Использование образовательного пространства ДОУ в психолого-педагогическом сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья

Боровская Зоя Николаевна

Данный материал раскрывает особенности использования образовательного пространства ДОУ в псиъхолого-педагогическом совпровождении детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_obrazovatelnogo_prostranstva_dou.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Использование образовательного пространства ДОУ

в психолого-педагогическом  сопровождении детей

с ограниченными  возможностями здоровья

  Существующий Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования содержит требования к созданию специальных условий для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.  Под  одним из специальных условий  подразумевается создание и использование особой коррекционно-развивающей, предметнопространственной  среды ДОУ, которая стимулирует эмоциональное, сенсомоторное, когнитивное развитие ребенка.

В  данной  статье  представлены условия, созданные в образовательном пространстве детского сада №25 «Успех» г.Канска, способы и приёмы психолого-педагогического сопровождения, которые используются мною, как педагогом-психологом, так и другими педагогами учреждения в коррекционно-развивающей работе с детьми с  ограниченными возможностями здоровья.

         Так, например, среда  групповой комнаты  используется для коррекции и развития эмоционально-волевой и познавательной сфер.

Для развития эмоционально-волевой сферы совместно с воспитателями    в  одной из групп  оформила уголок настроения. Каждое утро ребёнок приходя в детский сад, выбирает свою фотографию, которая отражает его настроение в данный момент. Это может быть радость,  грусть, злость, или спокойствие. В течение дня, если у ребёнка меняется настроение, то он имеет возможность поменять своё фото.  Этот приём является очень ценным с точки зрения мониторинга эмоционального состояния детей. Воспитатели  ведут дневник наблюдений, в котором ежедневно отражают  настроение, с которым ребёнок пришёл в детский сад, и как настроение меняется в течении дня.  

 Для профилактики эмоционального неблагополучия и развития эмоционально-волевой сферы  в группах создаются центы  эмоциональной разгрузки.  При подборе материалов  для этих центров учитываются индивидуальные  потребности детей. Кому-то хочется отдохнуть от детского коллектива, подумать о маме, посидеть в тишине, для этого отведено место для   уединения.   Если ребёнку грустно, одиноко, то он имеет возможность выразить своё настроение на листе бумаги и отдать его герою по имени «Плохоеешка». Обучая детей умению выражать свой гнев в приемлемой для окружающих форме, используются: «Коврик злости», «Мишень злости», «Стаканчик для крика», «Шарики для злости».  Кроме этого в этом центре размещена корзинка с клубочками разноцветных ниток.  Их цель успокоить расшалившихся детей, научить их одному из приёмов саморегуляции.

Для повышения уверенности  детей в своих силах, закрепления  их позитивного поведения используется такой приём, как «Смайлики гордости». В группе имеется специально отведённое место, где дети имеют возможность хранить свои «смайлики», которые они получают за свои маленькие достижения. Вечером, уходя домой, они делятся с родителями своими успехами за день. Тем самым ребята получают возможность рефлексии проведённого дня, а также повышают свою самооценку.

С целью коррекции и развития познавательной сферы совместно с воспитателем организую игры, с использованием оборудования группы.    Так, например,  оборудование «Магазин» позволяет нам решать разные задачи:

  • для развития памяти: на   роль продавца были выбраны дети с низким уровнем слухоречевой  памяти. В роли покупателей выступали дети, которые  покупатели, должны пойти в «магазин» и «купить»… (называется 3-7 слов).  В результате использования данной игры  нам удалось увеличить показатели по слухоречевой памяти;
  • для развития речи и мышления использовали другие условии игры.  В магазин привезли новые игрушки. Покупатель сможет купить игрушку в том случае если хорошо, подробно его опишет (сам предмет не называется);  
  • для закрепления умения соотносить цифру с количеством были предложены условия, при которых товар был отдан, за равное количество игрушечных рублей, которые дети могли получить в банке.

В зале для занятий физкультурой используем упражнения  из образовательной кинезиологии. Так совместно с инструктором по физической культуре составили комплекс упражнений состоящих из перекрёстных движений, который используется ежедневно на утренней зарядке. Перекрёстные движения способствуют сбалансированной активизации нервов мозолистого тела,  улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, помогают восстановлению речевых функций.

В помещении группы, на полу совместно с воспитателями разместили перекрёстные следы.

Активно применяются  методы и средства рисования песком, с этой целью в ДОУ создана комната для игр с песком. Дети с удовольствием посещают это помещение. Занятия в нём  носят комплексный характер, одно занятие в песочной комнате может решать задачи развития  как  эмоциональной, так и   познавательной сферы.  Большой популярностью среди детей пользуются:  сенсорные игры («Ныряние», «Отпечатки», «Дождик»), песочные карандаши и  игра «Выдувашки». Рисование песком эффективно развивает мышление, воображение, мелкую моторику рук, зрительно-пространственную ориентировку и речь, а также позволяет гармонизировать психоэмоциональное состояние детей.

В комнате для занятий с детьми  «Развивай-ка»  имеются  различные дидактические пособия и игры для развития познавательных процессов, которые находятся в свободном доступе для детей. Придя в эту комнату,  ребёнок может по желанию выбрать ту игру, которая для него в данный момент представляет наибольший интерес. Кроме этого, в этой комнате  размещён сухой бассейн, игры в котором позволяют   снять  напряжение, усталость, расслабить  мышцы,  способствуют развитию психических процессов, мелкой моторики рук, стимуляции всех видов анализаторов. Подвесной модуль с фиброоптическим волокном «Тучка» используется для релаксации, развития тактильных ощущений и моторики.  

Для закрепления навыков счёта и развития речи используются  в работе лестничные пролёты, которые оформлены с использованием цифр и изображений диких и домашних животных.  Поднимаясь по лестницам, останавливаемся с детьми, считаем животных, заостряя внимание на их разновидности.

Таким образом, при организации   комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья задействуется вся микро- и макросреда ДОУ, что оказывает положительный эффект на всю коррекционно-развивающую деятельность.

Список используемой литературы:

  1. Зеленцова-Пешкова Н.В. Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015
  2. Колганова В.С. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2ч. Ч 1/ Валентина Колганова, Елена Пивоварова, Сергей Колганов, Ирина Фридрих.- М.: АЙРИС –пресс, 2016
  3. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста: Методическое пособие /Под ред. И.В. Петровой.- М.: ТЦ Сфера, 2012