КОНТЕКСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ СМИ КАК СПОСОБ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ

Папанова Ольга Анатольена

В статье рассматривается понятие "социальное познание", а так же особенности работы когнитивных функций у молодежи в условиях современных информационных потоков, реализуемых через СМИ. Описаны результаты исследования восприятия молодежью СМИ при помощи психосемантического анализа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_smi_v_razvitii_molodezhi.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

КОНТЕКСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ СМИ КАК СПОСОБ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ

Социальное познание - это познание социального мира «обыденным» человеком, познание им повседневной реальности своей собственной жизни. Ориентация в окружающем мире всегда была потребностью человека, но она резко возрастает в новой ситуации: ориентироваться сложном мире, можно только умея адекватно интерпретировать наблюдаемые факты; без такой интерпретации легко потерять смысл как происходящего, так и своего собственного места в нем. Бурный темп социальных изменений, развитие средств массовой информации требуют от человека не только большей адаптации к социуму, но и умения «совладать» с новой ситуацией, то есть оптимизировать деятельность в ней, следовательно, лучше понять, как соотносятся наши знания о мире с изменениями в нем.

С конца 20-го столетия в социально-психологической литературе стала заявлять о себе особая область, которая обозначила себя как «психология социального познания». Познавательная активность состоит в конструировании из простых идей сложных и в рефлексии над этим процессом.

Что же понимается под «социальным познанием» в отличие от вообще «познания», с одной стороны, и от «социального восприятия», с другой: во-первых, признается факт социального происхождения этого познания, в том смысле, что оно возникает и поддерживается социальным взаимодействием, решающую роль в котором играет коммуникация; во-вторых, социальное познание имеет дело с социальными объектами, круг которых значительно расширен (по сравнению с перечнем объектов социального восприятия) и должен быть обсужден специально; в-третьих, социальное познание социально разделено, т.е. его результаты являются общими для членов общества или группы, «разделяются» ими, в противном случае никакие взаимодействия людей были бы невозможны [1].

C самых первых этапов социализации кто-то «другой» представляет человеку окружающий его мир, следовательно, уже ребенок начинает воспринимать мир в некоторой заданной рамке. В этом смысле человек не просто «фотографирует» мир, но конструирует его. Под «конструированием» понимается приведение в систему информации о мире, организация этой информации в связные структуры, с целью постижения ее смысла. Именно это и позволяет построить «картину» объективной реальности, важность которой едва ли не значимее для человека, чем реальность объективная.

Важный фактор, детерминирующий когнитивную работу с информацией - социальные ценности. По сравнению с теми искажениями информации, которые связаны с индивидуальными психологическими особенностями познающего, «субъективность» оценок под влиянием социальных ценностей значительно больше. Индивид неизбежно «смотрит» на социальный мир через призму определенной системы ценностей. Они могут быть разного уровня: глобальные (добро, красота, свобода и прочее) или приближенные к обыденной жизни (хорошая семья, благополучие, дети и пр.). Пока они неизменны, новая информация отбирается так, чтобы «подтвердить» структуру ценностно-нагруженных категорий.

Ещё один блок проблем в названной области - анализ «продуктов» социального познания, иными словами, описание элементов социального мира, как они предстают перед глазами познающего субъекта. Спектр этих элементов весьма широк: образ-Я, образ Другого, образ Группы (Организации), образ Времени, образ Среды, образы других, не столь поддающихся определению социальных явлений и, наконец, образ Общества.

Предложенная палитра проблем психологии социального познания была бы не завершенной без выяснения роли социальных институтов в  построении образа социального мира. Семья и школа, средства массовой информации и церковь на протяжении всего процесса социализации «организуют» формы и способы постижения человеком социального пространства [2].

СМИ сегодня дают возможность передавать большой объем информации на большие расстояния и за короткий промежуток времени. Так же существуют колоссальные возможности в отношении охвата аудитории – от отдельного человека до больших социальных групп. Поэтому так велика роль влияния СМИ на массы, в которой информация определенной заряженности может вызвать эффекты эмоционального заражения и реверберации эмоциональной реакции. С этой позиции мы может рассматривать СМИ как канал через который формируется массовое сознание. Как раз через этот канал и осуществляется переход от социального познания индивида к социальному познанию группы в целом. Ведь СМИ практически не знаю границ действия (демографических, социальных, политических).

Еще а 20-е годы прошлого века была сформулирована концепция средств массовой информации, которая затем получила более четкое воплощение в теории Г. Лассуэла – так называемой «пятичленной формуле». В ней перечислены 5 элементов, входящих в процесс коммуникации СМИ: коммуникатор, сообщение, аудитория, канал, эффективность. Одна из особенностей информации в СМИ – она организованная. То есть человек получает не саму первичную информацию в чистом виде, а информацию как результат интерпретации фактов.

Вторая особенность СМИ в том, что они обеспечивают не только информирование, но и служат средством массовой коммуникации. Только в этом варианте коммуникации теряется эффект обратной связи в его привычном понимании. Своеобразие заключается в том, что обратная связь носит отсроченный характер. Развитие индивида, его социализация и формирование образа мира происходит через «вычерпывание» и «кристаллизацию» информации в СМИ, ее обсуждение с другими людьми, знакомством с мнением других людей по поводу информации и сравнением этого мнения со своим собственным.

Еще одна особенность СМИ заключается в том, что подача информации через эти каналы в большей степени подчиняется нормам общения, чем даже это бывает при обычном межличностном общении. С этих позиций как раз остро выступает роль СМИ в распространении культурных ценностей и обеспечении интеллектуализации общества.

Для того, чтобы получить данные о том, как молодежь воспринимает СМИ и как видит их роль в обществе и своей жизни в частности, нами было проведено социально-психологическое исследование. Мы остановили свой выбор преимущественно на методиках, широко применяемых в психолингвистике и психосемантике [5].

В нашем случае это тест «Завершение предложений», чрезвычайно распространенная ассоциативная методика. Применение теста «Завершение предложений» как инструмента специалистов, которые имеют дело с проблемами молодежи и хотят познакомиться поближе с их потребностями, внутренними конфликтами, фантазиями, чувствами, отношениями, стремлениями и адаптационными проблемами, давно получило широкое признание [4].

Для исследования восприятия молодежью СМИ нами был выбран вариант теста "Завершение предложений", представляющий собой одно предложение, которое необходимо дополнить различными фразами. При формулировании основной части предложения мы ориентировались на следующие критерии:

1) наиболее удачная интеграция ключевого слова-стимула в основную часть предложения;

2) ответ должен контролироваться как можно меньше первоначальной фразой, чтобы субъект имел свободу выражения;

3) общее время, выделяемое на тест, не должно превышать оптимально короткий период для обеспечения спонтанности ответов.

Критерии анализа полученных результатов.

  1. Частота и редкость ответов, относящихся к данной содержательной области.
  2. Исправления и упущения.
  3. Эмоциональная насыщенность языка ответов.

При помощи данных критериев производится количественный и качественный анализ полученных результатов.

Выборка респондентов была сформирована случайным образом посетителей крупного торгово-развлекательного центра в возрастном диапазоне от 17 до 25 лет. Им предлагалось закончить фразу «СМИ сегодня (в наше время) – это …». В итоге все ответы испытуемых были сгруппированы  в 5 смысловых категорий. Далее мы проранжировали категории в зависимости от вклада этой категории в общую сумму всех ответов. Ведущей стала категория «Источник информации», набравшая 40% от общего числа перечисленных характеристик СМИ. На втором месте была категория «Освещение событий» - 30 % характеристик. Почти 1/10 часть респондентов ассоциирует СМИ с такой характеристикой как «Референтность» (популярность СМИ в обществе, их значимая роль). Примерно такой же вес имеет и категория «Общественное мнение» («СМИ позволяет нам видеть мнения других людей и анализировать их»).

При подсчете количества ассоциаций нами был вычислен не только суммарный показатель ассоциаций в каждой из категорий, но и отдельно фиксировались утверждения с положительной и отрицательной эмоциональной окраской. Все выше перечисленные категории включали утверждения, говорящие о том, что молодежь положительно воспринимает СМИ. Однако, 10% из общего числа ассоциаций несли отрицательный эмоциональный заряд, и были объединен нами в категорию «Серый пиар» («размытые сведения», «информацию подают так, как надо, а не так, как есть»). Превосходство ассоциаций с положительной эмоциональной окраской говорит о том, что в целом отношение к СМИ доверительное и позитивное, то есть молодежь слушает и прислушивается. Но в этом есть и опасность! И великая моральная ответственность лежит на тех, кто сегодня «делает новости». В эпоху нестабильности и социальных изменений государству как нельзя больше нужны сильные личности, интеллигентные и умные молодые люди. Воспитать такие личности, которые могут сделать правильный выбор поведения в ситуациях резких социально-политических изменений, могут только те, кто сами живут, мыслят и действуют в координатах общечеловеческих ценностей, свободны от стереотипов и ответственны за каждое свое Слово.

Литертура

  1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. – М., 2005.
  2. Брунер Дж. Психология познания. – М., 2007.
  3. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М.: Смысл, 1999.
  4. Найссер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии. – М.: Прогресс, 1981.
  5. Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира. // Вестник МГУ. – Серия 14. – Психология. – 1981. - №2. – С.15-22.