Манипуляции сознанием и поведением человека

Натела Паатаевна Афанасьева

Человек не просто социальное существо, которое может существовать, только интенсивно обмениваясь информацией с себе подобными. Он обладает разумом, способным к абстрактному мышлению, речью и языком. Язык и мышление - большие сложные системы, на которые можно воздействовать с целью программирования поведения человека.

В данной работе речь пойдёт о манипуляции сознанием и поведением человека с помощью законных, явных и осязаемых средств, о той огромной технологии, которую используют сотни тысяч профессиональных работников, независимо от их личной нравственности, идеологии и художественных вкусов.

Актуальность данной работы заключается в умении находить и предотвращать воздействие манипуляции в ходе педагогической деятельности, в профессиональном анализе ситуаций во взаимоотношениях «преподаватель-учащийся», а также преодоление психологических барьеров и возникающих коммуникативных трудностей.

Рассмотрение этого феномена психологии также интересно тем, что он

подразумевает воздействие как на сознание одного человека, так и на

сознание коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_got.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Манипуляции сознанием и поведением человека

Человек не просто социальное существо, которое может существовать, только интенсивно обмениваясь информацией с себе подобными. Он обладает разумом, способным к абстрактному мышлению, речью и языком. Язык и мышление - большие сложные системы, на которые можно воздействовать с целью программирования поведения человека.

В данной работе речь пойдёт о манипуляции сознанием и поведением человека с помощью законных, явных и осязаемых средств, о той огромной технологии, которую используют сотни тысяч профессиональных работников, независимо от их личной нравственности, идеологии и художественных вкусов.

Актуальность данной работы заключается в умении находить и предотвращать воздействие манипуляции в ходе педагогической деятельности, в профессиональном анализе ситуаций во взаимоотношениях «преподаватель-учащийся», а также преодоление психологических барьеров и возникающих коммуникативных трудностей.

Рассмотрение этого феномена психологии также интересно тем, что он

подразумевает воздействие как на сознание одного человека, так и на

сознание коллектива.

Изучая этот феномен психологической науки, мы преследуем, прежде всего, определенную цель: изучить инструменты манипуляции и приемы «индивидуальных средств защиты».

В психологической литературе термин «манипуляция» используется в контексте межличностных отношений. Манипуляция — это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями.

Под манипуляцией обычно подразумевается скрытое (или подсознательное) психологическое воздействие на собеседника с целью добиться выгодного манипулятору поведения.

Можно выделить обобщенные критерии манипуляции:

1. Отношение манипулятора к другому человеку как средству достижения собственных целей.

2. Стремление получить односторонний выигрыш.

3. Скрытый характер воздействия (как факта воздействия, так и его направленность).

4. Использование психологической силы, игра на слабостях.

5. Обязательное условие сохранения иллюзии самостоятельности решений и действий адресата воздействия.

Манипуляция – это целенаправленный стимул любой природы (звуки, слова, жесты, мимика, позы, картинки в журнале и рекламное объявление в газете), целью (манипуляция всегда преследует цель) которого является побуждение к появлению некоторой реакции.

Типология по особенностям восприятия:

Это определяется тем, какая из сенсорных систем у человека развита лучше: слуховая, зрительная, кинетическая или мыслительная. Человек неосознанно старается использовать преимущественно ту систему, которая у него развита лучше.

По этому параметру собеседников можно разбить на четыре типа:

1. Визуалы.

Визуальный (зрительный) тип характеризуется тем, что, беседуя, он жестикулирует, как бы изображая то, о чем говорит. В разговоре визуал часто употребляет выражения: «Представьте себе...; Посмотрите...; Обратите внимание, это выглядит так». При этом часто заглядывает в глаза собеседнику. Более половины всех людей относятся преимущественно к визуальному типу восприятия.

2. Аудиалы.

Аудиальный (слуховой) тип любит употреблять выражения: «Это звучит так...; Послушайте...». При воспоминании аудиал взор обращает влево. При разговоре часто поворачивается к собеседнику боком (ухом), в глаза смотрит достаточно редко.

3. Кинестики.

Кинестический (двигательный) тип часто употребляет слова, связанные с тяжестью—легкостью, с теплом—холодом. Например, «мороз по коже», «облился холодным потом», «тяжелая голова» и т.п. Вспоминая, кинестик смотрит прямо перед собой или вниз.

4. Дигиталы.

Название происходит от английского «digital» — число. Люди этого типа проявляются словами, связанными с информацией, интересами, понятиями. Их любимые словечки: «интересно», «понимаю», «следовательно», «знаю». Для них самым важным является внутренний диалог. Некоторые авторы называют людей этого типа «компьютерами». Это связано, в частности, с тем, что наибольшее число представителей дигиталов среди программистов, шахматистов. Много их и среди юристов.

Знание типов индивида по восприятию позволяет использовать это для управления им. Общаясь в предпочтительной для объекта системе восприятия, субъект устанавливает с ним устойчивый канал связи. При этом адресат чувствует себя комфортно, испытывает удовольствие от того, что его хорошо понимают, «как будто знакомы всю жизнь» и т.п.

Существует 6 типов манипуляции в общении:

  1. Манипуляция любовью. 2. Манипуляция страхом. 3. Манипуляция неуверенностью в себе. 4. Манипуляция чувством вины. 5. Манипуляция чувством гордости (идеей «сверх я») 6. Манипуляция чувством жалости.

Исследуя эту проблему можно отметить, что в общении со студентами чаще всего используется:

Манипуляция страхом: использование людских страхов – одни из самых любимых приемов манипуляторов преподавателей. Очень часто они играют на недостаточной информированности человека.

 Манипуляция неуверенностью в себе: манипуляция – это всегда вопрос власти, а в данном случае он стоит наиболее остро. «Я – начальник, ты – подчинённый».

 Манипуляция чувством вины: она очень распространена – коллекционирование чужих провинностей. Кто больше насобирал, тот и выиграл.

Манипуляция чувством жалости: существуют очень коварные и тонкие манипуляторы чувством жалости – «жертвы», которые все время жалуются на жизнь и собирают дивиденды – слова ободрения и помощь.

В зависимости от эмоций, которые появляются у объекта манипулирования, можно выделить формы манипуляций:

Положительные формы:

1. Заступничество,

2. Успокаивание,

3. Комплимент,

4. Невербальные заигрывания (обнимание, подмигивание),

5. Сообщение хороших новостей,

6. Общие интересы…

Отрицательные формы: 1. Деструктивная критика (высмеивание, критика личности и поступков),

 2. Деструктивная констатация (негативные факты биографии, намеки и упоминания о прошлых ошибках),

3. Деструктивные советы (рекомендации по изменению позиции, способа поведения,

4. безапелляционные повеления и указания

По нашим наблюдениям студенты чаще всего используют пассивные способы защиты:

1. Никак не реагируют на слова манипулятора, молчат, делая вид, что не расслышали, не обратили внимания, не поняли, 2. Заговаривают совсем о другом (основание то же).

3. Повторяют просьбу манипулятора, но с вопросительной интонацией, требуя тем самым продолжить его речь;

Активной защитой-контрманипуляцией почти не пользутся.

Контрманипуляция — наиболее сильная из защит — представляет собой ответную манипуляцию, в которой используются обстоятельства, созданные первоначальным манипулятивным воздействием нападающего субъекта.

Нейролингвистическое программирование создавалось с целью оказания помощи клиентам в решении их психологических проблем. НЛП разрабатывалось совместно тремя людьми – Р. Бендлером, Д. Гриндером и Ф. Пьюселиком в 1960-е и 1970-е годы.

Нами будут приведены только те методы, развитые в рамках НЛП, которые могут быть использованы для скрытого управления человеком.

Установить раппорт — значит «присоединиться» к другому человеку, подстраиваясь к языку его телодвижений чутко и с уважением. Подстройка — это не подражание, которое заметно, преувеличенно и без разбора копирует движения другого человека, — последнее часто считается оскорбительным (как передразнивание).

Таким образом, скрытое управление объектом посредством НЛП-техники включает следующие этапы.

1. Присоединение к дыханию, темпу речи и мышления (раппорт).

2. Закрепление поддержанием удобным для собеседника соотношением речи и молчания, подтверждением согласия.

3. Введение в транс.

4. Смена состояний.

В разной степени все мы обладаем знаниями о том, какой результат последует за нашими сигналами, нашими стимулами (слова и жесты, эмоции и оттенки голоса). И, в большинстве случаев, независимо от качества и точности нашего знания, мы передаем внешнему миру сигналы, уже основываясь на своём предположении об ответных реакциях. Как следствие, все мы манипулируем. Каждый из нас ежедневно совершает сотни и тысячи манипуляций, передавая во внешний мир строго такие стимулы, какие желательны и полезны для нас.

Итак, манипуляция может быть направлена как на сознание (ограничение информации, избирательность информации, отрицательная информация), так и на подсознание.

Манипуляция, как воздействие, всегда намеренна, но это намерение не всегда осознанно, не всегда преднамеренно. Многие люди убеждены, что они не манипулируют, только потому что невнимательны и не привыкли отслеживать мелочи своего поведения и общения. Количество воздействий на нас настолько велико, что нельзя и подумать о том, как должен быть напряжен человек, чтобы проконтролировать и проанализировать все свои собственные состояния, попытки манипулирования и управления.

Достаточно сложно защитить себя от воздействия всех направленных на него манипуляций.

Инициатор скрытого управления, безусловно, обладает немалыми преимуществами, хотя бы уже в силу того, что ему принадлежит первый ход. Однако потенциальной «жертве», обладающей способностью вовремя распознать угрозу, эти преимущества — внезапность, высокий темп, выгодное распределение позиций — достаточно легко нейтрализовать.

 Обладая этой информацией, человек будет под другим углом зрения смотреть на жизнь и начнёт более эффективно управлять ею и направлять её в нужное ему русло. В данном исследовании проводится анализ манипуляции, перечисляются основные манипулятивные типы, описываются причины манипуляции, описываются типы манипулятивных систем, и рассмотрены частные случаи – как действуют манипуляторы в установлении контакта.