Консультирование для родителей с элементами психотренинга «Психопрофилактика детских страхов, сохранение психического здоровья дошкольников посредством методов арт-терапии»

Дубинская Елена Владимировна
Актуальность. Анализ работы психологов с дошкольниками, анкетирование педагогов ДОУ, консультативная деятельность с родителями показывают, что в последнее время уровень тревожности, наличие детских страхов у дошкольников достаточно высокий. Это объясняется тем, что дети проводят много времени за просмотром взрослых фильмов, мультиков, компьютерными играми которые имеют агрессивную направленность, а также пропагандируют устрашение, насилие, порабощение слабых, главенство отрицательных героев над положительными. Вследствие всего вышеизложенного у дошколят возникают необъяснимые страхи. Арт-терапия является одним их относительно новых методов в работе с дошкольниками в современной системе образования, который находится на стыке нескольких междисциплинарных наук: психологии, медицины, педагогики. Термин введен Адрианом Хиллом в 1938 году. Данный метод является эффективной психопрофилактикой детских травм, страхов, плаксивости. Представляет собой панацею от повышенной детской тревожности. В результате у ребёнка стабилизируется психоэмоциональное состояние. Уходит напряжение. Дошкольник избавляется от негативных эмоций и получает позитивные, радуется. Также посредством методов арт-терапии развиваются познавательные процессы (мышление, память), творческие способности (воображение, фантазия). Развивается мелкая моторика рук, совершенствуется речь. Цель: Повышение психолого-педагогической компетентности родителей; рассказать родителям о том, как с помощью методов арт-терапии можно развивать познавательные процессы и эмоционально-волевую сферу, а также творческие способности у детей дошкольного возраста; научить психопрофилактической деятельности с детскими страхами в домашних условиях посредством методов арт-терапии; обучить арт-терапевтическим методам и приемам развивающей работы дома с дошкольниками; помочь родителям больше узнать своего ребенка, лучше понимать его; научить методам оказания первой психологической помощи в домашних условиях с помощью изо-деятельности, игры, сказкотерапии. Побудить родителей к сотрудничеству с ДОУ, с целью разрешения здоровьесберегающих задач в работе с дошкольниками. Задачи: улучшить психологический климат в семье, в межличностных взаимоотношениях, стили общения родителей и детей. Побуждать к тому, что общение с ребёнком является задачей взрослого и инициатива должна идти от родителя. Донести до родителей информацию о том, что познавательные процессы (такие как: речь, память, мышление, воображение, внимание, восприятие) и творческие способности у детей дошкольного возраста можно развивать через эмоционально-волевую сферу дошкольника посредством современного метода практической психологии, широко популярного в дошкольном образовании и применяемого в педагогики – арт-терапии. Побудить к психопрофилактике возникновения детских страхов, а не борьбе с ними (рекомендации по предупреждению и преодолению детских страхов, тревожности).

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Психопрофилактика детских страхов, сохранение психического здоровья дошкольников посредством методов арт-терапии»

Актуальность. Анализ работы психологов с дошкольниками, анкетирование педагогов ДОУ, консультативная деятельность с родителями показывают, что в последнее время уровень тревожности, наличие детских страхов у дошкольников достаточно высокий. Это объясняется тем, что дети проводят много времени за просмотром взрослых фильмов, мультиков, компьютерными играми которые имеют агрессивную направленность, а также пропагандируют устрашение, насилие, порабощение слабых, главенство отрицательных героев над положительными. Вследствие всего вышеизложенного у дошколят возникают необъяснимые страхи.

Арт-терапия является одним их относительно новых методов в работе с дошкольниками в современной системе образования, который находится на стыке нескольких междисциплинарных наук: психологии, медицины, педагогики. Термин введен Адрианом Хиллом в 1938 году [5][6].

Данный метод является эффективной психопрофилактикой детских травм, страхов, плаксивости. Представляет собой панацею от повышенной детской тревожности. В результате у ребёнка стабилизируется психоэмоциональное состояние. Уходит напряжение. Дошкольник избавляется от негативных эмоций и получает позитивные, радуется.

Также посредством методов арт-терапии развиваются познавательные процессы (мышление, память), творческие способности (воображение, фантазия). Развивается мелкая моторика рук, совершенствуется речь [1][2][3][5][6].

Вид занятия: консультирование с элементами психотренинга.

Тема: «Психопрофилактика детских страхов, сохранение психического здоровья дошкольников посредством методов арт-терапии».

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей; рассказать родителям о том, как с помощью методов арт-терапии можно развивать познавательные процессы и эмоционально-волевую сферу, а также творческие способности у детей дошкольного возраста; научить психопрофилактической деятельности с детскими страхами в домашних условиях посредством методов арт-терапии; обучить арт-терапевтическим методам и приемам развивающей работы дома с дошкольниками; помочь родителям больше узнать своего ребенка, лучше понимать его; научить методам оказания первой психологической помощи в домашних условиях с помощью изо-деятельности, игры, сказкотерапии.

Побудить родителей к сотрудничеству с ДОУ, с целью разрешения здоровьесберегающих задач в работе с дошкольниками.

Задачи: улучшить психологический климат в семье, в межличностных взаимоотношениях, стили общения родителей и детей. Побуждать к тому, что общение с ребёнком является задачей взрослого и инициатива должна идти от родителя. Донести до родителей информацию о том, что познавательные процессы (такие как: речь, память, мышление, воображение, внимание, восприятие) и творческие способности у детей дошкольного возраста можно развивать через эмоционально-волевую сферу дошкольника посредством современного метода практической психологии, широко популярного в дошкольном образовании и применяемого в педагогики – арт-терапии. Побудить к психопрофилактике возникновения детских страхов, а не борьбе с ними (рекомендации по предупреждению и преодолению детских страхов, тревожности).

Группа: родители.

Время проведения: 1 час 15 мин.-1час 30 мин.

Оснащение: пастельные мелки, карандаши, бумага А-4, песочек, клей-карандаш, сюжетные картинки для сказкотерапии, воздушные шарики, наклейки для сюрпризного момента, мешочек или коробочка для шариков и наклеек, «Памятка афоризмов» в Приложении № 1.

Ход проведения:

  1. Упражнение «Давайте, познакомимся!»

Цель: презентация себя.

Каждый участник семинара представляет свое имя – называет его и придумывает 2-3 (эпитета) значения своего имени, которые начинаются на первую букву имени (например, Татьяна – трудолюбивая, таинственная, томная), либо я предлагаю, рассказать в стихотворной форме о значении своего имени, или о себе (например: «О, прекрасная Елена в плен сердца берешь мгновенно, зажигаешь всех огнем, факел в имени твоем!» … и. т. д.).

  1. Вступительное слово психолога. Беседа о психическом здоровье ребёнка.

Цель: донести значимость методов арт-терапии в работе с дошкольниками. Осветить основные аспекты и критерии психического здоровья личности.  Осветить причины возникновения и виды детских страхов. Рассказать о том, какие техники и приёмы сохранения и укрепления психического здоровья ребёнка можно применять в домашних условиях.

Вначале занятия можно показать родителям песочный поднос, если таковой имеется. У нас в ДОУ была разработана песочная-терапия стилизованная под Сафари. А также поднос «Арктика» с льдинками, который используется как один из методов арт-терапии в работе с дошколятами. То есть ознакомить непосредственно с приемами и техниками работы, которые осуществляются в работе психолога с воспитанниками.

Педагог-психолог: «Причины возникновения детских страхов, тревожности. Страх берет свое начало в детстве и затем он может пробираться в будущее человека и терроризировать его всю жизнь.

Виды детских страхов. Страхи делятся на такие виды:

- навеянные, которые возникают под влиянием взрослого. Отмечу, что проводила как-то с родителями психологический эксперимент. В начале семинара, попросила нарисовать свои страхи и отложить листочек до конца занятия. Затем обсудив тему страхов, то чего боятся дети, я предложила открыть рисунок и ответить на вопрос: «Ваш ребёнок боится того же, что и вы?» и большинство ответов совпали!

- личностно-обусловленные возникают из-за неудовлетворения жизненно-важных потребностей ребенка, от которых зависит полноценное развитие личности, другими словами из-за депривации. Сюда можно отнести страх темноты, остаться одному, без взрослых дома, страз заболеть, страх разлуки, мысли о своей неполноценности, недостатках, неуверенность в любви родителей к себе;

- ситуативные, которые возникли из-за стрессовых событий в жизни ребёнка (молния, землетрясение, военные действия, поведение пьяных родителей, мультфильмы, сказки, похорона).

Одним из новых методов современной практической психологии является метод сказкотерапии.

Сказкотерапия – это направление арт-терапии, который решает целый  ряд задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения. Данный метод, используют для развития творческих способностей ребёнка, как психопрофилактику детских страхов и преодоление их, расширения сознания, улучшения отношений с окружающим миром.

Одним словом, сказкотерапия – это лечение сказками.

Метод «песочной терапии» относится к одному из методов арт-терапии, который относительно недавно получил развитие и применении в педагогике, однако психологи, педагоги отмечают мощную положительную динамику в процессе воспитания, развития, обучения и становления личности дошкольника. Данный метод представляет собой панацею от повышенной детской тревожности, агрессии, гиперактивности. Является психопрофилактикой детских травм, страхов, плаксивости.

В процессе арт-терапевтических методов стабилизируется психоэмоциональное состояние дошкольников. Уходит напряжение. Ребенок избавляется от негативных эмоций и получает позитивные, радуется.        

Также развиваются познавательные процессы (мышление, память), творческие способности (воображение, фантазия). Развивается мелкая моторика рук, следовательно совершенствуется речь [1][2[5][6].

  1. Упражнение «Закончи фразу».

Цель: повысить психолого-эмоциональный тонус группы; сплочение участников семинара-практикума; активизировать способность к самоанализу; развивать умение самопрезентации и умение «похвалить себя и свою семью»; повысить самооценку участников семинара.

Психолог предлагает участникам семинара закончить следующие фразы:

- Я горжусь своей семьей, потому что…

- Не хочу хвастаться, но когда я общаюсь со своим ребёнком…

- Три слова, которые я хотел бы услышать о своей семье…

- Три слова, которые я хотел бы услышать о своем ребенке…

- Три слова, которые я хотел бы услышать о себе…

        Далее психолог предлагает обсудить чувства участников, что они чувствовали когда рассказывали о своей семье, о своем ребенке, о себе. Тяжело ли хвалить? Если да, то почему? Как вы считаете, ваше мнение о себе, о вашем ребенке влияет на его самооценку? И.т.д. Прорабатываем «острые» ситуации.

  1. Сказкотерапия «Сказка по кругу».

Цель: развивать творческое мышление, воображение; научить родителей приемам сказкотерапии для работы с дошкольниками.

Участники сидят в кругу. По желанию один из участников первым начинает рассказывать сказку, если возникают затруднения психолог помогает. Дальше по кругу каждый дополняет сюжет. Последний участник должен придумать обязательно позитивное завершение сказки.

Также можно сочинять с помощью рисунка по кругу, дорисовывая сюжет.

Участники семинара вначале затруднялись с составлением сюжета, и тогда психолог помогает придумать начало сказки.

Также мною было предложена еще одна игра, с помощью метода сказкотерапии, которая имеет более облегченный вариант, так как мы используем наглядность, что хорошо развивает также образное мышление у дошкольников. Описание ниже.

  1. Сказкотеарпия «Сочиняем с помощью карточек».

Цель:развитие воображения, фантазии, творческого и образного мышления, креативности.

Психолог раздаёт карточки участникам и объясняет, что сейчас мы будем сочинять сказку по кругу, с помощью картинок. Сохраняя последовательность сюжета, а не каждый придумывает только по своей картинке, то есть мы продолжаем развивать сюжет, и самое главное концовка всегда должна быть положительной. Данный метод можно отлично применять и использовать дома в игре с ребёнком, предложив ему сочинить сказку в месте с вами. Карточки использованы из источника[2;стр.7].

  1. Упражнение «Смени настроение сказочному герою».

Цель: психопрофилактика борьбы со страхами и негативными эмоциями; обучить родителей методу арт-терапии, который можно использовать в домашних условиях с ребёнком.

Психолог предлагает нарисовать участникам злого сказочного персонажа, либо любого другого страшного героя. Потом нужно рисунок дорисовать и превратить злого героя в доброго, более приятного и симпатичного. Затем каждый презентует свою работу. Обговариваем процесс творения, ощущения от проделанной работы, чувства которые возникали во время игры. Психолог объясняет, что данный метод можно проводить с детьми в домашних условиях, предложив ребёнку порисовать.

  1. Упражнение «Песочная терапия».

Цель: обучить родителей приемам песочной терапии, которые применимы в домашних условиях; развивать творческое мышление, воображение; развивать мелкую моторику рук и тактильную чувствительность; помочь участникам проявить вербальную и невербальную активность.

Психолог предлагает участникам нарисовать рисунок с помощью одного из методов песочной терапии. Техника исполнения: рисунок на бумаге делают клеем, который практически не видимый. После того, как рисунок готов, его присыпают песочком. После чего участники презентуют свои работы, обсуждаем чувства, эмоции, которые возникали во время работы.

Данную методику можно использовать в работе с дошколятами дома.

Родителям очень понравилась техника песочной терапии.

Участники семинара проявили творческие способности и креативный способ мышления.

Мною было предложено дома также использовать вместо песочка, крупы, манку и.т.д.

Со стороны участников посыпались следующие идеи, что можно использовать кофе, мак и.т.д. Одним словом, что есть на кухне, то и используем…

  1. Рисунок семьи.

Цель: помочь участникам определить символическое место каждого члена своей семьи; обучить навыкам арт-терапии в работе с дошкольником в домашних условиях.

Обсуждение. Психолог объясняет, что родители могут оказать ребенку первую помощь в разрешении эмоциональных проблем, например, предложив порисовать, при этом обращая внимание на детали. Например, если ребёнок рисует грустное солнышко, предложить дорисовать улыбку. Или девочку, которая заболела, предложить подарить ей символично здоровье – шарик, или цветочек и.т.д.

  1. Релаксация. Музыкотерапия, с элементами ароматерапии (свечи ароматизированные).

Цель: снятие психоэмоционального напряжения;

  1. Упражнение «Мечты сбываются» (авторская модификация).

Цель: создание положительного фона настроения.

Психолог предлагает каждому участнику с закрытыми глазами вытянуть шарик из «волшебного мешочка», причем желательно чтобы они все были разных цветов. Это будет как индикатор настроения участника.

Затем мысленно нужно представить свою мечту, загадать желание и надуть шарик, отдавая ему свою мечту.

Потом психолог предлагает нарисовать свою мечту на воздушном шарике, и подарить своим детям.

  1. Рефлексия всего занятия «Упражнение телеграмма».

Цель: подведение итогов работы, что узнали, была ли полезна информация.

Каждому участнику семинара предлагается написать коротенькую телеграмму про семинар и его значение (что было важным? Чему научились? Что понравилось? Что осталось не совсем понятным? И.т.д.).

  1. Упражнение «Ладошка».

Цель: сохранение психологического комфорта.

Каждый участник получает лист бумаги А-4, на котором рисует свою ладошку (обводит контур ладошки) и подписывает ее в центре. На пальцах пишет местоимение «Ты». После этого участники по кругу передают свои ладошки, где по очереди пишут комплименты своим коллегам. Один участник пишет один комплимент. Когда все пять пальцев заполняются комплиментами, ладошки возвращаются хозяевам.

Авторская модификация.

С детьми можно проводить данную игру, без подписи комплиментов, просто предложив нарисовать ладошку и оживить каждый пальчик, нарисовать личико друга, как ты видишь своих друзей. Затем презентовать работы в кругу и дать возможность каждому ребёночку рассказать кого он изобразил.

  1. Сюрпризный момент (авторская методика).

Цель: завершение занятия на позитивной ноте.

Каждый участник семинара достает из «волшебного мешочка» символическое послание дня (наклейка), это может быть бабочка-легкость, божья коровка-счастье, бантик-сюрприз и.т.д. И каждый дает свою интерпретацию своему выбор, что это послание — значит именно для него.

  1. Памятки афоризмов.

Каждый участник семинара получает «Памятку афоризмов».

Выводы.

Рекомендации родителям: что делать, если ребенок боится:

1.        Нельзя оставлять без внимания жалобы малыша, следует относиться к ним с пониманием, каким бы беспочвенным не казался его страх.

2.        Следует поговорить с ребёнком о его страхах.

3.        Попробовать переубедить ребенка. Можно поделиться с ребёнком своим опытом, рассказать о том, чего вы боялись в детстве и почему. А потом обязательно рассказать, как вы перестали бояться.

4.        Сочинить вместе с ребенком сказку или рассказ на тему его страха. Конец истории должен быть обязательно положительный, где герой побеждает страх.

5.        Предложите малышу нарисовать свой страх. Самый распространенный и действенный метод борьбы с ним. После того как ребенок нарисует, следует сжечь бумажку с рисунком, либо порвать на мелкие кусочки, и обязательно объяснить малышу, что страха больше не существует, что вы его сожгли, и он больше никогда не побеспокоит его. Пепел от сожженной бумажки нужно развеять. Делать все это необходимо вместе с ребёнком, не забывая все время хвалить его, говорить, какой он смелый и большой, какой молодец, что смог победить страх.

6.        Использовать игру или инсценировки. Это лучше делать в группе детей. Родители могут закрепить достигнутые результаты дома, повторив задание вместе с ребенком. Но не стоит заставлять детей, это может спровоцировать еще больший страх.

7.        Организовать общение ребенка со сверстниками, у которых тоже есть страхи. Малыш будет ощущать моральную поддержку, новые знакомства помогут ему отвлечься от своих мыслей.

8.        Все виды коррекции посредством методов арт-терапии можно и желательно применять в комплексе:

- рисование;

- кукольный, настольный театр;

- игровая терапия;

- телесная терапия;

- музыкотерапия;

- психологические игры;

- физические упражнения, релаксационные этюды;

- ароматерапия;

- чтение художественной литературы.

Успехов!!!

Приложение № 1

Памятка афоризмов

Кто умеет владеть собой, тот может руководить людьми.

У кого всё есть, тот ничем не наслаждается.

Самый лучший способ подбодрить себя – это подбодрить кого-то.

Смех – это солнце, оно прогоняет зиму з человеческого лица.

Если не бегаешь, пока здоровый, придётся побегать, когда заболеешь.

Если вы хотите, чтобы жизнь вам улыбалась, подарите ей своё хорошее настроение.

Музыка – это тоже психотерапия.

Обговаривайте с близкими людьми свои проблемы!

Источники:

  1. Быстров А.Л., Быстрова Е.С. Восприятие. Развивающие игры – Харьков: ТОРСИНГ ПЛЮС, 2006. – 64 с.
  2. Быстров А.Л., Быстрова Е.С. Воображение. Развивающие игры – Харьков: ТОРСИНГ ПЛЮС, 2008. – 64 с.
  3. Грецов А. Тренинги  развития с подростками: творчество, общение, самопознание. – СПб.: Питер, 2011. – 416 с.: ил.
  4. Интернет – ресурс (музыка для занятия).
  5. Ильина М.В. Развитие вербального воображения.- М.: Прометей; Книголюб, 2003.
  6. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб.: Речь, 2006.

Музыкальное сопровождение занятия (список композиций):

1.        Шум моря, фортепиано и звуки дельфинов, чаек.

2.        Звуки фортепиано и дельфинов.

3.        «Морской прибой, дельфины» (Релаксация «На берегу моря»).

Провела:

Педагог-психолог детского сада филиала ГУП «Медицинский центр» Детский санаторий им. Т.Г. Шевченко                             Е.В.Дубинская