт, обнимать, целовать, держать за руку).

Слайд 26

Активизируем и продолжаем формировать умения вступать в контакт со взрослыми и детьми группы: здороваться и прощаться, используя доступные средства этикетного общения (здравствуйте – кивок головы, улыбка, прикосновение и др., до свидания – взмахи рукой, поворот головы, фиксирование взгляда и др.), обращаться за помощью, благодарить, просить прощения. Закрепляем умения адекватно реагировать на телесный контакт; понимать вопросы, просьбы, инструкции взрослого; принимать, выражать положительную реакцию на похвалу, успешное выполнение задания. Формируем умения наблюдать за действиями взрослых и детей, обогащаем опыт положительного поведения в коллективе, поддерживаем попытки совместной деятельности с другими детьми, принятия помощи. Обучаем умению проявлять начальные формы эмпатии по отношению к другим – пожалеть товарища (постоять возле него, выразить своё сочувствие мимикой, касанием руки). Воспитываем отрицательное отношение к проявлению грубости, неряшливости.

Слайд 27

Обучаем детей умению соблюдать правила культурного поведения дома, на улице (говорить спокойным голосом, не кричать), адекватно вести себя в знакомых и незнакомых местах. Продолжаем работу по формированию понимания противоположных эмоций радость – печаль, также спокойствия на примерах из субъективного опыта; закрепляем умения воспроизводить эти эмоции, глядя на себя в зеркало. Формируем умения понимать эмоциональное состояние окружающих (в процессе совместных игр, занятий, на прогулке, праздниках), адекватно выражать определённое эмоциональное состояние в процессе мимической гимнастики, в играх, упражнениях, этюдах, различных бытовых ситуациях.

Слайд 28

Обучаем детей умениям передавать (вербально, движениями, жестами) своё эмоциональное отношение к содержанию литературных произведений и поступкам героев, музыкальных произведений. Воспитываем добрые чувства и заботливое отношение к животному и растительному миру (учим ухаживать за домашними животными, не рвать цветы, не ломать ветки деревьев и т.п.). Проводим экскурсии на природу. Обучаем детей использованию приёмов расслабления мускулатуры лица и отдельных частей тела.

Слайд 29

Содержание обучения Третий год обучения Обогащаем положительный опыт общения детей с окружающими людьми. Поддерживаем потребности ребёнка в любви, доброжелательном отношении окружающих людей (взрослых, детей). Уточняем, обогащаем представления о себе, сверстниках, окружающих взрослых: учим детей называть своё имя, фамилию, имена окружающих. Закрепляем умения обращаться к педагогам группы по имени и отчеству, приветливо откликаться на обращение, просьбу. Активизируем и обогащаем этикетные формы общения (вербальные и невербальные): продолжаем учить вежливо здороваться и прощаться со взрослыми и детьми, обращаться к ним за помощью, высказывать свою просьбу, выслушивать ответ, благодарить за помощь; не перебивать того, кто говорит, выражать несогласие в приемлемой форме.

Слайд 30

Формируем познавательные установки: Что это? Что с этим можно делать? и др.; поддерживаем интерес и предпочтения в выборе любимых занятий, игр, игрушек, предметов быта. Воспитываем положительное отношение к деятельности сверстника, поддерживаем желание заниматься какой-либо деятельностью( игрой, рисованием и др.) рядом с другими детьми. Создаём условия для совместного участия мальчиков и девочек в выполнении заданий, побуждаем их к взаимодействию в практической деятельности (предметно-практической, игровой, театрально-художественной, конструктивной, изобразительной) и в повседневной жизни. Воспитываем доброжелательное отношение с незнакомыми младшими и старшими детьми, взрослыми. Воспитываем уверенность детей в себе, своих силах (Я могу),развиваем потребность в проявлении самостоятельности. Закрепляем умения обращаться к взрослым в случае возникновения конфликтной ситуации.

Слайд 31

Формируем умения осуществлять элементарную оценку результатов своей деятельности и деятельности сверстников. Закрепляем понимания эмоций радости, печали, спокойствия , обучаем пониманию эмоций интереса, удивления, злости (с использованием фото, иллюстраций, на примерах литературных произведений). Обучаем умению воспроизводить эмоцию, выраженную в звуке( музыке, разговоре, смехе, плаче, крике). Продолжаем формировать умения правильно понимать и воспроизводить эмоции ( без зеркала): - в прцессе инсценировок, в которых дети изображают эмоции радости, печали, спокойствия, интереса,удивления, злости; - путём привлечения к участию в играх, этюдах, упражнениях на распознавание и проявление разных эмоциональных состояний; - стимулируя узнавание ребёнком эмоционального состояние участника игры или этюда по движениям, мимике, позе. Закрепляем и продолжаем формировать умения показывать или рассказывать о том, какие эмоциональные переживания испытывает ребёнок, рассматривая объекты живой или неживой природы на фото, картинках .

Слайд 32

Формируем у детей умения понимать и воспоизводить (вербально, жестами, движениями, мимикой) эмоционалоное состояние изображённого животного. Обучаем ребёнка умению принимать участие в беседе при анализе деталей изображений на фото, картинках, иллюстрациях для более прочного усвоения зафиксированной эмоции. Формируем умения определять характер музыкального произведения ( весёлое, грустное, золе, спокойное ). Продолжаем формировать навыки использования приёмов физического и психического расслабления для нейтрализации проявлений отрицательных эмоций- злости (гнева), печали . Закрепляем умения выполнять мимическую гимнастику (по словесной инструкции педагога).

Слайд 33

Примерные показатели освоения программы детьми Первый год обучения Базовый уровень: - знание своего имени и фамилии, отклик на них; - понимание мимических проявлений эмоций радость, печаль, спокойствие на лицах детей и взрослых; - проявление эмоционально-положительных отношений к детям своей группы (движе- ниями, мимикой, жестами, вербально); - выражение позитивных реакций на ласковое обращение взрослых группы и дружеские отношения детей. Уровень ниже базового: - отклик на своё имя, положительное реагирование на тактильный контакт; - фиксированиевнимания на лице взрослого, другого ребёнка; - проявление эмоционально-положительных отношений к сверстникам (движениями, мимикой, жестами, вербально).

Слайд 34

Второй год обучения Базовый уровень: - умение сообщить сведения о себе: имя, фамилию, возраст; - называние имён сверстников, взрослых ,проявление чувства привязанности к членам группы; - проявление эмпатийных чувств по отношению к товарищам (могут обнять, дать свою игрушку, пытаются озвучивать своё сочувстсвие: ему больно, не плачь-возьми мяч и т.п.); - понимание вопросов, инструкций взрослого, выражение положительной реакции на похвалу, успешное выполнение задания; - эмоциональне реагирование на красоту природы, на явления живой и неживой природы; - понимание эмоций радости, печали, спокойствия , умение воспроизводить их, глядя на себя в зеркало; - правильное определение эмоционального состояния детей группы, а также героев литературных произведений (эмоции радость, печаль, спокойствие );

Слайд 35

понимание эмоций радости, печали, спокойствия , умение воспроизводить их, глядя на себя в зеркало; - правильное определение эмоционального состояния детей группы, а также героев литературных произведений (эмоции радость, печаль, спокойствие ); - понимание эмоционального настроения простой музыкальной мелодии (радостная, печальная, спокойная) и умение эмоционально на неё реагировать; - выполнение приёмов релаксации отдельных частей тела по показу педагога (сжать- разжать-расслабить кисть руки и т.п.). Уровень ниже базового: - называние своего имени, положительное реагирование на обращение; - называние имён сверстников, взрослых ,проявление чувства привязанности к членам группы;

Слайд 36

взаимодействие с детьми и взрослыми , используя невербальные средства; - понимание односложных инструкций взрослого ( на, дай, иди );выражение положитель- ной реакции на похвалу; - понимание эмоций радости, печали ; - определение эмоционального состояния детей группы и собственного, глядя на своё отражение в зеркале; умение расслаблять отдельные части тела с помощью педагога . Третий год обучения Базовый уровень : - умение сообщать сведения о себе (имя, фамилию,возраст), называть имена детей, живущих в группе, проявлять к ним положительные чувства; - умение обратиься к педагогам группы по имени и отчеству, называть имена сверстников; - исползование в повседневной практике этикетных форм общения (вербальных и не вербальных);

Слайд 37

- избирательное проявление самостоятельности во взаимоотношениях со сверстниками; умение благодарить их за проявленное внимание, помощь; - осуществление элементарной оценки результатов своей деятельности и деятельности сверстников; - определение эмоций радости, печали, спокойствия, интереса, удивления, злости, проявляемых людьми и животными, зафиксированными на фото, картинках, иллюстра- циях и т.д.; - понимание эмоций интереса, удивления, злости и умение воспроизводить их, глядя на себя в зеркало и без зеркала, называние эмоциональных состояний других (Жучка злится и др.); - участие в эмоциональных играх; - правильное определение эмоционального состояния героев литературных произведе- - ний ( радость, печаль, спокойствие, интерес, удивление, злость );

Слайд 38

- изображение простого этюда на предложенную изучаемую эмоцию; - понимание отрицательного влияния эмоции злости (гнева) на настроение, самочувствие; попытки избегать воздействия данной эмоции; - выполнение мимической гимнастики (по словесной инструкции педагога); - попытки использования приёмов релаксации для нейтрализации психического и - физического напряжения . - умение давать соотвествующую эмоциональную характеристику музыкальному произ- ведению (радостное, грустное, злое, спокойное, весёлое; - рассказывание (изображение) о своём настроении, самочувствии; - называние эмоциональных проявлений, настроения (Тане весело, Пете грустно);

Слайд 39

Уровень ниже базового: - называние своего имени, фамилии; а также имена, фамилии детей, живущих в группе; - обращаться к педагогам группы и сверстникам, ипользуя вербальные и невербальные средства; - проявление заинтересованности в занятии какой-либо деятельностью вместе с другими детьми; - определение эмоций радости, печали, спокойствия, злости , проявляемых людьми, животными, зафиксированными на фото, картинках, иллюстрациях и т.д.; - понимание характера музыкального произведения ( радостное, грустное, злое, спокойное); - выполнение мимической гимнастики (совместно с педагогом); - использование приёмов релаксации для нейтралзации психического и физического напряжения (совместно с педагогом). На четвёртом году обучения происходит закрепление и обогащение полученных ранее умений и навыков

Слайд 40

Диагностика по исследованию психоэмоционального состояния. Материалы: бланки, цветные карандаши (красный, жёлтый, оранжевый, синий, зелёный, коричневый. чёрный) Инструкция: Далеко, далеко, а может быть и близко, есть волшебная страна и живут в ней Чувства: радость, удовольствие, страх, обида, грусть, злость, интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причём каждое чувство живёт в домике определённого цвета. Кто-то живёт в красном домике, кто-то в синем, кто-то в чёрном, кто-то в зелёном…У тебя есть цветные карандаши. Пожалуйста. помоги жителям найти свой домик и раскрась их домики. Каким цветом ты раскрасил бы радость? удовольствие? страх? обиду? грусть? злость? интерес? Раскрась домик тем цветом, каким бы ты раскрасил чувство. Спасибо тебе от лица всех жителей. Ты настоящий волшебник!

Слайд 41

Теперь нашим жителям хорошо, у каждого из них есть дом. Но для того, чтобы путешествовать по стране чувств нужна карта. Посмотри - вот карта страны чувств. Она пуста и начерчена в виде силуэта человека, ведь в каждом из нас живут различные чувства. Сейчас, тебе нужно раскрасить эту карту - чувств карандашами, используя все цвета. Но будь внимателен, подумай! в какой части тела живёт какое чувство и раскрась эту часть тела тем цветом. которым раскрашен домик этого чувства. Обработка результатов: 1.Какие цвета задействованы при раскрашивании домиков. 2.Символически делим силуэт человека на 5 зон:

Слайд 42

Голова и шея ( символизируют ментальную деятельность); - Туловище до линии талии, исключая руки ( символизирует эмоциональную деятельность); - Руки до плеч ( коммуникативные функции); - Тазобедренная область ( область сексуальных, а также творческих переживаний); -Ноги ( чувство опоры, уверенность. а также заземления негативных переживаний)

Слайд 43

Упражнения на развитие эмоциональной сферы детей «Угадай эмоцию» - на столе картинкой вниз раскладываются схематические изображения эмоций( радость, обида, грусть, злость, страх, интерес), дети по очереди берут любую карточку, не показывая её остальным. Задача ребёнка – узнать эмоцию и изобразить её с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. На первых порах взрослый может помочь ребёнку. Остальные дети-зрители должны угадать, какую эмоцию изображает ребёнок. что происходит в его мини-сценке. « Что было бы, если бы…»- взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя(ев) которой отсутствует лицо. Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если он стал весёлым, загрустил, разозлился и т. д. Можно предложить разыграть ситуации. « Изобрази животное» - дети изображают различных животных,

Слайд 44

передавая характерные особенности, озвучивая их. « Волшебное заклинание»- обсуждается в группе, что « Я могу…», « Я не могу…», « Я сумею…»,затем выполняется в парах, один ребёнок кладёт кисти рук на открытые ладони другого ребёнка, произносит « Я сумею…», « Я могу…» и т.д. «Ты -лев!» - « Закрой глаза, представь льва -царя зверей сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут, как тебя, у него твоё имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев -это ты! Рычи лев, рычи». « Тренируем эмоции»- попросите ребёнка нахмуриться ,как - осенняя туча; - рассерженный человек; - злая волшебница; - Улыбнуться как: - кот на солнце; - само солнце; - как хитрая лиса; - как будто увидел чудо;

Слайд 45

Позлись как: - ребёнок у которого отняли конфету; - два барана на мосту; - как человек, которого ударили; и т. д. по всем чувствам. « Зеркало» - детям предлагается представить. что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы- зеркала, другая- разные зверушки. Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы- зеркала должны отражать движения и выражения лиц зверушек. « Лес»- « В нашем лесу растут берёзка, ёлочка, дуб, плакучая ива, сосна, травинка, цветок, гриб. ягода ,кустики. Выберите сами растение, которое вам нравиться. По моей команде мы с вами превратимся в лес. Как ваше растение реагирует на : -тихий, нежный ветерок; - сильный холодный ветер; - мелкий дождик; - ливень; - очень жарко; - ласковое солнце; - ночь; - мороз.

Слайд 46

« Доброе животное»- участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: « Мы –одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!»Все прислушиваемся к своему дыханию, дыханию соседей. « А теперь подышим вместе!» Вдох -все делают шаг вперед. Выдох- все делают шаг назад. Вдох- все делают 2 шага вперёд, выдох- все делают 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же чётко и ровно бьётся его большое доброе сердце. Стук- шаг вперёд, стук- шаг назад и т.д. « Рисуем настроение» , лото « Азбука эмоций» и т.д. Для развития эмоциональной сферы используются различные приёмы, а именно: психогимнастика ( этюды),пантомима, дыхательная гимнастика, элементы арт-терапии, сказки, разыгрывание ситуаций, танцевально-двигательную технику и т. д.

Слайд 47

Решение: - Продолжить изучение вопроса социально-эмоционального развития детей с включением данной темы в план самообразования; - Использовать рекомендуемую диагностику в работе; - Проводить коррекционно-развивающую работу направленную на формирование эмоционально-волевой сферы дошкольников.