Анализ работы педагога-психолога техникума

Ирина Петровна Ягодкина

Анализ работы педагога-психолога за год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ работы

педагога-психолога техникума И.П. Ягодкиной

за  2016 - 2017 учебный год

Основная цель работы педагога-психолога: Содействие в создании благоприятных условий для сохранения психологического здоровья, социального благополучия,  профессионально-личностного самоопределения  и становления обучающихся техникума.  

В ходе реализации плана работы педагога-психолога решались следующие задачи:

- содействие личностному развитию, профессиональному самоопределению и становлению  обучающихся;

- мониторинг процесса адаптации обучающихся  I курса к новым условиям обучения в техникуме;

- формирование навыков и умений эффективной адаптации к меняющемся условиям жизнедеятельности у обучающихся «группы риска»;

- мониторинг социально-психологических проблем образовательного пространства, выявление и определение причин их возникновения, путей и средств разрешения;

- профилактика  употребления ПАВ (алкоголь, табак, наркотики) и  суицида среди студентов;

- повышение психолого-педагогической компетентности обучающихся, родителей, педагогов.  

Вся работа педагога-психолога выполнялась в рамках психологического сопровождения обучающихся и в соответствии с поставленными целью и задачами через основные направления деятельности: диагностическую, консультативную, развивающую, просветительскую, и по запросам администрации техникума, классных руководителей, мастеров п/о, педагогов-предметников,  обучающихся, их родителей.

  1. Психологическое сопровождение  процесса адаптации обучающихся I курса к новым условиям обучения в техникуме

Целью психологического сопровождения процесса адаптации обучающихся I курса к новым условиям обучения в техникуме стало  изучение социальной ситуации их развития.

Результаты, полученные в ходе первичной экспресс-диагностики обучающихся I курса (114 человек) стали основанием для проведения психолого-педагогического консилиума, в рамках которого всеми его участниками был разработан план комплексного сопровождения обучающихся «группы риска» - детей, имеющих пониженный уровень адаптации к условиям обучения в техникуме.

На основании решения консилиумов педагогом-психологом  были проведены:

  1. индивидуальные консультации с учащимися «группы риска»;
  2. групповые консультаций (собрания) для родителей;
  3. индивидуальные консультации по запросу родителей и педагогов;
  4. повторная экспресс-диагностика обучающихся I курса (100 человек).

Анализ результатов, полученных в ходе повторной экспресс-диагностики обучающихся, стал предметом обсуждения на повторном психолого-педагогическом консилиуме.

Анализ полученных  результатов мониторинга адаптации обучающихся I курса к условиям обучения в техникуме позволяет констатировать следующее:

  • 100% обучающихся  – хорошо адаптировались к условиям обучения в техникуме;
  • 99% обучающихся имеют положительный социальный статус в группе;
  • в параллели групп I курса  преобладает в целом благоприятный психологический климат.  

Результаты сопровождения процесса адаптации I курса:

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать заключение о том, что адаптационный процесс к условиям обучения в техникуме у студентов  I курса (группы 1-1, 1-2, 1-4, 1-5, 1-6) прошёл без серьезных  осложнений. А сопровождающая деятельность педагога-психолога, классных руководителей, мастеров п/о с обучающимися I курса «группы риска» способствовали положительной динамике в их адаптации к условиям обучения в техникуме.

  1. Психологическое сопровождение детей «группы социального риска».

Основной целю данного сопровождения: выявить затруднения в социальной адаптации учащихся, стоящих на внутреннем учёте техникума или на других видах учёта, вызванные либо их психологическими особенностями (склонность к повышенной тревожности, наличие страхов, особенности мотивационной сферы и т.д.), либо особенностями поведения (агрессивность, избегание контактов, демостративность, повышенная двигательная активность и т.д.) и составить рекомендации для классных руководителей и мастеров п/о по оказанию помощи им.

Всего психологическим сопровождением было охвачено 39  обучающихся, которые на начало учебного года или в течение года были поставлены на учёт. Эта работа заключала в себе:

-  проведение углубленной диагностики детей «группы риска»;

- индивидуальное консультирование подростков, классных руководителей, мастеров п/о, родителей по результатам диагностики обучающихся, по вопросам их индивидуальных и возрастных особенностей;

- составление рекомендаций классным руководителям и мастерам п/о по работе с каждым подростком;

- проведение индивидуальных консультаций с детьми по решению их проблем;

- проведение повторной диагностики учащихся «группы риска» и анализ результатов сопровождения «детей группы риска».

Проанализировав полученные результаты первичной и повторной диагностики обучающихся «группы риска» можно сделать следующие выводы о том, что психолого-педагогическое сопровождение способствовало:

  1. снижению количества проявлений различных форм агрессивного поведения: физической агрессии, негативизм, обиды,  вербальной агрессии;
  2. овладению навыками саморегуляции и релаксации;
  3. повышению уверенности в себе и своих возможностях;
  4. положительному отношению к окружающему миру;
  5. овладению начальными навыки нравственного поведения и представлениями о социальной жизни.

  1. Психологическое сопровождение профилактики суицида среди обучающихся.

В рамках профилактики суицида среди обучающихся I курса проводились исследования выявление уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства.

В мониторинге приняли участие обучающиеся I курса  в количестве 114 человек. По результатам мониторинга с обучающимися, имеющими суицидальные симптомы педагогом-психологом были проведены индивидуальные консультации по снижению рисков суицида, классным руководителям, мастерам п/о и педагогам-предметникам выданы рекомендации по работе с такими студентами, повторный мониторинг был проведён в мае 2017 г.

Результаты мониторинга до и после сопровождения студентов:

Из диаграммы следует, что у 17% студентов исчезли суицидальные симптомы. У 87% обучающихся внутреннее состояние находится в зоне психологического комфорта.

На основании анализа результатов проведенных мониторингов можно сделать выводы о том, что психологическое сопровождение суицидального риска среди обучающихся снизило количественный показатель рисков суицида. Однако, принимая во внимание, что еще 13% студентов имеют этот риск, следует оказывать им психолого-педагогическую поддержку  и в дальнейшем.

  1. Психологическая подготовка к экзаменам обучающихся и выпускников техникума.

     Совместно с классными руководителями была оказана практическая помощь обучающимся и выпускникам техникума через психологические уроки (практикумы  самовоспитания), на которых студентам  анализировали свой опыт подготовки и сдачи экзаменов (с помощью раздаточного материала - пособие МАСТАК, оформленное в виде таблицы с конкретными рекомендациями), оценивая важность каждой рекомендации, а в ходе дальнейшей самостоятельной работы намечали пути улучшения своей деятельности и использовали при подготовке и сдаче экзаменов.  

Психологическая поддержка обучающихся и выпускников была полноценной и имела положительные результаты так, как педагогу-психологу, классным руководителям удалось совместно выработать единую стратегию сопровождения студентов в период подготовки и сдачи экзаменов.

  1. Психологическое просвещение педагогов, классных руководителей, мастеров п/о, обучающихся, родителей.

Цель психологического просвещения: повышение психолого - педагогической компетентности классных руководителей, мастеров п/о, педагогов-предметников, родителей, обучающихся.

Для достижения этой цели были проведены:

  1. собрания для родителей: «Профилактика суицида и агрессии у детей», «Психологические особенности воспитания трудных подростков (склонных к правонарушениям)»;
  2. семинары для классных руководителей, мастеров п/о и педагогов-предметников: «Суицид подростков. Как предотвратить? Что делать в экстремальных ситуациях», «Имидж педагога в рамках ФГОС СПО»;
  3. Выступления на психолого-педагогических консилиумах:  «Мониторинг адаптации студентов I курса», «Анализ результатов адаптации студентов I курса»;
  4. психологические часы для обучающихся:

   а) профилактика сквернословия: «Влияние сквернословия на здоровье человека»;

   б) профилактика употребления ПАВ: Секреты манипуляции «Наркотики»;

   в) профилактика употребления ПАВ (алкоголь): «История одного обмана»;

   г) профилактика употребления ПАВ: Секреты манипуляции «Табак»;

   д) «Рисуем будущее с подростками»;

   е) «5 секретов настоящего мужчины»;

  ж) «Почему современному человеку приходится много работать»;

   з) тренинг «В мире где есть СПИД…».

  1. Психологическое сопровождение обучающихся, проживающих в общежитии.

Еженедельно (по вторникам) с обучающимися проводилась работа по следующим направлениям:

  1. индивидуальные консультации с проживающими, у которых были выявлены склонности к аддиктивному поведению: употребление алкоголя, психоактивных веществ, курение, бродяжничество;
  2. групповые консультации по темам:
  • Тайм-менеджмент: Как организовать свой режим дня, недели…
  • Зачем человеку нужны правила в жизни.
  • Я+Я: Приручи своих драконов.
  • Я+ другие: Типы личностей, с которыми нежелательно контактировать.
  • Я и моя внешность.
  • Увлечение или зависимость.
  • Я и моё обучение.
  • Я и моё будущее.
  • Я и моя безопасность.
  • Сквернословие изменяет гены.
  • Свобода выбора: что ты хочешь – выбирай.
  • Как научиться осознанному потреблению.
  • Как организовать свой досуг во время зимних каникул.
  1. психологический тренинг: «В мире, где есть СПИД…».

  1. Психологическое консультирование.

Цель этого вида работы - помочь клиенту осознать и изменить малоэффективные модели поведения, для того, чтобы принимать важные решения, разрешать возникающие проблемы, достигать поставленных целей, жить в гармонии с собой и окружающим миром.

Этот вид деятельности проводился по запросам классных руководителей, мастеров п/о, педагогов, обучающихся, родителей. Всего за учебный год было проведено 300 консультаций.  

Из них:

с обучающимися – 82 %

с учителями – 2 %

с родителями – 16 %

      Значительную долю из них составляют консультации обучающихся, преимущественно из числа первокурсников. Следовательно, услуги педагога-психолога востребованы и необходимы им в разрешении имеющихся трудностей.

Основные проблемы, которые были затронуты на консультациях: поведенческие, эмоциональные, проблемы отношений с родителями, педагогами, однокурсниками, проблемы воспитания, проблемы обучения. В ходе консультаций педагогом-психологом были предложены рекомендации по развитию и формированию коммуникативных навыков, навыков взаимодействия в группе,   снижению уровня скрытой агрессии, повышению самооценки, проводилось обучение конструктивному поведению в конфликтных ситуациях в системах «учитель-ученик», «ученик-родитель», навыкам саморефлексии, приемам снижения уровня тревожности, избавлению от зависимостей.

      8. Работа по запросу администрации.

      В течение учебного года к педагогу-психологу поступило 80 запросов от классных руководителей, мастеров п/о, педагогов  и администрации. К конце учебного года все запросы были выполнены. Среди них:

  - тестирование обучающихся на предмет раннего выявления немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя в системе «Мониторинга образовательных учреждений Красноярского края» I-II курсы- 139 чел.;

   - проведение диагностики студентов I курса Георгиевского филиала в количестве 41 ч. «Удовлетворенность условиями обучения в техникуме» и подготовка справки о результатах работы с рекомендациями;

   - мониторинг студентов I-II курса «Уровень информированности о СПИДе…»

   - проведений Интернет-урока «Урок добра» в группах 1-1, 1-2, 1-4, 1-5, 1-6;

   - участие в «Дне здоровья» 9 сентября – станция «Знакомство с психологом» - 11 групп;

   - участие в «Дне здоровья» 9 июня – станция «Играем в шашки»;

   - участие в акции «День отказа от курения»;

   - и другие виды запросов.

     

     9. Профессиональные достижения.

- участие во Всероссийском фестивале педагогических идей «Открытый урок»;

- публикации в электронном СМИ и на сайте техникума:

- размещение в социальной сети работников образования nsportal.ru:

  1. электронное портфолио;
  2. персональный сайт.

Проанализировав свою деятельность за 2016-2017 учебный год можно сделать вывод о том, что задачи, которые были определены на этот период, реализованы почти полностью. Осталось проблемным психологическое сопровождение претендентов на участие в конкурсах в связи с отсутствием качественного психологического инструментария.

На основании выше изложенного в следующем 2017 – 2018 учебном году мною поставлены следующие цели и задачи.

Цель: Содействие в создании благоприятных условий для сохранения психологического здоровья, социального благополучия,  профессионально-личностного самоопределения  и становления обучающихся техникума.  

Задачи:

- содействие личностному развитию, профессиональному самоопределению и становлению  обучающихся;

- мониторинг процесса адаптации обучающихся  I курса к новым условиям обучения в техникуме;

- формирование навыков и умений эффективной адаптации к меняющемся условиям жизнедеятельности у обучающихся «группы риска»;

- мониторинг социально-психологических проблем образовательного пространства, выявление и определение причин их возникновения, путей и средств разрешения;

- профилактика и коррекция отклонений в социальном и психологическом здоровье, личностном развитии обучающихся;

- профилактика: употребления ПАВ (алкоголь, табак, наркотики) среди студентов; суицида; совершения противоправных действий; самовольных уходов из общежития; экстремистских и террористических склонностей;

- повышение психолого-педагогической компетентности обучающихся, родителей, педагогов.  

26 июня 2017 г.

                                                                           

                               

         

Педагог-психолог: _______ И.П. Ягодкина