Программа внеурочной деятельности в 5-х классах "Золотые правила нравственности"

КУРМАНОВА Наталья Валентиновна

Программа предназначена для учащихся 5-х классов и построена с учетом особенностей взросления. Практический материал для занятий с детьми позволяет не только усваивать обобщенные знания (нормы, правила), но и учиться видеть их проявление в жизни, давать оценку реальному поведению людей, взрослея, замечать усложнение жизненных ситуаций и способов их разрешения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №43 г. Тюмени

          Рассмотрено

          руководитель МС

         

           МАОУ СОШ№43 города Тюмени

            ______Т.В. Заялтдинова

           Протокол №1 от 25.08.2015 г.

           Согласовано

           заместитель директора

           по УВР

           МАОУ СОШ №43 города Тюмени

           __________ Г.В. Джатиева

           25.08.2015г.

            Утверждаю

            директор

            МАОУ СОШ №43 города Тюмени

             ___________ Т.А.Диянова

             28.08.2015 г.

Рабочая программа

по   внеурочной деятельности для  5  классов

                                                                      Направление:  духовно-нравственное  

                                                                      Наименование программы: « Золотые правила нравственности»

 

 

Педагог-психолог Курманова Наталья Валентиновна

 первая квалификационная категория

 

2015 – 2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Приоритетным направлением  образования является- реализация развивающего потенциала общего среднего образования. Актуальной задачей образования становится – обеспечение развития универсальных учебных действия, как психологическая составляющая часть образования. Такой подход позволит психологам и педагогам осуществлять в процессе своей деятельности обучение, ориентирование на развитие учащихся, учет их особенностей и всесторонне раскрытие их личностного и интеллектуального потенциала. 

Программа внеурочной деятельности «Золотые правила нравственности» строится  на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

  С целью эффективного введения и реализации стандартов нового поколения в  МАОУ СОШ № 43 г.Тюмени  в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции УМК «Школа России» и опыта реализации воспитательной работы в соответствии с программой развития воспитательной системы школы годы разработана программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся. 

О ценностном, содержательном единстве урочной и внеурочной деятельности, о необходимости реализации воспитательного потенциала современных учебных программ как в рамках классно-урочной системы, так и во внеурочное время отмечалось неоднократно (например, письмо Минобразования России от 2 апреля 2002г. №13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении»).

В настоящее время эта идея получила нормативное закрепление в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования: организация образовательной деятельности обучающихся на уроке и создание соответствующего пространства реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время должно обеспечить достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Реализация внеурочной деятельности становится новым ресурсом и для реализации требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". В частности, ФГОС НОО позволяет при составлении расписания уроков не только чередовать в течение дня и недели для обучающихся I ступени основные предметы с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физкультуры (как того требует вышеупомянутый СанПиН), но и чередовать учебную и внеурочную деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Программа предназначена для учащихся 5-х классов и построена с учетом особенностей взросления. Практический материал для занятий с детьми позволяет не только усваивать обобщенные знания (нормы, правила), но и учиться видеть их проявление в жизни, давать оценку реальному поведению людей, взрослея, замечать усложнение жизненных ситуаций и способов их разрешения.

Систематическая, целенаправленная работа по реализации данной программы «Золотые правила нравственности» с использованием активных видов деятельности и форм занятий поможет воспитать человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу внутреннего влечения к добру.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

    ЦЕЛЬЮ внеурочной деятельности по развитию духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся является развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России. Воспитание грамотной, активной личности, ориентированной на духовное и нравственное развитие, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны. Основным нормативным правовым документом, определяющим  внеурочную деятельность, является федеральный государственный образовательный стандарт.

      ЗАДАЧИ:

  1. Вырабатывать основные этические понятия, нравственные основы мировоззрения, оценочные моральные принципы, представления у обучающихся.
  2. Способствовать усвоению нравственных норм, правил, требований и овладению основами нравственного самовоспитания.
  3. Воспитывать нравственные качества: гражданственность, патриотизм, уважение к правам, свободам и обязанностям человека.
  4. Формировать систему духовно-нравственных ценностей, культуру нравственного поведения.
  5. Освоение  обучающимися  ценностно-нормативного  и деятельностно-практического аспекта отношений человека с человеком, патриота с Родиной, гражданина с правовым государством и гражданским обществом, человека с природой, с искусством и т.д.;
  6. Вовлечение обучающегося в процессы самопознания, самопонимания, содействие обучающимся в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах, ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства, помощь в  личностном самоопределении, проектировании индивидуальных образовательных траекторий и образа будущей профессиональной деятельности, поддержка деятельности обучающегося по саморазвитию;
  7. Овладение обучающимся социальными, регулятивными и коммуникативными компетенциями, обеспечивающими им индивидуальную успешность в общении с окружающими, результативность в социальных практиках, процессе в сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими.  

НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

  • формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере самопознания, самоопределения, самореализации, самосовершенствования (развитие мотивации и способности к духовно-нравственному самосовершенствованию; формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации);
  • формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере здорового образа жизни (осознание обучающимися ценности целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, формирование установки на систематические занятия физической культурой и спортом, готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе осознания собственных возможностей; осознанное отношение обучающихся к выбору индивидуального рациона здорового питания; формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять; овладение современными оздоровительными технологиями, в том числе на основе навыков личной гигиены; профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ, профилактики инфекционных заболеваний; убежденности в выборе здорового образа жизни; формирование устойчивого отрицательного отношения к аддиктивным проявлениям различного рода – наркозависимость, алкоголизм, игромания, табакокурение, интернет-зависимость и др., как факторам ограничивающим свободу личности);
  • формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере отношений к природе (формирование готовности обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения, осознание обучающимися взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности; необходимости следования принципу предосторожности при выборе варианта поведения);
  • формирование мотивационно-ценностных отношений обучающегося в сфере искусства (формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие способности к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; развитие потребности в общении с художественными произведениями, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
  • освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;
  • формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка труда;
  • формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
  • формирование экологической культуры,
  • формирование антикоррупционного сознания.

СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬСТИ И ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ

- создание условий для успешной адаптации учащихся 5 классов к новым условиям обучения в средней школе – классные часы, кружки, круглые столы;

- формирование во внеурочной деятельности «Ситуаций образцов» проявления  уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, диалога и достижения взаимопонимания с другими людьми - тренинги;

- информационное и коммуникативное обеспечение рефлексии обучающихся межличностных отношений с окружающими- работа в малых группах, тренинги, психологические игры;

- формирование у обучающихся позитивного опыта взаимодействия с окружающими, общения с  представителями различных культур, достижения взаимопонимания в процессе диалога и ведения переговоров – доверительные беседы.

- формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Первый этап – диагностический, адаптационный. Включает в себя психологические тесты, игры и проективные методики, позволяющие исследовать личностные особенности учащихся и эмоциональное состояние каждого ребенка, создание ситуации безопасности.

Второй этап – информационно-практический. Включает в себя психологические занятия  для пятиклассников, родительские собрания, семинар для педагогов, индивидуальные и групповые консультации для всех участников образовательного процесса.

Третий этап – итоговый. Включает в себя подведение итогов реализации программы, которое проходит на основе сравнительного анализа диагностических данных. Планирование дальнейших мероприятий.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

        Результатами реализации программы «Золотые правила нравственности будут:

-формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью;

-формирование установки на здоровый образ жизни;

-использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

-повышение уровня информирования о негативных социальных явлениях, факторов риска здоровью (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

-усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения;

-наличие навыков решения жизненных проблем, поиска, восприятия и оказания социальной поддержки в сложных жизненных

-ценностное отношение к Родине, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, традициям,

старшему поколению;

-опыт социальной и межкультурной коммуникации;

-представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений с людьми, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

-нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми правилами

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Педагогические средства и формы:

  • наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации различных  поступков;
  • просмотр кинофильмов, мультфильмов, презентаций, аудиофайлов, фрагментов кинофильмов, чтение художественных произведений,  былин, притч;
  • участие в творческих конкурсах, инсценировках, игровых программах, в реализации культурно - досуговых программ;
  • участие в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным, семейным праздникам; участие в выставках семейного художественного творчества, музыкальных вечерах;
  • экскурсии, прогулки по микрорайону, виртуальные путешествия по родному краю;
  • участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства, трудовые и экологические акции, высадка растений, создание цветочных клумб;
  • знакомство с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни;
  • посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, музейных экспозиций;
  • доверительные профилактические беседы, дискуссии об асоциальных явлениях (ПАВ, курение, наркомания);
  • обмен информацией о семейных ценностях и традициях;
  • изучение личностных качеств, развитие коммуникативных навыков;
  • презентации учебных и творческих достижений обучающихся.

Материально-техническая база.

           На базе образовательного учреждения имеются необходимые материально-технические ресурсы: кабинет педагога-психолога укомплектован коррекционно-развивающим комплексом Пертра, Бос-здоровьем, мультимедийное оборудование, библиотека, открытый доступ к ресурсам сети Internet, ученический кабинет, музыкальный центр, принтер и т.д.

Состав участников:

           Программа курса ориентирована на учащихся 5-х классов. Оптимальный состав группы – 20-25 человек.

Сроки и место реализации программы.

           Программа реализуется в рамках Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени среднего образования в МАОУ СОШ № 43 города Тюмени и рассчитана на 33 занятия в год.


ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

             Программа предназначена для учащихся  5-х классов, включает в себя 6 разделов и построена с учетом возрастных  особенностей пятиклассников:

  1. «Диагностика»

-        изучение личностных, индивидуальных психологических особенностей         пятиклассников;

-         социометрическое исследование, изучение социальной позиции  

          каждого         учащегося,

  1. «Социальные нормы и правила, адаптация»

-          усвоение нравственных норм, правил, требований;

-         формирование устойчивых положительных привычек, основ культуры

-          общения и поведения, построения межличностных отношений;

  1.  «Профилактика»
  • профилактика вредных привычек;
  • профилактика кризисных состояний;
  • профилактика интолерантного взаимодействия в классе;
  • профилактика несправедливого и жестокого отношения к детям;

-         овладение основами нравственного самовоспитания;

  1. «Позитивное мышление»
  • воспитание трудолюбия, ответственного отношения к учению и труду;
  • формирование потребности в выполнении поручений, обязанностей,         посильной помощи;

-          выработка основных этических понятий и норм речевого поведения;

  • формирование культуры,  нравственного поведения, патриотизма;
  • формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и         привитие    навыков ответственного отношения к нему;
  • раскрытие нравственной стороны познания окружающего мира, его         богатства, красоты и разнообразия;
  • воспитание чувства ответственности по отношению к природе, к  

          людям,  понимание         взаимосвязи живой и неживой природы;

-          формирование ценностного бережного отношения к природе, к людям,    

          к своей   Родины;

  1. «Семейные традиции»
  • формирование ценностного отношения к семье, её традициям;
  • воспитание  почтения и любви к родителям и окружающим;
  • знакомство с историей своей родословной, составление  

         генеалогического         древа;

  • расширение представлений о близких людях, о предках, их вкладе в         прошлое и  настоящее своего края, Отечества;
  • повышение значения семейных, государственных ценностей;
  1. «Коммуникативные навыки общения»

-          формирование  умения свободно общаться в типовых ситуациях                          

            повседневности;

-          развитие коммуникативных способностей, умения говорить, слышать    

            и         слушать  собеседника;

-          выработка оценочных моральных принципов, представлений;

  • воспитание уважения к личности человека, его правам и свободам,                  обязанностям и ответственности;

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2015-2016уч.г.

Раздел

Тема

Вид работы

Цель

Количество часов

1

2

3

4

5

Диагностика

Адаптация, социометрия, личностные качества

Анкетирование, психологические и социологические  игры, направленные на выявление трудностей пятиклассников

изучение личностных, индивидуальных психологических особенностей пятиклассников;

социометрическое исследование, изучение социальной позиции  каждого учащегося; предупреждение школьной дезадаптации учащихся 5 классов к условиям обучения в основной школе изучение личностных качеств, развитие коммуникативных навыков;

презентации учебных и творческих достижений обучающихся.

Динамическое исследование на начальном уровне и по окончании программы.

12

сентябрь-ноябрь, май

Социальные нормы и правила

Социальные ценности: Психологические игры, тренинги: беседы на тему: общение, конфликты, принятие решений, социальный статус, темперамент характер, прощение, Я-концепция, мир чувств, стресс, межличностное понимание

экскурсии, прогулки по микрорайону, виртуальные путешествия по родному краю; просмотр кинофильмов, мультфильмов, презентаций, аудиофайлов, фрагментов кинофильмов, чтение художественных произведений,  былин, притч;

участие в творческих конкурсах, инсценировках, игровых программах, в реализации культурно - досуговых программ;

участие в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным, семейным праздникам; участие в выставках семейного художественного творчества;

экскурсии, прогулки по микрорайону, виртуальные путешествия по родному краю;

усвоение нравственных норм, правил, требований;

формирование устойчивых положительных привычек, основ культуры,

общения и поведения, построения межличностных отношений;

усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения;

наличие навыков решения жизненных проблем, поиска, восприятия и оказания социальной поддержки в сложных жизненных

5 часов

ноябрь-декабрь

Профилактика

Игромания, ПАВ, курение, жестокость, конфликты, кризисные состояния, семейные ценности, толерантность, стресс,

наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации различных  поступков;

просмотр кинофильмов, мультфильмов, презентаций, аудиофайлов, фрагментов кинофильмов, чтение художественных произведений,  былин, притч;

участие в творческих конкурсах, инсценировках, игровых программах, в реализации культурно - досуговых программ;

участие в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным, семейным праздникам; участие в выставках семейного художественного творчества, музыкальных вечерах;

экскурсии, прогулки по микрорайону, виртуальные путешествия по родному краю;

профилактика вредных привычек;

профилактика кризисных состояний;

профилактика интолерантного взаимодействия в классе;

профилактика несправедливого и жестокого отношения к детям;

овладение основами нравственного самовоспитания;

повышение уровня информирования о негативных социальных явлениях, факторов риска здоровью (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

4 часа

январь-февраль

«Позитивное мышление»

Я-Россиянин, 10  правил успеха, сила воли, креативное  воображение, творчество, мир полон талантов, не стоит бояться ошибок, самоорганизация, саморазвитие, здоровый образ жизни, спорт, труд, кодекс чести, эмоциональная стабильность, эмоции и чувства, Я-концепция

знакомство с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни;

посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, музейных экспозиций;

воспитание трудолюбия, ответственного отношения к учению и труду;

формирование потребности в выполнении поручений, обязанностей, посильной помощи;

 выработка основных этических понятий и норм речевого поведения;

формирование культуры,  нравственного поведения, патриотизма;

формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и         привитие    навыков ответственного отношения к нему; раскрытие нравственной стороны познания окружающего мира, его богатства, красоты и разнообразия;

воспитание чувства ответственности по отношению к природе, к   людям,  понимание взаимосвязи живой и неживой природы; формирование ценностного бережного отношения к природе, к людям,  к своей   Родины;

4 часа

февраль-март

                                            Семейные традиции

Традиции, труд, генеалогическое древо, письмо себе в будущее, мои мечты и планы

обмен информацией о семейных ценностях и традициях;

просмотр кинофильмов, мультфильмов, презентаций, аудиофайлов, фрагментов кинофильмов, чтение художественных произведений,  былин, притч;

участие в творческих конкурсах, инсценировках, игровых программах, в реализации культурно - досуговых программ;

участие в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным, семейным праздникам; участие в выставках семейного художественного творчества, музыкальных вечерах;

участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства, трудовые и экологические акции, высадка растений, создание цветочных клумб;

формирование ценностного отношения к семье, её традициям;

воспитание  почтения и любви к родителям и окружающим;

знакомство с историей своей родословной, составление   генеалогического         древа;

расширение представлений о близких людях, о предках, их вкладе в прошлое и  настоящее своего края, Отечества;

повышение значения семейных, государственных ценностей;

воспитание трудолюбия, ответственного отношения к учению и труду;

формирование потребности в выполнении поручений, обязанностей, посильной помощи;

4 часов

Март-апрель

«Коммуникативные навыки общения»

Возрастные комплексы, конструктивное общение, межличностная толерантность, командообразующие технологии (сплочение коллектива)

просмотр кинофильмов, мультфильмов, презентаций, аудиофайлов, фрагментов кинофильмов, чтение художественных произведений,  былин, притч;

участие в творческих конкурсах, инсценировках, игровых программах, в реализации культурно - досуговых программ;

психологические тренинги в малых группах, изучение личностных качеств, развитие коммуникативных навыков;

презентации учебных и творческих достижений обучающихся.

формирование  умения свободно общаться в типовых ситуациях повседневности;         развитие коммуникативных способностей, умения говорить, слышать     и         слушать  собеседника;    выработка оценочных моральных принципов, представлений; воспитание уважения к личности человека, его правам и свободам,  обязанностям и ответственности;

4 часов

Апрель-май

Основная литература:

  1. Д.Лессинга «Игры для занятий по нравственному воспитанию и творческому развитию детей»,2006г.
  2. Хрестоматия для внеклассного чтения, 2 класс, М., Самшит –издат,2006
  3. Программа факультатива «Этика.Азбука добра», Хомякова И.С.,Петрова В.И.
  4. Программа интегрированного элективного курса «Нравственное здоровье человека», Хотнянская Н.В.,Гаврилова В.Е. МАОУ СОШ № 30 г.Тюмени.
  5. Кутеева И.Н., журнал «Психология и школа» №3,2006г. «Программа коррекционно-развивающих занятий для детей с высоким уровнем агрессивности и враждебности».

Педагог-психолог

МАОУ СОШ № 43 города Тюмени                                                                                                     Н.В.Курманова