Анализ работы педагога-психолога техникума
Анализ работы педагога-психолога за год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Анализ работы педагога-психолога за 2016-2017 год | 260 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ работы
педагога-психолога техникума И.П. Ягодкиной
за 2016 - 2017 учебный год
Основная цель работы педагога-психолога: Содействие в создании благоприятных условий для сохранения психологического здоровья, социального благополучия, профессионально-личностного самоопределения и становления обучающихся техникума.
В ходе реализации плана работы педагога-психолога решались следующие задачи:
- содействие личностному развитию, профессиональному самоопределению и становлению обучающихся;
- мониторинг процесса адаптации обучающихся I курса к новым условиям обучения в техникуме;
- формирование навыков и умений эффективной адаптации к меняющемся условиям жизнедеятельности у обучающихся «группы риска»;
- мониторинг социально-психологических проблем образовательного пространства, выявление и определение причин их возникновения, путей и средств разрешения;
- профилактика употребления ПАВ (алкоголь, табак, наркотики) и суицида среди студентов;
- повышение психолого-педагогической компетентности обучающихся, родителей, педагогов.
Вся работа педагога-психолога выполнялась в рамках психологического сопровождения обучающихся и в соответствии с поставленными целью и задачами через основные направления деятельности: диагностическую, консультативную, развивающую, просветительскую, и по запросам администрации техникума, классных руководителей, мастеров п/о, педагогов-предметников, обучающихся, их родителей.
- Психологическое сопровождение процесса адаптации обучающихся I курса к новым условиям обучения в техникуме
Целью психологического сопровождения процесса адаптации обучающихся I курса к новым условиям обучения в техникуме стало изучение социальной ситуации их развития.
Результаты, полученные в ходе первичной экспресс-диагностики обучающихся I курса (114 человек) стали основанием для проведения психолого-педагогического консилиума, в рамках которого всеми его участниками был разработан план комплексного сопровождения обучающихся «группы риска» - детей, имеющих пониженный уровень адаптации к условиям обучения в техникуме.
На основании решения консилиумов педагогом-психологом были проведены:
- индивидуальные консультации с учащимися «группы риска»;
- групповые консультаций (собрания) для родителей;
- индивидуальные консультации по запросу родителей и педагогов;
- повторная экспресс-диагностика обучающихся I курса (100 человек).
Анализ результатов, полученных в ходе повторной экспресс-диагностики обучающихся, стал предметом обсуждения на повторном психолого-педагогическом консилиуме.
Анализ полученных результатов мониторинга адаптации обучающихся I курса к условиям обучения в техникуме позволяет констатировать следующее:
- 100% обучающихся – хорошо адаптировались к условиям обучения в техникуме;
- 99% обучающихся имеют положительный социальный статус в группе;
- в параллели групп I курса преобладает в целом благоприятный психологический климат.
Результаты сопровождения процесса адаптации I курса:
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать заключение о том, что адаптационный процесс к условиям обучения в техникуме у студентов I курса (группы 1-1, 1-2, 1-4, 1-5, 1-6) прошёл без серьезных осложнений. А сопровождающая деятельность педагога-психолога, классных руководителей, мастеров п/о с обучающимися I курса «группы риска» способствовали положительной динамике в их адаптации к условиям обучения в техникуме.
- Психологическое сопровождение детей «группы социального риска».
Основной целю данного сопровождения: выявить затруднения в социальной адаптации учащихся, стоящих на внутреннем учёте техникума или на других видах учёта, вызванные либо их психологическими особенностями (склонность к повышенной тревожности, наличие страхов, особенности мотивационной сферы и т.д.), либо особенностями поведения (агрессивность, избегание контактов, демостративность, повышенная двигательная активность и т.д.) и составить рекомендации для классных руководителей и мастеров п/о по оказанию помощи им.
Всего психологическим сопровождением было охвачено 39 обучающихся, которые на начало учебного года или в течение года были поставлены на учёт. Эта работа заключала в себе:
- проведение углубленной диагностики детей «группы риска»;
- индивидуальное консультирование подростков, классных руководителей, мастеров п/о, родителей по результатам диагностики обучающихся, по вопросам их индивидуальных и возрастных особенностей;
- составление рекомендаций классным руководителям и мастерам п/о по работе с каждым подростком;
- проведение индивидуальных консультаций с детьми по решению их проблем;
- проведение повторной диагностики учащихся «группы риска» и анализ результатов сопровождения «детей группы риска».
Проанализировав полученные результаты первичной и повторной диагностики обучающихся «группы риска» можно сделать следующие выводы о том, что психолого-педагогическое сопровождение способствовало:
- снижению количества проявлений различных форм агрессивного поведения: физической агрессии, негативизм, обиды, вербальной агрессии;
- овладению навыками саморегуляции и релаксации;
- повышению уверенности в себе и своих возможностях;
- положительному отношению к окружающему миру;
- овладению начальными навыки нравственного поведения и представлениями о социальной жизни.
- Психологическое сопровождение профилактики суицида среди обучающихся.
В рамках профилактики суицида среди обучающихся I курса проводились исследования выявление уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства.
В мониторинге приняли участие обучающиеся I курса в количестве 114 человек. По результатам мониторинга с обучающимися, имеющими суицидальные симптомы педагогом-психологом были проведены индивидуальные консультации по снижению рисков суицида, классным руководителям, мастерам п/о и педагогам-предметникам выданы рекомендации по работе с такими студентами, повторный мониторинг был проведён в мае 2017 г.
Результаты мониторинга до и после сопровождения студентов:
Из диаграммы следует, что у 17% студентов исчезли суицидальные симптомы. У 87% обучающихся внутреннее состояние находится в зоне психологического комфорта.
На основании анализа результатов проведенных мониторингов можно сделать выводы о том, что психологическое сопровождение суицидального риска среди обучающихся снизило количественный показатель рисков суицида. Однако, принимая во внимание, что еще 13% студентов имеют этот риск, следует оказывать им психолого-педагогическую поддержку и в дальнейшем.
- Психологическая подготовка к экзаменам обучающихся и выпускников техникума.
Совместно с классными руководителями была оказана практическая помощь обучающимся и выпускникам техникума через психологические уроки (практикумы самовоспитания), на которых студентам анализировали свой опыт подготовки и сдачи экзаменов (с помощью раздаточного материала - пособие МАСТАК, оформленное в виде таблицы с конкретными рекомендациями), оценивая важность каждой рекомендации, а в ходе дальнейшей самостоятельной работы намечали пути улучшения своей деятельности и использовали при подготовке и сдаче экзаменов.
Психологическая поддержка обучающихся и выпускников была полноценной и имела положительные результаты так, как педагогу-психологу, классным руководителям удалось совместно выработать единую стратегию сопровождения студентов в период подготовки и сдачи экзаменов.
- Психологическое просвещение педагогов, классных руководителей, мастеров п/о, обучающихся, родителей.
Цель психологического просвещения: повышение психолого - педагогической компетентности классных руководителей, мастеров п/о, педагогов-предметников, родителей, обучающихся.
Для достижения этой цели были проведены:
- собрания для родителей: «Профилактика суицида и агрессии у детей», «Психологические особенности воспитания трудных подростков (склонных к правонарушениям)»;
- семинары для классных руководителей, мастеров п/о и педагогов-предметников: «Суицид подростков. Как предотвратить? Что делать в экстремальных ситуациях», «Имидж педагога в рамках ФГОС СПО»;
- Выступления на психолого-педагогических консилиумах: «Мониторинг адаптации студентов I курса», «Анализ результатов адаптации студентов I курса»;
- психологические часы для обучающихся:
а) профилактика сквернословия: «Влияние сквернословия на здоровье человека»;
б) профилактика употребления ПАВ: Секреты манипуляции «Наркотики»;
в) профилактика употребления ПАВ (алкоголь): «История одного обмана»;
г) профилактика употребления ПАВ: Секреты манипуляции «Табак»;
д) «Рисуем будущее с подростками»;
е) «5 секретов настоящего мужчины»;
ж) «Почему современному человеку приходится много работать»;
з) тренинг «В мире где есть СПИД…».
- Психологическое сопровождение обучающихся, проживающих в общежитии.
Еженедельно (по вторникам) с обучающимися проводилась работа по следующим направлениям:
- индивидуальные консультации с проживающими, у которых были выявлены склонности к аддиктивному поведению: употребление алкоголя, психоактивных веществ, курение, бродяжничество;
- групповые консультации по темам:
- Тайм-менеджмент: Как организовать свой режим дня, недели…
- Зачем человеку нужны правила в жизни.
- Я+Я: Приручи своих драконов.
- Я+ другие: Типы личностей, с которыми нежелательно контактировать.
- Я и моя внешность.
- Увлечение или зависимость.
- Я и моё обучение.
- Я и моё будущее.
- Я и моя безопасность.
- Сквернословие изменяет гены.
- Свобода выбора: что ты хочешь – выбирай.
- Как научиться осознанному потреблению.
- Как организовать свой досуг во время зимних каникул.
- психологический тренинг: «В мире, где есть СПИД…».
- Психологическое консультирование.
Цель этого вида работы - помочь клиенту осознать и изменить малоэффективные модели поведения, для того, чтобы принимать важные решения, разрешать возникающие проблемы, достигать поставленных целей, жить в гармонии с собой и окружающим миром.
Этот вид деятельности проводился по запросам классных руководителей, мастеров п/о, педагогов, обучающихся, родителей. Всего за учебный год было проведено 300 консультаций.
Из них:
с обучающимися – 82 %
с учителями – 2 %
с родителями – 16 %
Значительную долю из них составляют консультации обучающихся, преимущественно из числа первокурсников. Следовательно, услуги педагога-психолога востребованы и необходимы им в разрешении имеющихся трудностей.
Основные проблемы, которые были затронуты на консультациях: поведенческие, эмоциональные, проблемы отношений с родителями, педагогами, однокурсниками, проблемы воспитания, проблемы обучения. В ходе консультаций педагогом-психологом были предложены рекомендации по развитию и формированию коммуникативных навыков, навыков взаимодействия в группе, снижению уровня скрытой агрессии, повышению самооценки, проводилось обучение конструктивному поведению в конфликтных ситуациях в системах «учитель-ученик», «ученик-родитель», навыкам саморефлексии, приемам снижения уровня тревожности, избавлению от зависимостей.
8. Работа по запросу администрации.
В течение учебного года к педагогу-психологу поступило 80 запросов от классных руководителей, мастеров п/о, педагогов и администрации. К конце учебного года все запросы были выполнены. Среди них:
- тестирование обучающихся на предмет раннего выявления немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя в системе «Мониторинга образовательных учреждений Красноярского края» I-II курсы- 139 чел.;
- проведение диагностики студентов I курса Георгиевского филиала в количестве 41 ч. «Удовлетворенность условиями обучения в техникуме» и подготовка справки о результатах работы с рекомендациями;
- мониторинг студентов I-II курса «Уровень информированности о СПИДе…»
- проведений Интернет-урока «Урок добра» в группах 1-1, 1-2, 1-4, 1-5, 1-6;
- участие в «Дне здоровья» 9 сентября – станция «Знакомство с психологом» - 11 групп;
- участие в «Дне здоровья» 9 июня – станция «Играем в шашки»;
- участие в акции «День отказа от курения»;
- и другие виды запросов.
9. Профессиональные достижения.
- участие во Всероссийском фестивале педагогических идей «Открытый урок»;
- публикации в электронном СМИ и на сайте техникума:
- размещение в социальной сети работников образования nsportal.ru:
- электронное портфолио;
- персональный сайт.
Проанализировав свою деятельность за 2016-2017 учебный год можно сделать вывод о том, что задачи, которые были определены на этот период, реализованы почти полностью. Осталось проблемным психологическое сопровождение претендентов на участие в конкурсах в связи с отсутствием качественного психологического инструментария.
На основании выше изложенного в следующем 2017 – 2018 учебном году мною поставлены следующие цели и задачи.
Цель: Содействие в создании благоприятных условий для сохранения психологического здоровья, социального благополучия, профессионально-личностного самоопределения и становления обучающихся техникума.
Задачи:
- содействие личностному развитию, профессиональному самоопределению и становлению обучающихся;
- мониторинг процесса адаптации обучающихся I курса к новым условиям обучения в техникуме;
- формирование навыков и умений эффективной адаптации к меняющемся условиям жизнедеятельности у обучающихся «группы риска»;
- мониторинг социально-психологических проблем образовательного пространства, выявление и определение причин их возникновения, путей и средств разрешения;
- профилактика и коррекция отклонений в социальном и психологическом здоровье, личностном развитии обучающихся;
- профилактика: употребления ПАВ (алкоголь, табак, наркотики) среди студентов; суицида; совершения противоправных действий; самовольных уходов из общежития; экстремистских и террористических склонностей;
- повышение психолого-педагогической компетентности обучающихся, родителей, педагогов.
26 июня 2017 г.
Педагог-психолог: _______ И.П. Ягодкина